Left.ru ___________________________________________________________________________
 

Почему мы напечатали статью Владимира Плотникова

Лефт.ру - издание с большими амбициями.  Нам мало обычного ассортимента традиционной левой прессы всех веков и народов: новостей (как правило не первой свежести, как правило, стибринных у буржуазной прессы), статей немногих еще умеющих и не ленящихся писать левых журналистов, изредка репортажей, рецензий и интервью, перепечаток и переводов - словом всего того газетного скарба, в котором пассивно, как в зеркале, отражается сознание и самосознание российской левой, вернее, той ее части, которая не гордится печататься у нас.  Нам мало агитационных и пропагандистских материалов, тоскливо ждущих, когда их прочтут те, которым они, как правило, уже или еще не нужны.

Нет, нас интересуют и более экзотические материи, новые, неизведанные пути воздействия печатным словом, борьбы за смыслы.  Вот как в этом комментарии, где я предложу бороться за слово "патриотизм."  Мы хотели бы стать ферментом умственной жизни российской и не только российской левой.  Хотели бы максимально сблизить слово с практической политикой, критиковать и оплодотворять одно другим, участвуя в создании нового праксиса, нового революционного сознания или хорошо забытого старого.  Это неважно.  Главное, чтобы это сознание, чувство, мысль максимально соответствовали задачам каждого конкретного дня, т.е. были бы способны отыскать в нем революционный шанс.

Странное вступление для скромного жанра редакторского комментария.  Тем более к статье провинциального журналиста о проблемах областного образования, к тому же не отличающейся политической корректностью, с душком, если это не слишком мягкое определение для статьи изобилующей не только полным джентльменским набором националистической реторики, библейских цитат и антисемитских штампов, но и реакционным отношением к человеческой сексуальности.

Но с другой стороны, что же может быть важнее такой статьи?  Т.е. статьи написанной талантливым, честным, страстным человеком, искренне болеющим за судьбу страны, за ее будущее - наших детей.  Иначе говоря, Плотников - патриот, без кавычек.  Это раз.  Более того.  Плотников - левый патриот, в том размытом смысле, в каком левый патриотизм присущ значительной части рядовых членов КПРФ и других партий официального комдвижения и огромной массы россиян в той или иной степени сочувствующих им.  Вот что заставило редакцию лефт.ру принять решение опубликовать эту статью с пространным редакторским комментарием и в надежде отчасти продолжить, отчасти открыть обсуждение некоторых наболевших тем.  В данном случае, двух застарелых болезней лево-патриотической идеологии: антисемитизма и репрессивного отношения к сексуальности.

  Повторяю, такое решение было принято всей редакцией, а так как предложение исходило от меня, то мне и было поручено написать этот комментарий.  В остальном, за мысли высказанные здесь несу ответственность только я.  И думаю, что не все редакторы согласятся с некоторыми из них.  Тем более, что я не собираюсь "отмежовываться," как мы частенько делаем (хоть и правильно, но как-то уж слишком это легко: напечатать и отмежeваться), не собираюсь и читать Плотникову прописи, и уж тем более лекцию, о происхождении антисемитизма и его социальных корнях; о том, что наша Революция покончила с мракобесным законодательством в отношении не только "нормальных" отношений между полами, но и т.н. "сексуальных меньшинств," иначе говоря, гомосексуалистов обоих полов; что эмансипация чувственной природы человека, а значит и его природной сексуальности является неотъемлемой частью социалистической программы.  Ничего этого я делать не буду.  Сейчас важнее другое.

Скажу так.  В обозримом будущем у России не будет социалистической альтернативы, если мы не сможем привлечь на свою сторону Плотниковых и ту массу, чувства и мысли которой они впитывают и возвращают ей в публицистическом слове.  Патриотизм может быть последним убежищем не только для негодяев, но и для честных людей.  Он может быть последним выражением социального идеализма, которого так не хватает сегодня в России.

Большинство не может и не сможет обрести социалистическое сознание в условиях капиталистической системы.  Это сознание даже у его носителей (особенно в наше время, когда утеряна живая связь с революционной традицией прошлого) имеет в основном теоретический характер, совершенно необходимый, но далеко не единственный его элемент.  Но даже в такой форме оно всегда и везде было уделом незначительного меньшинства.  Даже, смею сказать, в СССР.  И официальная реабилитация патриотизма в годы Великой Отечественной Войны была только одним из наиболее ярких подтверждений этого положения дел.  Что мы, ничтожное меньшинство, можем и должны сделать - это конкретизировать для большинства смысл патриотизма, т.е. связать его с социалистической перспективой, потому что в нашей исторической ситуации патриотизм додуманный до конца не может быть ничем иным, как волей и страстью к социализму.  Патриотизм есть любовь к нечто большему, чем свое я и его выгоде, больше, чем любовь к семье - своему расширенному, так сказать, я.  Это любовь к своему народу и стремление к его счастью.  Такой патриотизм одушевлял российское революционное движение с Радищева до Ленина. Такой патриотизм противостоял патриотизму Уварова и Николая I, Победоносцева и Достоевского, черной сотни и Деникина, Солженицына и Патриарха Алексия.

