Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ирина Маленко

“Музыка нас связала”
 

…Рыжая Агнес смотрит на меня, улыбаясь: “Мне даже Гиннесс нельзя пить –мне от него плохо делается! Я всегда в пабе пью только молоко…” 

Агнес живет в Дублине, но –в горах. До дома она добирается пешком по узкой тропинке целых 2 часа. Её не пугают проносящиеся мимо со свистом автомобили, от которых приходится запрыгвать на горный склон. Её вообще ничего не пугает. Её обе кисти рук украшены татуировками : на одной руке – имя любимого мужчины, на другой – вытатуированный же его автограф… Джерри Адамс имел неосторожность расписaться как-то на её кисти по её собственной просьбе – и Агнес сразу же “увековечила” эту надпись! Мартин Макгиннесс оказался более прозорливым: он сразу понял, зачем эта молодая ирландская женщина просит его расписаться на её руке, и отказался… 

Татуировки свои Агнес прячет под длинными пьеровскими рукавами – несмотря на то, что она ими гордится. Ведь окружающие реагируют на них по-разному. Особенно если учесть, что она каждое лето ездит в Портадаун – для солидарности с жителями Гарвахи Роуд, а тамошние лоялисты уж точно не будут в восторге от такого её проявления чувств! 

С Агнес мы познакомились на первой в моей жизни республиканской “function” – музыкальном вечере в пабе, организованном той или иной ячейкой, все сборы от которого пойдут в её фонд. Агнес тут же деловито учит меня, как отвязаться от дублинских спецслужб, если они начнут любопытствовать, почему ты проявляешь такой интерес к Шинн Фейн: “Я им сразу сказала, чтобы отвязались: “Ребята, ну что я могу с собой поделать – я без ума от Джерри Адамса!” – И они тут же потеряли ко мне всякий интерес: ещё одна влюбленная дурочка…” 

Действительно, спецлужбы уже привыкли к тому, что практически все республиканские женщины в той или иной степени без ума от своего вождя. 

Например, в Полеглассе – бедном пригороде Белфаста, где мне как-то довелось остановиться в одной очень гостеприимной, многодетной И далеко не зажиточной ирландской семье, фактически голые стены дома украшал портрет семьи вместе с Адамсом и Макгиннессом, а сама хозяйка, мать 6 детей, носила на шее золотой медальoн с гравюрой портрета Brownie, как он сам называл себя в годы его давнего тюремного заключения...

Правда, о вкусах не спорят: например, дублинке Уне, которая, будучи под сильным влиянием Гиннесса, чуть не атаковала меня – потому что вообразила по моему акценту, что я родом из “расистской южной Африки”, больше по душе Митчел Маклоглин: “Митчел – моя лапочка!” – громогласно заявляет она, поднимая очередной стакан.

…Средняя ирландская женщина способна выпить по моим скромным подсчетам, около 8 пинт за вечер. Агнес сообщает мне как страшную тайну, что её пригласил на свидание один из музыкантов выступающей сегодня здесь популярной республиканской группы “Irish Brigade” – И тут же заявлает, что не пойдёт, потому что он ей всего лишь товарищ по партии! Поговорив, подобно Марине Сергеевне из рекламы АО МММ, “о своем, о женском”, республиканки переходят на политические темы, а я начинаю прислушиваться, наконец, к музыке…

Сегодня я не собираюсь, собственно говоря, написать настоящее серьезное исследование истории республиканской баллады как музыкального жанра – я просто хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями, впечателениями, передать атмосферу подобных вечеров и своё личное мнение о нескольких наиболее известных группах, представляющих этот жанр в сегоднящей Ирландии.

…Ирландия – маленькая страна, где почти все знают друг друга : меня до сих пор не перестает удивлять, что, куда бы ты ни пришёл, всегда и везде встречаешь либо кого-то, кого ты уже знаешь, либо кого-то, кто знаком с кем-то из твоих знакомых, либо с кем-то, кто знает тебя – хотя тебе самой совершенно неведомо откуда. Секреты здесь хранить невозможно. Давно известны всей стране и все музыкальные группы, исполняющие музыку на республиканских вечеринках – а все республиканцы, кто этого захотел, давно уже лично перезнакомились с музыкантами. Иногда это даже своего рода совместительство: так, мой знакомый республиканец, учитель Том в свободное время, по выходным поет в местной республиканской группе – и с довольно большим успехом. Он прочно “booked” (зарезервирован)  на все выходные на много недель вперед.

