Left.ru ___________________________________________________________________________

Забастовка на шахте “Воргашорская”: заработанное – взять!

Деньги мы не получали в течение трех месяцев. До этого при поступлении какой-либо суммы денег на предприятие шахтерам выплачивали процент от общей задолженности, достигавшей семи месяцев – обычно около 30 % текущей заработной платы, на эти деньги можно было свести концы с концами. При этом добыча угля не прекращалась, как и отгрузка угля потребителям.

В декабре прошлого года терпение шахтеров достигло предела и ночная смена одного из участков решила добиться выдачи заработной платы путем невыезда из шахты. Выдвинули требования: погасить задолженность по зарплате, а также выдачу отпускных всей шахте. Рабочий профсоюз “Защита” не мог стоять в стороне от происходящих событий и немедленно начал доводить информацию о положении дел на шахте и о просьбе рабочих, которые остались под землей, поддержать их. В фойе административного здания каждой новой приходящей смене разъяснялась ситуация и передавалась эта просьба. Администрация, опасаясь проведения большого собрания, спешно начала ремонт актового зала. Но активистам “Защиты” хватило и фойе.

Один участок сразу же прекратил работу, а в течение двух суток количество рабочих, опустившихся в шахту и присоединившихся к протестующим, достигло 87 человек. Однако шахта в целом не прекратила работу и отгрузку угля. Всеобщей поддержки коллектива акция не нашла.

Но люди продолжали свою акцию под землей в течение восьми дней. К голодовке, как сообщали об этом некоторые средства массовой информации, мы не прибегали. Надо отметить, что среди участников акции протеста были члены трех профсоюзов, действующих на шахте: Независимого профсоюза работников угольной промышленности, “Защиты”, НПГ. Профкому “Защиты” удалось убедить лидеров профкомов других других профсоюзов помочь протестующим и за счет профсоюзных средств наладить регулярную поставку фруктов и других продуктов питания в шахту. Что и было сделано.

Усилия “Защиты”, направленные на получение поддержки со стороны других угольных предприятий города, не увенчались успехом. Причина этого в том, что рабочим объединения “ВОРКУТАУГОЛЬ” в тот момент была практически погашена задолженность по зарплате и выплачивалась текущая зарплата. Администрация “ВОРКУТАУГОЛЬ” пошла на это в связи с тем, что назревало слияние двух акционерных обществ: ОАО “Шахта Воргашорская” и ОАО “ВОРКУТАУГОЛЬ”, и руководство последней стремилось создать у рабочих шахты “Воргашорская” впечатление, что если они войдут в их объединение, то они выйдут на такой же уровень стабильности в выплате зарплаты.

Количество шахтеров, отказавшихся от работы в связи с невыдачей зарплаты, постепенно уменьшалось к исходу девятого дня нахождения под землей там осталось 27 человек.

Исходя из обстановки и взвесив свои силы, мы решили отказаться от требования выдачи задержанной зарплаты всему коллективу и выставили требование: выплатить деньги только участникам подземной акции протеста.

Администрация ухватилась за это, так как акция протеста к тому времени получила широкую огласку в средствах массовой информации, в адрес директора начали поступать факсы и письма в поддержку справедливых требований бастующих из других регионов России, а также из-за рубежа (профсоюзы США, Турции), и решила погасить конфликт путем наименьших потерь для себя, предложив нам выдать две зарплаты из семимесячной задолженности и отпускные. Посоветовавшись и придя к выводу, что дальнейшее продолжение акции сопряжено с ухудшением здоровья бастующих, не видя поддержки остального коллектива, мы решили пойти на этот компромисс. Администрация так обрадовалась счастливому разрешению ситуации, что предложила работникам, желающим восстановить свое здоровье, взять семидневный отпуск, правда за свой счет.

Наша акция существенно подтолкнула администрацию шахты к решению проблемы зарплаты и отпускных. В течение недели была выплачена зарплата в полном объеме всей шахте за один месяц, а также погашена задолженность по отпускным и началась их регулярная выплата. Пока зарплату выдают ежемесячно, хотя задолженность с мая по октябрь остается замороженной.

Остается добавить, что после забастовки администрация предприняла попытку наказать лидера профсоюза “Защита” К.Пименова и получила по зубам. Приказ о дисциплинарном взыскании в отношении его ушел в небытие после аргументированного и твердого отказа рабочего комитета профсоюза “Защита” дать согласие на применение этой меры.

Степан Пугачев

Ваше мнение