Left.ru __________________________________________________________________________

 

Надежда Нилова

Осторожно – лжекоммунизм!
Читая доклад Зюганова "Служить народу и Отечеству"

“Служить народу и Отечеству” – с  таким политическим докладом выступил Г.А.Зюганов,    в качестве  Председателя Совета СКП-КПСС, на ХХХII съезде 
(27 октября 2001 г.)  этого партийного образования.

 Само название доклада – показатель его  “коммунистичности”. Разве господин Путин на ставит своей задачей “служить народу и отечеству”? Разве точно так же не служит “народу и отечеству” президент Джордж Буш? Премьер Тони Блэр? Канцлер Герхард  Шрёдер?

Вся эта типичная для КПРФ буржуазно-патриотическая   фразеология насчет народа и отечества до такой степени заслонила собой исконный смысл понятия коммунизм, что   необходимо  напомнить хотя бы следующее:

Коммунисты  не ставят своей задачей служить кому бы то ни было, тем более  “народу” и “отечеству”. Их задача – организовать борьбу рабочего класса  за своё освобождение. 

Коммунисты   не  прикрывают общими понятиями “народ”,“нация”   разделения общества на   классы, не замазывают классовых противоречий и классовой борьбы. 

Коммунисты, наконец,  выступают против буржуазного государства и буржуазного отечества. 

Ирония   в том, что    десяток представленных на съезде компартий плюс четыре неназванных, “работающих в особых условиях”, ныне принадлежат каждая своему отечеству.  Но о единстве интересов рабочего класса, о  налаживании борьбы против своей, национальной буржуазии, против буржуазии вообще, о противостоянии государственной машине каждого из отечеств – именно эти вопросы должен был бы рассматривать съезд компартий (по идее коммунистический интернационал) – в докладе  Зюганова, разумеется, ни слова. Зато   речь идёт  об объединении буржуазных отечеств в расчете на поддержку “всех честных и мужественных граждан”, “всех, кто хотел бы жить в сильном и уважаемом государстве”. 

Здесь всё – сплошная мистификация. Мнимые коммунисты, мнимые цели:

“взять власть посредством мирных и демократических выборов”,  “сбросить реакцию в мусорную яму истории и восстановить народовластие. А с ним и наше великое государство, идеалы добра, справедливости и братства народов”. (“Советская Россия”, 30 октября 2001 г.).

Кто-то из древних мудро сказал: даже боги не могут сделать бывшее небывшим. Однако, судя по   декларациям,  “коммунисты” сильнее богов. Каким-то чудом  они могут вычеркнуть всю мучительную историю СССР, включая историю последних десятилетий – распад Союза   вместе с глубинными причинами этого распада, бурное развитие капитализма   с его   межнациональными, вплоть до военных, столкновениями  и классовыми противоречиями – ни те ни другие   не упомянуты в   докладе коммуниста Зюганова – и  перенести “всех честных и мужественных граждан” в некое внеисторическое, идеализированное прошлое, в   якобы существовавший   в СССР золотой век: в великое государство, где царит народовластие,   добро, справедливость и братство народов, утраченные   из-за грехопадения Горбачева. 

И всё дальнейшее, согласно этой священной истории, коренится  опять же в “предательстве” теперь уже национальных интересов, неясно только чьих: России, или Украины,   или Грузии,  Казахстана, Кыргызстана и т.д.  Или тех   республик,  компартии которых работают в особых условиях. И непонятно, на чью сторону     становиться российским, грузинским, украинским и т. д. коммунистам,  потому как нынешние  отношения  отечеств далеко не безоблачны. И нет ни малейшей надежды на их гармонизацию – в условиях  конкуренции и нескончаемых захватов и дележки капиталов и сырьевых ресурсов.  Впрочем, что касается “республиканских компартий, работающих в особых условиях”, – нет сомнения в их выборе в пользу интересов РФ,   иначе бы они   не оказались на съезде.  А если судить по оценке деятельности А.Г.Лукашенко, критерий “коммунистичности” и вовсе становится очевидным. Тяготеешь к России – значит наш, значит патриот и тем самым “коммунист”: 

“Компартия  Белоруссии , патриотические силы республики при активной поддержке всех братских партий помогли А.Г.Лукашенко одержать убедительную победу на президентских выборах. Итоги этих выборов – яркое свидетельство неугасающей тяги народов к объединению, к советской власти, социализму”.

