Left.ru __________________________________________________________________________


Татьяна Апарина

ПРЕДАТЕЛЬСТВО 

…И лошади несутся по стерне,
Но что тебе святая цель, 
Когда пробитая шинель
От выстрела дымится на спине...

Ещё осенью прошлого года кировские организации РКРП и КПРФ начали вести консультации о предстоящих выборах. Сергей Сальников в этой игре не принимал участия. Он просто пришёл в обком РКРП и сказал, что обязательно будет участвовать в выборах по 25-му округу. Во время консультаций руководители кировской КПРФ предлагали выставиться по 25 округу первому секретарю РКРП - Туруло Валерию Николаевичу (они не сомневались в участии Сергея в выборах и ставили своей задачей противопоставить ему кого-нибудь для оттяжки голосов). К чести Туруло, он отказался, сказав, что по этому округу идет Сальников.

Тогда КПРФ выставила своего секретаря горкома, некогда рабочего с "Авитека", затем секретаря парткома КПСС данного же завода Женихова. По 13 городскому округу, входящему в областной округ Сальникова, шёл поддерживаемый Сергеем рабочий-железнодорожник Востриков, от него Сергей и узнал, что РКРПшные бабушки агитируют по его округу за Женихова. 

Всё стало окончательно ясно 17 марта, когда РКРП и КПРФ провели совместный митинг, на котором выступали,  взаимно поддерживая своих кандидатов и крича, что только те кандидаты, что поддержаны этими партиями и есть коммунисты - "истинные защитники  трудового народа". 

В этот же день появилась и кировская бесплатная рекламная  газета "Презентация", которая распространяется в каждую квартиру, на первой  полосе была агитация за губернаторское "Возрождение" в том числе и за прошедших по округу Сальникова Ануфриева и Зорина, а на второй - агитация за "единый блок коммунистов", поддержанный двумя обкомами: КПРФ и РКРП, по 25-му  округу значился "единый коммунистический" кандидат Женихов, о Сальникове, само собой, не было и речи. 

Против Сергея избрали весьма действенную тактику замалчивания, лишения возможностей для общения, поэтому походы по квартирам и небольшим трудовым коллективам типа детских садов, больниц, - были его единственным средством агитации.

В организации этой блокады сложился и прошел проверку на прочность единый блок коммунистов из КП РФ и РКРП и местных властей. Но если для КП РФ теплые отношения с буржуазией всех сортов давно уже стали нормой, то от РКРП, в программе которой до сих пор записана задача «установления политической власти рабочего класса (диктатуры пролетариата)» и лидеры которой изредка позволяют себе критиковать соглашательскую сущность руководства КП РФ, казалось бы, следовало ожидать другой политики. 
Но - увы и ах.

Некоторые наблюдаемые разрозненные факты выстраиваются в одну цепочку и наводят на мысль, что «кировский эпизод» РКРП не был случайностью. 

В Кирове один к одному повторилась ситуация годичной давности, когда в Астрахани во время выборов в Государственную Думу РФ по 61-му одномандатному избирательному округу астраханские трудящиеся выдвинули кандидатом сопредседателя астраханской «Защиты» Олега Шеина, а астраханская организация КП РФ, чтобы оттянуть голоса, выставила конкурентом Шеину первого секретаря обкома Арефьева (несмотря на то, что тот был включен и в партийный список, по которому в конце концов и прошел в Думу, потерпев поражение по одномандатному округу). На многочисленные просьбы трудовых коллективов и отдельных граждан снять свою кандидатуру, чтобы не отбирать у Шеина голоса, так ему необходимые в борьбе против ставленников местной буржуазии и властей, Арефьев не реагировал.

Лидеры же астраханской РКРП с самого начала энергично поддержали соратника Зюганова. В том числе в телеэфире во время так называемого «круглого стола», куда им никак было бы не попасть, если бы не любезное приглашение Арефьева. И никакой «пропаганды» социализма, которой РКРП традиционно объясняет свое участие во всех выборах, в том числе президентских, не было слышно. Раздавались только здравицы Арефьеву, деятельность которого, однако, за время его предыдущего срока пребывания в Госдуме ничем не запомнилась избирателям. Так, во время разговоров на улицах поражало, что большинство астраханцев не могли даже вспомнить, кто был их депутатом в прошедшие четыре года, не говоря уже об отсутствии какой-либо помощи со стороны Арефьева рабочим, борющимся против издевательского отношения к ним директоров.

Зато большинству трудящихся Астрахани было известно, что такую работу систематически вела астраханская «Защита», одним из лидеров которой был О.Шеин. Акции рабочих, объединившихся в «Защиту», отличались организованностью и упорством и гремели на всю Астрахань (забастовки, перекрытия улиц и блокировка здания областной администрации, захват заводоуправления на «Астраханьпромстрое», 100-дневный палаточный городок под окнами губернатора и т.д.). Такие решительные действия в сочетании с использованием О.Шеиным в трудовых конфликтах своих полномочий депутата Областного Представительного Собрания Астраханской области приносили рабочим успех даже в тяжелых ситуациях и несмотря на серьезное противодействие властей. 

