Left.ru __________________________________________________________________________


Елена Путивцева
Наши люди в Голливуде

Похоже, всемирно известную фабрику грез в наступившем году опять ждут массовые волнения. Опять, потому что уже прошлый первомай многие работники Голливуда отмечали вполне по-пролетарски – демонстрациями, митингами, собраниями, пикетами, листовочной кампанией. И нельзя сказать, чтобы все они были убежденными сторонниками левых идей (хотя таки наверняка есть), просто, что называется, жизнь вынуждает. В феврале прошлого года рекламодатели отказались пойти на повышение оплаты артистам, занятым на съемках рекламных роликов. И даже напротив, попытались снизить ставки. Долгие переговоры ни к чему не привели. И тогда оказалось, что работники Голливуда это в большинстве своем совсем не богема, ведущая беззаботный и неупорядоченный образ жизни по принципу “каждый сам себе хозяин”,  а скорее хорошо организованный пролетариат американской фабрики грез. 

Во-первых, условия труда и его оплаты  не были отданы на откуп работодателям. Все переговоры на эту тему велись не индивидуально  каждый за себя, а между представителями рекламной индустрии и профсоюзных объединений работников кино. Коллективный трудовой договор почти всегда выгоднее для работника чем индивидуальный. Он ограничивает возможности маневра для хозяев, не позволяя снижать расценки на оплату труда. В то время, как индивидуальный договор открывает широкие возможности нанимателям диктовать работнику свои условия. 

Во-вторых, рекламодатели вынуждены были пойти на переговоры с профсоюзами, потому что Гильдия артистов кино и Американская федерация артистов телевидения и радио объединяет не много не мало 135 тысяч работников этой профессии. Это наиболее крупные и влиятельные профсоюзные объединения, и работодатели вынуждены с ними считаться. 

Как оказалось, эти профессиональные союзы представляют собой реальную и хорошо организованную силу. Как только стало известно, что переговоры закончились ничем, восточные секции обоих профсоюзов незамедлительно и единогласно приняли решение о проведении забастовки 1 мая 2000 года. Вскоре их поддержали западные секции, также единогласно. И  рекламодатели столкнулись с реальной угрозой бойкота по всей территории Соединенных Штатов. 

Эта забастовка стала крупнейшей в Голливуде за последние 12 лет. В 1988 году эти же объединения провели массовую акцию протеста, и направлена она была как и в прошлом году против тех, кто снимает рекламные ролики. 

В том же 1988 году состоялась и пятимесячная забастовка, объявленная Американской гильдией сценаристов. На тот момент она считалась самой долгой в истории противостояния работников и хозяев американской индустрии развлечений. Однако прошлогодняя акция побила ее рекорд. 

Забастовка сразу привлекла к себе внимание и вызвала симпатии коллег по обе стороны Атлантики. Поддержали протест Том Хенкс и Джон Траволта. Такие звезды как Ричард Дрейфус, Вильям Болдуин, Эллиот Гоулд, Том Селлек и Гарри Хамлин не просто выразили поддержку, а лично приняли участие в митингах и собраниях своих бастующих коллег. На процедуру вручения ежегодной премии американского телевидения “Эмми” известные на всю страну телезвезды  Майкл Фокс и Джек Леммон надели золотистые ленточки, выразив тем самым поддержку бастующим товарищам по классу. Дважды лауреат премии Оскар (последний раз за лучшую роль в фильме “Красота по-американски”) Кейвин Спейси, человек, прямо скажем, не бедный, пожертвовал в фонд бастующих 100 тысяч долларов США. В своем заявлении он объяснил это просто: “Нужно помнить, что 80% членов американской гильдии актеров получают меньше 5 тысяч долларов в год. Не зная этого, публика думает, что все артисты состоятельные люди”. Уже в начале лета фонд поддержки бастующих составлял не менее 500 тысяч долларов, через два месяца эта сумма превысила 700 тысяч, а осенью была уже больше 900 тысяч. Самый крупный вклад внес Николас Кейдж. Он пожертвовал на борьбу 200 тысяч. Все эти деньги ушли на то, чтобы материально поддержать актеров, участвующих в забастовке. Однако производители рекламы не собирались идти на уступки и перешли от выдвижения ультиматумов к прямым угрозам и давлению. Представители работодателей начали заявлять, что оба профсоюза “рискуют оказаться вне производственного процесса, если не примут выдвинутых им условий”. “Если они (профсоюзы) не поддержат попыток модернизировать систему контрактов, наше продуктивное сотрудничество…будет окончено”, - поспешили заявить представители рекламных компаний. 

