Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ирина Маленко

БОРЦЫ ЗА ЧУЖУЮ СВОБОДУ

…В Америке и в современной Ирландии это – целое социальное явление: вообразившие себя ирландцами янки, решившие посвятить свою жизнь «борьбе за ирландскую независимость». И речь сейчас пойдет не о том, насколько успешно их использует в своих целях выкачивающее из них многие тысячи долларов руководство Шинн Фейн, а о той «карикатурной» борьбе за чужую свободу, которая позволяет данным американским гражданам убаюкивать свою совесть, воображая себя «настоящими революционерами» и закрывая глаза на то, что творится в их собственной стране, и что творит она по всему миру.

… Киран родилась и выросла в Бостоне – городе с самой, пожалуй, большой общиной «американских ирландцев». Ирландского в этой громогласной белокурой Барби с неизбежно выдающим её американским «р» и с неизменной сигаретой в зубах, всеми своими манерами напоминающей булгаковскую «женщину, переодетую мужчиной» из «Собачьего сердца», – только имя. Причем имя у нее хоть и ирландское, но мужское: страдающие «ностальгией» родители, никогда не жившие в Ирландии, не знали об этом, когда называли свою дочку.

«Я ирландка», – не устает подчеркивать она, приехавшая в Дублин всего три года назад и высокомерно поучающая всех вокруг, как надо жить и, что ещё интереснее, как надо бороться за ирландскую свободу и независимость. Киран – такая же ирландка, как я, например, украинка (не родилась и никогда не жила на Украине и даже по-украински не говорю), и я могу только представить себе, как карикатурно выглядела бы я в роли самозванного борца за украинскую «незалежность». Но американцы, в подавляющем большинстве своем страдающие видимым глубоким комплексом неполноценности на почве собственного этнического происхождения (отсюда и такая страстная тяга к «поискам своих корней»: мы, те, кто точно знает, откуда он родом, и кто были его предки, даже если они были родом из самых разных частей нашей страны, таким страдать не склонны), этого за собой не замечают.

«Ух, как я подошла к полицейскому участку в Кроссмаглене, да как начала колотить в стенку, да как закричу: «Откройте, мне надо к вашему начальству!» А они как испугались меня, дверь открыли, впускают, а там – темный коридор, а дверь за мной уже закрывается… Я как прыгну да как подложу в дверь булыжник, чтобы она не закрылась! А они как завопят на меня: «Закрой дверь!» А я как закричу на них: «Не закрою!»… – рассказывает о своем «геройстве» Киран. И с гордостью добавляет: «У меня армия три пленки изъяла!» – как будто за это ей полагается, по меньшей мере, медаль «За отвагу». 

Я тоже была в Кроссмаглене, и не один раз, я фотографировала там всяческие объекты. Вот только почему-то ни разу ничего у меня не изымали, и не заставляли меня английские солдаты разуться при выходе из машины, в грязи… Я просто тихо делала свое журналистское дело – и готовила по собранным материалам статью. Но для «псевдоирландцев» «размер геройства» измеряется децибелами созданного вокруг себя шума.

«Много шума из ничего». Стало ли хоть кому-то в Кроссмаглене легче жить от того, что янки Киран Клиффорд нашумела там и нахамила местным полицейским? Думаю, что нет… Однако это позволило ей самой ощутить себя «подлинной бесстрашной революционеркой».

На мой взгляд, источником этой псевдореволюционности является, в первую очередь, нечистая совесть тех американцев, у которых её ещё хоть немножечко осталось. Участие в освободительном движении «страны своих предков» позволяет им заглушить в себе чувство вины от того, что творят их собственные власти во всем мире, по отношению к стольким его народам. Именно это-то они предпочитают усиленно не видеть: недаром многие мои знакомые ирландцы, возвращаясь из Америки, рассказывали мне, как они были поражены тем, что бостонские ирландцы напрочь не видят сходства между борьбой за полную независимость Ирландии и борьбой арабского народа Палестины за самоопределение.

«Бороться» за чужую свободу намного легче, безопаснее и приятнее, чем пытаться навести порядок у себя в доме. Если я оказалась в Ирландии не с желанием «научить» ирландцев, как им лучше бороться за свои права, а с желанием поучиться у них, то американские ирландские республиканцы ведут себя здесь так, словно они являются более ирландцами, чем сами ирландцы. И при этом упорно не хотят не то, чтобы протестовать против, а даже и говорить том, что их любимый «не расист» президент Клинтон отказался помиловать и отпустить на свободу томящегося много лет в американской тюрьме лидера американских индейцев Леонарда Пелтиера – зато отпустил на свободу коррумпированных чиновников, «повязанных» с ним самим…

Недавно я прочитала автобиографию замечательной афроамериканской поэтессы и борца за права афроамериканцев Ассаты Шакур, которой удалось вырваться из американских застенков и совершить побег на Кубу много лет назад. Я читала, как обращались с Ассатой в тюрьме, как бесстыдно фабриковало одно судебное дело против нее за другим ФБР, – и мне так хотелось дать почитать эту книгу Киран и таким, как она. Чтобы им стало стыдно за ту ерунду, какой они занимаются.

