Left.ru __________________________________________________________________________

Правительство и ФНПР поднапряглись и составили... проект Кодекса принудительного труда

Заключение на проект Трудового кодекса Российской Федерации,
составленный согласительной комиссией Госдумы

Проект Трудового Кодекса РФ, составленный согласительной комиссией, ликвидирует основные права и свободы работника.

1.    Ликвидируется закрепленное в статье 55, п. 2 Конституции РФ право на неухудшение правового положения граждан.
Статьей 5 п. 3 проекта запрещается умаление или отмена только "трудовых прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации". Тем самым проект санкционирует ликвидацию всех остальных законодательно установленных трудовых прав. Законодательное установление трудовых прав подменяется в проекте актами о труде, издаваемыми работодателями (статьи 8, 22). Статья 12 проекта обязывает работников выполнять незаконные нормативные акты работодателей до тех пор, пока их незаконность не будет признана судом.

2.      Урезается сфера действия трудового законодательства.
В соответствии со статьей 11 требуется специальное решение суда для того, чтобы к трудовым отношениям, оформленным договором гражданско-правового характера, применялись положения трудового законодательства.

3.      Работники лишатся гарантий занятости.
В качестве оснований для увольнения в статье 81 вводятся однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей в допускающей неопределенно широкое толкование трактовке и так называемая недостаточная квалификация, подтвержденная проведенной работодателям аттестацией работника. Кроме того, любой работник в любое время может быть уволен по статье 81 под предлогом сокращения численности работников, а также под предлогом несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе. Статья 59 неправомерно и по существу безгранично расширяет перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров и соответственно резко увеличивает число случаев увольнения в связи с окончанием срока контракта. Статья 57 не содержит ограничений на установление в трудовом договоре испытательного срока, что также ведет к увеличению числа увольнений. Согласование увольнений с профсоюзами полностью исключается и заменяется учетом мнения профсоюзов, которое еще к тому же и регламентируется статьей 83.

4.      Выхолащивается право на объединение в профессиональные союзы.
У профсоюзов отбирается право на согласование с ними затрагивающих интересы работников действий администрации. Работники, состоящие в профорганизациях, не охватывающих более половины числа работников предприятия, статьями 31 и 37 лишаются прав на представительство их интересов теми профсоюзными организациями, в которых они состоят. Согласно статье 31 вопрос о представительстве своих интересов решает не сам работник, а другие лица.

5.      Ликвидируется свобода заключения коллективных договоров.
Статьей 40 вводится принудительное заключение коллективных договоров, что противоречит самому понятию договора. Статья 43 ограничивает срок действия коллективного договора и позволяет прекратить его действие путем реорганизации предприятия или смены собственника. Согласно статье 52 работники штрафуются за непредоставление работодателю информации, якобы необходимой ему для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора. В соответствии со статьей 39 представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, уволены по инициативе работодателя.

6.      Уничтожается свобода труда.
Статья 52 устанавливает штрафы для работников за нарушение коллективного договора и являющегося приложением к нему трудового распорядка. Поскольку труд заключенных статьей 4 не считается принудительным, вводимый проектом принудительный труд может быть объявлен свободным, притом, что правовое положение граждан будет приравнено к положению заключенных.

7.      Уничтожается право на отдых.
Проект легализует работу за пределами нормальной продолжительности. Привлечение к сверхурочным работам допускается помимо письменного согласия работника и без согласования с профсоюзом. В тех случаях, когда работа сверх нормальной продолжительности оформлена в виде работы по инициативе работника, она не считается сверхурочной и соответственно не оплачивается в повышенном размере. Ликвидируется законодательное установление минимальной продолжительности обеденного перерыва. Устраняется запрещение работы в выходные и праздничные дни. Допускается перенос работодателем отпуска работника на следующий год.

8.      Ликвидируется право на неприкосновенность частной жизни работников.
Статья 85 вводит сбор персональных данных о работниках. Статья 86 допускает получение персональных данных о работнике у третьей стороны под угрозой последствий отказа работника дать согласие на их получение. Статья 88 допускает передачу этих данных третьим лицам. При этом статьей 85 любое использование персональных данных работника неправомерно подводится под понятие их обработки.

Анализ рассматриваемого проекта показывает, что проект со-гласительной комиссии не носит компромиссного характера, не согласуется с Конституцией РФ и нормами Международной организации труда, грубо нарушает права и свободы человека и гражданина.

Независимый экспертный совет по трудовым правам и свободам граждан Института законодательства и сравнительного правоведения Фонда Рабочей Академии

P.S. Зам. спикера Госдумы Л.Слиска намерена добиться рассмотрения Трудового Кодекса в Думе уже во второй декаде июня.

Обсудить статью на форуме