Left.ru ___________________________________________________________________________

Дмитрий Якушев
Кто заказал антивоенную кампанию

Хорошо известно, что так называемое правозащитное движение было создано в свое время Западом для борьбы с социализмом. С тех пор правозащитники являются надежным оружием в руках, прежде всего, американского империализма. Перед тем как забросать очередную жертву бомбами и снарядами с урановой начинкой на сцену выпускаются правозащитники, поднимающие истерику по поводу жутких нарушений прав человека в данной стране. Затем на помощь несчастным человекам, чьи права так жутко нарушаются приходят вооруженные силы США, сбрасывая на головы этих самых человеков тонны взрывчатки.

Естественно, мировая правозащитная общественность возбуждается всегда в нужном США направлении. Например, правозащитников очень возбуждает Белоруссия с неуправляемым Лукашенко, а вот Эстония, где приняты законы, дискриминирующие добрую половину населения, возбуждает вяло. Так же вяло возбуждает Израиль, Турция или какой-нибудь Азербайджан. Нет, конечно, оправдываясь от обвинений в двойных стандартах, правозащитникам приходится вспоминать о нарушении прав человека в Турции, Израиле и Азербайджане, но все это без энтузиазма, постольку - поскольку.

В последнее время наблюдается массовое возбуждение правозащитников и в России, первое столь массовое возбуждение после крушения СССР. Совсем недавно правозащитники провели даже Чрезвычайный съезд. Оказывается, именно сегодня в России сложилась чрезвычайная ситуация с правами человека. Все это время еще было терпимо. Когда разворовывали в невиданных размерах бывшую общенародную собственность, обрекая на нищету миллионы, когда людям годами не платили зарплату, когда расстреливали законный парламент, когда Кремль оказался приватизированным Березовским, а во многих регионах сложились бесконтрольные, несменяемые мафиозно-клановые режимы, когда на улицах воцарился уголовный террор, когда 90% населения оказались низведены до уровня быдла - все это было нормально. "Реформы идут, Россия с трудом, но движется к демократии, Ельцин надежный гарант" - говорили все эти годы правозащитники. В общем, до сего дня с правами человека все было относительно неплохо. И тут на тебе, чрезвычайная ситуация. Подумать только, это же какой ужас должен случиться, чтобы заклокотали доселе молчавшие чуткие и отзывчивые сердца наших правозащитников?

А случилось следующее, молодой (но уже заразившийся всеми болезнями и язвами позднего капитализма) российский капитализм почувствовал силы и стал проявлять строптивость в отношении заокеанского патрона. За океаном, естественно, сразу же вспомнили о правах человека, нажали на соответствующую кнопочку и возбудили легионы российских правозащитников.

Возбудившиеся правозащитники первым делом принялись за антивоенную кампанию. И тут сразу же пошли накладки. Видимо, господа правозащитники серьезно оголодали за последние годы, а тут такой крупный заказ, слюнки текут, всем хочется быть главными подрядчиками. В итоге образовались две конкурирующие правозащитные группировки. Одна группировка начала свою антивоенную кампанию митингом на Пушкинской площади 22 февраля, а вторая - там же 23-го.

Первая группировка оказалась явно сильнее, здесь и Валентин Ковалев, и Глеб Якунин, и Юшенков, и Лев Паномарев, и Боннер, и Салье, и Богораз, объединенные в движение "Общее дело". Эту группировку поддержали НТВ с "Новой газетой". Вторая группировка сформировалась вокруг Радикальной партии России и самой яркой звездой здесь являлась Новодворская.

Как и полагается, обе группировки стали обвинять друг друга в расколе "единого антивоенного фронта". Радиостанция "Эхо Москвы", поддерживающая первую группировку, отказалась дать уже оплаченное объявление о митинге 23 февраля, который проводила вторая группировка. В ответ Радикальная партия распространила открытое письмо духовному лидеру всех российских правозащитников Адамовичу Ковалеву, в котором обвинила первую группировку в расколе и, … самое страшное, в отсутствии демократии. Духовный лидер лишь похныкал о том, как жаль, что не удалось собрать все силы в один кулак. Но, тут уж ничего не поделаешь - деньги, амбиции.

Несмотря на шумную раскрутку, оба митинга собрали крайне незначительную аудиторию. Несколько сотен 22 февраля и не больше сотни 23-го.

Требования везде одни: вывод войск с территории Чечни, переговоры с Масхадовым и еще "отказ от призывного рабства". Смотрелись оба митинга довольно уныло. Москвичи и гости столицы в большинстве своем равнодушно проходили мимо митингующих, а если и проявляли эмоции, то крайне негативные.

