М. МАЛИНИН, Нью-Йорк

ПРИЕДУТ ЛИ НА ЗАПАД РОССИЙСКИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ

14 февраля 2001 г. в истории взаимоотношений России с другими государствами произошло знаменательное событие: Министерство иностранных дел России заявило протест правительству Соединенных Штатов Америки в связи с ежегодным отчетом о положении во всем мире с правами человека Госдепартамента США конгрессу этой страны, где США в неуважительном тоне поучают Россию, как ей надо вести себя в области прав человека. Это первое заявление России такого рода, сделанное ею после того, как распался Советский Союз.

Китай уже на протяжении ряда лет критикует Соединенные Штаты за нарушение ими прав человека, повторяя в этом поведение США.

Теперь МИДу России предстоит сделать окончательный выбор: либо занять активную наступательную позицию, скажем, по примеру СССР или современного Китая, либо продолжать оставаться на позиции «законопослушания», наблюдая за тем, как другая страна систематически пренебрегает своими обязательствами.

У российского протеста есть и еще одна сторона - неофициальная. Дело в том, что западные правительства, главным образом США и Англии, широко привлекают к внешнеполитической деятельности проправительственные общественные организации, считающиеся формально независимыми. Такие организации, как Хьюман Райтс Вотч в США и Международная Амнистия в Англии, при полном отсутствии аналогичных организаций на Востоке, являются формой политического бизнеса Запада в странах Востока. При поддержке таких организаций осуществляется политическое и идеологическое проникновение США и Англии в восточные страны.

Ни одна из восточных стран не создала у себя подобного рода организаций. Это связано не с тем, что на Востоке якобы нет никаких гражданских прав и свобод, а с тем, что эти права и свободы здесь являются, в отличие от западных, не индивидуальными, а массовыми. На Западе этого просто не понимают, точно также как этого же принципиального отличия восточных культур от западных не понимают на Востоке. В сознании обывателя западные правозащитные организации, критикующие правительства стран Восточной Европы, Азии, предстают как бескорыстные защитники простых людей, стремящиеся облегчить им их жизнь. Что бывает после такого «облегчения», показывает пример стран распавшегося Советского Союза: жизнь населения ухудшается, и оно вымирает. Пример народов Восточной Европы показал: отсутствие баланса в международных отношениях между политикой осуществления прав человека и политикой осуществления прав народов приводит к непоправимым последствиям.

После протеста России, заявленного ею Соединенным Штатам, американская Хьюман Райтс Вотч продолжает свою деятельность на территории России, ее сотрудники выступают по российскому телевидению с критикой того, что происходит в России. Но ни один человек из России еще не выступил с критикой США по американскому телевидению, не говоря уже о том, что в США до сих пор не аккредитована хотя бы одна правозащитная организация из России.

Для инспекции стран Запада странами Востока оснований более чем хватает. В США более 2 млн. заключенных, или 25% заключенных всех стран мира при населении менее 5% от населения Земли, и 4 млн. условно находящихся на свободе. Непрекращающиеся расовые, социальные, политические и другие конфликты. Несовершенная избирательная система, лишающая возможности избирать по принципу большинства голосов. Так, в ходе подсчета голосов на президентских выборах в 2000 г. было установлено, что победу с перевесом в 550 тыс. голосов избирателей одержал А. Гор. Но президентом объявили Дж. Буша. Никаких иностранных наблюдателей на выборы США не пригласили.

Газета «Workers World», США («Рабочий мир»), 10 мая 2001 г., с. 9 приводит другой пример критики Международной амнистии турецким Комитетом борьбы за прекращение пыток в форме изоляции. По его данным, в турецких тюрьмах за последнее время было убито охраной 28 человек и 30 человек умерло от побоев.

«Мы требуем, чтобы Международная амнистия развернула кампанию по осуждению насилия, - говорится в пресс-релизе Комитета.- Люди умирают: правозащитники должны реагировать незамедлительно!»

На Западе и на Востоке сложились неадекватные ситуации, когда западные правозащитники поучают народ России, а Россия находится в положении обороняющейся стороны. Ей по-прежнему чужд агрессивный и невежественный, односторонний характер западной политики прав человека, но она уже не использует социалистическую переориентацию прав человека, которую заложили в международное право СССР и другие страны.

Программа действий, принятая Всемирной конференцией ООН по правам человека в Вене в 1993 г., обязала правительства, при поддержке неправительственных организаций, проводить среди населения обучение в области прав человека, организовать эффективное распространение в обществе информации о правах человека (пункт 93 Программы действий).

