Left.ru __________________________________________________________________________

 

Мужество знает цель!

Интервью с Бориславом Милошевичем

Борислав Милошевич - старший брат бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, одной из самых ярких политических фигур конца XX века. До 15 января 2001 гола Чрезвычайный и Полномочный Посол Югославии в России. Был переводчиком Слободана Милошевича во время его беселы с Ельциным в Кремле летом 1998 гола, когда Ельцин поддержал Югославию (увы, на словах). В период агрессии НАТО Б.Милошевич часто выступал в российских СМИ. Однажды ведущий программы «Время» Кирилл Клейменов в прямом эфире начал беспардонно поучать посла Югославии, какую политику следует проводить его стране. В эфире началась настоящая дуэль телеведущего и посла иностранного государства (редчайший случай!) - дуэль, в которой дипломат одержал победу. Мой тесть до сих пор негодует на К.Клейменова, о чем я и сообщил Б.Милошевичу в начале нашей беседы. «Привет вашему тестю!» - отозвался г-н Милошевич.

С этой приятной ноты и началась наша беседа. Поинтересовавшись здоровьем политического узника и выразив восхищение его мужеством, я спросил:

- А нет ли опасности, что Слободана тюремщики могут отравить или наркотиками напичкать?

- Такие опасения не раз высказывались публично, - ответил Б. Милошевич. - По отношению к политическим врагам в тюрьмах и в других местах заключения такое вполне возможно. На эту тему есть даже одна очень хорошая книга южноафриканского автора. Что же касается конкретно Слободана... Про него нельзя сказать, что он человек железного здоровья. У него высокое артериальное давление... Но в тюрьме он себя чувствует более-менее нормально. Когда я общаюсь с ним, то чувствую бодрость в его голосе; характер разговора также говорит о твердости его духа. Так что я не думаю, что в данный момент Слободан страдает каким-то особым, новым заболеванием.

Вначале условия заключения были хуже. Круглые сутки в камере горел центральный яркий свет. Сейчас он горит только в одной части камеры. Слободану поначалу было запрещено встречаться с другими заключенными. Но сейчас он может общаться с ними. Может разговаривать по телефону с родственниками (да и не только с родственниками). Мне он тоже иногда звонит. С женой и детьми Слободан общается практически регулярно. Во время первой встречи он был отделен от жены стеклянной стенкой, они разговаривали через трубку телефона. Но с тех пор, как семья Слободана привезла на свидание его маленького внука, стали позволять встречи напрямую. Все, что он говорит по телефону, протоколируется, записывается. Возможности пообщаться интимно с кем-либо у него нет. Везде присутствует охранник. Ежедневно в течение часа Слободан ходит на прогулку. Словом, тюрьма как тюрьма.

- А как в тюрьме с питанием?

- Еда такая, что может служить лишь топливом для поддержания организма узника...

- За что же сидит в тюрьме Ваш брат?

- Слободан боролся, как и все мы, против терроризма и сепаратизма в Косове, защищая всех граждан Югославии, в том числе и албанцев, которых албанские террористы убивали. В 1998 году террористы убили больше албанцев, чем сербов, разумеется, тех албанцев, которые отвергали сепаратизм. Запад же во главе с США заботился о человеческих правах террористов и вступил с ними в союз, провозгласив терроризм в Косове борьбой за человеческие и национальные права албанцев. Это привело к агрессии НАТО против Югославии. Албанские террористы по этой логике хорошие, а те террористы, которые против США, - плохие.

С терроризмом международное сообщество, конечно, должно бороться, но надо по отношению ко всем террористам занимать одинаковую позицию. Двойные стандарты неприемлемы, потому что они ведут к беззаконию. Усама Бен Ладен, может быть, на самом деле террорист № 1, но мы знаем, как он развивался, кто его создал. В 1998 году он побывал в Албании и организовал террористические базы в Косове и Метохии. Я считаю правильным, что Россия готова сотрудничать с США и другими странами в борьбе с терроризмом, но все эти меры должны быть санкционированы ООН. В противном случае будет беззаконие и произвол как при бомбардировках Югославии. Если ООН надо реформировать, так давайте, но нельзя ее подменять произволом США и НАТО.