Точно такого же “социалиста” зюгановцы надеялись увидеть в лице В.В.Путина, поверив в его “государственнический инстинкт”, в то, что он “пойдет по патриотическому пути”. Ну а поскольку Путин не оправдал да и не мог оправдать надежд   на восстановление великой державы, поскольку великодержавная политика  нынешней России вообще не по плечу – будь на месте Путина хоть Зюганов, хоть сам господь-бог – Путин назначен на роль очередного “предателя” и проводника “торгашеской, антинациональной линии”.

 Маркс и Энгельс всегда издевались над  объяснением исторических сдвигов “нечестностью” политических деятелей, оставляющих честных в дураках. Но именно так  обычно и рассуждает узколобый морализирующий обыватель.

 Едва ли Зюганов может   не знать   цену   этой социальной мифологии – как-никак доктор философских наук. Однако спрос рождает предложение.   Коль скоро в обществе существуют социальные слои,  испытывающие потребность в иллюзиях, для них  и производят соответствующую “коммунистическую идеологию”. Ведь если бы, замечает Энгельс, люди  научились понимать, каким образом материальные условия их жизни   определяют их  мыслительный процесс,  “пришел бы конец всей идеологии” (Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.21, с.313).  То есть идеологи КПРФ грубо паразитируют на господствующей   бессознательности, усугубляя её. И что особенно  мерзко, объявляют себя   сторонниками марксистско-ленинского учения и  претендуют на  “развитие теории”. Данный раздел доклада начинается широковещательным заявлением:

"Товарищи!   Опираясь на марксистскую диалектику, нам следует всемерно развивать марксистско-ленинское учение".

  ”Всемерное развитие”сводится  к двум  тощим  пунктам, выражающим квинтэссенцию зюгановского “коммунизма”:  “о нашей социальной базе” и о “национализме, особенно русофобии”.  Выдвинутые тезисы   не нуждаются в комментариях:

"Не случайно правящие силы так упорно истребляют то, что нередко называют “средним классом” – слой более или менее обеспеченных трудящихся. Он им опасен как потенциальная и реальная база патриотических сил, коммунистов.

Коммунистам, всем патриотам необходимо защищать русских..."

30 октября, в день опубликования этого “коммунистического” документа, несколько сотен молодых людей и подростков “защищали русских” у станции метро “Царицино” в Москве.

 “Коммунистическая идеология” в зюгановском исполнении – это не только никакой не марксизм с его   последовательным демократизмом и интернационализмом, это, напротив, поворот от буржуазной демократии к буржуазной реакции. Взять, к примеру, идею глобализма, выражающую гибельную, но неотвратимую   тенденцию мирового развития – всё усиливающееся господство транснациональных корпораций и международного финансового капитала, ограбляющего мир посредством грандиозных финансовых спекуляций. Глобализм   в докладе Зюганова определен как “высшая стадия империализма”, в чём сомневаться не приходится. 

Зато просто империализм   превращён в благородную “державность”, якобы способную противостоять глобализму. То, что это не удалось даже мощному колоссу СССР и всей “мировой социалистической системе”, во внимание не принимается, ибо предательство  объясняет всё. И трудящимся навязывается мысль: необходимо всемерно укреплять  российское государство, его политическую и военную мощь, как силу якобы противостоящую мировому империализму, его высшей стадии, глобализму.  А это значит укреплять ту  наиболее могущественную политическую силу, которая более всего и прежде всего направлена против самих трудящихся

 С точки зрения   “державности” получает своё оправдание и многолетняя грязная война в Чечне,  и двуличная политика путинского руководства в отношении Абхазии, и даже соучастие РФ в пресловутой “антитеррористической операции” НАТО в Афганистане. Коль скоро руководство КПРФ борется за “национально-государственные интересы”,  – это, при всём лицемерном осуждении  бомбардировок, не что иное как оправдание политики Путина,   Дело лишь в том, что, в отличие от   “патриотической оппозиции”, витающей в облаках неосуществимых мечтаний,   Путин вынужден действовать как практический политик, то есть  в границах возможного. 

