Left.ru ________________________________________________________________________________
Владимир Плотников

МЫ ДОЛГО СТРОИЛИ И... ОСТАЛИСЬ У РУИН! 

Не для всех очевидно, что российские профсоюзы умеют бороться. Восполняя этот пробел, мы решили рассказать о боевитом обкоме профсоюза  работников строительной отрасли (председатель В.Я. Щежин). 

13 марта 2000 г., выполняя наказы делегатов отчетно-выборной кампании, Президиум этого обкома направил губернатору К.А. Титову обращение о кризисе в отрасли. Областной администрации напомнили, что это ее бездеятельность привела к глубочайшему развалу некогда могучего, преуспевающего комплекса. А ведь  обком не раз предлагал администрации переломить ситуацию, приняв антикризисную программу еще на старте разрушительных процессов (пятилетку назад!) и заключить 3-стороннее отраслевое Соглашение. Само собой, все начинания профсоюза не нашли у власти встречного отклика и понимания. Не потому ли "застыло на финише" крупнопанельное домостроительство, вплоть до середины 90-х годов ежегодно снабжавшее бесплатным и дешевым жильем тысячи простых людей?! Безработица среди строителей втрое превышает среднеобластной процент. Постоянно снижается зарплата… Вот суть обращения. Губернская власть в ответ ограничилась формальной отпиской. Как всегда.  Но что же в таком случае является целью реформ: благосостояние людей или "рынок любой ценой"? 

Капитализация с особой жестокостью ударила по предприятиям строительного комплекса. Многие преуспевавшие дотоле гиганты не просто лишились производственных мощностей, специалистов, заказов, но и самих корпусов, распроданных или превращенных в развалины. 

Кошмарной классикой запредельного развала можно назвать историю с акционированием Октябрьского деревообрабатывающего комбината и его банкротством. Несколько лет назад он был флагманом отрасли, поставляя продукцию в 38 регионов страны, обеспечивая работой полуторатысячный штат работников. Его производственные площади простирались на 68 га, включая собственные: автономное и портовое хозяйство, тепловую станцию, систему водоснабжения, транспортный и ремонтный  цеха,  железнодорожное депо. От состояния дел и производственных мощностей ДОКа во многом зависели социальная сфера и благополучие г. Октябрьска. 

Но тут шарахнули "реформы". И заплясало лихо по ржавой колее: приватизация, банкротство, внешнее управление…Плоды "спасения через арбитраж" впечатляют: долг вырос с 2 млрд. руб. до 18 млрд. – в 9 раз! За несколько лет цветущий гигант отрасли превратился в руины. Это не метафора: уцелевший местами каркас здания как будто бы подвергся артобстрелу!

Увы, та же участь  по схеме: банкротство и руины, – постигла многих. С 1995 по 1999 годы на 50 предприятиях строительной отрасли введена процедура внешнего управления, из них 14 уже ликвидированы области. Из уцелевших 36-ти лишь пара-троечка вяло барахтаются с призрачной надеждой на финансовое оздоровление… 

Попав в категорию неплатежеспособных, стройпредприятия отдаются на "откуп" арбитражным управляющим. В общем виде процедура банкротства такова. На словах ратуя за финансовое оздоровление, почти каждый арбитражный управляющий берет под свой контроль все властные и денежные рычаги, приводит с собой высокооплачиваемую команду, охрану, задерживает выдачу зарплаты, сокращает персонал и распродает имущество должника, якобы для расчета с задолженностью по зарплате. 

Доходит до абсурда. За выполненные работы коллективу не платят. А за неуплату налогов с этих невыплаченных же средств еще и банкротят (такая участь постигла Тольяттинский ЗАО "Промстрой-2"). 

Арбитражные суды ревностно  и односторонне защищают интересы управляющих. Тем более что действующее законодательство не потрудилось регламентировать степень ответственности арбитражных управляющих за нарушение прав работников. Как результат – сплошь и рядом безнаказанность, необузданный произвол администрации. 

Вопреки вопиющим фактам барского самоуправства со стороны работодателей, арбитражные суды не рассматривают жалобы представителей трудящихся, а отслеживают, насколько ударно управляющий расплачивается с кредиторами, выполняя "план внешнего управления". Но суд опять же требует доказательств от представителей коллектива, а доказательства могут быть представлены только следственными органами. Заколдованный круг безответственности власти и бесправности работников. 