Казалось бы, как  может партия, называющая себя Коммунистической и Рабочей, не поддержать такого человека, как О.Шеин, когда он был выдвинут трудовыми коллективами в депутаты Государственной Думы. Или такого человека, как С.Сальников, который, будучи депутатом Кировской областной Думы и оказывая помощь борьбе рабочих Кировского мясокомбината, тоже доставил немало головной боли его хозяевам и местным властям.  Ведь руководители такой партии должны понимать, что выборы, депутатство – это один из инструментов классовой борьбы, и поэтому всемерно поддерживать тех кандидатов в депутаты, которые хорошо владеют этим оружием. А Шеин и Сальников делом доказали это. 

Но факт остается фактом. В обоих случаях РКРП вполне осознанно и последовательно поддержала функционеров зюгановской партии, а не рабочих представителей.

Но, может быть, мы предъявляем к РКРП завышенные требования? Может быть, Программа этой партии предписывает ее членам оказывать поддержку не рабочим депутатам, а директорам предприятий и чиновникам? Посмотрим, что говорится на этот счет в основном партийном документе, которым должны руководствоваться как ее центральные, так и местные организации.

«…РКРП использует в своей борьбе и парламентаризм, чтобы в конце концов заменить парламенты и думы, президентов, губернаторов и мэров властью Советов. РКРП будет готовить эту смену всей своей деятельностью».

«В трудовых коллективах уже создаются очаги сопротивления и органы самоуправления (стачечные, забастовочные и рабочие комитеты, Советы рабочих, рабочие профсоюзы и т.д.), призванные стать первичными ячейками Советов. Таким образом, создание Советов, их прототипов и аналогов - будущих Советов (политических органов диктатуры пролетариата) - это практическая задача подготовки революции и восстановления Советской власти (выделено в Программе - Т.А.), а не только теоретические планы будущего государственного строительства. Задача РКРП - через свои первичные организации и с помощью средств массовой агитации и пропаганды придавать этой инициативе повсеместный характер. Одновременно следует разъяснять, что ограничение рабочего движения этой ступенью борьбы грозит низведением органов самоуправления трудовых коллективов до роли бессильных придатков буржуазных парламентов».

Как видим, в программе РКРП есть прямое указание на то, что создание и поддержка рабочих комитетов и рабочих профсоюзов является практической задачей партии, по подготовке революции и восстановлению Советской власти, и что на поддержку очагов сопротивления и органов самоуправления надо направить силы повсеместно.

При этом руководителям астраханской организации РКРП, да и лидерам всей партии было хорошо известно, что рабочим комитетам астраханской «Защиты» в самых пиковых случаях, когда собственники предприятий подводили их под умышленное банкротство, удавалось установить реальный контроль над предприятием, его финансово-хозяйственной деятельностью, то есть сделать пусть и небольшой, но шаг к более высокой ступени организации рабочего класса, к тем самым Советам, о которых идет речь в программе РКРП.

Тем не менее РКРП не поддержала О.Шеина, выдвинутого в Госдуму астраханской «Защитой», то есть организацией, которой удается НА ПРАКТИКЕ достигать таких результатов.

Более того, когда в августе 1999 года решался вопрос о составе головной части списка избирательного объединения «Коммунисты – Трудовая Россия – за СССР», руководство РКРП наотрез отказалось включить в него кого-то из рабочих лидеров астраханской организации «Защиты», одной из самых сильных в Объединении МОРП «Защита труда», хотя предлагалось несколько достойных кандидатур.

Вместо поддержки на выборах лидеров рабочих профсоюзов, РКРП пошла на открытый союз с их конкурентами, а точнее, противниками рабочего класса - если учесть, что 
КП РФ не только не ставит задачи установления диктатуры пролетариата, но как черт ладана боится даже упоминания этих слов в своей партийной программе, но зато призывает к укреплению государственности (нынешней, буржуазной!) и приглашает в свои ряды всевозможных «национально ориентированных предпринимателей». 

То, в каком качестве и зачем КП РФ нужны рабочие, прекрасно изображено в статье В.Шапинова «Зюбатовщина» в 7-м номере Лефт.ру от 22 октября 2000 г, рассказывающей об организованном КП РФ так называемом «съезде трудовых коллективов» 
http://www.left.ru/2000/7/plain/kprf.html 

А вот еще откровение:

"Может быть, все предлагаемое президентом будет похоже на гайдаровскую революцию №2. Но мы договорились - без революций!"
                                                                                                                    Г.А. Зюганов

Такая "цитата дня" висит сейчас на официальном сервере КП РФ – это чтоб уж никто не сомневался в способности коммунистов договариваться с руководителем буржуазного государства, а также их неприятии революции, и не только гайдаровской, но и любой - не сомневайтесь… Об этом на сайте КП РФ можно прочесть не раз и не два.

