Left.ru __________________________________________________________________________

Йетта Принс-Гибсон

Начальная подготовка 
Джерузалем пост,19 июня 2001

В то время, как министр просвещения Лимор Ливнат выступает против того, что она считает «постсионистскими» элементами школьной программы, некоторые ученые предупреждают, что образовательная система Израиля основанна на джингоизме и шовинизме и учит наших детей, что войны и вооруженные конфликты естественны, неизбежны и даже желательны.

«Страна является милитаристской», говорит Рела Мазали, «когда преобладающие социальные взгляды делают военные, насильственные решения логичными и даже желательными. Милитаристское общество отдает значительную часть своих ресурсов войне и подготовке к войне, и израильская система образования играет основную роль в упрочении такого милитаризма.»

Мазали - активистка «Нового профиля», группы, которая стремится снизить степень милитаризации и пропагандирует антивоенную культуру в Израиле. Четыре года Рела анализирует способы, которыми армия проникает в израильскую образовательную систему и сотрудничает с ней, чтобы донести до детей, что военная служба, война и даже смерть – нормальная, необходимая, неизбежная и даже положительная часть нашей жизни.

Исследование описывает , как армейские плакаты на школьных досках объявлений борются за внимание подростков и восхваляют преимущества различных родов войск.  Школьные экскурсии и походы проводятся в местах знаменитых сражений.

Учебные часы сокращаются, классы переполнены, и родители платят из своего кармана за «дополнительные занятия», например за компьютерную подготовку или английский, однако школы отдают значительную часть дорогого учебного времени подготовке к военной службе. Солдаты, часто мужчины и женщины вместе, и всегда в форме, приходят в школы рассказать об армии и «подготовить учеников к их будущей армейской жизни».

«Израильские родители должны давать согласие на противостолбнячную прививку своего ребенка, но их не спрашивают, когда армия желает посылать солдат в форме в класс, чтобы уговаривать учеников записаться в определенную часть, или рассказывать о своем опыте, как будто армия – летний лагерь», говорит Мазали. 

«И вы, родитель, не решаетесь жаловаться. В конце концов, даже если вы против милитаризма, вы не хотите, чтобы ваши дети слишком отличались от других и их не любили сверстники. Это один из способов, которым система образование и армия превращает родителей в соучастников», добавляет она.

Даже задачи по арифметике направлены на изображение армии как нормы, настаивает Мазали. Она цитирует учебник для пятого класса, одобренный министерством просвещения. «Из 6340 призывников, 2070 подали заявление в воздушно-десантные части и 1745 – в спецназ. Сколько осталось?»

В мае педагогико-социолого-антропологический факультет Еврейского университета, Кибуцный педагогический колледж и Новый профиль провели трехдневную конференцию на тему «Милитаризм в израильском образовании».
Система образования Израиля, пришли к выводу участники конференции, милитаристская и не может воспитывать детей в духе демократических, гражданских ценностей и обучать их миру.

Подзаголовок материалов конференции утверждает, что она предлагает «критический взгляд» на милитаризм в образовании.

«Мы решили пристальнее взглянуть на то, что  считается само собой разумеющимся», объясняет Тамар Рапопорт, преподаватель педагогики в Еврейском университете и одна из организаторов конференции. «Это попытка бросить вызов привычному мышлению и использовать научные методы для деконструкции наших ценностей, верований и учреждений.»

Профессор Рут Гинзбург с гуманитарного факультета :  «Большинство родителей, директоров, и даже педагогических начальников никогда не спрашивают, почему милитаризм господствует в образовании. В Израиле мы не славим равенство, демократию или солидарность в День независимости. Мы прославляем армию и военных. Армейские базы открывают ворота для публики, дети карабкаются на танки, как будто это гимнастические снаряды.»

«Не задавая вопросов, не критикуя, мы позволили милитаризму и войне подчинить себе нашу жизнь», говорит Хагит Гур-Цив с факультета Критической педагогики Кибуцного педагогического коледжа. «Вместо творческого размышления о мирных, конструктивыных решениях, мы следуем за вождями, которые верят, что агрессия и война – это норма. Вместо раздумий о том, что можно было  сделать для мира, мы верим, что война была нам навязанна, и что это неизбежно.»

Как пример сотрудничества министерства просвещения и военных, Мазали указывает на армейскую программу подготовки старших офицеров армии и спецслужб в качестве учителей после их отставки. Некоторые высокопоставленные военные, как нынешний мэр Тель-Авива Рон Хулдаи, пересели почти без остановки из кресел армейских командиров в кресла директоров школ.

