Left.ru __________________________________________________________________________
 

Татьяна Апарина

"Танцующая в темноте" идет с аншлагом

Вернулась из киноклуба, где показывали фильм "Танцующая в темноте". Еле попала на него. Этого я никак не ожидала. Пришла прямо перед началом сеанса, зал на 250 мест был полон, а тем, кому не хватило билетов, оказалось еще человек тридцать. Мне удалось проникнуть в зал только благодаря тому, что я представилась администратору корреспондентом еженедельника Лефт.ру. Сидела на приставном стуле. 

И что меня еще удивило и обрадовало - 90 % зрителей были молодые люди. С хорошими, живыми лицами. Это не какие-нибудь интеллигентствующие снобы - дети чиновников или "новые русские". По виду - студенты и служащие. Откуда они взялись?

Фильм действительно потрясающий. Сделан он так талантливо, что нет и тени агитки, но к концу фильма даже у совершенно аполитичного человека не может не возникнуть ощущение, что героиня фильма погибает отнюдь не в результате судебной ошибки или стечения обстоятельств. Нет - на Сельму вместе с темнотой надвигается безжалостный каток системы устройства жизни, а затем и судебной машины. И чем дальше - тем все меньше и меньше остается у Сельмы выбора. Сначала она работает в две смены на заводе и берет работу на дом, чтобы скопить денег на операцию сыну, потом, когда сосед-полицейский крадет ее сбережения и затем вынуждает и даже просит ее застрелить его, она это делает, отчаянно борясь с собой, и наконец, отказывается от услуг адвоката, который один только может обеспечить отсрочку исполнения приговора, но оплатить его услуги друзья Сельмы, такие же рабочие, как и она, могут только если израсходуют на это деньги, которые таким трудом и такой ценой собрала Сельма на операцию сына. И она делает последний логический шаг, отказываясь от услуг адвоката, а значит и пересмотра ее дела. 2056 долларов и 10 центов - цена жизни в обществе, которое все любит считать. 

И все происходит на наших глазах - вплоть до последнего мига жизни Сельмы. Вот это действительно гиперреализм, о котором писал А.Цветков в рецензии на этот фильм.

И еще меня потряс "гуманизм" американской цивилизации, состоящий в том, что при смертной казни человека присутствуют близкие ему люди, которые наблюдают за всем, сидя в креслах, как в театре, - правда, через стекло. А после того, как осужденный проваливается в люк и все кончено, надзиратели занавесочки задергивают перед зрителями перед тем, как снимать труп с доски. Но черт его знает, может, и правда, это вершина гуманизма? Когда Джеф, любящий Сельму, спрашивает ее, можно ли ему присутствовать в тот момент, она отвечает, что если он сможет это вынести, то она хотела бы, чтобы он пришел. Нет, по мне
не дай бог такого "гуманизма". Как же можно просто сидеть, смирившись с тем, что на твоих глазах убивают близкого человека? Даже в самом том, что это обсуждается и воспринимается Сельмой и Джефом как нечто возможное, нормальное, - уже есть что-то запредельное.

Думаю, что подобные ощущения возникли у большинства зрителей. Зал смотрел фильм на одном дыхании, было слышно, как некоторые плакали.

После окончания фильма я стала раздавать маленькие рекламки Лефт.ру с анонсом рецензии А.Цветкова, которые я заготовила в количестве 100 экз. и 75 экземпляров распечатки самой рецензии, так как ведь не у всех есть интернет.

И очень пожалела, что не сделала 200 экземпляров рецензии - ее расхватали, как горячие пирожки. Причем выяснялось, что у очень многих есть выход в интернет. Правда, маленьких рекламок успела раздать только 40 штук - не хватало рук, поток выходящих из зала был довольно плотный.

Был еще один интересный момент. Когда уже на улице, на крыльце кинотеатра я заговорила с несколькими молодыми людьми про наш сайт, то одна девушка сказала, что видела ссылку на Лефт.ру, размещенную на сайте film.ru . Я предложила ребятам, если они что-нибудь сами пишут, присылать нам свои заметки, очерки. Один парень сказал, что попробует что-нибудь прислать.

И еще я полагаю, что очень немногие из посмотревших фильм дойдут сами до глубинного понимания замысла Триера и тем более его классовой интерпретации, которые даны в рецензии Цветкова. Такие фильмы - это прекрасный повод для разворота людей влево и поиска наших новых читателей и, возможно, авторов. Но для этого нужно использовать такие мероприятия на полную катушку - то есть, во-первых, писать рецензии, подобные той, что написал Цветков, а во-вторых, доводить ее до людей в печатном виде с адресами и ссылками на Лефт.ру. - можно оставлять такие рекламки в интернет-кафе, в вузовских библиотеках, в городских и областных библиотеках, то есть там, где есть еще молодежь читающая и думающая. Да и в библиотеках все время проводятся какие-то читательские конференции, семинары. Если мы, члены редакции и сочувствующие нам люди, займемся такой работой, то я думаю, сможем существенно расширить круг наших читателей и именно за счет молодежи, от которой будет зависеть многое.

В общем, это хождение Лефт.ру "в народ" меня воодушевило. Если на Западе еще снимают такие фильмы, а у нас он идет с аншлагом и его смотрят молодые люди,
значит, еще не все потеряно.

Обсудить статью на форуме