Left.ru __________________________________________________________________________

 

Хосе Перес

Обострение классовых противоречий в Венесуэле и 11 сентября

В ответ на вступление в силу президентского указа, включающего законодательство о земельной реформе и повышение арендной платы за добычу нефти, прокапиталистическая оппозиция начала в четверг провокационное шествие в Каракасе, столице Венесуэлы,  которое вылилось в уличные столкновения.

Капиталистическая Партия Демократического действия организовала провокационное шествие, воспользовавшись тем, что президент Уго Чавес был за границей. В прошлый четверг, Чавес ввел в действие 49 законов новой экономической реформы, пользуясь дополнительными полномочиями, предоставленные парламентом. Самые важные из них – законы о земельной реформе, которые призывают к экспроприации пахотной земли, которую крупные землевладельцы оставляют без обработки для передачи ее безземельным крестьянам.

Не будучи близко знаком с ситуацией в венесуэльской деревне, автор не может сказать, приведет ли эта мера к широкомасштабной земельной реформе, в которй нуждается практически вся Латинская Америка. Более того, самая важная часть подобных законов – не точность формулировок, например, размеры земельных участков, а то, как они проводятся в жизнь.

Если вспомнить о Кубе, первый Закон о земельной реформе мая 1959 года не был лишен недостатков.  Все еще был возможен класс крупных землевладельцев, которые существовали, постоянно эксплуатируя чужой труд.  Спустя 3-4 года это потребовало второй земельной реформы, чтобы уничтожить как класс более мелких эксплуататоров в деревне.  Но изменение закона само по себе – это только начало. Потребовалась долгая, упорная и суровая борьба с «бандитами» (как это называется в истории Кубы), чтобы искоренить в деревне экспуатацию,  которая служила социальной основой для контрреволюционных банд,  действоваших в начале 60-х годов, особенно в горах Эскамбрая. Однако, без первой земельной реформы не могло бы быть и второй, как и борьбы за ее осуществление.
Это произошло потому, что кубинский закон 1959 года был нацелен прямо на главный вид собственности некоторых крупнейших кубинских капиталистов и крупнейших иностранных инвесторов. Под руководством Национальной организации земельной реформы (INRA) , которая состояла из участников повстанческой армии, в деревне поднялась волна классовой борьбы, в результате которой выступил на первый план рабоче-крестьянский классовый характер революции.

Кубинская земельная реформа 1959 года не выходила за границы капиталистических отношений собственности. Но ее пренебрежительное отбрасывание некоторыми ультралевыми как «буржуазной»  не принесло утешения реальным капиталистам, которые в результате последовавшей классовой борьбы  лишились своей собственности, когда рабочие действовали, руководствуясь своими насущными интересами при поддержке революционного правительства.

Сейчас еще слишком рано сравнивать то, что происходит в Венесуэле с теми событиями сороколетней давности. Но гневные вопли и визг капиталистов, их СМИ и партий показывают, что земельная реформа Чавеса для них то же, что для  вампира  кол, нацеленный ему в сердце. 

Объединение венесуэльских буржуев – Федекамарас призвало к 12-тичасовому локауту 10 декабря. (Насколько это будет успешным – еще вопрос, самые отъявленные критики Чавеса – хозяева  радио и ТВ заявили, что не смогут выгнать работников на улицу, поскольку это незаконно. И Чавесу удалось завлечь другую группу хозяев – особенно мелких буржуа, по сообщениям СМИ, в переговоры об условиях применения законов, тем самым расколов первоначально единую оппозицию).

Еще один пример – на первых полосах некоторых газет президенту предъявляют предвзятые обвинения. Например, ежедневная газета «Эль Универсаль» в прошлую пятницу вышла с такими заголовками: «Федекамарас хочет от парламента поправок к законам», ««Президент Венесуэлы должен следить за своими словами»-говорит посол США при Организации Американских Государств» и «Чавес испортил отношения с Вашингтоном»- сообщает агенство Стратфор».

Начались слухи о перевороте, на которые Чавес ответил, что встретит попытку переворота «с оружием в руках».