И с этим стратегическим «партнером» у РКРП нашлось больше общего, чем с рабочими лидерами Шеиным и Сальниковым, за спиной которых трудовые коллективы, доверяющие им..

В чем же причина такого явного противоречия действий руководства РКРП ее Программе? Может быть, разгадка этого кроется в следующем положении Программы:

«…ведя экономическую борьбу, рабочий класс под руководством коммунистов должен готовить себя организационно и политически к взятию власти в свои руки». 

Может быть, дело в том, что под «коммунистами» руководители РКРП понимают только членов своей партии? Осмелюсь утверждать, что скорее всего, это так, поскольку слышала от Б.Ячменева и других членов ЦК буквально  следующее: если человек коммунист, то он непременно должен состоять в РКРП, «единственной вечно самовозрождающейся коммунистической партии» (цитата),  а если он в ней не состоит, значит, он не коммунист и - более того - этим позорным фактом раскалывает и подрывает коммунистическое движение.

Вот так. Значит, не важно, что человек делает, важно, под какой вывеской. Понятное дело - Шеин и Сальников не являются членами РКРП…  И, значит, и руководство осуществлять рабочими не могут, а если осуществляют, то не то, которое нужно... РКРП.

Такое своеобразное представление об отношении коммунистов к рабочему классу:  что он должен, нет, прямо-таки обязан «под руководством коммунистов готовить себя организационно и политически к взятию власти в свои руки», - в жизни зачастую оборачивается отказом партийцев от поддержки борьбы тех беспартийных рабочих, которые еще не доросли до «осознания» этой «истины». Но тут возникает взаимность: такие рабочие не горят желанием стройными колоннами идти в такую партию.

Вот и получается, что РКРП в лице ее руководителей – российского и регионального уровня - предала не Шеина, и не Сальникова. Выступив против людей, способствующих организации и политическому развитию рабочего класса, РКРП предала СВОЮ ПРОГРАММУ, свои цели и задачи. И тех ее рядовых членов, которые вступали в эту организацию потому, что искали альтернативу прозябанию в КП РФ, даже отдаленно не напоминающему борьбу за коммунизм.

Но что они видят здесь? РКРП, выступая на словах за размежевание с КП РФ, на деле оказывается ее верным союзником и противником рабочего движения. И не в первый раз. Половинчатую и межеумочную позицию, например, занимал ЦК РКРП и во время последних президентских выборов, разрешив каждому члену партии по его усмотрению «поддерживать или не поддерживать» Зюганова, но запретив агитировать и голосовать «против всех». 

И это та партия, в программе которой записано:

«Восстановление принципа диктатуры пролетариата в стратегии и тактике коммунистической партии является обязательным условием для успешной борьбы в современную эпоху.
Это также предполагает необходимость постоянной борьбы в коммунистическом движении со всякого рода проявлениями оппортунизма, реформистскими тенденциями и теориями возможности построения рыночного многоукладного социализма в условиях некоего политического плюрализма, выдаваемого за народовластие, с концепциями гражданского согласия и устойчивого развития методом вхождения конструктивной оппозиции в буржуазные органы власти и т.д. Носителями этих теорий и тенденций в основном являются выходцы из руководства КПСС времен так называемой перестройки, которые в настоящее время для затушевывания классовой сущности все тех же рыночных реформ на первый план выдвигают идеи национально-государственного патриотизма, совпадения классовых интересов трудящихся с задачами национально-государственного развития при имеющемся политическом строе и прочее».

Все слова, слова, слова...Что называется, от чего ушли, к тому и пришли.
При этом приходится с грустью признать, что от них, простых партийцев, политика РКРП в целом не зависит, почти точно так же, как и в КП РФ. И тут есть одна опасность, которую должны учитывать те наши товарищи из РКРП, которые действительно являются коммунистами и обеспокоены складывающейся в партии ситуацией.

Сейчас, при укреплении буржуазной диктатуры, становится ясно, что правительству недостаточно «приручить» одну КП РФ. В ожидании надвигающегося обострения  социальных противоречий власти наверняка будут стремиться нейтрализовать даже зародыши радикального левого движения. Делаться это будет, видимо, двумя способами: репрессивным (типа «дела НРА») и мирным. Это означает, что следует ожидать попыток тихо, но зато более надежно подчинить и поставить властям на службу РКРП - наиболее радикальную по своей программе – среди «больших» левых организаций. И возможно, для этого будет использовано влияние КП РФ на верхушку РКРП. 

Сумеют ли рядовые коммунисты из РКРП уберечь свою партию от такого воздействия и добиться проведения ею политики, соответствующей ее программе и интересам рабочего класса? Видимо, это станет ясно очень скоро, когда коммунистам придется перестраивать свои ряды в боевые порядки и отбивать атаки буржуазного государства. 
И хорошо, чтобы во время этого боя не было выстрелов в спину…
 

Ваше мнение