Left.ru __________________________________________________________________________

А. Лиховод

Борьба в портах
Докеры планеты против глобального капитализма

Сегодня активное организованное профсоюзное движение портовых работников охватывает практически все крупные торговые центры планеты. Профсоюзы докеров, объеденены во всемирную секцию международной федерации транспортников (МФТ) – организации объединяющей более 5 миллионов членов профсоюзов транспортных отраслей, в том числе около 600 тысяч моряков и 400 тысяч докеров. Это всемирное профсоюзное объединение осуществляет координацию действий между квалифицированными рабочими в портах США и Западной Европы и десятками тысяч плохо оплачиваемых сезонников в "морских воротах" стран третьего мира. Именно такой, "глобальный" характер профдвижения докеров и ставит их сегодня в авангард сопротивления процессам глобализации капитализма.

Глобализация против рабочих

     Ежегодный торговый оборот основных морских портов составляет более двух третей общего объема мировой торговли. Порты становятся крупнейшими центрами переработки транспортируемой продукции, а портовая зона все чаще представляет собой мощный промышленный комплекс. При этом большинство портовых центров с конца 80-х годов находятся под контролем небольшой группы транснациональных корпораций, так называемых «глобальных операторов морской торговли», среди которых основную роль играют компании P&O, Maersk/Sea-Land, Hutchison Port Holdings (Гонконг), Port of Singapore Authority Corporation, International Container Terminal Services Inc (Филиппины), и Stevedoring Services of America (SSA). Стремясь полностью контролировать процесс транспортировки и обработки грузопотока, они планомерно добиваются полной приватизации основных мировых портов, становясь их полновластными хозяевами.

С этой целью Всемирным банком и Международным валютным фондом были разработаны специальные программы «структурной перестройки» портовых зон. В результате их внедрения, как показывали недавние исследования, проведенные агенством Port Development International and Cargo Systems, на сегодня уже около 150 стран мира в той или иной форме провели приватизацию портов или серьезно рассматривают ее возможность. Компании-монополисты добиваются приватизации путем прямого экономического давления и бойкота.

Постоянное развитие портовой торговли привело к повсеместному внедрению новых технологий докерских работ. Данные МФТ свидетельствуют о том, что это техническое переоснащение уже привело к десятикратному сокращению занятости среди портовых рабочих и послужило поводом для наступления на их трудовые права. «Эти компании вводят новые методы труда и другие подходы к трудовым отношениям» – говорится в аналитическом отчете Международной федерации транспортников, – «меняются также и условия найма в портовой отрасли, причем слишком часто в худшую сторону. За последние годы многие портовые профсоюзы сообщали о снижении уровня занятости, гарантий сохранения рабочих мест, положений, касающихся техники безопасности и охраны труда, перспектив продвижения по службе, образовательных и учебных программ, заработной платы и других пособий, таких как пенсии и пособия по социальному обеспечению. В некоторых странах новые собственники начали массированные нападки на профсоюзы, в некоторых случаях им даже удалось вытеснить их из портов».

Развитие глобального капитализма приводит к повсеместному внедрению антирабочей политики монополий. Так, береговые рабочие компании New Zealand Stevedores (NZS) были вынуждены согласиться на новые, кабальные условия найма после того, как компания перешла в руки монополии SSA.  Администрация крупнейшего контейнерного порта Великобритании Филикстоу, которым владеет корпорация Hutchison Port Holdings после приватизации понизила оплату труда докеров  на 40%. В другом, тайваньском филиале, боссы Hutchison уже в самом начале приватизации уволили почти три четверти работавших докеров. Почувствовав свою безнаказанность, капиталисты принялись игнорировать профсоюзы портовиков, осуществляя прямой наем работников на условиях мизерной платы и отсутствия безопасности труда, – «чтобы осуществить фундаментальные перемены в регулировании рынка труда, международные судоходные компании и глобальные портовые компании стремились уклониться от необходимости заключения коллективных договоров на национальном уровне и даже на уровне порта», – констатирует МФТ.

 В «цивилизованной» Великобритании «работодатели» фактически приватизировали саму сферу поставки рабочей силы, используя собственные списки временных работников, прибегая к услугам частных агентств по найму или просто набирая неквалифицированных безработных. Происходит коммерциализация портовых бирж труда, одним из последствий которой является прекращение выплаты пособия по безработице оказавшимся на улице докерам. Более того, капиталисты нередко переходят в прямое наступление на боевые профсоюзные организации. В Великобритании преследования профактивистов усилились в 1989 году, после отмены Национальной программы для докеров и продолжаются до сих пор – в английских портах рабочих лидеров попросту не принимают на работу. Аналогичной тактики придерживается уже упомянутая корпорация Hutchison Port Holdings, которая, сегодня начинает «осваивать» дунайские порты Украины, – в принадлежащих ей портах по-настоящему действенные профсоюзы фактически запрещены и работают на полулегальном положении.