Самые заезженные и полудохлые клячи  буржуазной прессы снова в работе. Паскаль Флетчер, который годами упражнялся в клевете на Кубу в качестве корреспондента Рейтер в Гаване, теперь применяет свой ценный опыт проповедуя из Каракаса. «Новейший «Освободитель» Венесуэлы растерял свой блеск» - таков заголовок его последнего опуса, в котором он уверяет нас, что «некогда превознесенный, подобно Боливару, как «Освободитель» угнетенных масс Венесуэлы, 47-летний президент теперь именуется наиболее суровыми критиками «диктатором» и обвиняется во всем, от бесчувственности до сумасшествия».

Флетчер как будто не замечает яростного воя капиталистов в ответ на экономические законы, принятые на прошлой неделе и обвиняет Чавеса не в том, что он революционер, а за НЕДОСТАТОК революционности. «Но даже сторонние наблюдатели описывают его политическую программу как медленную и плохо исполняющуюся в лучшем случае, в то время как критики насмехаясь, зовут это «революцией слюней», без настоящих действий и продолжающюся только во время длинных и замысловатых речей Чавеса.» Скажите это Федекамбрас, мистер Флетчер.

Еще одна протухшая клевета буржуазии на революционеров пущена в дело : что Чавес - враг свободы печати.

"Preocupan en Venezuela ataques de Chбvez a libertad de prensa,"- заголовок сообщения Ассошиэйтед Пресс от 17 ноября. «Нападки Чавеса на свободу печати вызывают беспокойство в Венесуэле». Вы знаете, чего следует ожидать после таких заголовков: приказы от советников президента, запрещающие трансляцию некоторых интервью, систематические уловки, чтобы заставить прессу отражать в основном точку зрения властей, арест без предъявления обвинений сотен людей, короче, то, с чем мы уже слишком хорошо знакомы в США в царствование Георга Второго(Буша).

Но что на самом деле произошло в Венесуэле? АП сообщает, что «в отличии от других руководителей Венесуэлы, президент Уго Чавес никогда не пытался контролировать  газеты и позволяет прессе критиковать его, хотя и выражает неудовольствие.»
Оказывается, что все «нападки» Чавеса состоят в том, что он критикует освещение событий прессой. Ни единый орган печати или радиостанция не были закрыты, ни один журналист не был убит, арестован или «задержан», как сейчас стыдливо выражаются в США, ни одна программа не снята с эфира (по крайней мере по словам Ассошиэйтед Пресс).
В чем же состоит преступление Чавеса? «Его гневные упреки против прессы вызывают враждебность видных журналистов и владельцев радио и ТВ, которые говорят, что президент пытается запугать их». Бедные младенцы! Вы только представьте! У Чавеса хватает нахальства высказывать СВОЕ СОБСТВЕННОЕ мнение! Даже если оно противоречит этим болтунам с ТВ!

(Это, кстати, поразительно подтверждает утверждение марксизма, что «свобода печати принадлежит владельцам печати». Буржуазия инстинктивно реагирует на тех, кто выражает взгляды, непохожие на их собственные, приклеивая им ярлык «врагов» свободной печати, даже если все, что они делают – высказывают свое мнение. Буржуазная свобода печати есть свобода отражать капиталистическую – и ТОЛЬКО капиталистическую точку зрения. Но если вы внимательно присматриваетесь к нашим нынешним ТВ новостям из трех букв (СNN, ABC и т.д.), вам это уже известно.)

Единственный случай, описанный в статье –  когда Чавес угрожал применить закон против СМИ – это когда «Глобовижион» передал ложь о том, что 9 таксистов были убиты за одну ночь в Каракасе, что привело к забастовке таксистов. Чавес вполне резонно заметил, что передавать подобные сфабрикованные «новости» с явной целью создать помехи транспорту – значит вредить экономике, а не пользоваться свободой печати. Он объяснил, что эфир принадлежит народу Венесуэлы, и что злоупотребление доверием публики может привести к тому, что лицензия на использование эфира может быть отозвана.

Тем не менее, после того, как «Глобовижен» принес извинения за фальшивку, Чавес перестал угрожать применением закона в этом случае.

