Left.ru __________________________________________________________________________


Дмитрий Якушев

РОССИЯ БЕЗ НТВ

"Россия без НТВ" - именно так назывался экстренный выпуск программы "Итоги", вышедший в прямом эфире 3 апреля, сразу же после проведенного Газпромом собрания акционеров НТВ, утвердившего власть газового монополиста над этим телевизионным каналом. На прямой эфир собрался журналистский коллектив и цвет российской "демократической общественности". А затем в течение нескольких часов зрители могли наблюдать захватывающую драму.

Началось действо очень бойко. Заводилы, в числе которых, кроме верхушки НТВ, оказались редактор "Новой газеты" Муратов, журналист Евгения Альбац и некоторые другие либерал-экстремисты, пытались вести себя примерно как в августе 91: никаких компромиссов, путч не пройдет, построим баррикады и будем стоять насмерть. Зал, где основную массу составлял средний и рядовой состав НТВ, послушно аплодировал радикальным речам. Могло показаться, что НТВ - действительно коллектив единомышленников, готовых броситься в бой за демократию, реформы и свободу слова. Но очень быстро эта иллюзия рассеялась. И как ни странно, первым в диссонанс заговорил лидер Союза правых Борис Немцов.

Фактически Немцов предложил сохранить коллектив и продолжать борьбу за свободу слова и демократию под началом уже нового руководства. Зал стих, аплодировать подобному предложению не решились, хотя позже выяснилось, что значительная часть среднего и рядового состава НТВ думает примерно так же. Спасать положение кинулась Альбац, произнесшая пламенную, но бестолковую речь о моральных принципах и обвинившая Немцова в "соучастии в подлости". "Нельзя пускать на канал человека с плохой репутацией, это бесчестно" - витийствовала Альбац, имея в виду Йордана. Можно подумать, что у Гусинского хорошая репутация. Еще недавно Гусь любил повторять, что главное для него "делать деньги" и что телевидение - это организация с военной дисциплиной. 

Альбац ситуацию не спасла и дальше пошло-поехало. Первым прорвало журналиста по имени Борис, сказавшего "очень хочется еще поработать" и добавившего "мы не революционеры, мы не должны строить баррикады". В последующие дни на экране самого свободного телевидения Бориса уже не было. Взявшая снова микрофон Альбац, обвела глазами зал и с угрозой в голосе спросила: "Ну, кто еще хочет поработать?". В этот момент она была похожа на комиссаршу времен гражданской войны, пытающуюся подавить бунт в разложившемся подразделении. Но ропот продолжался. Рядовые сотрудники НТВ очень напоминали солдат-крестьян времен той же гражданской, вздумавших бунтовать и набирающихся смелости друг от друга; сказал один, сказал другой, а дальше всем миром. Еще целый ряд работников НТВ, включая и известного диктора Максимовскую фактически поддержали Бориса. Идти на баррикады за Киселева, Гусинского, Тернера и свободу слова нтвэшные массы явно не рвались. Действительно, зачем рядовому оператору или корреспонденту бросаться на амбразуру? Вдруг победит Газпром, а тогда ведь можно и работу потерять. А что потом? В отличие от людей уровня Киселева у них нет миллионов и их не ждут на Западе в качестве политических беженцев. Все вакансии борцов за демократию в России давно заняты. Да и истинную цену свободе слова эти люди хорошо знают и, вероятно, только посмеиваются про себя. Словом, побудить сотрудников НТВ к массовому самопожертвованию не получилось. В итоге редактор "Новой газеты" Муратов даже назвал мерзавцами многих присутствующих в этом зале. А за что, собственно?