Первой группой, услышанной мною “live”, была Irish Brigade (Ирландская бригада) из графства Тайрон. Созданная после голодовок протеста 1981 года, она первоначально исполняла только песни, посвященные отважной десятке погибших голодовщиков. Надо сказать, что практически всем погибшим за освобождение Ирландии посвящены песни, даже таким малоизвестным за пределами их собственного региона бойцам, как Пол Магорриан из Южного Дауна, подстреленный армейским патрулем в начале 70-х. Я разговаривала как-то с его матерью – пожилой тихой женщиной, хозяйкой небольшого ресторанчика в Каслвеллане, в котором после убийства Пола любого зашедшего туда с целью пообедать британского солдата сразу же норовили облить кипящим маслом…

Посвящать же песни конкретным живущим и действующим деятелям у республиканцев не принято – нет у них песен типа “спасибо Вам за Ваш партийный подвиг, товарищ Генеральный Секретарь!” – да и Люсилита Брaннах, женщина резкая и острая на язык, искренне удивилась бы, есдли бы кто-нибудь вдруг запел так о ней.
Единственное исключение – песни сатирические, типа “Supergrass”, в которой поется: 
“I can tell you places I have never been,
I can tell you people I have never seen,
For if the money is right, 
I can tell you black is white,
I can tell you Gerry Adams loves the Quinn…”

Но вернемся к Irish Brigade. В настоящее время это – одна из наиболее популярных групп данного жанра, и северяне даже обижаются на то, как трудно добиться их концерта на самом Севере: большую часть времени они проводят в разъездах по Югу, где аудитория у них гораздо многочисленнее. На Севере Irish Brigade, кстати, не один раз крепко доставалось за исполнение республиканского репертуара от лоялистов, которые похищали и поджигали их инструменты, избивали самих музыкантов…

За вечер на Юге Irish Brigade берет гонорар больше, чем большинство других групп: около 500 фунтов. Билеты на function с их участием стоят около 5 фунтов. (Больше могут позволить себе только легендарные Wolfe Tones: билет на их концерт стоит аж целых 12!)

Но зато и слушатели получают отменное удовольствие: Irish Brigade в настоящее время исполняет не только вышеупомянутые песни, но и многие новые, собственного сочинения. Их отличительной чертой является ни из кем не сравнимый вокал. Последний диск Irish Brigade – записи песен восстания 1798 года, к его 200-летию: такие классические баллады, как Boolavogue, Henry Joe McCracken, General Munroe и Rising of the Moon они исполняют совершенно по-своему... Настоящим республиканским хитом номер 1 в их исполнении стала SAM Song – в которой на известный мотив прославляется новое оружие ИРА – ракеты. Публика в зале буквально впадает в экстаз от припева:

Tiocfaidh Ar L?,
Sing Up the RA!
SAM missiles
In the sky…
Is it a bird? Is it a plane? No, it’s Super SAM! 

Я, к слову, впервые услышала эту песню в исполнении другой популярной северной группы – Justice из пограничного города Ньюри. Дело было глубокой ночью, далеко в горах, на вечеринке, посвященной освобождению из тюрьмы по договору Страстной Пятницы местного героя – Лео Куннингема. Атмосфера была непередаваемая : мне иногда казалось, что все это происходит в каком-то фильме, на съемки которого я случайно попала… В зале собрались не только многочисленные родственники Лео (включая ждавшую его 8 лет невесту и двух братьев- тоже членов РА, как её здесь сокращенно называют), но и практически все республиканцы района. “Диск-жокеем” тоже был бывший политзаключенный. Народ развеселился не на шутку – и когда Justice заиграла эту песню, всем действительно, казалось, что речь в ней идет именно о Лео:
 “I spent 8 years in the cages,
I had time to think and plan…
Although they locked away a boy, 
I came out a man…”

При этом люди пустились в пляс: зачастую ребята плясали с ребятами же, обнявшись за плечи, и время от времени высоко выкидывая вверх правую руку. Каждый импровизировал как мог, но особенно усердствовала мама героя….

Из SAM Song Justice сразу же перешли в ещё более быструю Celtic Symphony, которая вообще стоит несколько особняком в ирландской республиканской песенной традиции: написанная Брайаном Варфилдом из Wolfe Tones, она создавалась как песня болельщиков футбольной команды Celtic из Шотландии, в которой традиционно играли выходцы из ирландских семей, и за которую и по сей день болеет большая часть ирландцев (кроме тех, кто болеет за Манчестер Юнайтед. Североирландские протестанты же – в подавляющем большинстве фанаты Глазго Рейнджерс). Однако она давно уже заняла прочное место и в республиканском репертуаре. Её припев – такие характерные для республиканских “воинственных” песен слова:

 “Ooh ah up the RA, say ooh ah up the RA!” ( в грубом переводе, “да здравствует ИРА!”)
Эти слова повторяются у республиканцев из песни в песню: Justice исполняет дажe специальный “республиканский” вариант такой традиционной песни, как Wild Rover, где после каждой строчки повторяется это самое “Ooh ah up the RA, say ooh ah up the RA!”. 
Другое постоянно встречающееся и их песнях выражение – республиканский клич: Tiocfaidh Ar L? (произносится “чаки ар ла”, по-ирландски означает “наш день придет!”). К слову, по-ирландски республиканские группы поют крайне редко: могу назвать, пожалуй, только балладу Ta Na L? в исполнении Wolfe Tones.

У республиканцев существует несколько типов песен:
- грустные баллады о павших товарищах (Joe McDonnell, Loughall Ambush, Gibraltar, People’s Own MP);
- - боевые или “воинственные” песни (Come Out Ye Black And Tans, Fighting Men From Crossmaglen, My Little Armalite);
- - сатирические (Fenian Record Player, Supergrass, Aufwiedersehen to Crossmaglen, Over The Wall, Man From Daily Mail);
- -лирические (о нежных чувствах в пылу борьбы: Grace, Down By The Liffey Side).
По периодам их можно грубо разбить на:
- песни до восстания конца 18 века (если не ошибаюсь, Follow Me Up To Carlow) ;
- - песни периода восстания 1798 года (уже упоминавшиеся выше);
- песни периода восстания 1916 года и 20-х годов 20 века (Come Out Ye Black And Tans, Barry’s Column);
- песни времен “пограничной кампании” 50-х годов (Sean South From Garryowen, Patriot Game – обе повествуют об одном и том же событии, гибели попавших в засаду бойцов ИРА Шона Саута и юного О’Ханлона);
- -песни 70- годов – наиболее, пожалуй, многочисленная группа, так как именно на этот пероид приходится масса драматических событий в ирландской истории (Men Behind The Wire, Lid Of Me Granny’s Bin (в которой передается тогдашняя традиция белфастских женщин – предупреждать о появлении в квартале британской армии свистом в  свистки и стуком об асфальт жестяных крышек от домашних мусорных бачков!), Rubber Bullets и т.п.... Одной из самых популярных групп этого периода были белфасцы Barleycorn);
- песни 80-х – в основном посвящены БоббиСэндсу и его товарищам; 
- новые песни,90-х годов, такие как Stuff Your Decommission. Текст одной из них – Armagh Sniper - я привожу ниже. Эта песня исполняется группой, базирующейся не в самой Ирландии, а в Шотландии, которая довольно часто выезжает на гастроли в США, для выступлений среди тамошних выходцев из Ирландии – Athenrye. Эта группа, кстати, отличается наиболее, пожалуй, агрессивными текстами среди всех, известных мне: одну из их песен, Whiskey In The Jar (не путать с традиционной!) я никогда даже не слышала в Северной Ирландии, так как здесь считается политически некорректным петь о том, как Fenian Man встречает оранжиста по дороге на службу в церковь, убивает его и снимает с него кожу для того, чтобы сделать барабан… Такие песни здесь были бы во вред мирному процессу, а вот в Шотландии, среди тамошних ирландцев, это вполне сходит с рук.

