С ПРЕЗИДЕНТАМИ ПОРА КОНЧАТЬ!
ЗА УКРАИНУ БЕЗ ПРЕЗИДЕНТОВ!

Обнародование кассетных записей, сделанных бывшим майором Николаем Мельниченко в президентском кабинете, буквально взорвало общественно-политическую обстановку в стране. Является ли президент Кучма заказчиком исчезновения и убийства журналиста Гонгадзе, душил ли он при помощи силовых ведомств своих политических противников, принимал ли из рук благодарных губернаторов пакеты акций прибыльных предприятий для своей семьи… – вот вопросы, которые интересуют сегодня многих граждан.

Несмотря на всю серьезность выдвинутых обвинений, власть до сих пор не привела убедительных аргументов в свое оправдание. Хотя, казалось бы, чего уж проще: если кассеты действительно являются фальшивками, то докажите это, проведя открытую и независимую экспертизу с привлечением широкого круга общественности. Только таким путем власть могла без лишних усилий успокоить разбуженные «кассетным скандалом» политические страсти парламентской оппозиции и проводить по-прежнему политику рыночно-капиталистического геноцида.

Вместо этого они стали обвинять обвиняющих, видимо полагая, что вся страна состоит из одних только идиотов и президентских назначенцев. Фоноскопическая экспертиза пленок была проведена Генпрокуратурой в Украине, в Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз. 10 января 2001г. Генеральный прокурор Украины М.Потебенько проинформировал Верховную Раду о результатах этой экспертизы: «Встановити, чи оголошені певні фрази досліджувальних фонограм громадянами Кучмою, Кравченко, Литвином та Деркачем, неможливо внаслідок їх редагування, вилучення чи встановлення окремих фрагментів слів, звуків та низькою якістю досліджуваних записів, що не дозволяє виділити достатній комплекс ознак для науково обгрунтованого експертного ототожнення людини... ». Определить принадлежность голосов, оказывается, невозможно! Но, тем не менее, такого результата экспертизы власти достаточно, чтобы снять с себя все обвинения и возбудить уголовное дело против майора Мельниченко.

Понятно, что так откровенно и цинично может действовать только власть, вляпавшаяся в откровенный криминал, и теперь, по-медвежьи, затыкающая рот всем свидетелям. Хотя, впрочем, в Украине свидетелей преступлений власти имеется более чем достаточно. Ведь настоящее «дело», по которому нужно судить кучмовскую власть, состоит даже не в том, что он заказал одного-другого журналиста или оппозиционного политика, а в том, что он, издавая указы о трастах, приватизации, купле-продаже земли, «заказал» свой собственный народ рыночными реформами. По 400 тыс. в год! И в этом «деле» самыми сильными «вещдоками» являются не «пленки Мельниченко», а приватизированные и разграбленные заводы и фабрики, умирающие здравоохранение и образование, наши дома, лишенные света и тепла. Рабочему, не получающему мизерную зарплату, крестьянину, вынужденному тайком продавать свою землю посреднику, интеллигенту, подрабатывающему на базаре, виновность президента Кучмы была очевидна давно. Сегодня это стало очевидно и буржуазному политику-оппозиционеру, представляющему неолигархический капитал и смотрящему на все происходящее в стране с этой колокольни. Города Украины покрылись палаточными городками, в которых участники акции «За Украину без Кучмы!» ...защищают конституцию. Но достаточно ли этого, чтобы отстранить президента-уголовника от должности?

Кстати, по конституции Украины (ст.108), за которую в свое время голосовали многие нынешние критики президента, последний практически неуязвим, даже в случае совершения тяжкого уголовного преступления. Такая это конституция – полномочия президента досрочно прекращаются лишь в случае его смерти, невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; отстранения от должности в порядке импичмента и отставки.

Теоретически, конечно, возможно, что президента уложит в постель или в могилу внезапный инсульт, автомобильная катастрофа или выстрел украинского «народовольца». Но практически рассчитывать на такую случайность не приходится. Осуществимость другого способа отстранения президента от должности – импичмента – рассеивается, как туман, по мере того, как знакомишься с самой процедурой импичмента, расписанной в ст. 111 конституции. Необходимо набрать большинство (226 голосов), конституционное большинство (300 голосов) и, наконец, 3/4 голосов Верховной Рады, не считая согласия Конституционного Суда и Верховного Суда, чтобы сбросить президента через импичмент. Легче, согласитесь, верблюда провести сквозь игольные уши.

