Left.ru __________________________________________________________________________

 

Вопрос ребром:  Рабочего класса в России нет?

Продолжаем обсуждать статью С.О.Денка "Своевременные мысли", присланную почти одновременно в редакцию сайта и газеты "Дело рабочих". Начало в № 38 Лефт.ру

Примечание: Сергей Сальников, Александр Абрамович Малкин, Григорий Романов, Светлана Байбородова, Игорь Кузнецов - участники внутриредакционной дискуссии газеты "Дело Рабочих".
_____________________

Сергей Сальников:

Я перечитал статью Денка, ещё раз перечитал письма Александра Абрамовича и Светланы и постараюсь изложить своё видение своего вопроса. Во всём ли прав Денк? Нет. Нужен ли комментарий? Да. А теперь мои мысли...

1. Александр Абрамович поднимает вопрос рельсовой войны 1998 года в контексте того, что рабочие до рельсовой войны и рабочие после неё - две большие разницы. Извините, но позволю себе с этим не согласиться. Да, рельсовая война была значимым, ярким событием в истории рабочего класса России. Но давайте объективно разберёмся, чем именно она была:

а) началом нового этапа борьбы рабочего класса;
б) завершением предыдущего;
в) просто яркой вспышкой борьбы;
г) чем-то другим?

Если брать вариант "а", то возникают следующие вопросы. Где продолжение этого этапа борьбы, где рост стачечной активности, где массовое объединение рабочих в те или иные организации. Ничего этого нет, наоборот - статистика говорит, да и сами мы видим снижение стачечной активности. Есть лишь отдельные не менее яркие вспышки борьбы в Выборге, Щучьем, Ясногорске и т.д.

В том или ином месте выделяется тот или иной лидер рабочих, а всех остальных хватает лишь на эту самую вспышку, после чего под силовым давлением извне, либо в результате тех или иных уступок или подкупов весь боевой дух падает. И происходят все эти действия прежде всего в особых регионах, там где существуют либо практически не работающие, либо находящиеся в состоянии реструктуризации, либо в состоянии передела собственности градообразующие предприятия. В связи с этим (а также в связи с внешним условиями, часто, как вы все знаете, борьбой доведённых до отчаяния рабочих стремились воспользоваться в своих интересах те или иные группы буржуазии) борьба в этих местах проходила с наибольшим накалом и отчаянием. Именно отчаянием. "Не отдадим. Дайте нормального хозяина. Мы хотим жить". Вот те лозунги, а точнее, вот та боль, которая заставляла рабочих вступать в рукопашный бой с государственными или частными наёмными бандитами. 

Я часто слышал аргумент, это же принципиально новые этапы борьбы. Это переход количественных изменений в качественные. Был бы рад согласиться, но не вижу для этого оснований. Что качественно нового было в этих событиях по сравнению с прошлым (не считая накала борьбы)? Создание органов рабочего контроля, рабочих дружин, комитетов. Да, согласен на первоначальном этапе, когда ощущение свободы, которое всегда даёт борьба, всё это было. Всё это создавалось. Но спросите сегодня у Андрея Гуан-тин-Фа в Ясногорске, есть ли у рабочих желание идти работать на добровольных началах в созданную во время ясногорской эпопеи комиссию по отгрузки продукции? Нет, никто не хочет. И эта комиссия продолжает существовать на заводе, но работающие в ней, кстати, тот же Андрей и ещё один БЫВШИЙ рабочий (почему бывший, так как сегодня ни он, ни Андрей рабочими не являются) получают зарплату ЗА ЭТО.

Да, то что Александру Заикину выбрали депутатом показатель ЕЁ авторитета в Выборгском районе, но где же там солидарность рабочих со своими лидерами, со своим профкомом без предприятия. Они каждый день проходят мимо них, стоящих в пикете возле завода, но не организуют ни малейшей акции солидарности, поддержки с теми, кто продолжает борьбу.

В приходящих ко мне письмах из Кузбасса, кстати и из Анжеро-Судженска, люди просят: ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ВЫСЫЛАЙТЕ НАМ ВАШУ ГАЗЕТУ, ОНА ХОРОШАЯ, НО МЫ БОИМСЯ, все конверты приходят вскрытыми, на нас давят, мы предпочитаем молчать, пишите Воробьёву.