И  чего стоит  назойливо повторяемый в КПРФ (и в этом докладе в частности) лозунг национального спасения и, стало быть, национального единения, прямо направленный против рабочего движения,  всегда и неизбежно раскалывающего “единство” буржуазии и пролетариата. “Национальное спасение”  как способ подчинения рабочего движения якобы всеобщим “интересам нации” –  идеологическое орудие  самой реакционной буржуазии. Классический пример –   предыстория фашизма в Германии. 

Да и собственная наша история достаточно красноречива. В современном мире нет иного способа обеспечить “единство нации” как путём жесточайшего идеологического и полицейского террора.  Отстаивая национально-государственный принцип, Г.Зюганов не случайно цитирует   И.В.Сталина – его слова о том, что коммунисты должны стать “руководящей силой нации”.  Да только не по Сеньке шапка, и поезд ушёл. Располагая безраздельной государственной властью,  Иосиф Виссарионович знал, о чём говорил. А что до Зюганова, так его  претензия стать  руководящей силой нации хотя бы по отношению к   патриотической буржуазии,  не говоря о чубайсах, алекперовых, ходорковских и т.д. – это   чистый блеф и трясение воздуха. Патриотическая буржуазия подкармливает Зюганова  совсем не для того, чтобы  он ею руководил, а для того, чтобы   обеспечивал ей поддержку “всех честных и мужественных граждан”. 

    Господин Зюганов и его “коммунисты” выступают всего лишь   посредниками между патриотически настроенной буржуазией и унаследовавшей мнимосоциалистические предрассудки аморфной, неорганизованной массой – беспомощной, отсталой, со времен Иосифа Виссарионовича приученной ждать спасения со стороны.   Ей они    и навязывают себя в качестве органа   национального спасения, рассказывая сказки о своих фантастических возможностях.  Читаем раздел  “Какую альтернативу предлагают коммунисты”, представляющий собой  самый  неприкрытый обман, который  находит    сбыт исключительно потому, что,  как сказал поэт, “нам с тобою думать неча, если думают вожди”.  Итак: 

"... истинная демократия – это власть всего народа, который должен непосредственно участвовать в формировании и осуществлении государственной политики".

Заметим, что и дальше всё изложение будет вестись в форме бессильного долженствования. Понимая всю фальшь этой формы,  мало-мальски трезвый человек обычно заявляет: должна да не обязана! А из практической жизни всякий знает, что “власть всего народа” – это власть тугого кошелька. Да и сам Зюганов, превознося достижения   так называемого “красного пояса”,   всё же  не   пытается утверждать, что там достигнута или может быть достигнута “власть всего народа”. Зато вынужден совсем по-сталински признавать, что “кадры решают всё”.  Только, увы, нередко подводят – изменники этакие.

"... Хуже, когда наши депутаты не выполняют наказов своих избирателей, сращиваются с антинародным режимом. Во многом это просчеты кадровой работы. У нас, в России, порой виноваты и партийные организации, оставляющие своего товарища, возглавившего регион, один на один с федеральной властью. Или требуют от него всего и сразу..."

     Характерно: укоряя “нечестных” депутатов, с которыми, понятно, незачем церемониться, ибо  они  не располагают ни реальной политической властью, ни    существенными  экономическими  средствами,  “красным” губернаторам Зюганов не смеет предъявлять обвинений в “сращивании с антинародным режимом”, выпячивая, напротив, их великие успехи.  Патриотическая работа кадров нуждается в   материальной  подпитке  – от кого же и ждать её, как не от товарищей, возглавивших регион?   Упрека заслуживают не они, а партийные организации, плохо понимающие нужды  своих буржуазных благодетелей, занявших с их помощью высокие кресла.
 И далее:

"Защита интересов людей, их прав, свобод  и человеческого достоинства должна быть поставлена в центр государственных органов власти  и управления. И сделать это способны только мы – коммунисты в союзе со всеми патриотическими организациями.

Нужно добиться, чтобы социальная справедливость стала главным условием развития государства и общества. А это – справедливое распределение национального богатства, ликвидация социального неравенства, доступность всех социальных благ для граждан страны. ... Нам твердят – рынок. Но эффективный и социально ориентированный рынок должен работать на человека, а не человек для рынка.

