Left.ru __________________________________________________________________________

 

От редактора
«Левая Россия» уже не раз публиковала материалы, разоблачающие нравы современных российских буржуазных СМИ. Буржуазная журналистика и буржуазные журналисты не только продажны и аморальны (то есть врут и клевещут, когда им платят и даже бесплатно), но еще и некомпетентны. Особенно это хорошо видно по современной международной журналистике. В советский период «международники» были журналистской элитой. Конечно, и они, выполняя установки  ЦК КПСС, время от времени "правильно" расставляли акценты, но, во всяком случае, они хорошо знали, о чем говорят и пишут, и старались по мере возможности разъяснить слушателям и читателям смыл и детали происходящего за рубежом. О том, до какой степени деградации дошла международная журналистика в современной России, рассказывает известный журналист-латиноамериканист Александр Кармен, сын Романа Кармена (того самого).

Александр КАРМЕН

БЕСАМЕ МУЧО, ТЕТЯ МАША

К чему приводит некомпетентность  профессионалов

«Перуанская революция в опасности» – провозглашает заголовок заметки, открывающей международную полосу «Независимой газеты» (6 марта). Далее рассказывается о поимке «в джунглях недалеко от Куско» лидера «вооруженной левацкой группировки» «Сендеро луминосо». Вроде бы все нормально, даже дается справка, призванная ознакомить читателя с историей и деятельностью этой партизанской организации. Но, к сожалению, за исключением цифр ущерба, нанесенного Перу революционерами-сендеристами, да некоторых дат и имен, все остальное, включая перевод названия этой «группировки» («Сияющий путь» вместо «Светлый путь») и даже фамилии ее арестованного вожака (Зуньига вместо Суньига), – мягко говоря, неверно. Одна нелепость громоздится на другую. В «труднодоступных районах амазонской сельвы» у этих партизан никогда своих баз не было, они располагали их в лесистых горах, «многочисленных племен индейцев» там тем более не водится. И никогда «Сендеро луминосо» не координировала свои действия с «другой вооруженной антиправительственной организацией – Революционным движением имени Тупака Амару». И если эта «другая» организация, МРТА, действительно имела своим идейным вождем Че Гевару, то «Сендеро луминосо» – никогда, идейной базой ей всегда служил  маоизм в преломлении к национальной действительности – густо замешанный на андинских традициях и обычаях. То есть автор, Андрей Городнов блестяще демонстрирует полное незнание предмета, о котором ведет речь, и о котором намеревается просветить читателя. 

Еще один «перл» – целая полоса во «Время новостей» тоже под претенциозным заголовком «Последнее дело Владимира Ленина» и тоже посвященная Перу и «модной» теме – проблеме, связанной с кризисом, охватившим руководство этой страны после разоблачений в неслыханной коррупции бывшего шефа Национального разведывательного управления Владимиро Ленина Монтесиноса (так полностью значится его имя), отставкой и «невозвращением» на родину президента Альберто Фухимори и, главное, с тоже громким коррупционным скандалом, связанным с до сих пор непроясненными обстоятельствами закупок советского стрелкового оружия и авиационной техники (через Белоруссию). И здесь снова нагромождение фактов и ситуаций, в чем-то верных, в чем-то случайных. Все как на подбор – жутко экзотические, сдобренные малоизвестными именами, названиями и цифрами но, главное, все это в целом – пустопорожняя мешанина. Потому что авторы – Виктор Пауков и Андрей Злобин имеют весьма отдаленное представление как о предмете разговора, так и о стране, о которой ведут речь, а то, что им известно, видимо, почерпнуто из случайно выдернутых в Интернете статей из латиноамериканских газет, да тех, что написаны, скорее всего, такими же, как и они, весьма некомпетентными журналистами. Удивляет и то, с какой легкостью авторы оперируют названиями организаций и спецслужб – как наших, так и американских, как легко рассуждают об обстоятельствах якобы проводимых ими операций, совершенно не смущаясь тем, что информация обо всем этом слепо и чрезмерно доверчиво почерпнута ими тоже из Интернета, но без учета их генезиса, без знания их истоков, причин, и побудительных мотивов. Наркотики и подпольные пути их доставки из экзотических стран Южной Америки в США и Европу, наркотики и подпитка доходами от этих преступных делишек не менее преступной контрабанды оружия, в том числе и советского производства,  имена международных воротил этого бизнеса – ливанцы, перуанцы, россияне, тайные партизанские и просто бандитские «закрутки» – все это густо замешано на указанной газетной полосе. И при этом безапелляционно (частично со слов зарубежных авторов) бросается тень на нашу страну, ее представителей. Все это хорошо для приключенческих новелл, где допускается художественный вымысел, даже использование общеизвестных фактов, но сдобренных для пущей завлекательности и интриги выдуманными ситуациями, но никак не для публицистического выступления в ежедневной газете, которое будут «читать миллионы» и, не дай Бог, верить написанному…

