Наш
Кафка. Капитализм - состояние мира и души...
(Из разговоров Густава Яноуха с Францем Кафкой) Кафка листает принесенную Г. Яноухом книгу Альфонса Паке "Дух русской революции"(1). - Спасибо. У меня сейчас нет времени. А жаль. Люди в России пытаются построить совершенно справедливый мир. Это религиозное дело. - Но ведь большевизм выступает против религии. - Он делает это потому, что он сам - религия. Интервенции, мятежи и блокады - что это такое? Это небольшие прелюдии к великим, лютым религиозным войнам, которые пробушуют над миром. * * * Встретив большую группу рабочих, направляющихся со знаменами и плакатами на собрание, Кафка заметил: - Эти люди так уверены в себе, решительны и хорошо настроены. Они овладели улицей и потому думают, что овладели миром. Но они ошибаются. За ними уже стоят секретари, чиновники, профессиональные политики - все эти современные султаны, которым они готовят путь к власти. - Вы не верите в силу масс? - Я вижу ее, эту бесформенную, казалось бы неукротимую силу масс, которая хочет, чтобы ее укротили и оформили. В конце всякого подлинно революционного процесса появляется какой-нибудь Наполеон Бонапарт. - Вы не верите в дальнейшее развертывание русской революции? - Чем шире разливается половодье, тем более мелкой и мутной становится вода. Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии. Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги. * * * Перелистывая книгу с рисунками Георга Гросса (2): - Старое представление о капитале - толстяк в цилиндре сидит на деньгах бедняков. - Но это ведь только аллегория. - Вы говорите "только"! Аллегория превращается в головах людей в отражение действительности, что, разумеется, неверно. Но заблуждение уже возникло. - Вы считаете, что такое изображение неверно? - Я совсем не это хотел сказать. Оно и верно, и неверно. Верно оно только с одной стороны. Неверно оно постольку, поскольку часть выдается за целое. Толстяк в цилиндре сидит у бедняков на шее. Это верно. Но толстяк олицетворяет капитализм, и это уже не совсем верно. Толстяк властвует над бедняком в рамках определенной системы. Но он не есть сама система. Он даже и не властелин ее. Напротив, толстяк тоже носит оковы, которые не показаны. Изображение неполно. Потому оно и не хорошо. Капитализм - система зависимостей, идущих изнутри наружу, снаружи вовнутрь, сверху вниз и снизу вверх. Все зависимо, все скованно. Капитализм - состояние мира и души... * * * Тейлоризм и разделение труда в промышленности. - Это страшное дело. - Вы думаете при этом о порабощении человека? - Речь идет о большем. Результатом такого чудовищного преступления может стать только господство зла. Это естественно. Самая возвышенная и наименее осязаемая часть творения - время - втиснута в сеть нечистых деловых интересов. Тем самым пачкается и унижается все творение, и прежде всего - человек, составная часть его. Такая "затейлоризированная" жизнь - страшное проклятие, которое может породить только голод и нищету вместо желанного богатства и прибыли. Это шаг вперед к... - Концу мира? - Если бы хоть это можно было сказать с уверенностью. Но ни в чем нельзя быть уверенным. Потому ничего нельзя сказать. Можно только кричать, заикаться, хрипеть. Конвейер жизни несет человека куда-то - неизвестно куда. Человек превращается в вещь, в предмет, перестает быть живым существом. 2) Речь идет о книге Гросса "Лицо господствующего класса" ("Das Gesicht der herrschenden Klasse"), вышедшей в 1921 году в издательстве "Малик". Перевод А. Е. Кацевой
|