Итак, как обещала: 

 Armagh Sniper (as sung by Athenrye)

.. In South Armagh there was a man who had a long range gun
He said: I'll show them, Army boys, there's nowhere they can run!

He was a South Armagh Sniper.
He picked the spot and waited whole day through
Until the Brits' patrol came in the queue.

The Armagh Sniper, 
He never missed his mark
He was lethal in the daytime 
And deadly in the dark.
If he gets you in his sight, you better say your prayers.
So, Brits, go home or else beware!
 

Soon his reputation spread through Ulster like wild fire.
The list of British casualties just kept on getting higher.

He was a South Armagh Sniper,
He made the British forces think again
About wandering at night through Crossmaglen.

The Armagh Sniper,
The Brits were terrorized,
They could never pin him down , no matter how they tried.
If he gets you in his sight, he'll make widows out of your wives.
So, Brits, go home while you still have your lives!

Now in London and in Dublin they pretend to speak of peace.
They sing: Hang up your weapons, and we'll make this bloodshed cease.

But there is South Armagh Sniper!
He's had the lies and double talk before.
He won't be fooled and cheated anymore!

The Armagh Sniper, 
He hasn't gone away,
His rifles are all loaded, he's just waiting for the day...
So, if the British government will break its word, well, then
The Sniper will get back to work again...

I am coming back, boys!!!
 

Многие группы на концертах делают слова песен более “острыми”, чем в официально записанных версиях: так, Justice в песне Go On Home British Soldiers меняет “bloody homes” на “f*** homes”, а в Roll Of Honour - “England you’re a Monster” на “England you’re a Bastard, Bastard, Bastard!” (3 раза, с сильным ударением – под громкое подпевание и стучание кулаками по столам всего зала!); а та же Athenrye в SAM Song – “The Brits Will Never Leave Us – Not Until They’re Shown Their Way” на “Not Until They’re Bown Away!”. Многие группы умудряются даже превратить баллады вроде Something Inside So Strong Терри О’Нила из другой известной группы, Hot Ash, - в настоящий боевой гимн: на вечеринке, посвященной республиканскому партийному съезду, Justice умудрилась поднять весь зал, который начал скандировать “We’re Gonna Do It Anyway!” так громко и с таким чувством, что бедная Уна сорвала на этом голос…
Hot Ash - группа, интересная тем, что они исполняют песни не только на ирландскую тематику –в их репертуаре есть, например, песня о южноафриканском борце с апартеидом Стиве Бико. В отличие от большинства республиканских групп, в Hot Ash есть и женщины-вокалистки – и они поют по-ирландски. В таком исполнении, например, звучит у них песня Irish Ways And Irish Laws, которую они перевели на ирландский специально с англоязычного оригинала.

В республиканских вечеринках зачастую на сцену выходят и зрители : петь в Ирландии умеет почти каждый, это удивительно музыкальный народ, и никто не стесняется показать свои таланты на публике. Так, однажды я была свидетелем того, как из зала попросили спеть She Moved Through The Fair, а певец отказался – у него голос был неподходящего для неё тембра, по его словам. И тогда из зала поднялся простой строитель- чернорабочий – и сказал:“Давайте я спою!” – да так спел, что мы аплодировали ему, наверно, целых полчаса! А ведь это достаточно сложная для исполнения песня.

Другие группы, которые я могу здесь назвать, - Spirit of Freeedom Poit?n, набирающая в послeднее время популярность стремительными темпами Shan N?s… О знаменитых Wolfe Tones самих по себе можно написать отдельную статью – возможно, это будет моей следующей темой.