А тут как-то позвали меня к телевизору: «Иди скорее, Якубович за твою Латамерику взялся!». Шел повтор «Поля чудес». Присел я к «ящику» и в самом деле узнал много нового. Оказывается, древние инки выменивали у конкистадоров расчески на золото и серебро, бразильцы и аргентинцы (эти дикари!) из страусовых перьев делали метлы, а парагвайский чай мате – символ братства. Зато правильно перевели слово «галапаго» – черепаха. Только ударение надо бы делать на втором слоге, а не на третьем, но это уже нюансы. В общем, чудеса, да и только.

А уже совсем недавно за «мой» континент взялся Николай Фоменко, а точнее – его детское шоу «Полундра». Тут уж прямо как в его же «Экстремальной ситуации» – глупость и полное невежество наваливались на телезрителей как камнепады в горах. Общеизвестный испанский конкистадор Писарро почему-то стал произноситься у него с ударением на «о», вся история завоевания империи инков и выкупа Великого Инки Атауальпы рассказана как в бредовом сне – ни слова истины. А ведь «Полундра» эта считается не только развлекательной программой, но и познавательной. Хороши же будут познания юных телезрителей после такой программы…

– Считаться с мнением кучки «носорогов» я не собираюсь. Вас, знатоков, наберется человек сто на всю страну, а меня читают миллионы! 

Так ответил мне мой приятель и коллега, известный в свое время публицист Геннадий Бочаров, не раз поражавший своих читателей громобойными опусами, написанными ярким, сочным, запоминающимся языком. Я сам восхищался его очерками, написанными после поездок в Индокитай, Африку, США. «Носорогами» он величал всех, кто хоть в чем-то был не согласен с содержанием его материалов. Мы же скрестили шпаги по поводу его очерка о Перу, от которого у меня буквально волосы встали дыбом – столько было в нем нелепостей и откровенных глупостей. Но все мои аргументы были для него тем самым «горохом об стену»: его читали миллионы! С тех пор, признаюсь, я перестал читать его заметки: «единожды солгавший, кто тебе поверит?»

Вспомнил об этом разговоре не случайно. Он приобрел острейшую актуальность. Неточности, ошибки, небрежности захлестывают сегодня не только страницы печати (особенно грешат этим «Новые Известия»), ток-шоу, но и серьезные международные и этногеографические передачи. Наверное, я слишком пристрастен, но меня, латиноамериканиста с почти 40-летним стажем, коробит, когда коллеги искажают историю стран этого континента, коверкают испанские имена и названия, приписывают известным политическим деятелям поступки и деяния, совершенно им несвойственные. Новоявленные «путешественники» со страниц газет, журналов и с голубого экрана несут несусветную чушь. «Что же происходит с информацией о других регионах?!», – то и дело спрашиваю я себя. Ведь известно, что самый опасный дезинформатор не тот, кто ошибается, а тот, кто, будучи некомпетентным, морочит голову почтеннейшей публике по принципу «я там был, значит знаю; не веришь – пойди проверь!»

Так что безобидный Якубович не одинок. Вот, скажем, «знаменитый путешественник» Олег Алиев с апломбом вещает (программа «Затерянные миры» Андрея Пучкова на ТВ-6) о «малоизвестном амазонском племени индейцев ягуа», которое на самом деле давным-давно таковым не является, уже вполне приобщилось к цивилизации! При этом он показывает жилище индейцев племени хибаро, а вовсе не ягуа. И из объятий удава освобождаются отнюдь не по-алиевски, то есть разматывая змею за хвост, а простым нажатием ей на темечко (утверждаю так, потому что сам проверил на себе). Впрочем, на людей такие удавы и не нападают, о чем знает любой член племени ягуа. Да и других племен тоже. 

Послушаешь такие откровения, и уже не хочется верить и всему остальному, что говорит ведущий. Например, тому, что до него «никто в мире не знал» о племени «папуасских амазонок» (само сочетание этих слов бессмысленно!) – ведь кто-то же привел его ним. И это кто-то был никем иным, как гидом туркомпании. Не верится и тому, что бразильский «народ осмато» все еще промышляет черепами своих врагов (тоже, кстати, совершенно неверно, это все та же «лапша», изготовленная для ушей доверчивых туристов); что индейцы майоруна все еще добывают огонь с помощью трения, хотя, как видно даже на экране, прекрасно пользуются одноразовыми зажигалками. И т. д., и т. п.

