Left.ru __________________________________________________________________________

Лидия Волгина

В кибуце

Первый год в Израиле мы семьей прожили в кибуце «Мишмар а –Негев». Существует программа «Первый дом на родине» - государство платит кибуцам за то, что те принимают на временное жительство новых «олим» (эмигрантов-евреев). В России я кое-что слышала насчет кибуцев и мне было очень интересно посмотреть на результаты их почти столетнего существования.

  Впечатление от кибуца –самые приятные. Представьте себе небольшой поселок (несколько сот жителей), весь в зелени – цветущие деревья и кусты, ухоженные газоны – и это в Негеве, в пустыне. Небольшие домики, не шикарные, но удобные. – нам отвели на троих квартиру с двумя спальнями и холлом, со всеми удобствами. За квартиру и коммунальные услуги, включая прачечную и бассейн, мы платили в месяц 1780 шекелей (около 400 долларов). В городе это все обходится дороже. Кроме того, мы завтракали и обедали в столовой, очень вкусная и здоровая еда стоит сущие гроши по израильским меркам –7 шекелей на человека в день, за это можно купить разве что сэндвич.    Контора, поликлиника, клуб, библиотека с видиотекой, детский сад (он работает до 4 часов, а государственные садики-только до часу дня) , детские клубы, где  проводят время после школы,магазины –не очень большие, но дешевые, с необходимыми на каждый день товарами  и производственные помещения. Вообще, жизнь в кибуце была очень удобной,  без многих домашних хлопот, и я еще раз убедилась, как правы были социалисты, начиная с Фурье, которые предлагали освободить женщин от домашней каторги . Многие члены кибуца были с нами очень дружелюбны и старались помочь освоится в новой стране, особенно старшее поколение. Я до сих пор с удовольствием вспоминаю прогулки по мощенным дорожкам среди цветов, когда мимо тебя на велосипедах и электрических «автомобильчиках» проезжают молодые и пожилые кибуцники. Короче говоря, на свою жизнь в кибуце мы не жаловались, хотя у некоторых наших знакомых в других кибуцах все было не так хорошо.

Когда мы немного освоились, то начали задавать вопросы. Наш кибуц – довольно типичный, поэтому его жизнь дает некоторое представление о всем движении. Он был основан в 1946 году (еще до образования Израиля) как сельскохозяйственная коммунна выходцами из Румынии, Южной Америки и Польши.( Сейчас есть кибуцники родом из США, Бельгии, Голландии и т.д.) И сейчас там выращивают картошку, фасоль, кукурузу, есть коровы и куры. Но уже давно не это главный источник дохода. Завод «Полибит» производит строительные материалы и стаканчики из пенопласта. Есть еще мелкое производство – сувениры, сборка электронных деталей. Кроме семей, как наша, в кибуце живут и работают молодые олимы-одиночки, за несколько месяцев они изучают язык и уезжают, на их место приходят новые. Это тоже приносит деньги. Для развития производства кибуцы выпускали акции, и после большого биржевого краха в 80-е годы оказались в тяжелых долгах. «Мишмар а-Негев» не исключение.

Как жувут члены кибуца –«кибуцники»? В основном они работают в кибуце, а тот, кто работает в городе (учителя, научные работники) отдают свою зарплату в кассу. Кибуцник получает, вне зависимости от заработка, определенный бюджет на расходы, квартиру (по размерам семьи), которая оплачивается уравнительно, по числу жильцов, а не по реальному потреблению воды, электричества и т.п. Он пользуется бесплатным Интернетом (есть и компьютеры для общественного пользования), бассейном, прачечной, детским садом. Дети учатся в кибуцных школах, куда их возят на автобусах из разных мест. Маршрутное такси возит тех ,кому надо, в город. За все это не берут отдельной платы, как и за кофе и сладости в клубе по выходным. Молодые люди получают с 16 лет отдельное от родителей жилье, и после школы отправляются в заграничное путешствие на год. Каждый кибуцник, кроме основной работы, отрабатывает некоторое время ,например, в столовой. Руководит кибуцом секретарь, его избирают раз в год. Очень часто проходят собрания и голосования по разным вопросам кибуцной жизни. Праздники – государственные и годовщину кибуца - отмечают совместно, с угощением и концертами «художественной самодеятельности». 

Вообще, для того, кто считает, что кибуц – это социализм, убедиться в этом легко. Например, бассейн был построен на деньги, которые кибуцники-жертвы фашизма получили как компенсацию и отдали кибуцу. В библиотеке я нашла, что многие английские книги принадлежали кибуцнице из США, которая сочла совершенно естественным отдать их в общее пользование. Многие пенсионеры, даже очень пожилые, посильно работают, хотя материально они обеспеченны.

К сожалению, все не так просто. Как заметил еще Ноам Хомский, который сам прожил некоторые время в кибуце и даже подумывал о членстве, кибуцы с самого начала несли в себе противоречие – их основывали энтузиасты-социалисты на деньги капиталистов. В общем, я убедилась, что прав был Ленин, когда говорил, что ростки социализма в капиталистическом обществе обречены. Кибуц нанимает рабочих на завод и стройки и выступает по отношению к ним как капиталист. А члены кибуца, работавшие на том же заводе, оказываются безработными. В последние годы кибуцы все больше приватизируются, вводится отдельная плата за то, что раньше оплачивалось уравнительно. Старые традиции общей жизни и общего воспитания детей, что считалось основой кибуцного движения, отмирают. С разрешением строить дома на свои деньги имущественное неравенство стало более явным (у некоторых кибуцников есть деньги , оставшиеся от жизни до кибуца). Многие кибуцы обанкротятся , продадут земли или просто перейдут на полностью капиталистические рельсы. Тенденция такова, что через несколько десятилетий на месте кибуцов останутся просто поселки, в которых будут жить случайные соседи.

Есть и еще менее приятные моменты. Подъезжая к кибуцу, видишь забор и пропускной пункт (по ночам ворота охраняют). Название кибуца означает «Страж Негева». От кого страж? – от арабов. . .   Для кибуцов покупали землю, на которой работали арабы, и они лишались источника существования. Поэтому многие кибуцы, и наш тоже, был построен по принципу «стена и башня» - сначала забор и вышка для срельбы, а потом, внутри, все остальное До основания Израиля в Негеве жило гораздо больше арабов, чем сейчас. В 1948 году около 80% арабского населения нынешней территории Израиля было изгнанно или уничтоженно. Из 500 с лишним арабских деревень осталось около 100. Земля, отнятая у арабов, стала государственной, и по закону не может быть доступна неевреям – это 90% земли в Израиле. От ворот кибуца виден минарет Рахата – небольшого арабского города. Мы побывали там . От шоссе, на котором стоит кибуц, туда нет прямой дороги, а объездная дорога очень плохая – это типично. Конечно, в Рахате гораздо меньше зелени, чем в еврейских поселках. Кроме того, в Негеве масса «незаконных», т.е. не признанных государством, поселков бедуинов, куда воду приходится возить в цистернах – а вода в пустыне – это жизнь. Нынешняя ситуация в Израиле, в том числе и проблемы кибуцев, имеет очень старые причины и изменить все непросто. Тем не менее опыт, даже отрицательный, может быть очень полезным, если изучить факты и сделать соответствующие выводы.
 

Ваше мнение