Вопрос ребром:
Рабочего класса в России нет?
ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ НА СТАТЬЮ С.О. ДЕНКА "СВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ" Из переписки участников участники внутриредакционной дискуссии в "Деле Рабочих": Статья опирается, в основном,
на данные 1996 г. - это, по нынешним
Сергей Сальников - А.Малкину: Александр Абрамович, Вы невнимательно читаете материалы. Во-первых, Денк пишет о выборах 1999 года, а не 1996 года. И на мой взгляд её вывод абсолютно верный, пока не созреют все объективные условия наши действия будут иметь задачей работу на перспективу и здесь нет ничего пессимистичного, а лишь реальный взгляд на ситуацию. А.Малкин - С.Сальникову: Нет, Сережа, это Вы невнимательно читаете мое письмо, ибо я написал: "Статья опирается, в основном, на данные 1996 г. - это, по нынешним меркам, глубокая древность". Видите, я написал "в основном". И имел я в виду следующее: конкретные даты Денк упоминает два раза: один раз, говоря об опросе 1996 г., а другой раз, говоря о выборах 1999 г., но то, что он пишет о рабочих, могло быть отнесено, да и то не полностью, к ним в 1996 году, но никак не после и во время 1998 г. И недаром Денк вовсе не упоминает "рельсовой войны" 1998 г. - она никак не укладывается в его СХЕМУ. Вы пишете: "На мой взгляд
её вывод абсолютно верный, пока не созреют все объективные условия наши
действия будут иметь задачей работу на перспективу и здесь нет ничего пессимистичного,
а лишь реальный взгляд на ситуацию".
А вот после этого все появится:
и настоящее рабочее движение, и рабочие вожаки, и "действительно КОММУНИСТИЧЕСКИЕ
ПАРТИИ (как пролетарский авангард,...)". А как все это появится? само собой?
как "бог из машины"? Короче, Денк, который совершенно справедливо упрекнул
наш рабочий класс за то, что он В МАССЕ (МАССЕ - это Я так пишу и выделяю
- у Денка утверждение абсолютное!- все) своей ПОКА пассивен, "совковости",
как он говорит, сам, не замечая этого, демонстрирует нам такую же "совковость":
зачем дергаться, если рабочие не готовы, подождем..., и объективно идущий
процесс сам подаст нам на блюдечке и рабочее движение, и рабочих лидеров,
и партию, как авангард.
И получаются очередные "вопли и сопли", оправдание объективностью ситуации собственной пассивности. Вы согласны считать себя и нас "сборищем "друзей народа" из отставных парткомычей КПСС и пенсионеров"? Я, категорически НЕТ! И вот здесь выступает разница в наших взглядах. Ваша фраза "пока не созреют все объективные условия наши действия будут иметь задачей работу на перспективу и здесь нет ничего пессимистичного, а лишь реальный взгляд на ситуацию" - очень опасная фраза. Во-первых, марксисты - если они действительно являются таковыми - ВСЕГДА работают на перспективу. Причем ОБЪЕКТИВНО существующую и ОСОЗНАВАЕМУЮ ими в любой момент нашей работы Раз Вы говорите, что мы должны работать на перспективу только сейчас, значит Вы НЕ понимаете сущности нашей работы. Мы осознаем события не как момент или факт, а как объективный процесс, и это осознание дает нам возможность находить формы и способы влияния на ход этого процесса для его максимального ускорения (ВЫРАЖАТЬ этот объективный процесс). Именно это отличает марксистов от любых самых пламенных мелкобуржуазных революционеров. Во-вторых, Вы не поняли ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ОШИБКИ Денка: полного отсутствия в его рассуждениях диалектики. Он взял схему, т.е. только одну сторону процесса, происходившего и происходящего с рабочим классом, да и то не в ее развитии, и попытался все объяснить на основе этой СХЕМЫ. Что не укладывалось, просто отсек. Отсек всплеск политической активности рабочих, чьими руками собственно и была свергнута старая власть, в конце 80-ых - начале 90-ых. Не вспомнил "рельсовую войну", Выборгский ЦБК, мелькомбинат в Щучьем, Светлогорск и т.д... Это факты ПРОТИВ схемы Денка, который умилительно близок по своему подходу к Алексу. И вывод Денк получил совершенно схематический: хорошо, что приняли правительственный КЗоТ, радоваться надо, он нам рабочий класс "отрихтует". А уж потом... Это же убогая логика РКРП: чем хуже, тем лучше. Следуя этой иезуитской логике, РСДРП(б) должна было не выступать против империалистической войны, а всячески приветствовать и приближать ее ... Я назвал статью Денка безусловно талантливой. И это действительно так. Это талантливое и яркое публицистическое произведение. Остается надеяться, что именно эта талантливость, эта публицистическая яркость ослепила наших товарищей и не дала разглядеть им очевидные ошибки статьи. Саша, здравствуй! Огорчительно, что мы говорим вроде бы