Публика собралась в основном своя - демократически озабоченная. Была яблочная молодежь. Правильные мальчики и девочки из относительно богатеньких либеральных семейств. Этакие рафинированные душечки с модными рюкзачками. Они, наверняка, много ездят по европам, знают английский, внимательно следят за личной жизнью голливудских звезд, словом, все как положено правильным, рафинированным, европейски воспитанным деткам. Они могут искренне возмущаться телевизионным картинкам из Чечни, но заговори с ними о поразивших общество социальных язвах, так они заявят, что люди просто не хотят работать, что бедные - это просто лентяи.

Отдельно от рафинированных яблочников кучковались различного рода анархисты, уклонисты, пацифисты, экологисты и прочие неформалы.

Были на митингах представители "левых" и даже "революционных" организаций. Троцкисты растянули лозунг "социалистическое сопротивление". Хотя причем здесь социализм, когда каждый второй выступавший на митинге клялся верности либерализму, демократическим ценностям и требовал "расширить и углубить" проводимые реформы?

Получается, что "левые", участвовавшие в этой акции, просто встроились в колонны либералов. Понять, чем позиция "левых", присутствующих на митинге, отличается от позиции либералов, отрабатывающих заокеанский заказ, было совершенно невозможно. Похоже, что никакой собственной позиции у них и нет. Во всяком случае, ни одного собственного лозунга, касающегося войны в Чечне "левые" не принесли, не говоря уже о том, чтобы более развернуто объяснить свою позицию, показать, чем она отличается от позиции ковалевых и боннер.

Настоящие левые, как минимум, обязаны были напомнить, что "капитализм - это война", что именно реставрация капитализма, именно "реформы", углубления которых требуют либеральные миротворцы, привели к многочисленным войнам на территории бывшего СССР, что невозможно бороться за мир не борясь за социализм.

Интересно, что вся эта "антивоенная" тусовка, требующая остановить войну, не в состоянии ответить на самые элементарные вопросы среднего российского обывателя. Ну, например. Где вы были, господа правозащитники, когда в Чечне проводился геноцид русского населения? Причем, русских стали массово уничтожать и изгонять из Чечни еще до первой войны. А вы, господа правозащитники, уверены, что сами чеченцы хотят независимости? Ведь большинство чеченцев проживает на территории России, в одной Москве их несколько десятков тысяч, и на ваши митинги они почему-то не ходят. Закончится ли война после вывода войск и начала переговоров с Масхадовым? Ведь все это уже было. В 96-м войска вывели, но война не остановилась. Она продолжалась все эти годы по всему периметру Чечни, а потом было вторжение в Дагестан. Не повторится ли эта история в случае вывода войск? Не обернется ли вывод войск отпадением от России всего Кавказа и миллионами русских беженцев? На все эти вполне логичные и естественные вопросы каких-либо вразумительных ответов у застрельщиков антивоенной кампании нет.

Собственно, никаких вразумительных ответов у этой публики в принципе быть не может. Ведь если называть вещи своими именами, вся эта "антивоенная" возня - есть борьба за интересы США, которые явно не довольны строптивостью российского капитализма, да к тому же уже успели объявить Каспий зоной своих "жизненных интересов". Более того, подобная "антивоенная" деятельность своей однобокостью, очевидной антироссийской направленностью лишь способствует развитию национализма и различных фобий, лишь толкает большинство населения в объятия нарождающегося российского империализма.

Конечно, левые не могут поддерживать действия российских властей в Чечне. Естественно, Россия выступает здесь как региональный империалист, пытающийся сохранить за собой контроль за стратегически важным и богатым регионом. Российские капиталисты прекрасно понимают, что если они уйдут из Чечни, то откроют дорогу для сепаратизма в других республиках региона, а это значит: прощай каспийская нефть, прощай Казахстан, который в случае ослабления России в данном регионе полностью переориентируется на Турцию и США, прощай влияние России в богатой Средней Азии и в итоге - прощай Россия, империалистическая Россия. Здравствуй белая Африка.

Единственной разумной альтернативой империалистической России может быть только Россия социалистическая. Это значит, что свернуть голову российскому империализму должны именно левые революционные силы. Для российского рабочего класса и для перспектив левого движения будет мало толку, если российский империализм окажется поверженным стараниями сепаратистов, правозащитников и прочих почитателей "общечеловеческих" ценностей. Собственно, и для международного левого движения такой сценарий не несет ничего хорошего.

Объяснять людям истинные причины войны, заключающиеся в столкновении интересов различных империалистов. Показывать, что единственной альтернативой бесконечным войнам может быть только социализм. Объяснять, что не чеченцы враги русских, и не русские враги чеченцев, а капиталистическая система - общий враг народов. Разоблачать лицемерие как состоящих на службе Вашингтона либеральных миротворцев, так и ура-патриотов, призывающих людей умирать за интересы российского капитала. Таковы, на мой взгляд, задачи левых.

Ваше мнение