Эта статья врет еще и другим способом – в ней умалчивается о том, что одна крайне популярная еженедельная политическая радиопрограмма была снята с эфира «режимом Чавеса» во время последних президентских выборов. Это была передача «Алло, президент», в которой Чавес отвечал на телефонные звонки, от критики его политики по отношению к России до требования заделать ямы на улицах. Избирательная комиссия решила, что Чавес не может продолжать эту программу, потому, что он кандидат и это несправедливо по отношению к другим кандидатам. Чавес не согласился и сказал, что он не только кандидат, но и президент, и обязан общаться с населением и отвечать ему. Тем не менее он подчинился решению комиссии. 

После того, как он был переизбран с еще большим перевесом, чем в первый раз, передача снова вышла в эфир. По какой-то странной причине, все обычные подозреваемые, от Нью-Йорк Таймс до СИП (Межамериканское сообщество печати, оно же бюро ЦРУ по связям с общественностью) «забыли» «заклеймить» это покушение на свободу печати.
И, наконец, – столкновения в четверг. Судя по различным сообщениям,  Аксион Демократика (Демократическое действие) призвало к шествию к парламенту, организация рабочих –сторонников Чавеса организовала контр-демонстрацию, которая была атакована полицией Каракаса с водометами, резиновыми пулями , слезоточивым газом и выстрелами в воздух – предположительно боевыми зарядами – чтобы рассеять проправительственную «турба» - чернь, как обычно именуются демонстрации рабочих в «свободной» латиноамериканской прессе.

Восьми оказана медицинская помощь, ничего угрожающего жизни. Всего участвовало несколько тысяч человек.

Конечно, странно, что полиция нападает на проправительственную демонстрацию, но это только показывает, как проявляются обострившиеся классовые противоречия. Мэр Каракаса раньше был сторонником Чавеса, но сейчас он, как и Петкоф и некоторые другие мелкобуржуазные политики, стал ренегатом. Он использует свой пост для подстрекательства протестов против «антидемократического» правительства Чавеса, (которое, стоит заметить, победило на нескольких общенациональных выборах за последние три года) и , конечно, он ТАКЖЕ пытается лишить рабочих-сторонников Чавеса ИХ демократических прав организоваться против правых, которые пытаются остановить развитие революции.

(Думаю, стоит уточнить, что когда я говорю «победил на  выборах» это значит по старинке – получил больше голосов, и, в случае с Чавесом – чертовски много голосов – чем все другие кандидаты/партиии/участники выборов, но не в современном, антитеррористическом значении «получил на полмиллиона голосов меньше, но брат во Флориде и папашины приятели в Верховном суде устроили все, как надо»(намек на выборы Буша-младшего)).
Станет ли борьба вокруг земельной реформы решающим событием в боливарской революции – нельзя сказать с уверенностью. Но чем  больше президент Чавес придерживается курса, при котором национальные интересы Венесуэлы учитываются первым делом, протягивая руку дружбы кубинскому народу, помогая вести борьбу стран-производителей нефти за справедливые цены и против установления США зоны «свободной торговли» в Северной и Южной Америке, тем яснее становится, что ему придется  опираться на рабочих, которые  должны сыграть главную роль в революции, если ей суждено выжить и продолжаться.

Революция Чавеса в Венесуэле может стать решающим событием в истории Латинской Америки. Потому, что, несмотря на все победные вопли последнего десятилетия со времен окончания Холодной войны, эти 10 лет если и показали что-то ясно, так это то, что текущий мировой порядок неустойчив, что «неолиберализм», т.е. капитализм не может обеспечить развитие Третьего мира, а только ведет к усилению обнищания и с ним – разрушение общественных и государственных институтов, порождает отчаяние, доходящее до безумия, как 11 сентября.

Конечно, тут нет никаких гарантий. Ничего не предрешено, даже выживание рода человеческого. Никто не даст нам избавленья, даже стойкий и проницательный  политический лидер.

Но для тех, кто спрашивает, каков левый ответ на «терроризм» - который всего лишь симптом и символ края пропасти, к которой толкает весь мир капиталистическая/ империалистическая система, я скажу следующее. Поддерживайте Венесуэлу, поддерживайте Кубу и Фиделя, поддерживайте аргентинские профсоюзы, выступающие против планов «сокращения расходов», поддерживайте палестинцев и ирландских патриотов.

Сейчас общественно-политические силы пришли в движение в Венесуэле. Обострились классовые противоречия и конфликты. Ситуация меняется, и мы можем – мы должны, изменить ее.

Перевод Лидии Волгиной

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service