об одном и том же несколько раз и не очень хорошо слышим друг друга. Это видно в разборе статьи Денка. Я поддерживаю направленность его статьи. Вижу, что эта тема опять возвращает нас к большой теоретической проблеме: как изменяется классовая структура общества в послереволюционный период в стране с преобладанием мелкой буржуазии. Кто же все таки победил в результате Великого Октября? (Как ни странно, например, Воейков высказывает то же мнение, что и мы - победила мелкая буржуазия. Я попробовал об этом написать в статьях "Рабочий класс - быть или не быть?" и "Диктатура пролетариата". Но ты их, к сожалению, так и не прочитал. Иначе спорил бы не с Денком, а со мной). Это и вопрос о крестьянстве. Вопрос, который мы даже и не затрагиваем нигде. Поинтересуйся, сколько у нас в стране к 60-70-м годам было колхозников, а сколько - "совхозников". Последние - наемные сельскохозяйственные рабочие у государства. Это с одной стороны. С другой - они же - мелкие собственники, участвующие в мелкотоварном производстве, имеющие землю, скотину и выносящие на рынок продукты этого производства. Вот она - двойственная натура крестьянина. Если учесть, что значительная часть населения в СССР - сельские жители, то и натура у них соответствующая. Данные социологических опросов 1996 года - не древность. ВЦИОМ (буржуи - не дураки, отслеживают) проводит мониторинг общественного мнения постоянно. Критического нарастания данных, отличающихся от данных 1996 года не наблюдается. И расхождения твои с Денком (отчасти и с нами) в том, что ты утверждаешь - рабочий класс и рабочее движение сейчас в России есть и нам надо только "внести научно-коммунистическое сознание" в их стихийное движение, а мы говорим - нет, рабочий класс еще не сформирован. Теперь, в отношении "рельсовой
войны" и других протестов рабочих.
Я в это время как раз бывал в цехах, пробовал говорить с людьми и встречал или желание "хорошего хозяина" или - "дайте мне мою долю". Рабочая масса сознательно выбирала капитализм - этого нельзя отрицать. А вот была ли эта масса рабочим классом - вопрос. Денк (и мы вместе с ним) считает, что это скорее мелкобуржуазная масса. И это вполне "вписывается в схему" вместе с выступлениями шахтеров и "сидением" на Горбатом мосту. "Рельсовая война", в которой участвовали почти все наемные работники, велась за возвращение награбленного - зарплаты. Робкие высказывания политического характера не приветствовались ни организаторами, ни участниками. И требовали отставки "этого" правительства, людей с конкретными фамилиями, не более того. Недаром у Немцова и Кириенко хватило наглости пойти к "горбатовцам" с бутылкой и предложить им выпить "за дружбу". Они знали, к кому идут. Пусть даже их прогнали. А оптимистичные надежды, с которыми общество в целом (включая шахтеров) приняло премьерство Примакова, и многое, многое другое? Пока у современных российских рабочих даже свой классовый интерес не сформирован, можно ли говорить о рабочем классе, т.е. (прости, повторяюсь) об общественном слое, понимающем свое место в системе производственных отношений и готовом поломать старые, чтобы построить новые? И не только готового, но и стремящегося для этого объединиться? Что же касается "всплесков" ( любых, в том числе и анти-КПССных), то они сами собой не рождаются. Их уже было кому готовить. Объективно созрел слой, которому нужно было открыто выходить на политическую сцену (закон о хозяйственной самостоятельности предприятий, принятый, кажется, в 1988 году, закон о кооперации, - это уже законодательное оформление экономических прав этого слоя), готовилось соответствующее общественное мнение (как писал в свое время Владимир Ильич - Россию убедили ...). Ты не можешь не помнить статьи о хозрасчете во всех газетах, появление публикаций о НЭПе, о кооперативном движении, выпуск книг Чаянова, Кондратьева и др. На волне этого подготовленного ("Так жить нельзя"!) общественного сознания с помощью наивной левой интеллигенции, принимавшей за чистую монету разговоры о возврате собственности народу, создавались первые организации, назвавшие себя рабочими. Но они все время сворачивали на - "разделим все поровну". Какому общественному слою свойственно такое поведение, Саша? Если ты помнишь, "барбудос" прошлого века называл одним из признаков наличия класса существование его политической организации - партии. Она есть? Мы-то все можем называть себя как угодно. Но мы же реалисты, знаем, что политической организации рабочего класса - партии рабочего класса, партии рев. дела нет не потому, что мы прилагаем мало усилий, "плохо объясняем", как это говорят в РПК, а потому, что пока для этого нет, в том числе, и объективных условий. Нет субъекта политической деятельности. В этом правы и Денк и Сергей Сальников. И зря ты так уж эмоционально возмущаешься тем, что нас обозвали очередными "друзьями народа". Даже если ты так не считаешь, Денк-то пишет не о тебе (или двух-трех десятках человек), не об отдельных интеллигентских объединениях, а о тенденции. Может он нас просто не разглядел из-за мелкости, Саша? Не было у него под рукой такого "мелкоскопа"? Но все это вовсе не значит, что надо сесть, сложить руки и ждать, когда эти объективные обстоятельства само собой приведут к желаемому результату. Над качеством этого результата надо работать. Еще и потому, что существует противоположная сила - буржуазия, которая всеми силами будет раздроблять, распылять по отраслевых квартирам, по заводским "конурам" любое объединение рабочих (это прием не новый - вспомни зубатовщину). Объективные процессы, конечно, существуют и свое дело сделают. Но наша первейшая задача - помочь формированию класса, объединяя единицы в десятки, в сотни и т.д. Денк (без особых доказательств, разумеется) высказывает ту же мысль, которую мы пробовали излагать и письменно и устно: наша задача - способствовать объединению отдельных сознательных рабочих в то, что называется рев. раб. классом. На данном этапе не выполнено даже это. Тем более, что процесс этот - не линейный. На него будут давить, воздействовать все процессы, происходящие в обществе, в том числе и направляемые буржуазией. Помнишь, я тебе говорил о садовнике? Он не сидит весь год, сложа руки, хотя знает, что яблоки, по объективным обстоятельствам, созреют только осенью. Наличие акционеров, "деперсонализация" хозяина делает нашу работу в сто раз труднее, по сравнению с прошлым веком. "Собрание акционеров приняло решение..." - это не Путилов и не Торнтон. Аморфность образа капиталиста, эксплуататора еще больше будет усиливать наши трудности, потому что рабочий человек мыслит конкретными категориями. А надо научить его мыслить абстрактно, видеть эксплуатацию вообще, а не "плохого, нерадивого хозяина" с конкретной фамилией. Даже некоторые лидеры первичек "Защиты", с которыми я общаюсь, с их знанием отношений между управляющими и рабочими на заводе, не видят более широко. А ведь они - одни из самых... В начале периода становления капитализма рабочих "делали" разорением крестьянства. Эксплуатацией создавали протестную массу. Протест с помощью марксистских теоретиков и наиболее продвинутых (единичных, штучных!) рабочих расширяли до организованных действий. Какой период мы переживаем в настоящее время? Деградация промышленности - не секрет. Рабочие не идут работать на заводы! Во всех регионах отмечается страшнейший дефицит рабочих рук. Как назвать это явление? Ты напрасно ожидаешь, что Денк должен писать о работе с рабочими. Такой цели у этой статьи и не было. Денк просто фиксирует: вместо рабочего класса мы имеем мелкобуржуазную массу. Она, кстати, как отмечал Владимир Ильич, более ррреволюционна, чем рабочий класс, более способна на шумные акции протеста, но не приемлет постоянной, планомерной и четкой работы (так же как и интеллигенция, прости ее душу грешную!). Не принимаем ли мы за рабочее движение возмущение некоего конгломерата из рабоче-интеллигентской (если под интеллигенцией понимать ее учительскую и медицинскую составляющие) мелкобуржуазной массы? Вот обрати внимание: в Сызрани идет забастовка (и в Липецке - тоже). Приходит ли в голову организаторам забастовки обратиться ко всем рабочим предприятий этих городов? К рабочим родственных предприятий отрасли? По крайней мере такой информации у нас нет. Вопль о помощи, который послал Игорь К. через Интернет по определенным адресам - к кому он обращен? Программисты многих стран вступились за собрата по профессии Склярова. Профессиональная солидарность показана. У рабочих Сызранского предприятия нет отраслевых "родственников"? Выборгский ЦБК, Светлогорск,
Тутаевский з-д - это пока только борьба за "болотную копейку". И, к сожалению,
единичное явление, которое - увы! - с точки зрения общественных процессов
малозначимо. В начале прошлого века, рабочие начинали забастовку, узнав,
что их товарищей-активистов выгоняют с работы. Можешь привести хоть один
такой пример, хоть на одном заводе за прошедшие десять лет? Пусть хоть
бы цех какой остановился на 15 минут из-за солидарности с увольняемыми,
так сказать, флаги бы приспустил над погибающими товарищами! Не было
такого, голубь наш ясный! Какой же это рабочий класс - без солидарности,
без взаимной поддержки, без политических требований? Если это и класс,
то пока глубоко "в себе". И в этом Денк прав.