- Я слышал, что на такой роли ООН настаивает и Китай, но наши СМИ об этом почему-то умалчивают...

- Российские СМИ недостаточно внимания уделяют и изменению подхода к правам человека в самих западных странах. Теперь там все больше говорят о контроле, прослушивании, слежке. Практически это означает, что права человека урезаются в сравнении с теми, какими они были провозглашены. Я думаю, что этот процесс после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне усилится. Американские власти усиливают контроль за своими гражданами...

- Слободан Милошевич, вероятно, знает много щекотливых тайн мировой политики...

- Слободан практически в течение 10 лет возглавлял нашу страну - это был тяжелый период в ее истории. Он встречался со многими личностями... Помню, в начале 90-х годов весь Париж был в таких афишах: фотография Слободана и рядом - фотография Гитлера, Лоран Фабиус, председатель французского парламента, говорил о нем ругательные слова, но, с другой стороны, президент Франции Франсуа Миттеран встречал его у порога Елисейского дворца и принимал как уважаемого гостя. Я был очевидцем этого... На Западе Слободана Милошевича сравнивали с Гитлером, но после Дейтонских соглашений 1995 года, положивших конец войне в Боснии, стали называть гарантом мира на Балканах. Клинтон его поздравлял. А затем все снова переменилось. Сейчас его обвиняют и за Боснию, то есть за то, что было до Дейтонских соглашений. Запад ничем не брезгует, когда хочет оправдать свои преступные действия.

Гаагский «суд» обвинил Слободана в военных преступлениях в период агрессии НАТО против Югославии. Лидеры НАТО обвинили его в геноциде в Косове. С тех пор прошло два с половиной года. За это время они так и не сумели собрать доказательства. Теперь больше никто и не утверждает, что был геноцид, потому что весь мир знает, что геноцида не было.

- В Косове был обнаружен крематорий, где албанцы сожгли живьем десятки сербов. В Гааге об этом молчат. Но зато в Белграде сейчас судят бывшего директора радио- и телецентра, ставшего мишенью ракетной атаки НАТО. Тогда погибло много журналистов. Но обвиняют не насильника, а жертву насилия. Почему?

- В Югославии сейчас обстановка такая, что ее руководство делает практически все, чего требуют их хозяева. Правительство Сербии снискало аплодисменты натовских лидеров, но опозорилось перед нашим народом и всем миром, выдав Милошевича в Гаагу, хотя давало письменные обещания не делать этого. Милошевича продали за деньги как раз в канун открытия донорской конференции по Югославии. Кто еще в мире сделал такое? Поэтому и обвиняют жертв насилия, чтобы обелить, оправдать насильников.

- И все же подвиг народа история сохранит. Выдержать агрессию США и НАТО по силам только великому народу!

- Конечно! Югославия сохранила свою территорию, народ, свою армию! Все было сохранено. И они не победили! НАТО не победило! Они потом подкупом свергли и Милошевича, и законную власть! Был прямой шантаж со стороны Европейского сообщества; министры собрались и сказали: если будет выбран представитель оппозиции, то мы вам дадим все, если же Милошевич, то ничего не получите и полная блокада страны сохранится. Десятки миллионов долларов были брошены в эту кампанию... Да и самих выборов, по сути, не было, потому что второй тур сорвали. Де-факто был путч!

- Пишут, что, когда Черномырдин передал С.Милошевичу ультиматум о фактической капитуляции, тот спросил, что случится в случае отказа его принять. Черномырдин провел рукой по столу и сказал: «Завтра начнутся бомбардировки такой силы, что Белград станет такой же ровный, как этот стол. И в один день погибнут 500 тысяч его жителей». Так ли было на самом деле?

- Я не могу подтвердить достоверность этой информации. Мне известно, что при передаче президенту Югославии условий ультиматума Черномырдин и Ахтисари (тогдашний президент Финляндии - ред.) подчеркнули, что они не уполномочены поступиться ни одной запятой в этом документе, и дали знать, что в случае отказа его принять бомбардировки Югославии будут значительно усилены. В такой ситуации Слободан Милошевич вряд ли мог пожертвовать своим народом, тем более, что документ предлагала и Россия - единственный союзник Югославии. Кроме того, в этом документе говорилось о сохранении Косова в составе суверенной Югославии, о том, что Косово будет поставлено под контроль ООН, а не НАТО.

