Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ирина Маленко

Что там, за переходом через Рубикон?

Часть 2: Шах - ИРА, мат - юнионизму?
 

… Мирный процесс в Ирландии больше всего напоминает шахматную игру. На самом деле происходит совсем не то - и часто совсем не по тем причинам - , о чем пишется в прессе. Идет сложнейшая политическая игра между занятыми в процессе силами: британским и ирландским правительствами (которые чаще всего выступают как союзники), республиканцами, умеренными националистами из СДЛП, юнионистами и лоялистами… Правда, роль последних в политическом процессе настолько ограничена - в силу их собственной интеллектуальной ограниченности?,- что они, кажется, всего лишь выполняют роль "вышибал" на службе "чистенького" юнионизма в респектабельных костюмчиках и при галстуках.

В отличие от юнионистско-лоялистского разделения ролей, республиканцы до сих пор умудрялись совмещать в себе в одном лице повстанцев и хорошие костюмы с галстуками (которые пришли на смену традиционным ирландским аранским свитерам и донегальским пиджакам). "Шинн Фейн -ИРА" через черточку, как их до сих пор именуют политические враги, избрали своей тактикой "избирательный бюллетень в одной руке и армалайт - в другой", по знаменитому выражению Дэнни Моррисона.

…На той неделе, когда пришло известие об акте выведения оружия из строя ИРА, я послала Дэнни электронное письмо, в котором выразила свои сомнения по поводу выбранного для этого момента и, не удержавшись, честно сказала ему, что его лучший друг на этой неделе окончательно перестал быть для меня народным героем и стал частью "системы". 
К моему удивлению, Дэнни, который как-то в нашей с ним полемике назвал меня "фундаменталисткой", на этот раз  спорить и доказывать мне необходимость компромиссов не стал. Хотя он и написал мне, что момент был выбран, пожалуй, самый лучший из того, что было возможно, чувствовалось, что ему и самому грустно. Но республиканское чувство сплоченности и солидарности не позволяет предаваться переживаниям и не оставляет места сомнениям: раз лидеры решили, - значит, так надо.

Посмотрим же, что произошло на самом деле, не  по британской или республиканской прессе, каждая из которых доказывает свою точку зрения, и попытаемся понять, что стояло за этим решением, и к чему оно может привести.

Начнем с того, что на самом деле никто не знает, что именно произошло, какое оружие было выведено из строя, где, сколько именно и как. Никто, кроме так удивительно похожего на нашего актера Юрия Соломина отставного канадского генерала Де Шастелена, который возглавляет Комиссию по Разоружению, и который лично присутствовал при этом акте. 

Юнионисты, британцы и ирландское правительство  вынуждены верить генералу на слово. Нет, конечно, сомнения в том, что лгать он не будет. Но юнионистам так и не удалось получить от него прямую информацию о деталях, которые их так интересовали - вплоть даже до тех двух диссидентов из партии Дэвида Тримбла, Полин Армитедж и Питера Вэйра, из-за скептицизма которых на прошлой неделе Тримбл не был переизбран на добровольно оставленный им пост североирландского премьера. 

Армитедж и Вейр потребовали встречи с генералом для того, чтобы определить свою позицию в голосовании - действительно ли Тримбл добился "прорыва" в разоружении ИРА,  которого так жаждали юнионисты? Армитедж настаивала на том, чтобы генерал назвал место, где он видел акт уничтожения оружия, и уверяла, что было наверняка уничтожено что-нибудь незначительное по количеству.  Места генерал не назвал (он и не мог его знать, ибо его доставили туда "с завязанными глазами"), а на вопрос о количестве тоже не ответил прямо, галантно сказав юнионистской даме, что он, как джентльмен, "никогда не будет спорить с женской интуицией". Из чего Армитедж сразу сделала вывод о правильности своих подозрений…

Однако, как вам справедливо скажут республиканцы на местах - а обсуждение акта по разоружению идет весьма активно не только в ячейках Шинн Фейн,  но и в рядах армии (ИРА), - дело не в количестве, а в самом факте. Акт этот прежде всего носит глубокое символическое значение, и многие республиканцы видят в нем (в отличие от нацеленного на "шахматные ходы" стратегов из их их руководства) акт предательства своих интересов. Или, по крайней мере, акт слабости.