Более конкретно речь шла о том, чтобы привлекать к съемкам рекламных роликов тех, кто не состоит в профсоюзах, и об организации съемок за пределами США, например, в Европе. Проще говоря, о найме штрейкбрехеров. 

Нельзя сказать, чтобы желающих на эту роль совсем не оказалось. Несмотря на запрет членам профсоюза сниматься в рекламных роликах, британская актриса и модель Лиз Херли, известная по двум фильмам Остина Пауэла, летом появилась на экране, рекламируя косметику американской фирмы Estee Lauder. Реакция профсоюза была оперативной. Премьера ее очередного фильма в США была омрачена многочисленными пикетами, где модель обвиняли в штрейкбрехерстве. На киноафишах с портретами Херли по всей стране красовались яркие надписи «штрейкбрехер». Теле и радиоведущие, сочувственно относившиеся к забастовке, в своих программах вполне недвусмысленно высказывались на ее счет. Актрисе пришлось долго объясняться.  Съемки проходили в Англии, и в оправдание Херли ссылалась на то, что ей не было известно о забастовке, так как она все это время находилась за пределами США. Актриса принесла свои публичные извинения и внесла в кассу бастующих 25 тысяч долларов. Однако «откупиться» ей не удалось, и, несмотря на то, что отснятый ролик не будет показан в США, Гильдия американских актеров не отступилась от намерения рассмотреть дело провинившейся. Ей грозили дисциплинарные взыскания и возможное исключение из профсоюза. Однако закончилось все штрафом. 

Листовками весьма неприятного для себя содержания, к тому же разбросанными по всему городу, были встречены в Лос-Анжелесе  футболисты Курт Ворнер и Террел Дейвис, когда они вопреки решениям своего профсоюза о поддержке забастовки приехали на съемки рекламных роликов. Моральное давление со стороны бастующих оказалось настолько сильным, что даже всемирно известный легкоатлет Майкл Джонсон и звезда баскетбола Шакил О’Нил, также нарушившие решение о неучастии в съемках рекламы, вынуждены были оправдываться, ссылаясь на то, что их заставили пойти на этот шаг кабальные условия контрактов. А чем активнее компании привлекали штрейкбрехеров, тем с большей силой получали они ответный удар от бастующих. Особенно досталось таким гигантам как «Nike», «Coke», «Ford» и «Procter and Gamble».

Как бы там ни было, а благодаря хорошей организации и сплоченности актеры забастовку выиграли. Убытки от ее проведения составили 125 миллионов долларов. И рекламодателям пришлось пойти на уступки. Условия профсоюзов после шестимесячной борьбы были в конечном итоге приняты. 

Наступил новый год, и уже не за горами май – время заключения коллективных договоров. И в Голливуде опять попахивает беспорядками. Американская гильдия сценаристов уже выставила список из 42 требований, направленных в основном на «расширение творческих прав» своих членов. Президент одной из секций этого профсоюза Джон Велс, известный читателям по своей работе над знаменитым сериалом «Скорая помощь», полагает, что «сценаристы могут быть очень полезны на съемочной площадке, ведь они лучше всех знакомы с сюжетом». По общему признанию, последние события наглядно демонстрируют степень напряженности трудовых отношений в американской индустрии развлечений. Но они также показывают и важность организации для победы. И пусть пока борьба пока носит чисто экономический характер, это важный шаг в правильном направлении.
 
 
 
 
 
 

Ваше мнение