Можно было бы «поиздеваться» над латиноамериканскими упражнениями и другого Алиева – Арифа, постоянного автора журнала «Вояж и отдых», чрезмерно доверяющего все той же «лапше», которую щедро вешают ему на уши местные гиды да случайные, но очень словоохотливые собеседники в странах, куда его заносят ветры дальних странствий. В итоге – могучие развесистые клюквы, рассчитанные на пресловутую «тетю Машу с улицы», готовую проглотить любую стряпню: ни в Перу, ни в Колумбию она никогда не полетит, и достоверность изложенного ее не волнует. Главное – чтобы было загадочно и экзотично. А уж этого-то в очерках Алиева (Арифа) хватает даже с лихвой.

Думаю, что все рекорды некомпетентности все-таки побил показанный в январе по НТВ двухсерийный фильм Александра Хабарова "Формула Пиночета или народное счастье". Вот уж пример претенциозного, но весьма поверхностного представления о действительно грандиозном социально-политическом эксперименте, имевшем сильнейший международный резонанс, в том числе и у нас в стране. Но осознают ли авторы это в полной мере? Не похоже.

Трудно упрекать авторов за то, что они сформировались в эпоху всеобщего «пофигизма», когда поносить все прошлое стало хорошим тоном, когда можно показать на экране трагические события, и при этом пустить музыкальным фоном популярную песенку, начисто перечеркивающую весь трагизм ситуации. Как политические журналисты Александр Хабаров сотоварищи не могли не чувствовать (хотя, судя по всему, это было сделано преднамеренно), что замечательная сама по себе песенка "Бесаме мучо" (отнюдь не чилийского происхождения), сделанная ими лейтмотивом этого фильма, звучит откровенно издевательски, попросту «убивая» видовой ряд.

Авторы должны были бы знать и то, что Чили никогда не была ни "заурядной", ни "провинциальной" страной, что по латиноамериканским критериям она вообще не считалась "отсталой". Недаром ее издавна называли "латиноамериканской Англией" – за высокий уровень культуры (два нобелевских лауреата в области литературы!) и политического сознания масс, за  крепкие демократические устои и традиции, благодаря которым, кстати, стал возможным  приход к власти левого правительства Сальвадора Альенде. Не спасают фильм даже мнения отдельных дипломатов, разведчиков и специалистов-свидетелей и экспертов по латиноамериканским проблемам. Без них эти ленты вообще стали бы полным провалом. Приводить все грубые ошибки и неточности – не хватит ни места, ни времени. Вот лишь некоторые из них.

 Нельзя, как это сделано в фильме, причислять Пиночета к «арийцам», а Сальвадора Альенде, несмотря на его социалистические взгляды, представлять  "убежденным марксистом". И далее:  так называемый "танкасо" – одно из первых вооруженных выступлений против правительства Народного единства – подавлял не Пиночет как утверждает диктор, а генерал-патриот Карлос Пратс, убитый чилийской охранкой в Буэнос-Айресе. Несмотря на слова Исабель Альенде, дочери погибшего президента, о том, что Пиночет будто бы "сомневался", участвовать ли ему в перевороте или нет, это не так – он не сомневался, о чем сам пишет в своих мемуарах, есть свидетельства и его приближенных: переворот готовился тщательно, задолго до 11 сентября 1973 года и при самом активном участии Пиночета. Застрелился Альенде, не в окружении своих приближенных, как это "авторитетно"(!) утверждает бывший его телохранитель, а на самом деле лишь после того, как все его друзья и соратники покинули дворец "Ла Монеда".    Народный певец Виктор Хара погиб совсем не так, как о том вещает диктор. Пиночет подготовил свое вступление на пост «президента» не "в тайне" от остальных членов хунты, а с их согласия. 

Не знают авторы, что хунта сделала своей штаб-квартирой не здание военной академии, а единственный в те годы в Сантьяго небоскреб, построенный еще при Альенде к сессии ЮНКТАД – здание, до переворота носившее имя великой поэтессы, первого чилийского Нобелевского лауреата Габриэлы Мистраль  (вторым стал Пабло Неруда, о котором в фильме почему-то вообще не упоминается!), здание, символически подаренное президентом Альенде чилийской молодежи; военные же после переворота переименовали его и превратили в скопище своих министерств и ведомств, а академия переехала туда лишь после одного из последних указов Пиночета, под занавес отдавшего небоскреб военным. И уж конечно не известны Хабарову и Со и такие "мелочи" как то, что метро в Сантьяго было недостроено при Альенде не потому, что столь плохим было правительство Народного единства, а просто потому, что не успели – процесс слишком долгий. Что Луиса Корвалана после освобождения из концлагеря отправили "в пансионат под Минск" не для того, "чтобы славный сын чилийского народа не мешался на торжествах" по случаю дня рождения Брежнева, а чтобы хоть немного подлатать его здоровье, сильно подорванное в заключении и после известия о скоропостижной кончине его сына…