Я прошу всех, кто воодушевлён, кто видит подъём рабочего движения, начало нового этапа борьбы рабочих задуматься над этими фактами. Иначе можно таких дров наломать или просто потратить силы, которых у нас мало, не на то, что нужно. Я, сопоставляя все факты, склонен видеть в рельсовой войне и других названных мною фактах борьбы рабочих ЗАВЕРШАЮЩИЕ аккорды прошлого этапа борьбы рабочих. Этапа, направленного на то, чтобы выжить, чтобы существовать.

Этап борьбы рабочих ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ещё не начался, и чтобы он начался, прав Денк, рабочие должны стать рабочими, осознать себя ими. Пока этого, увы, не произошло. Чтобы бороться за освобождение, для начала необходимо осознать своё положение и понять, от чего ты должен освобождаться.

А вот, то что сидеть и ждать пока это произойдёт, не стоит - это факт, и абсолютно правы здесь что Александр Абрамович, что Света, да и я ни когда не говорил о пассивном ожидании. Но вот что делать в такой обстановке? Выработка классового сознания - не наша задача, и здесь мы капитализму не помощники. Но есть рабочие лидеры, выявился актив, давайте развернём пропаганду марксизма среди них. 

Давайте их сделаем их марксистами, и тогда уже они будут пропагандировать марксизм среди своих товарищей по работе, а мы им будем в этом помогать. Давайте мы сами не будем забывать о том, что мы прежде всего марксисты, а не профсоюзные активисты.

И опять же права Света, когда пишет: "Взять хотя бы тот угар шовинизма, которым был поначалу проникнуты российские рабочие (100%-ные пролетарии в большинстве своем) во время 1-й мировой войны. Пролетарский интернационализм развился у них не сразу и не только под влиянием поражений царской армии на фронтах, но прежде всего, в результате пропагандистской деятельности большевиков".

Вот именно, а где наша пропагандистская деятельность, мы увязли в частностях, забывая о главном. Света и Игорь могут помочь в организации забастовки? Могут и все мы знаем об этом, и это здорово. Но способствуют ли эти их действия пропаганде марксизма? Думаю, что нет, я знаю примеры когда и "яблочники" организовывали забастовки, и многие после этого шли к ним в партию, как же ведь они "свои в доску", они помогают. Но я думаю, что в процессе организации забастовки и Света, и Игорь разговаривали с теми или иными рабочими на тему того, ПОЧЕМУ у них на предприятии такая ситуация и объясняли, что пока будет существовать частная собственность, пока рабочие будут оставаться наёмными рабами, такое положение будет нормой. Вот эти разговоры, А НЕ ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАБАСТОВКИ, были пропагандой марксизма со стороны Светы и Игоря. Я привёл этот пример с одной целью, целью показать чем, на мой взгляд мы должны сегодня заниматься.

Игорь Кузнецов - С. Сальникову и А.Малкину:

Это очень интересное письмо Сергея.
Значит - вариант (г), по классификации Сергея. Я считаю, что в 1996-1999 году была кульминация нового этапа, второго. Первый был в конце 1980-х как этап борьбы рабочего класса с партократией, этап антикоммунизма в рабочем движении, так как рабочие в массе считали КПСС партией коммунистов, а СССР - обществом социализма.

В 1992-1994 годах начался подъем борьбы за выживание. Борьба за освобождение и начинается как борьба за выживание. Революция вообще является крайне ожесточенной борьбой за выживание, когда "нищета и бесправие трудящихся доходят до крайней точки". В 1996-1999 годах в Сибири я видел, как отваливались от верховенства над рабочим движением КПРФ и ФНПР, а потом в 1999 году стал проходить этап лидерства РКРП. Уходила вера в губернатора Тулеева и т.п. Сергей, как мне кажется, путает передел собственности, когда рабочих толкают бороться за "хорошего хозяина", с рельсовыми войнами, когда шла борьба за выживание, а не за "хорошего хозяина".

