Left.ru __________________________________________________________________________

Наш Кафка. Капитализм - состояние мира и души...
(Из разговоров Густава Яноуха с Францем Кафкой)

Кафка листает принесенную Г. Яноухом книгу Альфонса Паке "Дух русской революции"(1). 

- Спасибо. У меня сейчас нет времени. А жаль. Люди в России пытаются построить совершенно справедливый мир. Это религиозное дело. 

- Но ведь большевизм выступает против религии. 

- Он делает это потому, что он сам - религия. Интервенции, мятежи и блокады - что это такое? Это небольшие прелюдии к великим, лютым религиозным войнам, которые пробушуют над миром. 

* * * 

Встретив большую группу рабочих, направляющихся со знаменами и плакатами на собрание, Кафка заметил: 

- Эти люди так уверены в себе, решительны и хорошо настроены. Они овладели улицей и потому думают, что овладели миром. Но они ошибаются. За ними уже стоят секретари, чиновники, профессиональные политики - все эти современные султаны, которым они готовят путь к власти. 

- Вы не верите в силу масс? 

- Я вижу ее, эту бесформенную, казалось бы неукротимую силу масс, которая хочет, чтобы ее укротили и оформили. В конце всякого подлинно революционного процесса появляется какой-нибудь Наполеон Бонапарт. 

- Вы не верите в дальнейшее развертывание русской революции? 

- Чем шире разливается половодье, тем более мелкой и мутной становится вода. Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии. Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги. 

* * * 

Перелистывая книгу с рисунками Георга Гросса (2): 

- Старое представление о капитале - толстяк в цилиндре сидит на деньгах бедняков. 

- Но это ведь только аллегория. 

- Вы говорите "только"! Аллегория превращается в головах людей в отражение действительности, что, разумеется, неверно. Но заблуждение уже возникло. 

- Вы считаете, что такое изображение неверно? 

- Я совсем не это хотел сказать. Оно и верно, и неверно. Верно оно только с одной стороны. Неверно оно постольку, поскольку часть выдается за целое. Толстяк в цилиндре сидит у бедняков на шее. Это верно. Но толстяк олицетворяет капитализм, и это уже не совсем верно. Толстяк властвует над бедняком в рамках определенной системы. Но он не есть сама система. Он даже и не властелин ее. Напротив, толстяк тоже носит оковы, которые не показаны. Изображение неполно. Потому оно и не хорошо. Капитализм - система зависимостей, идущих изнутри наружу, снаружи вовнутрь, сверху вниз и снизу вверх. Все зависимо, все скованно. Капитализм - состояние мира и души... 

* * * Тейлоризм и разделение труда в промышленности. 

- Это страшное дело. 

- Вы думаете при этом о порабощении человека? 

- Речь идет о большем. Результатом такого чудовищного преступления может стать только господство зла. Это естественно. Самая возвышенная и наименее осязаемая часть творения - время - втиснута в сеть нечистых деловых интересов. Тем самым пачкается и унижается все творение, и прежде всего - человек, составная часть его. Такая "затейлоризированная" жизнь - страшное проклятие, которое может породить только голод и нищету вместо желанного богатства и прибыли. Это шаг вперед к... 

- Концу мира? 

- Если бы хоть это можно было сказать с уверенностью. Но ни в чем нельзя быть уверенным. Потому ничего нельзя сказать. Можно только кричать, заикаться, хрипеть. Конвейер жизни несет человека куда-то - неизвестно куда. Человек превращается в вещь, в предмет, перестает быть живым существом. 

_______________
1) Паке, Альфонс (1881-1944)-немецкий писатель, эссеист. Книга "Дух русской революции" ("Der Geist der russischen Revolution") вышла в 1919 году. 

2) Речь идет о книге Гросса "Лицо господствующего класса" ("Das Gesicht der herrschenden Klasse"), вышедшей в 1921 году в издательстве "Малик". 

Перевод А. Е. Кацевой 
 

Ваше мнение
 

TopListRambler's Top100 Service