«Американские ирландские республиканцы», в отличие от республиканцев подлинных, ужасно боятся за свои жизнишки. Более того – эти «борцы за свободу» при малейшей им угрозе, пусть даже словесной, сразу же бегут жаловаться…. «большому брату» из ФБР!

… Шинид – которая до начала острого приступа революционности называлась Джейн и жила во Флориде, – вообразила себя ирландкой, когда на её горизонте появился боец ИРА, за которого она вышла замуж. Будучи в Америке, она вела «неуклонную кампанию за объединение Ирландии» (дальше веб-сайта, на котором она печатала имена и адреса членов Оранжистского ордена, дело не шло, но это позволило ей вообразить себя подлинной Софьей Перовской местного масштаба). Полная героических побуждений и предвкушения полной приключений жизни, она  покинула родные теплые берега и переселилась с героическим супругом на его родину – в дождливый северо-ирландский Дерри… И вот тут-то и оказалось, что к таким «революционным будням» она не была готова.

Поначалу все шло гладко – Шинид выпускала воззвание за воззванием на бумаге, которые она неизменно-карикатурно подписывала «Шинид Маклоглин, Свободный Дерри». Однако вскоре наступило горькое похмелье: Шинид начали угрожать.

Всякий республиканец в Северной Ирландии внутренне готов к этому, а многие получают по несколько угроз их жизни в месяц. На жизни многих, в том числе и лидеров республиканцев, таких, как Джерри Адамс, были  совершены покушения. Рассказывают, что, когда это случилось, раненный Адамс грубо оборвал своего тоже раненного товарища, который начал верещать от боли: «Хватит здесь истерики устраивать. Плакать будешь потом. В больницу, быстро!»

Нет, Боже ты мой, попробуйте кто-нибудь только пальчиком погрозить «бесстрашным» американцам! Впрочем, в этом виноваты мы сами, весь остальной мир: недаром американцы и другие западные «сователи носа в чужие дела» так привыкли уже, что их неизменно отпускают из всех пленов целенькими я невредимыми, что действительно поверили в собственную «неприкасаемость» и ненаказуемость. Отпускали их и из Югославии, и даже из талибанского Афганистана. Напрасно, на мой взгляд, проявляли такой гуманизм, надеясь на ответный – по отношению к невинному мирному населению, хотя бы к детям. Отрубить бы парочку этих высокомерных пустых голов, чтобы в следующий раз эти «благодетели» не совались, куда их не просят!

…Шинид отплатили её же собственной монетой: на сайте американских республиканских диссидентов (есть и такие!) какой-то лоялист опубликовал её адрес и номер машины и «выразил угрозу» ее жизни и безопасности. Она не стала задумываться над тем, как чувствовали себя «разоблаченные» ею когда-то оранжисты – в совершенной панике она на второй день села в самолет и помчалась в родную Флориду… в ФБР. Требовать от них  закрытия сайта своих «политических врагов»… «Вот тебе и весь сказ!» – как говорил герой носовского «Незнайки» Пончик…

Есть две очень мудрые старые пословицы. Одна из них гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», другая – «Скажи мне, кто твой друг, и я сказу тебе, кто ты». Думаю, что с «революционностью» тех, кто дружит с ФБР – тем самым ФБР, которое терроризировало, унижало и мучило великую дочь американского народа Ассату Шакур, все кристально ясно.

А «революционные» янки продолжают тем временем ходить в ирландский монастырь со своим уставом. Думая, что за их доллары ирландцы должны терпеть их высокомерные проповеди и позволять им разогнать собственное чувство вины и стыда за ту Империю Зла, которая их взрастила, воспитала и выкормила. Так, американские республиканские диссиденты заклеймили позором шаг ИРА по разоружению, не вдаваясь в детали того, почему он был сделан, заявив: «Мы боролись-боролись, а они нас предали!»

Легко, однако, «бороться за чужую свободу», не отрывая толстого зада от уютного кресла, абстрактно рассуждая о злодеях-лоялистах, пожирая гамбургеры и наблюдая за бейсболом по телевизору. 

Но стоит только этот зад от кресла оторвать и оказаться там, на передовой чужой борьбы, как они сразу вспоминают о том, что они – американцы, и зовут на помощь мамочку и Федеральное бюро расследований.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service