Вообще, бросалось в глаза наличие группы радикалов, тужащихся раздуть чуть ли не новую "демократическую революцию" и упорно пытающихся подвигнуть к самым решительным действиям рядовых сотрудников НТВ. В качестве радикалов выступали Киселев, Альбац, Муратов, Шиндерович, Дибров. Но только круг "революционеров" оказался слишком узок, возможно, потому, что уровень доходов у них слишком высок и сильно отличается от доходов остальных сотрудников НТВ. Складывалось впечатление, что это группа как на аркане тянет остальную массу, подстегивая ее, запугивая, пиная ногами. Масса ропщет, но пока идет. Послушание массы достигается еще и постоянными упоминаниями Теда Тернера, который вот-вот придет со своими миллиардами и всем тут покажет "кузькину мать". Киселев, как страшным судом, пугает всех окружающих и в первую очередь своих работников Тернером. Во многом "единство журналистского коллектива НТВ" скрепляется заграничной поддержкой. Тернер присылает обращения к коллективу. В разгар кризиса НТВ посетил посол США, отказавшись затем рассказать о цели своего визита. Хотя цель и так ясна. Киселев теперь может вещать: за нами США, за нами CNN с Тернером, за нами вся мировая демократия, а против нас лишь Газпром и жулик Кох. Рядовым журналистам НТВ не позавидуешь: победит Газпром, выкинут с работы за поддержку Киселева, победят Киселев с Тернером, выкинут с работы за поддержку Газпрома. А ведь хочется работать и получать зарплату.

Познер и Петровская жаловались на отсутствие поддержки НТВ со стороны журналистов других каналов. Что ж тут поделаешь? НТВ так долго называли сами себя самыми лучшими, талантливыми, свободными, что сегодня в журналистском сообществе даже молчаливой поддержки нет, а вот злорадства хоть отбавляй. 

В запале проболталась адвокат НТВ госпожа Любарская, объявившая, что политику определяет не журналист, а собственник. Очень правильно сказала Любарская, но вот только НТВ долго пытается всех убедить в обратном. У них, мол, все не так. А уж господин Тернер спешит стать собственником НТВ вовсе не для того, чтобы определять политику канала. А для чего тогда?

Явлинский произнес заготовленную эмоциональную речь о полицейском государстве, но вот на баррикады не позвал и ничего конкретного не предложил, чем очень расстроил Киселева.

"Что же нам делать, Григорий Алексеевич? Вот завтра придут, будут таблички менять на кабинетах" - вопрошал Киселев с видом ученика брошенного и обманутого собственным учителем. "Ну, придут" - отвечал Григорий Алексеевич с видом человека, "умывшего руки". 

С выставленного в студии большого экрана появился Михаил Горбачев и в привычных обтекаемых формах выразил свою "озабоченность". Киселев поблагодарил Горбачева за "прямую и неоднозначную поддержку". 

Передача окончилась, а затем началась фирменная нтвэшная истерика, растянутая на много дней. Смотрелось это все дико. Сочетание разговоров о конце демократии, гибели России, возврате к 37-му году с рекламой какой-нибудь дурацкой жвачки или памперсов. НТВ же додумалось в эти дни снять все программы с эфира, оставив только политистерику и… рекламу. Потрясающее сочетание. Борцы за свободу слова и демократию не забывают о заработках даже в момент гибели всех их ценностей. А может именно в этой рекламе и заключаются все, так называемые демократические ценности?

В период скандала вокруг НТВ люди узнали очень много интересного о том, как и кем делается политика в России. Конкурирующие группировки раздели друг друга до гола и даже показали внутренности. 

Хваленый коллектив НТВ все-таки раскололся. Ушла Миткова, а Леонид Парфенов один из самых популярных журналистов НТВ даже написал открытое письмо Киселеву, из которого можно узнать о порядках, царящих в этом средоточии демократии. Несмотря на то, что письмо Парфенова получило широкое распространение трудно удержаться от цитирования:

"Ты (Киселев - Д. Я.) держишь людей за пушечное мясо, пацаны у тебя в заложниках… На нашем восьмом этаже, из окна которого развевается флаг НТВ, нет уже ни свободы, ни слова. Я не в силах больше слушать твои богослужения в корреспондентской комнате - эти десятиминутки ненависти…"

Потрясающий групповой стриптиз был устроен верхушкой НТВ с одной стороны, и Кохом - с другой, в передаче "Глас народа", вышедшей в прямом эфире 6 апреля. Даже людям, знакомым с изнанкой российской политики, от лившейся грязи становилось не по себе. Вроде бы собрались говорить о высоком: демократии, свободе слова и прочих ценностях, а получилось примерно следующее.