Поэтому вместе с Денком мы говорим: пусть буржуи делают свое дело (а они хотят завуалировать его "социально-направленной" политикой - и это добавит нам трудностей в работе), а мы будет делать свое. Они будут дробить и разъединять, а мы должны объединять и организовывать. Насчет "проваривания" рабочего класса "в фабричном котле" и того, что рабочее движение появится лишь когда такое "проваривание" состоится, как пишет Денк. Это, по-моему, недиалектическая позиция. Во-первых, рабочее движение появляется не в какой-то момент ("тогда - и никак не раньше"), а в процессе этого самого вырабатывания тех совершенно нужных вещей, о которых пишет Денк. А во-вторых, пролетарский интернационализм и классовая непримиримость к буржуа сами по себе не вырабатываются даже у "чистых", 100%-ных пролетариев, не имеющих никакой собственности, кроме своих рабочих рук. Примеры этого есть. Взять хотя бы тот угар шовинизма, которым был поначалу проникнуты российские рабочие во время 1-й мировой войны. Пролетарский интернационализм развился у них не сразу и не только под влиянием поражений царской армии на фронтах, но прежде всего, в результате пропагандистской деятельности большевиков. Можно вспомнить германский рабочий класс, который вместо классовой непримиримости к гитлеровской партии проявил полную лояльность к ней... И здесь статья Денка выводит нас на более общий, очень интересный и важный вопрос о том, как и когда могут быть осуществлены коренные интересы рабочего класса. Почему он их далеко не всегда не осознает, и какую роль в этом должны сыграть коммунисты, а что зависит только от обстоятельств социальной обстановки. Вся трудность нашей работы состоит в том, что хотя экономическое положение рабочего класса делает его единственным классом, имеющим объективный интерес, состоящий в его освобождении путем уничтожения наемного труда и капитала, делает его потенциально способным совершить этот переворот в способе производства, это еще не означает, что он под влиянием условий капиталистического производства автоматически осознает эти свои интересы и совершит необходимое гигантское историческое действие для их осуществления. Развитое классовое сознание
не выдается рабочему вместе с пропуском на
Это только по теории Разлацкого, пропагандируемой Григорием Исаевым, рабочий класс является чуть ли не носителем некоего абсолютного духа, который не дает ему "скурвиться", в отличие, например, от интеллигенции, в которой, по Разлацкому, изначально заложено стремление переродиться или перебежать на сторону буржуазии, сесть на шею рабочим. А марксисткое понимание этого вопроса предполагает необходимость преодоления классового расслоения уже внутри одной пролетарской партии, в которой и рабочие, и интеллигенты являются РАВНЫМИ товарищами, получают одну "профессию" - революционера. Вывод - для появления хотя
бы у небольшого слоя наиболее развитых рабочих понимания своих глубинных
классовых интересов, необходимо
И еще один момент в вопросе
о КЗоТе, который я для себя уяснила, только
Но все мы хорошо знаем, что
старый КЗоТ уже давно и нагло
Так что чему как раз-таки
не мешал КЗоТ - так это выжиманию соков из