В самом деле, с их позиции,  односторонне начинать разоружение, когда лоялисты даже прервали перемирие, когда Шинн Фейн практически проиграла дело о реформировании полиции, когда  британские власти вероломно (к этому вероломству-то здесь как раз давно уже привыкли и ни одному британскому слову не верят!)  отказывается от взятых на себя обязательств по демилитаризации Севера, откладывая её на "после дождичка в четверг", - это самоубийство. Самоубийство оно и с моей частной позиции -  человека, который пережил крах СССР и видел, что бывает на практике с теми "миротворцами", которые начинают разоружаться в одностороннем порядке, под громкую похвалу не спешащей последовать за этим примером противоположной стороны…

Но как же видят и объясняют свою позицию сами "шахматисты" из руководства Шинн Фейн - люди достаточно умные и практичные, чтобы понимать, что будет с ними, если они на данном этапе оторвутся от масс? Ведь сила партии Шинн Фейн (по своему характеру - прежде всего партии антиколониальной)  на самом деле - не в американских фондах, а в подлинной поддержке самой угнетенной части ирландского народа.

Напомним читателям положение,  сложившееся на момент акта по выведению из строя (заметьте - не складывания и не передачи врагу!) оружия ИРА.

Североирландский местный орган управления - Ассамблея, в которой представлены все основные политические силы Северной Ирландии фактически прекратил свое существование из-за политики обструкций его деятельности, которую с самого начала пообещал проводить членам своей партии юнионист Дэвид Тримбл, североирландский премьер. В секретной записке, содержание которой стало достоянием гласности, он обещал членам своей партии , что не будет "делить власть с Шинн Фейн-ИРА", и что сделает так, что Ассамблея долго не просуществует. Важно только сделать это так, чтобы обвинить в этом можно было республиканцев. 

Вопрос об оружии (который в Белфастском Мирном Соглашении оговорен только так : "партии должны сделать все зависящее от них для влияния на этот вопрос") предоставляет ему такой предлог: мы - "хорошие", "истинные демократы" и не хотим быть в одном правительстве с "ужасными респупликанскими террористами". 

О том, что лоялисты Ардойна и Портадауна  - это и его, Тримбла, электорат, и что многое написано (и не опровергнуто) о связях юнионистских бизнесменов и политиков с лоялистскими бандитами, которые разоружаться и не помышляют, Тримбл, конечно, скромно молчит.  Как молчат и большинство западных СМИ - и как не знают и большинство людей в мире, потому что они знакомы с ситуацией в Северной Ирландии только по переводам из этих самых "свободных" СМИ… 

Именно это - то, что весь мир НЕ ЗНАЕТ - и позволяет британскому и ирландскому правительству настаивать на необходимости акта по выведению из строя оружия именно тех, кого власти действительно боятся, - такой радикальной силы, как ИРА, в то время, как лоялистские бандиты продолжают свой разбой, а им только издалека "грозят пальчиком" за это.

Не знает о многих вещах и поддерживающая ИРА, но далекая от нее как небо от Земли "Ирландская Америка", - а после событий 11 сентября в нее вселилась общеамериканская "антитеррористическая паранойя"…

"Нас действительно поставили в очень трудное положение", - рассказывает мне мой источник в рядах Ирландской Республиканской Армии. -" Но эмоциям поддаваться нельзя. Можешь рассматривать этот наш шаг как  следование ленинским словам : "Шаг вперед , два шага назад"! Главное - не упускать из виду нашу основную цель - объединение страны и построение в ней социалистической республики, а в  выборах методов надо оставаться гибким".

…Разыграна вся эта сцена была действительно как по сценарию из фильма. Те, кто воспитан на бульварной прессе, возможно, даже принял все это за чистую монету: Джерри Адамс  выступил с драматическим призывом к ИРА показать свою добрую волю, и она уже на следующий день откликнулась… Замечательный миротворец Джерри!  Ура!