Не отрицая частично полезную деятельность таких международных неправительственных организаций, как Международная амнистия со штаб-квартирой в Лондоне, и Хьюман Райтс Вотч (Организация по наблюдению за соблюдением прав человека) со штаб-квартирой в Нью-Йорке, хотелось бы обратить внимание обучающих и обучаемых на условия и характер деятельности двух этих организаций на территории России, не совместимые с принципами поощрения и уважения прав человека, как они изложены в международно-правовых соглашениях государств, и на пассивную позицию нашей страны, России, в области обучения Запада тем же самым правам.

Рассмотрим деятельность этих двух организаций в России на примерах выступлений в печати их руководителей и сотрудников.

В интервью газете «Русский базар» (1999 г., 18 ноября, г. Нью-Йорк) директор Департамента Восточной Европы и Центральной Азии Хьюман Райтс Вотч Рэчел Денбер дает такое понимание ею прав человека в России.

После разрушения СССР большая часть его населения была несправедливо ограблена так называемой приватизацией, говорит госпожа Дeнбeр. Но Р. Денбер вовсе не призывает восстановить нарушенную справедливость, следовательно, и социальную причину бедственного положения людей. По мнению госпожи Денбер, надо лишь подкрасить буржуазный фасад нового государственного здания: устранить пытки в милиции, улучшить жизнь в интернатах оказавшихся беспризорными детей.

Господа Денбер понимает, что население России расценивает факт ограбления как преступление, а не как вступление в новую цивилизацию. В этом Россия, по мнению госпожи Денбер, отстает от Запада. Причина отсталости - «в культуре населения, в традициях человеческих отношений, в подлинном понимании прав и свобод», - говорит Р. Денбер. Так разбойник объясняет ограбленному, что тот теперь богат, поскольку важно не то, что и в каком количестве у него забрали, а то, что таким путем для него начались новые «традиции человеческих отношений».

В Программе действий, принятой Всемирной конференцией ООН по правам человека 25 апреля 1993 г. в Вене, указано, что неправительственные организации «осуществляют свою деятельность в области прав человека без какого-либо вмешательства в рамках национального законодательства и Всеобщей декларации прав человека» и что имеющиеся у них права и свободы «не могут осуществляться в нарушение целей и принципов Организации Объединенных Наций» (пункт 33 Программы действий).

Заявляя о культурной «отсталости» народов России, директор Департамента Хьюман Райтс Вотч демонстрирует не только лишь непонимание и пренебрежение принципами международных отношений в области защиты прав и свобод человека, но и выступает как активный нарушитель перечисленных принципов. В этом и заключается подлинная сущность «правозащитной деятельности» неправительственных организаций стран Запада в России.

В другом интервью «Каратели второй чеченской», опубликованном в той же газете 2 марта 2000 г., та же директриса повествует о работе своих подчиненных в Чечне. Как и в предыдущем интервью, в стороне остаются причины этой войны: разрушение многонационального государства, где не было межнациональных войн, разжигание национализма под лозунгом осуществления «прав человека», смена социалистических отношений на капиталистические и превращение самой человеческой жизни в товар для продажи. Молчит г-жа Денбер и о том, что разрушение СССР по национальному признаку последовательно поддерживала и помогала организовывать ее страна, хотя такая деятельность непосредственно противоречит принципам Объединенных Наций, является правонарушительной и вероломной. «Правозащитницу» интересуют только следствия совершенного ее страной международного предательства: в следственных изоляторах в Чечне пытают и бьют, война ведется неправильно.

«Всех не перевешаете», - говорили фашистам советские партизаны, - вспоминает для газеты где-то услышанную ею фразу из советской истории г-жа Денбер. - Те же чувства, - утверждает она, - наверняка испытывают оставшиеся в живых чеченцы, чьи дома разграблены, матери убиты, сестры изнасилованы».

Вот так, не больше и не меньше: российские солдаты - это фашисты, чечены, включая бандитов, - это советские партизаны. Война бандитов - священна, по Р. Денбер, потому что ведется против фашистов. Главное: втоптать в грязь историю, ее народы, историю их, сделать «героическим» процесс дальнейшего разделения народов России по известному издревле правилу: разделяй и властвуй.

Возможно ли при наличии у руководства Хьюман Райтс Вотч подобных человеконенавистнических установок поверить в то, что эта неправительственная организация придерживается принципов и норм международных отношений или соблюдает национальное законодательство России?! Нет.

