Left.ru __________________________________________________________________________


Капиталистическая потовыжималка

Большинство продуктов Nike производятся в Малайзии. В 1997 году баскетбольная звезда Майкл Джордан получил от Nike - своего спонсора - больше денег за рекламу продуктов фирмы, чем все её рабочие в Малайзии, вместе взятые!

Nike дает своим покупателям возможность "персонализировать” кроссовки - написать на них ваше имя или любое другое слово. Один из покупателей, Джохан Перетти, возмущенный эксплуатацией детского труда и дешевой рабочей силы этой фирмой в странах третьего мира, заказал себе у Nike кроссовки с надписью... “Потовыжималка” и заплатил за это полагающиеся 50 долларов. И вот что ответили ему представители фирмы Nike по электронной почте:

“Ваш заказ был отменен по одной из следующих причин:

1) Ваша подпись содержит торговую марку или интеллектуальную собственность
третьей стороны;

2) Ваша подпись содержит имя спортсмена или команды, которое мы не имеем
права использовать;

3) Вы не заполнили строчку с вашей персонализацией. Хотели ли Вы
персонализировать свой продукт?;

4) Ваша подпись содержит ругательства или неприемлемый жаргон, - и, кроме
того, ваша мама побила бы нас!

Если Вы хотите заново заказать персонализацию вашего продукта, пожалуйста,
посетите нас вновь по адресу: www.nike.com

Спасибо, Nike ID"

В ответ на это Джохан Перетти написал Nike ещё одно письмо:

“Мой заказ был отменен, хотя выбранная мной подпись не нарушает никаких из
критериев, названных Вами в вашем письме.

“Потовыжималка” - это не

1)торговая марка или интеллектуальная собственность третьей стороны;

2) имя спортсмена или команды, которое Nike не имеет права использовать;

3) это место не осталось незаполненным - я выбрал своё слово!

4) это слово - не ругательство и не неприемлемый жаргон.

Я выбрал это слово в знак уважения к тем безымянным детям-рабочим, которые
делали мои кроссовки, и к их тяжелой участи.

Пожалуйста, вышлите мне мой продукт как можно скорее!

С Новым годом!

Джохан Перетти."

В ответ на это Джохан получил электронное письмо от Nike, утверждающее, что
“потовыжималка - это неприемлемый жаргон”!

Вот что он на это ответил корпорации, до чьих продуктов так падка молодежь
во всем мире, считающая эти кроссовки каким-то символом престижа и не
задумывающаяся зачастую о тех, кто их производит и о том, в каких условиях
они работают:

“Большое спасибо за такой быстрый ответ! Хотя я нахожусь под впечатлением от
вашего сервиса, я не могу согласиться с Вами, что “потовыжималка” - это
“неприемлемый жаргон”. Я обратился к академическому словарю английского
языка, который утверждает, что это слово - часть стандартного литературного
английского. Это слово в данном случае означает “цех или фабрику, на которой
рабочие выполняют свои обязанности за минимальную зарплату, работая долгие
часы и во вредных для здоровья условиях” - оно ведет своё происхождение с
1892 года...

Ваш веб сайт рекламирует продукцию и программу персонализации кроссовок как
“свободу выбора и свободу самовыражения”. Я разделяю любовь Nike к свободе и
самовыражению.

Я очень обрадовался возножности заказать свои собственные кроссовки, и выбор
этого слова был моим знаком уважения к тем рабочим , которые воплотили мою
мечту в жизнь. Я надеюсь, что Вы проявите уважение к моей свободе самовыражения и пересмотрите ваше решение об отмене моего заказа”.

В ответ на это письмо Перетти получил другой стандартный отказ, подчеркивающий, что “Nike сохраняет за собой право не принять любой заказ на своё усмотрение”... Вот вам и вся капиталистическая “свобода самовыражения!"

Однако Джохан Перетти не сдается. В ответ на этот отказ он написал Nike:

“Дорогая фирма Nike!

Большое спасибо вам за все то время и энергию, которые Вы потратили на мой
заказ. Я не против заказать кроссовки с другой надписью, но могу я попросить
маленький бонус: не могли бы Вы послать мне маленькое фото одной из тех
10-летних вьетнамских девочек, которые сделают мои кроссовки?

Заранее благодарю, Джохан Перетти”

Свою переписку с Nike Джохан отправил друзьям по электронной почте во всем
мире. Один из них написал: “Эта переписка обойдёт мире гораздо быстрее, чем
все те рекламы с Майклом Джорданом, за которые ему было заплачено больше,
чем всем малазийским рабочим Nike. Обычно я не призываю своих друзей
переслать чужие сообщения дальше, но на этот раз я сделаю исключение и скажу
девизом Nike: Just Do It! - ПРОСТО ДЕЛАЙ это!"
 
 
 
 

Ваше мнение