Единственное средство – это отставка. Об этой процедуре буржуазная конституция Украины хранит полное молчание, и при желании здесь можно найти место для народного творчества. Ведь добровольно президенты в отставку не уходят, особенно когда за ними маячит «уголовка» и их поддерживает олигархический капитал. Рассчитывать, что «отставить» президента нам поможет Совет Европы, также не приходится. Все, что могут сделать европейские лорды, это подтвердить подлинность кассетных пленок и исключить Украину из Совета Европы.

Судьбу президента необходимо решать самим. И не сидением в палаточных городках, а массовым и решительным народным действием. Опыт пролетарских революций ХХ века как никогда пригодился бы сегодня Украине.

***

Три основные политические силы присутствуют сегодня на политической сцене Украины.

Первая сила – это президент Кучма, опирающийся на капитал олигархов и их карманные партии (СДПУ(о), Демократический Союз, Трудовая Украина и др.).

Этой ударной группировке капитализма противостоит Коммунистическая партия как ее основной, стратегический противник. Это – вторая сила.

И третья сила – это некоммунистическая антипрезидентская оппозиция, так называемый Гражданский комитет защиты Конституции «За Украину без Кучмы!», в состав которого входит широкий спектр политических сил: от УНА-УНСО и костенковского Руха до тимошенковской «Батькивщины» и морозовской Соцпартии. Мелькнув во время прошлых президентских выборов, эта некоммунистическая оппозиция оказалась сегодня в эпицентре острой политической схватки, вызванной обнародованием записей майора Мельниченко.

Сам факт объединения столь разных политических сил в составе блока «За Украину без Кучмы!» особого удивления вызывать не должен. Почему бы им не объединиться? Ведь, несмотря на некоторые различия (кто-то больший националист, а кто-то меньший, кто-то за большую свободу рынка, а кто-то – за меньшую), у них нет принципиальных расхождений. Они все за «незалежність», рыночные реформы и частную собственность. Это буржуазная оппозиция президенту Кучме.

Еще несколько лет тому назад они были рядом с Кучмой. Среди оппозиционеров, выступающих сегодня за капитализм, но без Кучмы, мы видим многих, теперь уже бывших, кучминых соратников и подчиненных. Мы видим, например, Шишкина – бывшего Генерального прокурора, Матвиенко – бывшего главу Винницкой облгосадминистрации и др. Видимо, не думал и не гадал бывший кучмовский министр юстиции Головатый – антикоммунист, каких мало, – что придется ему «воевать» не с коммунистами, а со своим бывшим «патроном».

Злую шутку сыграла с нашими буржуазными оппозиционерами история. Вспомним июнь 1996 года, когда Верховная Рада (во главе которой стоял тогда социалист Мороз) принимала новую конституцию. К тому времени политическая воля трудящихся Украины, ее рабочего класса уже была сломана. Хозяйкой страны была буржуазия, активно растаскивавшая общенародную собственность по частным сусекам. Она нуждалась в юридическом закреплении результатов антисоциалистического контрреволюционного переворота 1991-1996 гг. Более того, еще недостаточно окрепшей буржуазии нужна была сильная власть – президентская власть, которая гарантировала бы ей невозможность возврата к социализму.

Тогда, в 1996-м, политический заказ молодой украинской буржуазии был выполнен. Конституцию приняли. «Державники» и «реформаторы» всех мастей ликовали, в их числе были и многие нынешние противники президента. Против голосовали лишь коммунисты.

Сегодня буржуазная оппозиция призывает народ защищать конституцию от посягательств президента, не понимая, что, защищая конституцию, мы защищаем всевластие президента, дарованное ему этой конституцией. Ведь трудящимся Украины, страдающим от дороговизны и безработицы, конституция 1996 года дала лишь голые фразы о «праве на труд и достойную жизнь». Буржуазии она дала больше – юридическую гарантию неприкосновенности частной собственности, а ее политическим представителям – право писать законы в 450-местном однопалатном парламенте. Но все это сущие мелочи по сравнению с тем, что дала конституция президенту – гаранту капиталистического строя. По конституции, он может все, или почти все: формировать правительство и отправлять его (даже без согласования с Верховной Радой) в отставку, назначать и снимать Генерального прокурора, глав областных администраций, формировать суды, отменять акты правительства и накладывать вето на законы, принимаемые парламентом, объявлять военное и чрезвычайное положение и многое-многое другое.