Во время недавней встречи с депутатами Госдумы зам. Председателя обкома профсоюза Г.А. Шайменов поведал о тех директорах, которые в воскресили для своих  рабочих почти каторгу и рабство: казармы, колючая проволока, "гориллы"-охранники, батоги и штрафы за малейшее нарушение "острожного" режима (приводились конкретные примеры подобных предприятий). "Мы достигли рубежа, где всякий обязан определиться: за кого ты? За тех, кому уже жить хорошо, либо за угнетенных, новоявленных "батраков" и крепостных на заре 3-го тысячелетия! Вот выбор"…

Из другого выступления: "На следующие 5 лет мы обязаны радикально изменить стратегию. И главный здесь прием – тотальное давление на власть и работодателей. Прежде всего, по вопросам достойной оплаты труда и занятости трудящихся. Это возможно только при условии организационного сплочения профсоюзов с руководимыми ими рабочими. Когда мы научимся диктовать условия, мобильно поднимая народ на пикеты и забастовки, тогда власть и работодатели сами будут просить сильные профсоюзы об уступках. Мы должны создать собственные группы быстрого реагирования из хороших специалистов, грамотно и эффективно откликающиеся на любые факты нарушения прав работников"…

Маневренная тактическая позиция обкома профсоюза строится на сочетании  теории с практикой. Вот некоторые из его несомненных успехов.

Директор АОО НФ "Теплоизоляция" В.Н. Старцев осенью 1998 года издал приказ об увольнении… 200 (т.е. практически всех)  работников. После вмешательства обкома профсоюза вампирский приказ был отменен. Мало того, совет директоров акционерного общества по требованию профкома освободил Старцева от занимаемой должности! Председатель обкома В.Я Щежин так "расшифровывает" директорскую логику: "Начальника просто-напросто устраивала собственная зарплата и тот объем работ, что имелся на предприятии. В то время как для оплаты остальных работников требовалось искать "загрузку", организовывать работы и, разумеется, их оплачивать. Вот Старцев и решил массовым увольнением исцелить себя раз и навсегда от навязчивой "головной боли".  Собственно, и большинство работодателей исповедует сходные "принципы организации производства". И в деле их обуздания многое зависит от сознательности и боевитости профсоюза. Не мешает усвоить, что закон покуда позволяет профсоюзам противостоять директоров, ставя на место самых зарвавшихся". 

Несколько лет назад по схожим мотивам был отстранен от должности генеральный директор АО "Сызраньстройкомплекс". Организационноую и юридическую помощь профеому оказал Г.А. Шамёнов. Эпопея (временами и в криминальных  тонах) растянулась на годы. На председателя профкома АО Т.А. Панкову было совершено покушение. Но, даже получив серьезные травмы, она не убоялась наемников, продолжая борьбу и по сей день! Юридическую помощь профкому оказал Г.А. Шаменов. Как видим, профессионализм, смелость, упорство и правовая эрудиция профсоюзных лидеров, плюс солидарная поддержка коллектива, способны решить самые сложные задачи. Например, образно выражаясь, свернуть "хребет" хищникам хапа.

Однако вернемся к конфликту на ОАО "Жигулевские стройматериалы". Самая дикая из  предпосылок - зарплата работников ОАО в последний раз пересматривалась… в апреле 1997 года. На отчаянные попытки и просьбы коллектива устранить нонсенс, администрация согласилась со скрипом, при этом оговорясь: поможем, но только "с учетом финансового положения предприятия". Уловка для простачков. Ибо, как думаете, откуда взяться стабильности, ежели летом в ОАО "ЖСМ" – бум, аврал и прибыль. А зимой – тишь, простой и, естественно, убытки?! Администрация же знай, поет одну песню: "Потерпите, да войдите в наше положение". 

Но сколько можно "входить", если ремень уже позвоночник трудовому народу перетирает?! Вот терпение и лопнуло – 17 марта профком комбината созвал коллектив на экстраординарную конференцию. Лейтмотив гневных претензий таков: "Если наши требования снова не выполнят, то летом, в самый пик сезона, мы остановим производство и устроим бессрочную забастовку". Как и водится, ответ директората являл обойму проверенных штампов: "Не хотите работать – найдем других".

Но на этот раз профком выдвинул ряд жестких требований: на 100 % повысить зарплату, обеспечить ее своевременную выдачу и др. Директор ОАО был вынужден пообещать, что поставит этот вопрос перед Советом директоров. Одним из ведущих организаторов конференции был Г.А. Шаймёнов, обучивший  профактив организации и проведению коллективно-трудовых споров (КТС). 10 апреля КТС на ОАО, казалось бы,  исчерпал себя заключением соглашения с администрацией. 

Увы, очередной виток директорского обмана, равнодушия и произвола породил новую волну недовольства и смуты. Администрация комбината так и не выполнила пунктов собственноручно  подписанного соглашения. Это привело к многомесячной задержке выплаты зарплаты на сумму более 8 млн. руб. "Администраторская апатия" поставила ОАО на грань банкротства, поскольку долг "ЖСМ" перед кредиторами  достиг 200 млн. рублей. А процедура банкротства и арбитражное управление, как известно, таят реальную угрозу ликвидации предприятия и массового увольнения работников. Без малейшей перспективы на трудоустройство в Жигулевске или родном поселке! 