- Скажу честно, мне стыдно за позицию России, а Черномырдина я вообще презираю...

- Вы знаете, с самого начала последнего десятилетия прошлого века Россия вела политику не всегда в своих интересах, в интересах своего народа. Бывшая Югославия была вообще взорвана усилиями Германии, Ватикана, США, других держав. Почва для этого была благодатная, поскольку сепаратизм в Югославии был силен, в частности, хорватский сепаратизм.

- Как Вы оцениваете в этой связи роль Тито?

- На этот вопрос трудно ответить однозначно. Тито все-таки много сделал в годы Второй мировой войны он возглавлял народно-освободительную борьбу. Потом он сумел сохранить самостоятельность страны, сопротивлялся диктату Сталина. Отыскал некоторые опоры на Западе - в лице Греции, Турции - это был период Балканского пакта, де-факто это была связь с НАТО. Тито был одним из основателей и вождей движения неприсоединившихся стран. И такая политика принесла авторитет Югославии, позиции Тито в мире были сильными. Руководитель такого маленького государства был по сути, мировым политиком, политическая позиция Тито обеспечила Югославии выделение иностранных кредитов, помощи. Но, начиная с 70-х, он стал следовать проекту Коминтерна, заключавшемуся в федерации балканских государств; границы республик стал превращать в государственные, хотя это противоречило Конституции СФРЮ. Республиканский автономизм, коллективный президент (его роль играл Президиум, куда входили по три представителя от союзных республик и по два - от автономных краев), ежегодная ротация государственных и партийных руководителей - все это ослабляло связи между республиками и краями. На практике проводился лозунг «Слабая Сербия - сильная Югославия», были сильно урезаны права Сербии по отношению к двум автономным краям, входившим в ее состав, - фактически они стали республиками. В Косове шла албанизация. Вообще Тито под конец ослабил Югославию как государство. Я думаю, тут сыграл роль и личный мотив; он боялся появления политических соперников, боялся того, чтобы кто-то потом смог достойно заменить его.

При Тито, в начале 70-х, в Хорватии проявилось сильное националистическое движение, которое называлось «маспок». Хорватские коммунистические вожди были националистами. Тито их подавил своим авторитетом. И затем подавил либерально-реформистское движение в Сербии. Он умел править.

- А он не боялся повторения чехословацкого варианта, того, что Брежнев введет войска в Югославию?

- Боялся, но не в такой степени. Все-таки позиция Югославии была другой: она не была участником Варшавского договора. И он, наверное, имел какие-то заверения Запада, что это не пройдет так запросто. Интервенция варшавской «пятерки» в Чехословакию - это все-таки интервенция в союзное государство. Но я знаю - я долго работал в Центральном аппарате компартии - что варианты в отношении главного противника разрабатывались...

- Главным противником считался СССР или Запад?

- СССР, Россия…

- Кого еще из югославских политиков, кроме Слободана Милошевича, преследует Гаагский трибунал?

- Это президент Сербии Милутинович, бывший зам. премьер-министра Югославии Шаинович, министр внутренних дел Сербии Стоилькович, бывший начальник Генштаба Ойданич... Но в Гааге есть десятки, если не сотни обвинительных актов. Есть и тайные списки обвиняемых. Все это средство давления и прямого шантажа. Этот трибунал имеет также колоссальный бюджет - 100 млн. долларов в год (в 10 раз, больше, чем комитет ООН по правам человека). И прокурор трибунала, и его окружение очень заинтересованы в результатах своей «работы». И к вопросу о шантаже. Знаете ли Вы, что десяток наших военных командиров, служивших в Косово, получили предупреждения, что они могут быть обвинены в военных преступлениях? Вот чем занимается МИД США...

- Кстати, кое-кто из наших генералов опасается, как бы и против них Гаагским трибуналом не было выдвинуто тайное обвинение в «геноциде чеченцев».