Сопротивление капиталу

Постоянно усиливающееся давление капитала не оставляет рабочим иного выхода, кроме сопротивления и борьбы за свои права и интересы. В этом смысле действия портовых рабочих играют особую роль в борьбе против глобального капитализма, поскольку последствия акций протеста докеров, даже одного порта, могут  ощущаться в десятках стран мира. Современные порты – место концентрации товарных потоков планеты, по сути, представляют собой уязвимое место глобального капитализма. И сознательные рабочие знают, что, при условии решительной борьбы, им вполне по силам «прижать» хозяев. Однако опыт показывает, что ощутимую победу над собственником могут принести только совместные солидарные действия профсоюзов докеров различных стран и портов.

За последние годы в портах планеты прошло несколько острых классовых конфликтов между транснациональными капиталистами и интернациональными профсоюзами МФТ. В течение двух месяцев 1998 продолжалось противостояние между членами Профсоюза моряков Австралии (MUA) и компанией Patrick Stevedores, объявившей локаут работникам нескольких австралийских портов. Профсоюз мобилизовал активных рабочих, которые захватили часть портовой зоны, и удерживали доки, несмотря на столкновения с полицией, травивших людей сторожевыми собаками. Всеобщая кампания международной солидарности и полная поддержка местного населения, проявившаяся в организации движения «Женщины портовых районов», привели к победе докеров. Корпорация была вынуждена восстановить всех незаконно уволенных рабочих. 

В августе 1999 года докеры Чили выступили с протестом против приватизации трех крупнейших портов страны, которая должна была привести к увольнению полутора тысяч рабочих и резкому ухудшению условий труда. Работу морских портов страны парализовали забастовки. Часть докеров объявила голодовку, другие вступали в столкновение с полицией, пытавшейся вытеснить их из порта. МФТ организовала бойкот судов, принадлежащих приватизировавшим чилийские порты компаниям. Как и в Австралии, бастующих активно поддерживали местные жители, и, в результате, правительство полностью компенсировало уволенным потерю работы, а затем приостановило приватизацию ряда терминалов.

Победой рабочих завершился и конфликт в российском Калининграде, где местная организация Российского профсоюза докеров в течение 1998-99 годов активно боролась против произвола дирекции порта. Хозяева пытались уволить всех участников организованной РПД забастовки, все члены профсоюза были насильно сведены в отдельные бригады с худшими условиями труда и вчетверо меньшим уровнем зарплаты, а затем 78 членов профсоюза было уволено во время трудовой аттестации. Однако акции протеста российских докеров и МФТ заставили дирекцию отменить свои незаконные решения. 

Решительный протест рабочих вызвала и попытка провокации властей против лидера питерского РПД – С. Фомичева. Во время предзабастовочной ситуации в порту он был арестован по провокационному обвинению, однако активные и своевременные действия ленинградских рабочих и профсоюза «Защита» заставили прекратить преследование активиста. Сегодня Российский профсоюз докеров занял заметное место в рабочем движении России, его деятельность резко выделяется на фоне пассивности остальных отраслевых профсоюзов РФ. 

Особо важным является активное участие РПД в кампании против правительственного КЗоТа – значительную роль в антикзотовских акциях сыграли докеры всех крупных портов России, бастовавшие под аккомпанемент портовых гудков.

Аналогичных примеров борьбы можно привести немало. Только на западном побережье США прошедшие в 1996-99 гг. забастовки докеров обошлись судоходным компаниям в 150 млн. долларов. Кроме того, американские портовики приняли самое активное участие в ноябрьских акциях протеста против ВТО в Сиэтле. И пожалуй самым важным является тот факт, что для всех протестных акций портовых рабочих характерна высокая степень солидарности к борьбе товарищей по классу, которая отражается в их практических действиях. «В целом ряде случаев докерам удавалось стать выше своих непосредственных экономических интересов и зависимости от национального законодательства и активно участвовать в успешном проведении кампаний международной солидарности», – отмечается в заявлении МФТ.

К сожалению, докеры Украины пока что не следуют примеру иностранных рабочих. На сегодня их положение является достаточно благополучным – интенсивный вывоз металлического лома и экспортной продукции металлургических комбинатов обеспечивает рабочую нагрузку черноморских и азовских портов. Тем не менее, определенные подвижки уже имеются. 

В 2000 году Профсоюз работников морского транспорта Украины и Федерация морских профсоюзов Украины впервые приняли участие в организованной МФТ всемирной кампании против так называемых «удобных флагов» (условное название практики приписки судов к портам стран третьего мира, позволяющей хозяевам игнорировать заключение колдоговора, устанавливать низкую зарплату и экономить на охране труда моряков). Данная акция была проведена в большинстве портов Украины и имеет немаловажное значение, учитывая, что на суда под бесправными «удобными флагами» как правило, нанимается значительное количество моряков из стран СНГ. Время покажет, сумеют ли украинские докеры занять более последовательную классовую позицию и, учитывая международный опыт сопротивления портовиков, сказать свое слово в борьбе против хозяев-капиталистов.
 
 

Обсудить статью на форуме