10 ноября 2000 г. председатель профкома  комбината Т.Н. Филатова по поручению коллектива и жителей поселка доводит до сведения мэра Жигулевска С.Г. Балахонова, что: зарплата коллективу задерживается с августа. С предприятия увольняются специалисты, без которых невозможно запустить в работу производство… Придет зима, а у предприятия не будет средств производить расчеты за газ, электричество. "Тогда не только комбинату, но и базовому поселку Яблоневый Овраг, где проживает около 7 тысяч жителей, которые, кстати, выбирали Вас своим мэром, придет смерть… Терпение иссякло. Дети дома полуголодные. Рассерженные рабочие готовы на решительные действия против руководителей, доведших их до нищенского существования!".

Очевидно, мэр не услышал, либо предпочел "умыть руки". 29  декабря уже председатель обкома профсоюза В.Я. Щежин предлагает Гендиректору Восточного Цементного холдинга М.Ю. Савичеву "безотлагательно вступить в переговоры со стачечным комитетом о мерах по урегулированию  коллективного трудового спора…, предупреждения возможных акций гражданского неповиновения".

Уже в новом тысячелетии (3 января 2001 года) губернатор  Титов уведомляется Щежиным, что "доведенные до отчаяния невыплатой зарплаты (с августа 2000 г.), угрозой банкротства и возможной ликвидации предприятия, работники ОАО "ЖСМ" объявили о начале с 15.01.2001 года бессрочной забастовки и о готовности более масштабных акций протеста"!

5 января Щежин в последний раз предлагает М.Ю. Савичеву вариант мирного разрешения конфликта. А 10 января Президиум обкома заявляет, что "трудовой коллектив ОАО "ЖСМ" был вынужден прибегнуть к крайней мере – объявлению о начале забастовки"! В случае если руководство ОАО уклонится от встречи, то президиум оставляет за собой право призвать все коллективы строительной отрасли и все самарские профсоюзы поддержать трудовой коллектив ОАО ЖСМ в забастовочном противостоянии работодателям.

Как известно, люди вышли на улицу. А работодатели по-прежнему избегают общения с ними. Благодаря СМИ, удалось протаранить стену молчания вокруг частного предприятия. И все мы становимся очевидцами (а, в принципе, и участниками, от которых зависит все) разгорающегося конфликта со все более отчетливо прорезающими классовыми мотивами, инстинктами и акцентами. Профсоюзы не бездействуют. Сама жизнь делает их радикальней. 

АВТОРСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ. Читатель, вот еще один эпизод общей нашей борьбы за человеческие права, нормальную жизнь и минимально (!) справедливое общество. За все то неизмеримо более великое, дорогое и, как оказалось, бесценное, что мы бездарно, безрассудно и, скорее всего, безвозвратно прошляпили…  Пойми, в этом деле не может быть посторонних и наблюдателей. Независимо от происхождения, партпринадлежности и идеологии, каждый, кто возмущен властью, допускающей бесчеловечное обращение с простыми тружениками, должен поддержать коллектив и профком ОАО "ЖСМ" в борьбе за общее благо. Возвысить свой голос в их -  и свою - защиту. Ведь это в наших силах – заставить власть и работодателей уважать человека труда. Не допускать унижения человеческого достоинства, отказываясь вовремя оплатить честно сделанную работ. Защитить право простого человека на жизнь, что закреплено в Конституции РФ (ст. 21,22). 

Правда, для этого необходимы решительность, сплоченность, единство и  солидарность всех оппозиционных (вернее, сказать честных и неравнодушных) людей. Надо усвоить, что личная робость, равнодушие и эгоизм сейчас опасней холеры и чумы. Именно эти "болезни", приняв характер глобальной эпидемии, способны погубить Россию, заглушив инстинкт самосохранения нации, разрушив понятия чести и достоинства каждого независимо от имущественного положения.  Если мы позволим сегодня задавить жигулевских стачечников, завтра то же произойдет с нами. И уже не к кому будет протягивать руку о помощи! У отказавшего не останется ни морального права уповать на ответную поддержку, ни, наконец, союзников, которых он предал своей безучастностью, подлостью, трусостью и просто ленью!

ОТ РЕДАКТОРА
Необходимо добавить, что рабочие завода были готовы пойти и на более серьезные действия. Коллектив заявил, что перекроет 29 января трассу федерального значения, проходящую вблизи Жигулевска, если им не начнут выдавать зарплату. И этого оказалось достаточно, чтобы рабочие получили заработанные деньги за несколько месяцев. И хотя городской суд объявил незаконной заявку на пикетирование трассы, но рабочие полны решимости пойти на перекрытие в случае, если выплата задолженности по зарплате прекратится.
Всех, кто хочет поддержать бастующих рабочих Жигулевска, просим посылать письма на адрес shaimenovga@mail.ru. 

Ваше мнение