Да, фильм изобилует неурядицами. Вот под все ту же «Бесаме мучо» журналист Эдуардо Лабарка (хочется надеяться, что Хабаров знает его имя) звонит из Москвы в концлагерь и извещает находящегося там генсека чилийской компартии Луиса Корвалана о присуждении ему Ленинской премии мира. Помню, что политический да и эмоциональный эффект этого события и этого звонка был колоссальным. Здесь же он подан как некий курьез из давно минувших лет. Между прочим, эти кадры, как и многие другие, использованные в лентах Хабарова, попросту украдены из фильмов Романа Кармена. Эпизод со звонком в концлагерь был задуман, организован и снят киногруппой, работавшей тогда над трилогией о Чили, военном перевороте и его участниках с обеих сторон – о палачах и их жертвах. Истинный автор этого материала, Роман Кармен ни разу не упомянут даже в титрах.

Монтаж фильма неряшлив, порой просто лишен логики. Так, жуткий эпизод времен "танкасо" – когда солдат стреляет в объектив кинокамеры – монтируется под переворот, танк на улице, взятый из хроник того же "танкасо" подтасовывается в сумбурный и крайне противоречивый (но зато, по мнению авторов, авторитетный!) рассказ бывшего шофера президента Альенде.

И раз уж мы заговорили об "очевидцах"... Как же тускло «подано», лишь обрывками, интервью с Патрисио Эйлвином, первым демократическим (постпиночетовским) президентом Чили, даже имя его произносится неверно. А ведь авторам представилась уникальная возможность поговорить с ним о не теряющих актуальности для нас нюансах переходного периода от авторитаризма к демократии, об опыте чилийцев по достижению общенационального консенсуса, о необходимости преемственности при смене политических режимов. Возможность такая упущена. А жаль.

Или появляется в фильме лидер чилийских социалистов Рикардо Лагос. Показан его приход на чилийское телевидение. Я был  тогда в Сантьяго и помню, какой мощной бомбой разорвались его слова, обращенные с экрана к диктатору: "Генерал, вы должны уйти!". И он указал перстом с экрана. В "Формуле Пиночета" этого кадра не оказалось. Как и того, что авторы «не вспомнили» важное сегодня обстоятельство – Рикардо Лагос является президентом Чили. 
В общем, «тетя Маша с улицы» осталась довольна.

Остается только сожалеть еще и о том, что столь грандиозный архивный, исторический и фактический заряд оказался, как говорят в Латинской Америке, "выстрелом через приклад". Сколько же таких выстрелов на наших телеэкранах, страницах газет и журналов!

Хотел поставить точку, да не тут-то было. Прохожу мимо киоска, висит «Версия» (№12) с заманчивым аншлагом «Амигос-кокаинос». Ну как не купить! Читаю, и – хоть стой, хоть падай. В заметке на целую полосу Марина Латышева пытается доказать, что «официальная Москва» налаживает связи не только с колумбийскими партизанами, но и с наркомафией. Тоже немало перлов в статье (не говоря уже о самом сюжете!) – и лингвистических и фактических. Все они – буквально вопиют о беспардонном невежестве автора, взявшегося информировать почтеннейшую публику о том, в чем сам абсолютно не разбирается, а лишь надёргал фактуры с помощью «тарелки» из зарубежного эфира, из того же Интернета, да из поверхностных, крайне тенденциозных статеек. 

И уже в июле снова на глаза попалась «Время новостей» со статьей того же Андрея Злобина. На этот раз пишет он о том, что в Аргентине по обвинению в соучастии в т. н. «Операции Кондор» (задуманная в конце 70-х годов диктаторами Южной Америки операция по координации усилий в борьбе с инакомыслящими и революционерами их стран) арестован бывший диктатор Рафаэль Видела. Видимо, намереваясь блеснуть эрудицией, автор (справедливости ради, он знает Латинскую Америку не понаслышке, сам жил и работал в Уругвае), в числе преступлений, приписываемых «Кондору», упоминает гибель чилийского генерала-патриота Карлоса Пратса и убийство в Вашингтоне Орландо Летельера, бывшего министра внутренних и иностранных дел Чили при Сальвадоре Альенде. Но эти убийства были совершены задолго до появления «Операции Кондор». Это были самостоятельные акции пиночетовской ДИНА, разведывательно-диверсионной и сыскной организации, созданной вскоре после переворота для борьбы с противниками режима. Ею руководил генерал Мануэль Контрерас, отсидевший долгий срок за доказанное участие в «деле Летельера» и уже сравнительно давно находящийся на свободе, а не на домашнем аресте, как утверждает А. Злобин. В общем, история продолжается. И ошибки с непростительными ляпами тоже. Увы.

А тетя Маша? Она просто в восторге.
 

Обсудить статью на форуме