Отдельно среди республиканских исполнителей стоит Бик Макфарлан – соратник Бобби Сэндса, бывший его представителем для прессы во время голодовки смерти и совршивший через несколько лет после трагической смерти Бобби дерзкий побег из тюрьмы Лонг Кеш вместе с целой группы других республиканцев. Став свободным человеком, Бик (настоящее имя - Брендан) стал певцом. Я видела его в Белфасте в клубе Феллон: этот совсем ещё не старый (он даже молодой отец!), выский, приятный человек с мягкими манерами, свободно говорящий по-ирландски, проникновенно рассказывал о Бобби и его последних днях. Бик Макфарлан 10 лет назад посвятил своему другу Бобби трогательную до слез балладу, названную им Марселла – под этим именем (так зовут его сестру) Бобби писал из тюрьмы в республиканскую прессу незадолго до гибели… 

А сегодня уже почти 20 лет прошло со времени этой гибели! “But we’re stronger now”, - поется в Марселле, - и это не слова. Республиканское движение за прошедшие 20 лет шагнуло далеко вперед в своем развитии.

В январе Бик собирается с концертом посетить Дублин, и я обязательно пойду на этот вечер!
Где можно найти в Ирландии республиканские записи, и как узнать о концертах?
Конечно, в обычных магазинах найти записи всех перечисленных мною групп, кроме Wolfe Tones, нелегко. Однако Carrols на О’Коннелл Стрит в Дублине продает альбомы со старыми, традиционными ирландскими революционными балладами, причем выбор здесь достаточно широкий. Если же вы хотите найти что-то новое, самый верный путь – лиобо в магазин Шинн Фейн в головном офисе партии на Парнелл Сквер, либо – на Севере – тоже в магазин Шинн Фейн на Фоллс Роуд и на базары в традиционно республиканских местах типа Богсайд в Дерри или Ньюри. Можно найти эти записи и на базаре в Даунпатрике.
Магазины Шинн Фейн существуют также и в Монагане, Ньюри и графстве Керри. Есть у них и страничка в интернете, где можны заказать товары почтой. У некоторых групп есть свои сайты.

Что касается выступлений, то самый верный ваш источник – газета An Phoblacht/ Republican News, в которой еженедельно публикуется список всех самых главных functions страны на месяц, а то и два вперёд. Билеты иногда можно купить прямо в дверях паба. Часто надо обращаться непосредственно к распространяющим их шиннфейновцам (“шиннерам”, как их здесь называют), чьи телефоны указываются в газете. Стоят они от 2 до 5 фунтов. 
Другое достаточно интересное с культурной точки зрения событие – республиканские парады, основная часть которых приходится на Пасху (годовщину Пасхального Восстания 1916 года), на начало мая (годовщина гибели Бобби Сэндса), на середину июня (в Боденстауне , в память о Теобольде Вольфе Тоне) и на январь (годовщина Кровавого Вокресенья в Дерри). В них участвуют так называемые Fluit Band, в основном состоящие из подростков. Атмосфера здесь напоминает наши первомайские демонстрации советского времени, а Fluit Band нужна для придания маршу настроения и ритма. Она исполняет наиболее популярные республиканские мелодии в виде марша, при помощи одних только флейт и барабанов. 

Многие республиканские баллады стали считаться народными – хотя на самом деле они были написаны конкретными лицами, и вовсе не так давно, всего каких-то 30 лет назад. Например, это произошло с песней Only Our Rivers.
Настоящими своими гимнами республиканцы считают, пожалуй 3 песни:
-Soldier’s Song, ирл. нац. гимн (исполняется непременно на ирландском языке! Им заканчиваются все съезды партии);
-A Nation Once Again
–On The One Road.

… Автографы у республиканских музыкантов не берут. Но слушатели их любят и ценят. А известные ирландские музыканты, в свою очередь, уважают и ценят республиканских активистов. Так, в самый разгар травли Шинн Фейн официозными СМИ Ирландской Республики Джерри Адамс был приглашен на популярное здешнее ток-шоу. Известный ирландский телеведущий публично и показательно отказался пожать ему руку. И тогда из зала встал не менее известный ирландский музыкант Кристи Мур и громко сказал:“А вот я лично почту за честь пожать Вашу руку, мистер Адамс! – и под бурные аплодисменты многих тысяч ирландцев по всей стране, наблюдавших за этой сценой с экранов своих телевизоров дома и в пабах, так и сделал!

Ирина Маленко
Дублин.
 
 


При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service