Итак. В 1996-1999 году была кульминация борьбы за выживание. Сейчас - спад. Где-то в 2003-2005 году может начаться новый подъем борьбы за выживание.
Сергей, так же как и Денк, пока не понимает ясно то, как ПРАКТИЧЕСКИ участвуют марксисты в формировании классового сознания, и отдает всё это самому рабочему движению без марксистов и стихийному развитию нищеты: "Выработка классового сознания не наша задача и здесь мы капитализму не помощники" - это доказательство того, что Сергей пока ясно не осознал сути работы марксистов в рабочем движении. Потому он и все "рабочие партии" современной России таковыми не считает.

Я надеюсь, что кто-нибудь из участников дискуссии напишет, почему все "рабочие партии" современной России таковыми не являются. Другое дело, что такой анализ потребует, может, и написания такой работы, как "Развитие капитализма в России" Ленина.

Отсюда вытекает то, какой должна быть в России газета для рабочих активистов. Так как "Дело рабочих" мы выпускаем для активистов рабочего движения. Если этого движения нет - то тогда нужна совсем другая газета.

Я уже посылал письмо с изложением пунктов, которые составляют скелет концепции. Из концепции, т.е. общего видения редакцией состояния рабочего класса должно вытекать решение о возможности публикации статьи Денка - отдельно или с дискуссией. Актуально ли для рабочих знать психологические проблемы интеллигенции? Для расширения кругозора наших читателей, что вот, мол, есть разная левая интеллигенция:

1. марксистская, которая стоит рядом и практически помогает (т.е. будем себя хвалить, а зачем это нужно?).
2. "сочувствующая", КОТОРАЯ НЕ НАШЛА ДЛЯ СЕБЯ МЕСТА В РЕАЛЬНОМ РАБОЧЕМ ДВИЖЕНИИ И ПОТОМУ ХНЫЧЕТ (а зачем ругать интеллигенцию, так как и так уже есть проблема недоверия к интеллигенции, особенно в мелкобуржуазных слоях рабочих, которых надо будет рано или поздно просвещать).

Газета "Дело рабочих"  рассчитана на передовых рабочих. Надо давать тогда дискуссионный материал в таком духе: постарайтесь такому интеллигенту (из п. 2) ненавязчиво предложить какое-нибудь практическое дело, так как интеллигенция в рабочем движении на вес золота, даже хныкающую, ее надо ценить и использовать в деле. Уметь использовать!

Я знаю по Кирову то, что Сергей понимает, как надо действовать на практике рабочего движения, но его неверная оценка текущего момента приведет к тому, что ДР будет вести пропаганду чего угодно, но не марксизма. ДР - орган пропагандистский, который нацелен на использование его как пропагандистского средства в практике рабочего движения. Нам надо определиться с оценкой рабочего движения, так как газета призвана разъяснить связь стачки на одном заводе с рабочим движением во всей России и СНГ.

Александр Малкин - С.Сальникову:

А чем, собственно, помощь организации забастовки мешает пропаганде марксизма? По-моему, она как раз может помочь этой пропаганде. А как вы иначе сблизитесь с рабочими, как заслужите их уважение и авторитет, если не будете помогать им решать самые насущные рядовые проблемы? Просто нельзя ограничиваться чисто профсоюзными задачами. Но, мне кажется Света и Игорь этим не ограничиваются, и вовсю пропагандируют МРП. Вот и наша задача: найти в "Деле рабочих" баланс, позволяющий объяснить передовым рабочим, почему суды и забастовки в конце концов ничего не дадут, если не изменить социально-политическую систему. А сыпать лозунгами или кусками из "Капитала" - это просто глупость.

 Сергей Сальников -  А.Малкину:

Александр Абрамович, а разве я говорил, что помощь в организации забастовки МЕШАЕТ пропаганде марксизма, извините, но до подобной глупости я никогда не доходил. Я просто, привёл пример, что организацией забастовок занимаются, занимались и будут заниматься не только марксисты, а что из этого следует? Если мы во время организации забастовок забудем о необходимости пропаганды своих взглядов, то наша помощь в организации забастовок рабочего класса в конечном счёте окажется помощью кому-то в оседлании рабочих.

(продолжение следует)
 
 

Обсудить статью на форуме