...Минимальная заработная плата и базовая пенсия призваны обеспечивать людям достойную жизнь..". 

Производство иллюзий во всей красе, а  смысл их в том, что “коммунисты”      должны  творить чудеса, которых, собственно, и жаждет верующий в “коммунизм” обыватель.

Правда же состоит в следующем.
Никакой “власти всего народа” не существует и не может существовать в  классовом обществе. Власть может принадлежать либо буржуазии (и её разновидности – бюрократии), осуществляющей свою диктатуру, либо рабочему классу. И тогда её называют диктатурой пролетариата , поскольку она направлена против буржуазии.    “Власть всего народа” возможна лишь как безгосударственное, коммунистическое общественное самоуправление.

“Социальная справедливость” никогда не была и не будет “условием развития государства и общества”,  так как  основу общества составляют не принципы, а материальная жизнь, материальные отношения людей, которые и определяют  идеи и   принципы.   “Справедливость” буржуазного общества есть справедливость  купли-продажи рабочей силы в лучшем случае по её стоимости. Такова реальность,  и деваться от этого некуда. Нравится это кадрам   или нет, но вот что  сказано Энгельсом  на этот счёт: 

“Пока крупная промышленность ещё не достигла такого уровня развития, при котором она может окончательно освободиться от оков частной собственности, до тех пор она не допускает никакого иного распределения своих продуктов, кроме ныне существующего, до тех пор капиталист будет класть в карман свою прибыль, а рабочий будет всё больше знакомиться на практике с тем, что представляет собой минимум заработной платы” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.283). 

Это написано в середине позапрошлого века, одновременно с “Нищетой философии” и “Манифестом”, но и поныне остаётся    истиной, с которой каждый рабочий снова и снова знакомится на практике. Остается истиной и для тех условий, когда  совокупным капиталистом, собственником всех средств производства, является государство, как это было в СССР. Классики марксизма потому и называются классиками, что открыли не какие-то случайные и преходящие характеристики той или иной  исторической формы  капитализма, а его всеобщие законы. Такие законы, отделаться от которых можно   только вместе с устранением самого капитализма, то есть оков частной собственности. 

И как бы ни был велик Октябрь, как бы ни толковать   историю СССР и так называемого “социалистического лагеря”, факт остаётся фактом: хотя современная промышленность  давным-давно переросла   оковы частной собственности, они и поныне  не устранены.  Именно поэтому и наше общество, и всё человечество находится в состоянии мучительного кризиса и неудержимо скатывается к   гибели. И лозунг национального спасения   в устах “коммунистов” – это, в нынешних условиях, призыв к трудящимся спасти свою буржуазию, принеся ей себя в жертву. Не только в экономическом, но и в буквальном, физическом смысле. 

И ещё существенный  момент. Эффективный и социально ориентированный рынок  – это рынок ограбления отсталых стран.    И вполне понятно, что, давая  оценку международному терроризму, Зюганов благоразумно умалчивает о его широчайшей социальной основе –  бесправии, дикости, нищете сотен миллионов трудящихся масс “третьего мира”, удерживаемых на уровне средневековья, загоняемых в первобытность“эффективным и социально ориентированным” (для золотого миллиарда!)  мировым рынком. 

Да, терроризм есть порождение  империализма, даже и буквальное – в том смысле, что, используя националистические движения в своих целях, спецслужбы наиболее могущественных держав выращивают и финансируют бен ладенов по всему миру. Однако тот факт, что   бен ладены становятся символом сопротивления империализму, что сопротивление приняло крайне реакционную форму национализма и религиозного фанатизма,  форму отрицания самой жизни в пользу  уничтожения и самоуничтожения – это очень грозный симптом. И это показатель слабости    рабочего движения, ограниченного национальными рамками и экономической борьбой,   подконтрольного буржуазии, продажным профсоюзам, мелкобуржуазным и буржуазным политическим партиям. А между тем  у человечества нет другого пути спасения, кроме подъема самостоятельного интернационального рабочего и коммунистического движения, способного организовать и повести за собой трудящиеся массы всех национальностей – против империализма, против национализма и терроризма, против мирового капитала во всех его бесчеловечных формах.

7 ноября 2001 г. 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service