Кох. Вы украли у Газпрома миллиард долларов, где миллиард, мне никто не может сказать, где мой миллиард, а у нас 46% акций. Ваше руководство потратило деньги на дачи в Испании и квартиры в Лондоне. 

НТВ. А ты сам взяточник. Работая в Госкомимуществе брал взятки и собирался брать 3% с любой сделки.

Кох. Мне Гусинский предлагал взятку за "Звязьинвест", а я не взял, потом вы меня с грязью смешали, вытащили "дело писателей".

И так больше двух часов. Эдуард Сагалаев вынужден был прокричать: "Прекратите, люди перестанут верить журналистам". Эх, хорошо было бы.

Тем не менее, 7 апреля митинг в поддержку НТВ в либерально-яблочной Москве собрал довольно много народу. Очевидно, что существует слой людей, безусловно, верящих НТВ и легко поддающихся манипулированию. В основном это мелкобуржуазные слои, крайне антикоммунистически настроенные, легко поддающиеся запугиваниям угрозой возврата коммунизма. Удивительно, но Путин с Кохом на митинге в поддержку НТВ проходили как коммунисты, желающие забрать свободу, свободу собственника. Мелкие буржуйчики со страхом и надеждой смотрели на своих лидеров. На митинге присутствовали представители Белорусской либеральной оппозиции. CNN - информационная дубина современного империализма, вела трансляцию митинга в прямом эфире.

Очевидно, что руководство НТВ решило идти по пражскому варианту, а возможно ситуация будет развиваться и дальше по югославскому, либо украинскому сценарию. Правда, позиции "партии НТВ" внутри России не так сильны. Это показал и митинг 7 апреля. Колода выступавших довольна бедна: Явлинский, Альбац, Политковская. Не было даже Немцова, и других лидеров СПС. В этих условиях пришлось вытаскивать на трибуну Новодворскую. 

Еще в сентябре 2000 г. Лефт.ру писал, что противостояние правящих группировок может вылиться на улицы. Вот цитата из статьи "Термидор контрреволюции, Путин и коммунисты":

"Вполне вероятно, что борьба капиталистических группировок будет обостряться и даже выйдет на улицы. Во всяком случае, и мэр Москвы во время борьбы за ТВЦ, и Гусинский во время первых «наездов» на НТВ уже собирали митинги, уже пытались обратиться за помощью к народу. Как бы ни боялись все эти господа собственного народа, они все-таки могут попытаться его использовать. В этом случае коммунистам нельзя будет отсиживаться. В период острых кризисов политическая активность, сознание людей растут очень быстро. Коммунисты обязаны это использовать.

Думается, что в этих условиях основная задача коммунистов - разъяснять людям сущность обеих капиталистических группировок. Мы должны будем сделать все, чтобы с одной стороны не дать губернаторам разорвать Россию, с другой - не дать путинцам оболванить народ и продолжать его грабить уже под соусом "единения и сплочения нации", необходимости восстановления великой России."

В России разворачивается серьезный политический кризис, спровоцированный борьбой капиталистических группировок, условно: сепаратистско-прозападной (НТВ) и лжепатриотической (Путин). Ставка в этой борьбе - Россия. А где коммунисты или другие левые? Увы, их пока нет. А это значит, что левая политика в современной России просто отсутствует. 

Что ждет Россию в результате победы партии НТВ, можно видеть на примере Югославии. Очень может быть, что партия власти в ответ начнет выводить на улицы "путинское большинство", которым нас всех так долго пугают. И что же дальше? 

Долой Киселева и Коха, Медиа-Мост и Газпром, телевидение под контроль народа, хочешь свободы слова, будущего для своих детей - борись за социализм! 
 

Ваше мнение