Left.ru __________________________________________________________________________

 

Александр Тарасов

МАССОВОЕ УБИЙСТВО… ИЗ ЖАДНОСТИ
Раскрывается тайна трагедии, потрясшей Францию 70 лет назад

15 июня 1931 года Франция была потрясена шокирующим известием: недалеко от устья Луары буквально в виду берега затонул прогулочный пароход «Сен-Филибер» с 600 пассажирами на борту. Все они были работниками ткацкой фабрики из Нанта и отправлялись в воскресенье на остров Нуармутье, славящийся своими дубовыми рощами и особенно – мимозами. Хотя помощь подоспела почти сразу, удалось спасти лишь 7 человек.

Трагедия вызвала в Нанте и Сен-Назере беспорядки. Возмущенная толпа пыталась взять штурмом здание Нантской судоходной компании, которой принадлежал «Сен-Филибер». Министр судоходства Франции, заявивший, что в трагедии погибло «всего» 342 человека, был вынужден взять свои слова назад. Многие ехали на Нуармутье семьями, с детьми, а на детей младше 7 лет билетов брать не полагалось. Спустя 3 дня после катастрофы на берега островов Олерон и Фе и на мыс Сен-Жильбр вынесло около 100 детских трупов…

Следствие по этому делу кончилось ничем. Внятного ответа на вопрос, кто виноват в катастрофе, родственники погибших не получили. Следствие не смогло также прояснить многие странности этого дела. Например, почему «Сен-Филибер», прогулочное суденышко озерного типа длиной всего в 32 метра и шириной в 6, курсировавшее до того исключительно по Луаре и ее притокам, было выпущено в Бискайский залив? Почему именно это маленькое судно было выделено для экскурсии 600 с лишним пассажиров, которые его явно перегрузили? Почему на судне не было ни спасательных шлюпок, ни спасательных кругов? Как могло случиться, что для экскурсии ткачей Нантская судоходная компания выбрала единственное из своих судов, которое было известно неустойчивостью: когда «Сен-Филибер» отходил от причала и пассажиры (обычно человек 50–100) собирались на одном борту – чтобы попрощаться с провожающими, крен судна доходил до 10 градусов…

Завеса тайны «Сен-Филибера» стала подниматься только в начале этого года, когда молодой бельгийский историк Антуан Жербье, занимающийся изучением истории ткацкой промышленности Франции, опубликовал сообщение о найденных им сенсационных документах.

Оказалось, что спустя 3 месяца после катастрофы «Сен-Филибера» текстильные короли Нанта тайно выплатили хозяевам Нантской судоходной компании 80 тысяч франков. Пытливый Жерьбе нашел документы, из которых следовало, что это была не первая, а последняя выплата. Сколько было до нее – 2, 3 или 10 – выяснить не удалось.
Это удивило Жербье: логика подсказывала, что все должно было быть наоборот – это Нантская судоходная компания должна была выплачивать деньги родственниками погибших.

Заинтригованный Жербье принялся рыться в архивах, в том числе и в личных архивах текстильных промышленников Нанта – тех, конечно, до которых его допустили. Тщательные поиски были вознаграждены: Жерьбе нашел обрывки секретной переписки, имевшей место за полтора месяца до трагедии. Оказывается, владельцы текстильного бизнеса были испуганы крайней радикализацией руководства профсоюза текстильщиков и проводили тайные совещания. Тема совещаний была одна: как обезглавить, а если получится, то и ликвидировать, профсоюз. В разрозненных записках по этому поводу Жербье в конце концов наткнулся на фразу: «Вступить в переговоры с Судоходной компанией, договориться о сумме, продумать форму выплаты…»

Жербье быстро выяснил, что билеты на «Сен-Филибер» оплачивались частично профсоюзом, частично самими ткачами. То есть хозяева фабрики никакого отношения к этому не имели. Хозяйственных связей между ткацкой фабрикой и Нантской судоходной тоже не было: текстильщики решали все свои транспортные проблемы с помощью железной дороги.

Жербье выяснил, что накануне трагедии отношения между хозяевами и профсоюзом обострились до предела: сменившееся профсоюзное руководство состояло на 60% из коммунистов, а остальные почти сплошь были социалистами и анархо-синдикалистами. Профсоюз ткачей поставил перед хозяевами вопрос об увеличении зарплаты на 12% и пригрозил в случае, если не будет пересмотрен коллективный договор, начать бессрочную забастовку. Аргументы у руководителей профсоюза были простые: Великая Депрессия кончилась, продукция фабрики хорошо раскупается, доходы хозяев быстро растут, а зарплаты работников остаются прежними. «Делиться надо», – сказал хозяевам профсоюз. Хозяева делиться не хотели и затягивали переговоры. В ответ анархо-синдикалистское крыло стало призывать к оккупационной стачке…

15 июня практически все руководство профсоюза было на «Сен-Филибере» – и погибло. После катастрофы убитым горем людям было не до забастовок и коллективных договоров. Хозяева фабрики тихо и незаметно поставили во главе профсоюза своих людей – робких и богобоязненных католиков из Французской конфедерации христианских трудящихся.
Теперь Жербье доказывает, что катастрофа «Сен-Филибера» была спланирована заранее – по предварительному сговору между нантскими «капитанами текстильного бизнеса» и руководством Нантской судоходной компании. Несчастные 12% надбавки к зарплате оказались достаточным поводом для убийства 600 с лишним человек, в том числе 200 детей и подростков. Такие вот нравы…

Пока что найденные Жерьбе документы могут считаться лишь косвенными доказательствами, недостаточными для вынесения судебного решения. Сам Жербье надеется разыскать дополнительные документы в тех нантских архивах (включая и частные), которые были вывезены из Нанта во время II Мировой войны. Но уже сейчас богатейшие нантские семейства охвачены паникой: если Жербье сможет доказать свои обвинения, дело обернется миллионными судебными исками. Внуки, правнуки и другие родственники 600 погибших на «Сен-Филибере» молчать не намерены.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service