На самом деле, конечно, все намного прозаичнее, - и Адамс выступил со своим заявлением только уже после того, как решение об этом шаге было принято армейским руководством, а скорее всего, и уже после того, как генерала Де Шастелена отвезли к одному из показанных инспекторам ранее бункеров…

Дэвид Тримбл поспешил заявить своему электорату, что его тактика бойкота Ассамблеи с целью заставить ИРА разоружиться подействовала, - и захотел вернуться на свой пост…

И вот тут-то и начали обнаруживаться те преимущества совершения акта по разоружению для самой республиканской стороны, которые, может быть и были очевидны руководству, но уж точно - не рядовым членам республиканского движения.

У Дэвида Тримбла отобрали его последний козырь. У него больше нет предлогов для того, чтобы мешать работе Ассамблеи (хотя не стоит сомневаться - он будет их искать, но с каждым новым предлогом, который он умудрится придумать, людям, и не только в Северной Ирландии, но и на её Юге, и тем, кто интересуется ситуацией  здесь в других странах, станет все очевиднее, кто есть кто на самом деле.)

Маска "цивилизованности" и хороший галстук (а у консервативного юниониста Питера Робинсона, кстати, их - целая коллекция, полный комод!) не помогут скрыть сектанство в политике и тот факт, что именно юнионистские партии являются не просто тормозом на пути прогресса, но тормозом на пути к достижению того, чего хотят здесь большинство людей обеих общин - мира.

Если посмотреть на тот разброд, который наступил в лагере юнионистов после акта, осуществленного ИРА, становится ясным то, что этот акт, который они так ждали в качестве "признания капитуляции прово", на деле стал чем-то совсем иным. 

Чем- никто из нас до конца ещё не знает. Но паника в стане юнионизма нарастает. Недалек, судя по всему, раскол в рядах самой большой партии Ольстера - Ольстерской Юнионистской Партии, лидером которой является Тримбл.  Её консервативное крыло не хочет возвращаться в Ассамблею и обвиняет своего лидера в том, что его политика "с каждым днем приближает обьединенную Ирландию". Почему? Да потому, что в те годы, когда  эта партия ни с кем власть не делила ( с 20-х годов до начала 70-х!), она так привыкла к единоличной власти и до такой степени не умеет действовать  в рамках даже буржуазной парламентской демократии, что, чем дольше Ассамблея остается в действии, тем больше она проигрывает другим партиям на всех фронтах. Её члены даже не умеют вести элементарные дискуссии со своими политическими противниками на основе аргументов и фактов. Достаточно почитать стенограммы заседаний Ассамблеи, чтобы окончательно в этом убедиться.

Паникуют - вместо того, чтобы радоваться - и лоялисты на улицах.  Как сообщила в прошлые выходные газета "Сандей Лайф", боевики UDA напрямую заявили британскому губернатору в Северной Ирландии Джону Риду : "У тебя нет ни малейшего шанса на то, что мы сложим свое оружие!" и начали спешно кампанию рекрутирования в свои ряды 13-летних пацанов - за неимением других резервов…. Нет единства  и в рядах самих лоялистов - UDAи LAF практически находятся на грани войны между собой.

Естественно, что если они откажутся от разоружения, трудно будет "давить " на ИРА, чтобы она продолжала проявлять подобные инициативы. Хотя, будьте уверены, - ещё немножко, и давить на нее будут снова. А про неразоруженных лоялистов "забудут" - до тех пор, пока они вновь не убьют кого-нибудь… 
Вот только все большему и большему количеству людей (включая избирателей и на Севере,  и на Юге,  ибо Шинн Фейн - пока единственная общеирландская партия) становится все более очевидно, что же происходит здесь на самом деле…

Мне самой многое ещё неясно в инициативе ИРА. У меня много вопросов: например, на первый взгляд шаг этот выглядит  как односторонняя уступка. Так ли это?

