Інформ-служба
Молодіжний Союз України Українська секція Міжнародного союзу трудящих В Украине началась приватизация железных дорог Министерство транспорта Украины своим разпоряжением преобразовало в открытые акционерные общества 7 государственных ремонтных предприятий монополиста на рынке железнодорожных перевозок “Укрзализныци”. Еще 5 декабря 2000 года Министерство транспорта издало приказ о завершении корпоратизации промышленных предприятий железнодорожного транспорта до 1 мая 2001 года. Это решение было принято в связи с требованием МВФ и Мирового банка о реструктуризации государственных монополий. В предверии визита миссий МВФ и МБ в Украину в конце мая – начале июня текущего года, правитедьство решило ускорить процес корпоратизации “Укрзализныци”. В ОАО были преобразованы: Запорожский электровозоремонтный завод, Днепропетровский тепловозоремонтный завод, Киевский электротехнический завод “Транссигнал”, Львовский локомотиворемонтный завод, Киевский электровагоноремонтный завод, Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод и Харьковский электротехнический завод “Транссвязь”. В рамках ведущейся реструктуризации государственной администрации железнодорожного
транспорта Украины “Укрзализныця” создается государственная холдинговая
компания “Укрзализреммаш”. Это определено постановлением Кабинета Министров
от 16 мая.
Согласно постановлению, в управление ГХК передаются также 100%-ные пакеты акций, создающихся в процессе корпоратизации и пока не подлежащих приватизации Днепропетровского государственного тепловозоремонтного завода, Запорожского электровозоремонтного завода, Киевского электровагоноремонтного завода им. Январского восстания, Львовского локомотиворемонтного завода, Киевского электротехнического завода “Транссигнал” и Харьковского электротехнического завода “Транссвязь”. Правительство аргументирует свое решение увеличением доходов предприятий. Так, согласно прогнозным оценкам, создание ГХК “Укрзализреммаш” должно обеспечить увеличение объемов продукции по ремонту электровозов с 226 ед. в 2000 году до 260 в 2003, электросекций - с 249 до 290, тепловозов - с 252 до 294. Ожидаемое уменьшение объемов затрат на закупку сырья и материалов - оценивается в 12-15%, прогнозируемое уменьшение стоимости ремонтных работ – в 10%. Предполагается, что централизация 60% объемов сбыта продукции через ГХК позволит предприятиям отрасли получать дополнительную прибыль в объеме 7-8% от валовых доходов, или 15-17 млн.грн. ежегодно. Корпоратизация первых семи вагоноремонтных предприятия был первым этапом реформирования “Укрзалицныци”. На втором этапе планируется корпоратизировать еще 9 предприятий, входящих в структуру объединения. Как заявил министр транспорта Леонида Костюченко, приватизация 6-ти железных дорог “Укрзализныци” - Донецкой, Львовской, Одесской, Приднепровской, Юго-Западной и Южной, возможна только после корпоратизации и приватизации инфраструктуры “Укрзализныци” (которая включает в себя и ремонтные заводы), что, возможно, займет 6-8 лет. Согласно плану реструктуризации “Укрзализныци”, на ее базе будет создана корпорация, куда будут входить железные дороги, как структурные подразделения корпорации, а существующие отделения железных дорог будут преобразованы в хозрасчетные предприятия. Однока, по мнению Совета Молодежного союза Украины, корпоратизация предприятий “Укрзализныци” с последующей их приватизации приведут к увеличению тарифов на перевозку населения. Так, с 1 марта этого года Юго-Западная железная дорога (ЮЗЖД) повысила на 40% цены на билеты в электричках. ЮЗЖД объясняет такое решение убыточностью пригородных перевозок и большим количеством льготных категорий пассажиров. Сейчас железная дорога перевозит 16 льготных категорий пассажиров. Их проезд должны компенсировать местные бюджеты, но они практически не делают этого из-за отсутствия средств. Всего в 2000 году Укрзализныця получила убытки в 1,8 млрд. гривен от пассажирских перевозок. Основная часть убытков — 891,1 млн. гривен — получена от перевозок пассажиров в поездах пригородного сообщения. Кроме того, с приватизацией самих железных дорог возникнет проблема льготников. Часные инвесторы не согласятся покрывать издержки за счет собственной прибыли. Поэтому, по мнению Совета Молодежного союза Украины, в ближайшее время правительство предпримет попытку очередной раз сократить число льготных категорий для проезда в железнодорожном транспорте. Уже в Верховном Совете Украины разработан законопроект, направленный на сокращение количества льгот для населения. В первую очередь пострадают студенты, работающие пенсионеры, некоторые категории инвалидов, "чернобольцы" и др. В декабре 2000 г. "Укрзализниця" предприняла попытку лишить бесплатного
проезда детей до 16 лет (в том числе пострадавших от аварии на Чернобыльской
АЭС, детей-сирот и детей инвалидов). Однако, после решительных протестов
левых организаций профсоюзов льготы были возвращены в канун нового года.
Следует отметить что члены Молодежного союза Украины принимали активное
участие в этих акциях протеста (Луганск, Донецк, Киев).
Опыт других стран свидетельствует о том, что корпоратизация предприятий железно-дорожного транспорта с последующей их приватизацией приводит к значительным негативным последствиям. Так, неминуемы увольнения рабочих, консервация нерентабельных марсшрутов, повышение цен на проезд, сокращение количества льготников и т.д. Кроме того, данная политика в отношении транспортной сферы является часть междунароного курса МВФ и Мирового банка, направленных на разрушение национальных экономик. Мы считаем, что под видом иностранных инвесторов, в скором будущем, в Украине появятся представители западных "благодетелей" (МВФ, МБ, ЕБРР) и разнообразных транс-национальных корпораций, которые "проплатят" кому-то наверху и приватизируют нашу железную дорогу. Таким образом важнейшие транспортные артерии Украины окажутся в руках транснационального капитала, способного диктовать свою волю украинскому правительству. Следующим шагом шагом станет увольнение рабочих (для экономии средств), запрещение акций протеста работников ж/д дорог, жесткий контроль над профсоюзами со стороны новых администраций предприятий. Если сейчас в ж/д транспорте задействовано около 38 тыс. чел, то по нашим подсчетам, с приходом частного собственника, это число может сократиться до 10-15 тыс. чел. Модернизация состава и оборудывания дорог будет также осуществлена за счет рабочих, поэтому зарплаты если не уменьшатся, то в крайнем случаи останутся на прежнем уровне (до приватизационном). Это к тому, что защитники приватизации ж/д дорог утверждают, что частный капитал повысит зарплаты рабочим. Никогда буржуазия не заботилась о благосостоянии трудящихся! Все издержки модернизации и реконструкции "Укрзализныци" лягут на плечи простых рабочих. Часть из них будет уволена, а часть будет получать все ту же мизерную зарплату. А для того, чтобы рабочие не выражали свой протест, правительство и буржуазный парламент уже ввел запрет на проведение акций протеста на предприятиях ж/д дорог. Таким образом, трудящиеся лишены возможности бороться за свои права. Приватизации заденет и простых пасажиров, поскольку им придется гарантировать
рост прибылей новых хазяев украинских железных дорог. Цены на билеты вырастут
в 3-4 раза, тарифы на грузовые перевозки в 1,5-2 раза. Льготного проезда
будут лишены около 10 категорий льготников (чернобольцы, пенсионеры, студенты
и т. д.).
Виталий Кулик
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |