Left.ru __________________________________________________________________________

 

Может ли бегство от действительности быть положительным явлением? 

От редакции. К нам пришла статья (к сожалению, без фамилии автора) которая, на наш взгляд, может положить начало дискуссии по больной для левого движения теме: о поразительном безразличии к политике подавляющей части нынешней молодежи. Любопытно, что автор статьи, член КП РФ, видимо, активно участвующий в политической деятельности, является приверженцем эскапизма и рассматривает его  как один из способов спасения от яда буржуазного общества. Так ли это на самом деле? Можно ли левым чему-то поучиться у эскапизма? Можно ли убегая от действительности, бороться за ее изменение? Когда молодые придут в левое движение? Приглашаем читателей к дискуссии по этой статье. Высказывайтесь на форуме, присылайте ваши статьи для публикации в рубрике «Полемика». 
 

Эскапизм, или бегство от действительности

Есть такое слово; произносится обычно с презрительной или снисходительной интонацией. Его можно встретить в научно-фантастических рассказах или реже в литературных статьях, также связано оно с такими типами, как хиппи. 

Эскапизмом называют направление в искусстве, используещее изобразительные средства, чтобы подменить действительность некоей искусственной жизнью, уводящей от насущных проблем. На Западе были и проповедники бегства от действительности, один из них – писатель  Дж. Р. Р. Толкин. Я также являюсь последовательным сторонником эскапизма. Примером писателя - эскаписта является Александр Грин, искренне признанный советским обществом. 

Бегство от действительности может быть образом жизни, и его считают одном из многочисленных пороков молодежи. Выражается оно в следующем: когда люди замыкаются в своих узких компаниях, чтобы без конца пить водку и вести пустые разговоры, уходят в религиозные секты, просто отдают все время увлечениям, никак не связанным с обыденной жизнью. Это означает безразличие к своему социальному успеху и полное отсутствие интереса к происходящему в стране. Такой молодежи сегодня достаточно, наряду с множеством спрятавшихся в свой мещанский мирок, немногочисленными предприимчивыми карьеристами, и многочисленной шпаной; это металлисты, «толкинисты» и другие представители обеспеченного полупролетариата и мелкой буржуазии, которым нет необходимости пахать целыми днями, как детям рабочих. Они имеют склонность вообще выпадать из общественной жизни, избавив себя даже от просмотра новостей и неприличной хронической привычки ставить крестики в бюллетенях. 

Как может эскапизм быть положительным явлением? Может, и даже имеет отношение к нам, если рассмотреть его с правильной стороны. Профессор Дж. Р. Р. Толкин писал: 

«От того что часто (хоть и не слишком удачно) называют «действительностью», бегство, что очевидно, не только полезно, но иногда даже связано с героическим поступком. … «Эскапизм» не так рабски подчиняется капризам переменчивой моды, как его оппоненты. Он не творит себе хозяев или богов из вещей, которые вполне разумно считать дурными, и не поклоняется им как чему-то неминуемому или даже «неумолимому». И у противников «эскапизма», всегда готовых его презирать, нет никаких гарантий, что он бегством от действительности удовлетворится: а вдруг он поднимет людей на бунт?… Пораженные недугом современности, мы остро ощущаем и уродство наших творений, и то что они служат злу. А это вызывает желание бежать – не от жизни, а от современности и от созданных нашими собственными руками уродств. Потому что для нас зло и уродство нераздельно связаны». 

Это уродливое безобразие ельциноидной «действительности» мы видим каждый день, выходя на улицу, для нас не составляет труда понять, какое скрывается за ним зло. Молодежь, проникшаяся идеями Толкина, также презрительно отрицает мишурную внешность капитализма, оглупляющее разноцветье вывесок и «популярную музыку», и то, что скрывается за ней – безрадостное денежное рабство души. Им удается, глядя в другой мир, книгу о котором написал профессор Толкин, отвернуться от буржуазной «действительности», и таким образом сохранить душевное равновесие. И они действительно спасаются от яда, вырастают людьми, непохожими на граждан РФ.

Подобный эскапизм позволяет абстрагироваться от жизни при капитализме, хотя бы в мыслях уйти от нее, и глянуть из другого измерения всего лишь на убийственно-трагически-пошлую историческую картину. В произведениях Толкина описан «вымышленный» «вторичный мир», пребывающий в эпохе рабовладения (феодализма, как фазы рабовладельческой формации), художественное пространство которого столь совершенно, что обладает законами исторической диалектики (материалистической). Главной мыслью книги Толкина является самопожертвование отдельной личности ради интересов общества, преодолев искушение личной властью. 

У Толкина первенство коллектива (корпорации) перед человеком не ставится под сомнение, и среди разгула капиталистического эгоизма, доведенных до крайности либеральных положений, он сторонник коллективистских ценностей; мы же дети самой прекрасной в мире коллективистской цивилизации.

Профессор Толкин не был сторонником Советского Союза, по крайней мере об этом мне не известно, но был противником «действительности» капитала, его критическое отношение касалось всего индустриального общества. Проникновение в произведения Толкина позволяет освободиться от бессмысленности капитализма, вылезти из помойки «Российская Федерация» в иное пространство, на зеленую траву, на свет солнца у корней Мирового Древа. Отдохнуть, и с новыми силами броситься с подручными средствами на войну с Врагом, имя которому – капитал. Еще одна полезная формула из творчества Толкина: «Мы все враги одного Врага».

Поклонников Толкина больше десяти тысяч в одной Москве, Поганище (раньше звалось Эгладор), их тусовку в Нескучном Саду посетило за все время около ста пятидесяти тысяч человек. Но не стоит думать, что все они хорошо берут пример с героев своего любимого автора, большинство их них остались мещанами или кондовыми неформалами. Среди еретиков от толкинизма есть левая тенденция – мелькорианцы (ниеннисты), их взгляды напоминают якобинцев. Сейчас отдельных «толкинистов» можно заметить по четвергам у памятника Ленину на Октябрьской площади. 

Чему можно поучиться у эскапизма? Не принимать моральный удар капитализма грудью, увернуться от него в виртуальный мир, и всегда бороться с ядом в себе самом, не допускать охватившую мир тьму в собственную голову. Быть чуждым этой «действительности» и создавать свою, новую, советскую. 
Член КПРФ

P. S.  «…мы не в ответе за все Эпохи, мы призваны защитить нашу Эпоху, наши годы, без устали выкорчевывая знакомые нам злые побеги на знакомых полях, чтобы оставить идущим за нами добрую пажить для сева. А будет ли ее орошать ласковый дождик или сечь суровый град – решать не нам.
                                                                                                                Митрандир»

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service