Неубедительно выглядят объявленные сразу же по заявлении ИРА и Де Шастелена меры по демилитаризации Южного Арма, о которых так трубила британская пресса : из 33 (!) наблюдательных военных башен будут разобраны всего 3, причем самые незначительные. Налицо, как подтверждают товарищи из Южного Арма , "косметические перемены". 
В ближайшее время я собираюсь посетить этот регион, чтобы написать о нем, ибо судить о нем по официальной прессе, не видя его своими глазами, невозможно. Ведь, как мы помним, даже когда кто-то из британских солдат погибает здесь в результате несчастного случая, британское МО объявляет этих людей погибшими где-нибудь "в автомобильной катастрофе на Кипре"…

Южный Арма важен для будущего мирного процесса ещё и потому, что его жители, как лакмусовая бумажка, отражают настроения ирландской республиканской общины.  Если акт ИРА не поддержат здесь, - возможен серьезный раскол в республиканском движении, что грозит непредсказуемыми последствиями для самой национально-освободительной борьбы в Ирландии, главная сила которой до сих пор была в единстве. Маргинальные группы республиканских диссидентов до сих пор были не в счёт, - но если число недовольных курсом Адамса- Макгиннесса будет расти, то они могут резко пополнить свои ряды…

При всем их радикализме, республиканские диссиденты на сегодняшний день не обладают реальной позитивной стратегией, не имеют какой-то созидательной программы, а, подобно стольким ультралевым, хотят "вести войну ради войны".  Меня лично в них отталкивает именно это. И именно поэтому - потому что я осознаю, что республиканцы основного течения - единственная в настоящее время сила, которая способна осуществить в Ирландии позитивные перемены (хотя, может быть и не такие радикальные, как хотелось бы мне, но я знаю, что они действуют, исходя из реальной обстановки и реальных своих возможностей), - я  верю им. (Ну вот, заговорила уже как представители здешнего "богобоязненного общества"!).

Они могут заблуждаться, могут ошибаться. Они и сами этого не отрицают. Но они действуют по словам Льва Толстого, которые так врезались мне в память : "Для того, чтобы жить честно, надо рваться, биться,  метаться… А спокойствие - это душевная подлость."

Вопросов много. 

Зачем, к примеру, с таким упорством, достойным лучшего применения, цепляться за необходимость сохранения любой ценой Ассамблеи? Тем более, когда всем известно,  что британцы и юнионисты в любой момент могут оборвать её существование, по первому топоту белой ножки Дэвида Тримбла? Британцы уже трижды по своему произволу приостанавливали её действие и вообще ведут себя в этом конфликте не как одна из его сторон, чем они, собственно, и являются , а как некая "надпартийная божественная сила", для которой неписаны демократические законы. По закону здесь уже давно полагается провести новые выборы в Ассамблею. Но британцы чувствуют, что в результате этих выборов победят не те, кого они бы хотели , - и в нарушение собственного законодательства выборы всячески оттягивают…
 Как в такой "демократии" вообще можно чего-то добиться "демократическим" путем?

Тримбл будет продолжать свой разрушительный политический курс и требовать все больших уступок со стороны республиканцев, в то время, как его община ни на какие серьезные уступки не идет. До каких пор это будет продолжаться? Где надо провести черту?

Реальность сегодняшнего мира показывает нам как никогда ярко:  в нем уважают только силу. Если у тебя нет оружия, с тобой даже разговаривать никто не будет. Сейчас на земном шаре - классическая обстановка из серии "если хочешь мира, будь готов к войне". Как может ИРА пойти на разоружение в таких условиях?

Один из видных членов Ирландской Республиканской Армии согласился встретиться со мной для интервью,  и я собираюсь задать ему эти и многие другие вопросы… 

Возможно, я не на всё получу ответы. Но я надеюсь, что это будет товарищеская беседа, в которой журналист задает каверзные вопросы не из желания "подловить " собеседника, а из-за искренней озабоченности судьбой этот так полюбившейся ему страны.
 
 





При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service