Почему же тогда мы отдаем это одно из самых благородных чувств, присущих не абстрактному, а историческому человеку, нашим врагам?!  И отдаем не только без боя, а еще и с презрительной улыбочкой: дескать, "патриотизм."  Или с наигранным негодованием марксисткой институтки-девственницы всплескиваем руками: "Патриотизм?!  Как можно? Вы что, не слышали, что это последнее прибежище негодяев!" (Да еще погромче, чтоб лондонские марьи алексевны услышали).  И поджимая губки, гордясь (и тяготясь?) своей невинностью удаляются каждая в свой Смольный.

А вот наши враги, потомки Уварова и Деникина, полковники КГБ, патриархи, истинно-русские люди всех мастей и партий, не говоря уже об истинно-русских "предпринимателях"  - люди не гордые.  Смотрят: лежит этот патриотизм неподобранный в сердцах избирателей.  Так грех не подобрать.  Как это сказал раз Говорухин или кто-то еще из гнезда прохановского, предлагая себя "предпринимателям"?  "Нет ничего труднее, чем примирить капиталиста с рабочим.  Но чувство патриотизма может это сделать."  И ведь сделает!  И даже уже отчасти сделало, если посмотреть на статистику забастовок!  Или вот теперь Путинюнген.

А должно бы было быть все наоборот.  Не примирить, а восстановить трудящихся против новых господ должен бы был патриотизм, потому что их власть несовместима с благополучием и достоинством  народов РФ.   И ведь заметьте.  С тем, что я только что сказал, т.е., что несовместима, согласится вся левая, от троцкиста из самого заоблачного интернационала до самой что ни на есть Нины Андреевой.  Но скажи я то же самое, только по другому - и сделают круглые глаза: "Вы что, не знаете, что патриотизм это последнее прибежище негодяев?"  Почему?  Да потому что в их сознании слово "патриотизм" стало прочно ассоциироваться с идейным арсеналом врага.  А это значит, что враг, наконец, и только благодаря нам выиграл историческую битву за смысл этого слова, а значит и за то, что стоит за ним.  А ведь то, что стоит за ним содержит все или почти все, что нам нужно для победы.  Например, готовность умереть.  И эта готовность пока в руках врага.  И поэтому умирают на улицах Грозного, а не Москвы и Ленинграда.

Нет, я не хочу сказать, что патриотизм является идеалом для социалиста.  Но это тот исторический потенциал, та социально-психологическая энергия, которую преступно отдать врагу, отказавшись от задачи ее просветления и очищения от элементов идеологии господствующих  классов, которые прилипли к ней за столетия ее эксплуатации ими.  Отказавшись от борьбы за патриотизм как необходимой части движения социализма, мы тем самым отдаем эту энергию в распоряжение тех классов, которые в момент кризиса передадут ее в руки фашизма.

Когда я говорю просветлить и очистить, я не имею ввиду теоретическое сознание. Повторю, такое сознание могут выработать только очень немногие; для среднего человека оно дается многолетней работой ума, для которой необходимо образование и свободное время, которого нет у большинства человечества.  Такое сознание вырабатывается на его плечах.  Но его и не нужно для просветления этой огромной энергии патриотизма. 

Речь идет не о метафизических тонкостях товарной формы или теории отчуждения, не о научном социализме или диалектике, а о самом элементарном просвещении и его педагогике.  Не прописи со всплескиванием рук и страшными глазами: "дескать, Плотников повторяет антисемитские штампы, а Лефт.ру их печатает."  Но и не наукообразные лекции о природе антисемитизма.  И то от случая к случаю. 

Необходима постоянная, концентрированная работа по изучению и объяснению тех конкретных явлений нашей действительности, хотя бы той же самой деятельности Ефима Когана и его департамента, которые Плотников и тысячи других "объясняют" с помощью этих штампов. А там есть есть что изучать и объяснять.  Это мне стало ясно даже после весьма неглубокого копания в процессах происходящих в системе образования Самарской области и вокруг них.  Но об этом сейчас нет времени.  Да и не моя это работа.  Это должно стать работой Плотникова, сотен и тысяч Плотниковых по всей России.  И может быть станет когда-нибудь, если мы сделаем шаг им навстречу, если мы вступим в борьбу за слово "патриотизм," если мы поймем, что наш социализм и есть патриотизм высшей, революционной степени.

Антон Баумгартен

 

Ваше мнение

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service