Теперь, после вступления в действие нового Трудового Кодеса, рабочие лидеры, да и просто замеченные в участии в активных действиях работяги теперь будут вылетать с предприятий, как пробки из бутылки. И если учесть необходимость наличия и деятельности авангарда (партии марксистски образованных передовых рабочих и интеллигентов) для формирования рабочего класса как "класса для себя" и то, что для этого нужно, чтобы эти передовые рабочие трудились ВНУТРИ предприятий, имели авторитет в коллективе и возможность вести там пропаганду, - то с этой точки зрения принятие нового Трудового Кодекса никак нельзя назвать иначе, чем реакционным. Есть и еше один момент в статье Денка, который я принять не могу: тыкать в морду "совком" тем людям, которые своим честным тяжелым трудом создавали все: и лучшее, и не очень, что производилось в СССР, людям, которые в большинстве своем и не могли выработать иное сознание, кроме мелкобуржуазного - в силу тех обстоятельств, о которых пишет сам же Денк, а также отсутствия у них условий для теоретического, научного осмысления жизни, - не очень достойно. Такой термин был бы еще уместен по отношению к интеллигентам, которые имели возможность и время для самообразования, но предпочли быть потребителями и раздатчиками идеологической "лапши" для ушей - раньше КПССовской, псевдомарксисткой галиматьи, а затем, во время перестройки, - организаторами уже откровенно антикоммунистической, оголтелой рыночной истерии. Статья Денка не просто пронизана
критическим настроем в отношении
Но поскольку в головах у подавляющей части населения сидит распространявшееся десятилетиями КПССовское вранье насчет того, будто в СССР были Советы, то оно без всякого протеста заглатывает сейчас и любой сегодняшний поклеп на Советскую власть, терпит, когда на нее вешают всех собак. А ведь Советы 17-го года, были рождены невиданным взлетом их исторической самодеятельности рабочих масс, их прорывом в будущее... Это позже, в 20-е годы те, настоящие Советы погибли, и даже их формальная основа была ликвидирована сталинской Конституцией. Мы не должны использовать терминологию наших противников как свою, потому что их терминология работает, воюет против нас, пока мы ее не разоблачили. А чтобы разоблачить, скажем, гнусность и неверность термина "совок", нужно писать отдельную заметку. Игорь Кузнецов - Григорию Романову: Должен сейчас ответить кратко данному товарищу, так как его фраза "не принимаем ли мы за рабочее движение возмущение некоего конгломерата из рабоче-интеллигентской (если под интеллигенцией понимать ее учительскую и медицинскую составляющие) мелкобуржуазной массы" означает, что создавая "Межрегиональное объединение рабочих профсоюзов", профактивисты этого левого и классового (по документам МОРП "Защита Труда") объединения или обманывают публику, или все-таки уверены, что в МОРП объединяется реальное рабочее движение, а не мелкобуржуазный рабоче-интеллигентский конгломерат. Вчера, в прекрасный воскресный
солнечный день в Тольятти собрались профакивисты рабочего профсоюза "Единство"
АО "Автоваз". На этом предприятии более 100 тысяч работников. Членов "Единства"
порядка 3000 человек.
Активисты выступали за создание
рабочей партии. Храмов и Иванов жевали жвачку о колдоговорах и КЗОТе, а
от профактивистов "Единства" шли выступления за рабочую партию со ссылками
на Ленина и на то, как должны работать коммунисты и почему КПРФ - не коммунисты.
Иванов славил президента Путина и призывал не создавать рабочую партию
и поддерживать КПРФ, чтобы не колоть левый электорат. Храмов призывал строить
реформистскую парламентскую партию.
Я не успеваю в этот номер Лефт.ру дать полный рассказ об этом событии, о ярких выступлениях рабочих активистов, которые дали анализ причин пассивности автовазовцев и почему им нужна своя, рабочая партия. Но этот солнечный воскресный день стал ответом нашим "тоскующим" левым интеллигентам, которые считают всех, в том числе и автовазовцев, "мелкобуржуазным конгломератом". Для последующих номеров Лефт.ру планирую дать более полный рассказ о собрании в Тольятти и затем о драматической ситуации в рабочем движении в связи с созданием Трудовой Партии. И.Кузнецов, сопредседатель "движения мелкобуржуазного
конгломерата"
|