Мазали говорит «Эти люди насаждают милитаризм в израильском обществе. В конце концов, большую часть своей жизни они проводили в жизнь насильственное, военное решение проблем. Для них война и подготовка к войне – нормальная часть общественной жизни. Подчеркивая свое армейское прошлое, они помогают военной службе выглядеть привлекательно, особенно в глазах молодежи.»

Так что юные израильтяне учат, что быть хорошим гражданином -  значит идти в армию и служить стране. «А как насчет ценностей демократии, равенства и мирного решения конфликтов?»,спрашивает Тамар Эль-Ор, преподаватель антропологии Еврейского университета. «Как  насчет свободы выбора и критического мышления? Наши школы не учат этим ценностям, и дети не считают что без них нельзя  быть хорошим гражданином.» На конференции Эль-Ор прочла выдержки из 15 писем, которые она написала своему сыну в первые 10 месяцев его военной слубы. «Когда мальчика призывают, это расставание, прощание», говорит она. «В своих письмах я пыталась найти способ не потерять сына из-за культа грубой силы, царящего в армии, остаться близкой к нему, и к себе самой.» Эль-Ор верит, что  не случайно большинство анти-милитаристских активистов и исследователей – женщины. «Изральские женщины меньше подвергаются воздействию милитаризма. Они не должны проходить через то же, что и мужчины, они платят меньшую цену и их военная служба, как правило, меньше связанна с насилием. Женщины меньше травмируются и гораздо меньшее число женщин ранят, калечат или убивают. 

Но как матери, женщины обязанны приносить в жертву своих дорогих сыновей.» «Когда мужчина пытается критиковать милитаризм», продолжает она, «он должен расквитаться со своими героическими образами и воспоминаниями, со своим военным опытом, с чем-то, о чем он даже может вспоминать с ностальгией. У женщин нет такого бремени, поэтому они свободнее в своей критике.»

Еврейские традиции и история сионизма, утверждает Гур-Цив, также призванны воспитывать милитаризм. «Как они преподаются в израильских школах,» настаивает Гур-Цив, «еврейские и сионистские источники попросту утверждают мировосприятие «мы и они».  Вместо воспевания положительного в нашем наследии, мы прославляем войны и конфликты. На хануку, дети узнают о победе Маккавеев над греками. На пурим, мы празднуем нашу победу над персами и убийство евреями своих врагов. На песах, мы прославляем нашу победу над египтянами. На Лаг-Баомер, мы вспоминаем нашу войну с римлянами.»

«Быть евреем не означает обязательно быть милитаристом,» говорит Лия Шакдил, религиозная феминистка с педагогического факультета Негевского университета имени Бен-Гуриона. «Иудаизм был искажен для пропаганды милитаризма и культуры войны, для насильственной борьбы за Великий Израиль. Но это не основное в иудаизме.»

Иехуда Амир, преподаватель факультета гебраистики в Еврейском университете, верит, что иудаизм может, и должен, давать нам другие, мирные уроки. Он указывает на учение Мартина Бубера и Иешайи Лейбовица, двух современных иудейских мыслителей , которые нашли антимилитаризм в классическом иудаизме. «Вопрос в том, что мы хотим обнаружить в наших источниках. Остановимся ли мы на Песни Деборы, в которой три женщины прославляют войну и кровопролитие, или на частях библии, посвященных справедливости и миру? Это выбирать нам, преподавателям.» Но иудаизм, предупреждает он, никогда не проповедовал пацифизм. «Война не всегда несправедлива. Антимилитаристское образование должно быть разумным, конечно, есть случаи, когда приходится сражаться за свою жизнь и за тех, кого мы любим. Но сейчас слишком многие религиозные лидеры учат, что война –сама по себе благо.»

Это справедливо по отношению почти во всем культурам, говорит профессор Бетти Рердон, директор-основатель образовательной программы мира на педагогическом факультете Колумбийского университета, нынешний научный координатор  Всемирного движения за обучение миру, основной докладчик на конференции.

«Мы живем в глобальной культуре насилия», предупреждает она. «Даже в так называемое мирное время, большинство стран имеют военную экономику, постоянно готовятся к войне и обучают своих детей для войны.» Однако, замечает Рердон, она все еще надеется на возможное движение к всемирной культуре мира. Она отмечает, что Израиль – первая страна в мире, проводящая конференцию о милитаризме в образовании и верит, что израильтяне внесли «важнейший вклад в дело мира во всем мире.»