- Гаагский трибунал создан для бывшей Югославии. Но для Чечни трибунала нет. Думаю, теперь, после 11 сентября, угроза создания подобного трибунала ослабла. По отношению к чеченским террористам Запад теперь, надо полагать, проявит большую принципиальность. Правда, они называют чеченских террористов повстанцами. Посмотрим...

- Некоторые политики предлагают раздел Чечни по реке Терек с отделением горной ее части от России. А раздел Косова между сербами и албанцами теперь снят с повестки дня?

- Такие варианты упоминались в начале 90-х годов, когда Югославия взорвалась. Образовалось несколько новых государств, некоторые из которых явно неисторические в смысле своего исторического выживания. Вот Босния и Герцеговина, по-моему, едва ли просуществует без иностранной поддержки. Там сильная Республика Сербская, но силен и хорватский национализм, что может ее взорвать. Это вообще искусственное государство. Македония, я тоже не уверен, что выживет, потому что албанские руководители и албанские экстремисты сейчас решают албанский национальный вопрос огнем и мечом, имея поддержку Запада. Кажется, они создадут-таки «великую Албанию», может быть, не столь «великую», как хотели бы, но все-таки... Косово, хотя я боюсь об этом говорить, идет именно в этом направлении. Запад это не то что поддерживает, Запад это явно санкционирует. Вот выборы в оккупированном Косове - это будет фарс и укрепление сепаратизма. В то же время сербский народ понес сильные потери. Его этническое пространство резко сузилось, более миллиона беженцев сейчас в Югославии (подобного нет нигде в Европе). Сербский национальный вопрос обострен, и его решение отодвинуто историей в будущее. Но я уверен, что без его решения стабильности на Балканах не будет.

- Что Вы думаете о готовящейся американцами «акции возмездия»?

- Целью этой мощной акции, под флагом которой собираются авианосцы и огромные ударные группы, может быть не только преследование групп террористов и Усамы Бен Ладена, а какие-то более широкие цели. Американцы, я уверен, закрепятся в этом регионе надолго. Ситуация для удара по талибам благоприятная, руки у США не связаны. Но там, на Востоке, нефть, там Китай, Индия, Средняя Азия и Кавказ. Вспомните, что важнейшей целью войны против Ирака было создание американских военных баз в Саудовской Аравии.

С другой стороны, для экономики США сейчас очень важен новый толчок в производстве вооружений.

Что же касается риторики президента Буша, то, полагаю, нельзя так делить: кто не с нами, тот против нас. Мне не кажется выигрышной политика, которая делит страны на «нормальные» и «ненормальные», где якобы существуют террористические организации. Думаю, что рано или поздно такой подход будет пересмотрен.

В Афганистане разбомблено много, но что-то еще можно разбомбить. Можно изгнать еще сотни тысяч беженцев. Можно чего-то добиться и с помощью сухопутных войск. Но терроризм одной силовой акцией не уничтожишь. Так что вся эта политика, стремящаяся к господству над миром, не приведет к успеху и будет корректироваться. Гораздо лучше было бы Америке пересмотреть некоторые свои устои и сесть за стол переговоров с «государствами-изгоями». Но они к этому, видимо, не готовы. Я уверен, что они пока не готовы и к сотрудничеству с Россией на равноправной основе. Они ведут себя как на диком Западе, где шериф, раздав значки своим заместителям, говорил: «За мной! Будем гоняться за плохими парнями!».

- Но зачем России ввязываться в афганскую войну?

- Но вы ввязались уже. Вы помогаете Северной коалиции, и не с сегодняшнего дня, а со вчерашнего и позавчерашнего...

- Что бы Вы, господин Милошевич, могли пожелать сотрудникам Федерального Ядерного Центра?

- Доброго здоровья и удачи, успехов в работе. Надо стоять на страже своей Родины, потому что ядерные центры - это тоже составная часть политики равноправия между народами. Россия должна быть сильной. Федеральный Ядерный Центр, я думаю, один из рычагов, одно из звеньев независимой политики России.

- Спасибо . Передайте, пожалуйста, Вашему брату пожелания крепости духа и скорейшего освобождения.

Беседу вел Игорь Макаров,
газета "Новый Город №", г.Арзамас-16

 



 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service