Если бы в мире действительно соблюдались права человека, то прежде всего осуществлялся бы и поддерживался бы всеми государствами принцип равноправия народов. Следовательно, каждый народ не только бы имел право, но и создал бы свою правозащитную организацию и послал бы ее в другую страну. Тогда никому не пришло бы в голову выступать и в России, и за границей с измышлениями по типу американской Хьюман Райтс Вотч. Ее «деятели» были бы «застрахованы» от разжигания вражды: если вы назвали нас фашистами, то и мы назовем вас тем же именем и не пустим вас больше в нашу страну. А еще лучше накладывать денежные штрафы на таких говорунов и на их «организации», когда их карманы станут тощими, тогда они сами уберутся восвояси.

В условиях равноправия, как говорилось выше, не было бы необходимости обмениваться правозащитниками, потому что лучше самого народа никто задачу по сохранению и развитию его культуры и жизни не решит. Американцы об этом отлично осведомлены. А вот при отсутствии у них уважения к другим народам с их неуважающей стороны и появляются непрошенные «учителя» прав человека, такие, как г-жа Денбер из Хьюман Райтс Вотч.

В газете «Русская реклама» (2000 г., 14 апреля, г. Нью-Йорк) опубликовано интервью с сотрудницей Международной амнистии в Лондоне Марианной Кацаровой после ее «официальной поездки в Чечню» под заголовком «Путеводитель по пыточным камерам». Как и директриса из Хьюман Райтс Вотч, г-жа Кацарова не исследует причины конфликта, интересуется только его следствием - войной.

«Мы стремимся действовать, - говорит М. Кацарова, - через различные международные организации. Через Совет Европы, через Комитет по правам человека ООН... Поставляем туда информацию, лоббируем принятие различных мер, санкций. Широко привлекаем прессу».

Неужели не ясно Совету Европы, Комитету ООН по правам человека, что осуществление прав человека - это прежде всего внутренняя национальная проблема, внутренний процесс развития общества и что вмешательство в него со стороны международного сообщества возможно лишь при наличии в нем явной угрозы международному миру и международной безопасности. Поскольку Чечня территориально входит в Российскую Федерацию, то и чеченский конфликт является внутренним делом России. «Различные меры и санкции» в таких случаях могут означать лишь неоправданное вовлечение международного сообщества в несуществующий международный конфликт, что уже имело место в Югославии в 1999 г. Не к повторению ли югославского варианта событий в России призывает страны НАТО Международная амнистия?!

«Широкое привлечение прессы», о котором говорит представительница Международной амнистии, на самом деле не просто «широкое» в смысле распространения информации о правах человека, а всеохватывающее, тотальное. Никто так много не говорит в средствах массовой информации о правах человека, как Международная амнистия и Хьюман Райтс Вотч. Никто так не узурпирует свободу человека получать информацию из разных источников, как эти две организации. Это означает, что две эти организации утверждают в мире именно западные стандарты прав человека, т.е. совершают грубейшее вмешательство во внутренние дела других стран, ведут против них вместе со своими правительствами информационно-психологическую войну. Это очевидный факт, который надо признать.

Согласно Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 20-ой сессии 28 ноября 1978 г., для поддержания уважения к правам человека необходимо «сбалансированное распространение информации» (статья 1).

Для этого «доступ общественности к информации должен гарантироваться разнообразием доступных ей источников и средств информации, позволяя таким образом каждому убедиться в достоверности фактов и объективно оценить события» (статья 2). Как же может житель России объективно оценить свое положение и своей страны в мире, если ему со всех сторон говорят, что образцы прав человека находятся только на Западе. Да не было здесь никогда таких образцов, не могло и не может быть. Это - иллюзия, создаваемая путем злоупотребления средствами массовой информации, в том числе неправительственными организациями на Западе.

Всемирная конференция ООН по правам человека в Вене в своей Программе действий, пункт 94-ый, «рекомендует в скорейшем порядке завершить разработку и принять проект декларации о правах и ответственности частных лиц, групп и органов общества в целях поощрения и защиты общепризнанных прав человека и основных свобод». Принятие такой декларации и соответствующего ей международного соглашения ограничило бы информационную монополию вышеуказанных организаций, способствовало бы переводу вопроса о правах человека из сферы информационно-психологической войны в область соблюдения принципов международного права.

"День", № 29 (223), 17 июля 2001 г