Новый профиль организовал передвижную выставку, иллюстрирующую милитаризм, пропитывающий израильское общество. В сопроводительном тексте, активисты пишут : « Важно задавать вопросы  о привычных формах мышления и поведения» - но выставка выглядит вполне нормально: невинные учебники, реклама, фотографии и  обложки подростковых журналов - беспокоят и ошеломляют. 

Анат Саги, учительница математики в начальной школе, занималась исследованиями в Кибуцном педагогическом колледже и случайно попала на выставку. Она испытала одновременно отвращение и интерес. «Это пугает, когда так смотришь на мир », говорит она. «Это заставляет вас думать и думать. С одной стороны, хочется спросить – Неужели ничто не свято? Но, с другой стороны, я знаю, что они правы: если не задавать вопросы, ничто никогда не изменится.» По поводу задачи с «воздушными десантниками». «Я так учила и никогда не думала об этом. Это смехотворный, банальный пример, но я никогда не думала об этом, и это действительно беспокоит меня.» «Но что-то неладно со временем проведения конференции. Мы ведь воюем с палестинцами, не правда ли? Или у нас просто настолько промыты мозги, что даже задавать вопросы кажется нелояльным и непатриотичным. Я не знаю», комментирует Саги. «Наши парни воюют, разве не должны мы поддерживать их? Или мы всегда говорим так? Я не уверенна. Я учу математике, не граждановедению или обществоведению, но я отвечаю за своих учеников. Чему я должна учить их?»

Эль-Ор сочуствует растерянной Саги. «Для некоторых критика общества провокативна и угрожающа», признает она. «Но другое мнение – это возможность проверить как мы  живем, думать по-другому, изменить что-нибудь.»

«Я знаю, что такое мышление выглядит святотатством для некоторых», соглашается Мазали. «Но мы должны захотеть честно посмотреть на себя и нашу образовательную систему , если мы хотим достичь мирного решения конфликтов в нашем регионе.»

Эль-Ор вспоминает, что когда она с коллегами начали планировать конференцию, почти два года назад, мир казался таким близким. «Мы, организаторы конференции, хотели поставить вопросы, которые Израиль должен задать себе после заключения мира. Когда придет мир, израильское общество столкнется с многими проблемами, и многое изменится. Общественные учреждения, как образовательная система, должны будут приспособиться к новой реальности. Больше ста лет израильское общество строилось на чувствах мобилизации и угрозы. Мы хотели спросить о будущем.»

Но сейчас, во время конференции, мир кажется далек, как никогда раньше. Может быть, Саги права – может быть, сейчас время для милитаризма, а не для образования, построенного на мирном и критическом отношении к жизни? Эль-Ор настаивает, что поскольку мир так труднодостижим и ситуация такая напряженная, проблема милитаризма в израильском обществе стала даже более насущной и критически важной. «Если бы израильское общество научилось  мыслить творчески и мирно, а не милитаристски, мы смогли бы избежать этой ситуации», говорит она. «Если бы мы научились меньше полагаться на силу, тратить меньше ресурсов на войну и больше - на социальные и экономические проблемы Израиля и палестинцев – мы могли бы установить мир.» Вместо этого, продолжает она, Израиль надеется на свою силу и мощь. «Но сейчас, даже (премьер-министр Ариэль) Шарон признает, что военного решения не существует. И в отсутствие военного решения, мы, как общество, просто не знаем что и как думать.»

Другие могут возразить, что критическое мышление, по сути, глубоко лояльно. Мазали говорит «Здоровое общество должно воспитывать другие ценности, такие как плюрализм, гуманизм, терпимость, гражданские права и демократию. Мы пытаемся излечить Израиль.»

На конференцию «Милитаризм в образовании» пригласили Ливнат, но она, конечно, не пришла. Ливнат и активисты-исследователи, такие, как Мазали, Гур-Цив , Рапопорт и Эль-Ор не согласны не только по вопросам педагогики или методов образования. Их  системы ценностей и  взгляды расходятся  в самом широком смысле, выходя далеко  за пределы классной комнаты. «Жаль, что Ливнат не пришла», искренне говорит Эль-Ор. «Хотя я с ней не согласна, я верю, что обучение летей важно для нее.» Но Эль-Ор уверенна, что планы министра просвещения внушать ученикам «сионистские и еврейские» ценности – «жалки и безнадежны». «Ливнат, похоже, хочет повысить чувства патриотизма, солидарности и общественного долга», говорит Эль-Ор, «но она идет по ложному пути. Она действует силой, запрещая книги и требуя пропаганды определенных ценностей. Это не образование – и из этого ничего не выйдет.»

Перевод Лидии Волгиной
 
 

Обсудить статью на форуме