Пожалуй, единственное, что не дано было президенту – это право распускать парламент, когда ему вздумается, и привлекать без его санкции народных депутатов – своих политических противников – к уголовной ответственности. Всевластие президента оказалось неполным. Господа, голосовавшие в 1996 году за такую «демократическую» конституцию, сказали «А», но не сказали «Б».

Впрочем, получив такие широкие права, президент мог теперь действовать самостоятельно, используя предоставленные ему полномочия, в том числе и свое конституционное право «объявлять всеукраинский референдум по народной инициативе». Этим правом он и воспользовался весной 2000 года с целью ликвидировать остатки политической независимости парламентской оппозиции.

Сегодня буржуазная оппозиция кричит о том, что государство у нас полицейско-криминальное, что оно есть «машина уничтожения людей». Нам, коммунистам, остается лишь добавить: все эти годы именно вы, господа нынешние буржуазные оппозиционеры, рука об руку с президентской властью «розбудовували» и «зміцнювали» это государство. До сих пор вы сообща приватизировали народную собственность, дурманили трудящихся сказками о «независимости» и «чудесах рыночной экономики», накачивали их парламентаризмом до полного отвращения ко всякой политической деятельности. В результате народ был «уволен» из экономической и политической жизни страны, превращен в безропотную рабочую силу, готовую продаваться за бесценок любому, кто заплатит. Таким путем нейтрализовывали коммунистов – главных противников буржуазной власти, – ведь без политически активных трудящихся масс они в политике не та сила.

Теперь пришла пора «уволить» и оппозицию, стоящую на «реформаторских» и «державницких» позициях, ее – сытую – сделать политическим быдлом под пятой президента. И дело тут не в личных качествах Кучмы, не в его нетерпимости и диктаторских замашках. Просто сегодня в силу внутренней логики развития украинского капитализма концентрация капитала приобрела гигантские размеры. Хозяевами и экономической, и политической жизни становятся олигархи, которые при помощи президентской власти сметают со своего пути все, что мешает их безраздельному господству. Правовое государство, которое державники «гуртом» создавали для подавления трудящихся Украины, оказывается полицейской дубинкой против самой буржуазной оппозиции. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись, господа!

Конечно, неприятно иметь дело с политическими деятелями вроде Головатого или Мороза. Доверия они не внушают даже теперь, когда, вместо сотрудничества с президентом, призывают народные массы отправить его в отставку при помощи массовых акций протеста.

Но не будем забывать, что отставка Кучмы – это одно из давних требований коммунистов, а массовые акции протеста – это наше главное средство борьбы. Нам не следует бояться, что, сбрасывая Кучму массовым революционным действием, мы спасем от президентского молота буржуазную оппозицию. У нас свои счеты с президентом и было бы грех не свести их сегодня, когда в некогда едином буржуазном лагере междуусобная драка, и наши враги схватили другу друга за горло.

Но лозунг буржуазной оппозиции «За Украину без Кучмы!» – это не наш лозунг. Его лживость и недемократичность видна невооруженным глазом. «Отправим Кучму в отставку, но останется пост президента, дающий в руки отдельной личности колоссальные рычаги власти. Где гарантия, что новый президент, будь-то Ющенко, Мороз или Тимошенко, не воспользуется им так же, как воспользовался Кучма?», – так думают про себя многие граждане Украины. И они правы: за время царствования Кучмы этот пост себя дискредитировал до основания, и единственной гарантией от президентского произвола может быть лишь ликвидация самого поста президента.

«За Украину без президентов!», – таким должен быть наш ближайший лозунг в грядущей политической схватке. Ее исход во многом будет зависеть от того, выйдет ли на политическую сцену страны четвертая по счету, но главная по значению, сила – рабочий класс Украины.

А.Глебов