Left.ru __________________________________________________________________________

 

Джон Кьюайк

Кровавое изгнание старателей в Танзании

Toronto Star, окт. 9, 2001

Однажды утром в начале августа 1996 года сыновья миссис Мелании Баэси-Джонатан и Эрнеста Лвекамва ушли на работу в маленькую шахту, которая принадлежала их матери в области Бульянхулу (Bulyanhulu) в Танзании. С ними были Мафуру Бутондо со своим младшим братом Тигуфундурва и ещё 10 старателей. Ближе к обеду Бутондо был послан из копи принести верёвку.

«Когда я выбрался оттуда», - говорит он, - «полиция была везде, и Катерпиллер компании сравнивал копи с землёй. Они пытались столкнуть меня обратно в копь, но мне удалось спастись и убежать в кусты, слыша за спиной оружейную стрельбу».
Только к десяти часам вечера Бутондо добрался до лагеря и сообщил миссис Баэси-Джонатан, что произошло. Когда они пришли к копи, надеясь спасти своих любимых, они увидели, что все они были сравнены с землёй. 

Эта ужасающая история – всего лишь одна из множества рассказанных Группой Действия Адвокатов по Защите Окружающей Среды (the Lawyers Environmental Action Team) о том, как в 1996 году правительство Танзании канадские капиталисты из Кахамской Горнодобывающей Корпорации (Kahama Mining Corporation Ltd.) согнали более 300 тысяч мелких золотодобытчиков и их семей с богатейшей жилы золотой руды в Восточной Африке.

За последние три года свидетельства, доказывающие сгон, были собраны и задокументированы Тунду Лиссу, танзанийским адвокатом по правам человека. Это свидетельства очевидцев и семей пострадавших, фотографии, копии полицейской служебной съёмки, анализ документов правительства и компании. В прошлом месяце полицейская видеоплёнка и другие свидетельства были обнародованы одновременно в Оттаве, Лондоне и Дар-Эс-Салааме. Дар-Эс-Салаамская публикация включает в себя имена 36 человек убитых во время сгона.

Международная Амнистия пыталась расследовать этот случай в 1997 и 1998 годах, однако, из-за противодействия правительства Танзании, не смогла расследовать всё как следует. Международная Амнистия до сих пор требует независимого международного расследования происшедшего. 

Компания Бэррик Голд и Мировой Банк ответили тем, что подвергли сомнению подлинность плёнки, а Бэррик Голд также утверждала, что мертвые тела, показанные на ней, принадлежали ворам и насильникам, забитым насмерть местными жителями или людям, погибшим вследствие естественных причин. Только независимое расследование может это прояснить.

Мелкие золотодобытчики двинулись в Бульянхулу вследствие открытия здесь золота пастухами в 1976 году. Правительство Танзании активно поддерживало этих старателей с помощью Центрального Банка, скупавшего их золото. 

К августу 1996 от 300 до 400 тысяч старателей и членов их семей жили в этом районе. Они платили налоги, поддерживали транспорт и торговлю, построили школы. Они жили в девяти разных деревнях и имели самых высокий средний доход в области.

В течение периода с 1990 по 1994 самодеятельные старатели производили основную часть танзанийского золотого экспорта на сумму в среднем 30 млн. американских долларов в год.
Однако в 1994 году компания Кахама, тогда уже полностью принадлежавшая канадской Sutton Resources из Ванкувера, выставила требование на месторождение. Компания обратилась в суд с целью изгнания старателей. Верховный суд вынес решение против правительства и Кахамы, запрещая им изгонять старателей. Кахама подала протест, однако отозвала его 22 мая 1996 года. 30 июля того же года министр горной добычи Танзании приказал старателям покинуть Бульянхулу в течение месяца. В тот же день местный чиновник-комиссионер сократил срок до семи дней и потребовал прекращения добычи золота в течение 12 часов. В тот вечер началось разрушение деревень. 

Второго августа старатели пришли в Верховный Суд и получили другое предписание против Кахамы и министра юстиции запрещающее государственным органам продолжать сгон старателей. 

На следующий день приехали бульдозеры Кахамы под охраной 300 полицейских. Людей избивали и их дома подвергались разрушению. Пять человек было застрелено. Копи сравняли с землёй. Правительство выпустило распоряжение, что любой утверждающий, что люди в Бульянхулу были убиты, будет арестован.

К октябрю, когда старатели уже ушли, Кахама стала разворачивать строительство подземной шахты, а Мировой банк начал процесс открытия Танзании для иностранных горнодобывающих компаний.

К марту 1999 Бэррик Голд завершила покупку Sutton Resources вместе с Кахама. «До нашего приобретения», - сказал президент Бэррик Рэнделл Олифант, - «мы следили за ходом событий в Бульянхулу, находясь в плотном контакте с управленческой командой. Мы тщательно подготовились, и когда представилась возможность, мы быстро действовали, чтобы получить собственность. Но мы это сделали дисциплинировано и  только после того, как удостоверились в том, что Танзания – место достойное инвестирования».
Шахта начала работу 21 июля 2001 года. Канадская Корпорация по Развитию Экспорта  (Canada's Export Development Corporation) и Мировой Банк взяли на себя 99.5% страховки от политического риска, причём Канадская Корпорация по Развитию Экспорта вложила 173 млн. долларов США.

Ожидаемое среднее производство золота в Бульянхулу 400 000 унций при полной стоимости наличными 130 долларов США за унцию за более чем 19-летний период функционирования шахты. Почти стопроцентный доход для Бэррик. Sutton получила 500 млн. за продажу. Правительство Танзании ожидает получить от шахты 75 млн. долларов. На шахте работают 600 танзанийцев. Пятьдесят шесть старателей получили компенсацию. Другие старатели и их семьи не получили ничего.

Перевод  Д. Левыкина.
 
 
 

Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service