Left.ru __________________________________________________________________________

Игнатович В.Н. г.Киев
КРИТИКА ДОМИНИРУЮЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ С ПОЗИЦИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА – ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

В 1922 г. в журнале “Под Знаменем Марксизма” была опубликована статья В.И.Ленина “О значении воинствующего материализма” (Полн. собр. соч. Т.45. С.23-33). В ней, в частности, сказано: “Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы да школки, направления и направленьица... Мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом” (там же, с.29-30). Последующее развитие теоретической физики подтвердило правоту слов Ленина, в том отношении, что убедительно продемонстрировало: стихийные и пассивные материалисты не могут противостоять натиску позитивизма и идеализма.

В прошлом веке в физике сложилась материалистическая “механическая” картина мира, многие существенные положения которой совпадают с идеями диалектического материализма. К примеру, если диалектический материализм утверждал, что движение есть атрибут материи, то в молекулярно-кинетической теории исходили из того, что макротела состоят из мельчайших частиц, находящихся в вечном движении. Если Фридрих Энгельс писал, что “природа движущихся тел вытекает из форм движения” (Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С.563), то в механической картине мира термодинамические свойства тел объясняли механическим движением мельчайших частиц тел. В физике господствовали идеи несотворимости и неуничтожимости материи и движения, бесконечности вселенной, вечного круговорота конечных форм материи и движения. Разумеется, в этой картине были пробелы, которые приходилось заполнять более или менее обоснованными гипотезами. Однако эти гипотезы носили такой характер, что основные положения материалистической картины мира оставались неизменными. Поскольку из второго закона термодинамики следовал вывод о том, что вселенная имеет начало во времени, многие авторы, в том числе авторитетнейшие физико-химики С.Аррениус и В.Нернст, делали заключение о существовании природных процессов, протекающих вопреки этому закону.

Общеизвестно, что в XX веке в физике произошла революция, в ходе которой, в частности, были пересмотрены классические понятия пространства, времени, причинности и создана современная физическая картина мира, основанная на теории относительности и квантовой механике. Однако мало кто осознает, что отказ от старой картины мира происходил не столько под давлением фактов, сколько из-за распространения позитивистских и идеалистических взглядов среди физиков, которым материалисты не смогли противостоять. Тон в теоретической физике стали задавать идеалисты и позитивисты. С 1922 по 1936 год трижды громогласно (и, как впоследствии выяснялось, каждый раз поспешно) провозглашалось об опровержении закона сохранения энергии – того самого который в прошлом веке считался основой материалистического мировоззрения. Роль объяснения стали выполнять математические формулы. Важнейшим принципом теоретической физики стал принцип простоты (экономии мышления). А.Эйнштейн выдвигал против бесконечности вселенной тот довод, что модель замкнутого мира математически проще.

С начала 60-х гг. господствующие в зарубежной физике идеалистические тенденции стали преобладать и в советской физике. Стало возможным не считаться с принципами диалектического материализма: все, что противоречило ортодоксальному диалектическому материализму, представлялось как его развитие и углубление. О воинствующем материализме никто не вспоминал. Это имело печальные последствия для развития теоретической физики – в первую очередь тех областей, в которых опытная проверка теорий крайне затруднена – космологии и астрофизики.

В последние десятилетия основанная на общей теории относительности релятивистская космология развивалась от плохого к худшему: от эволюции вселенной до теории первотолчка (Большого Взрыва) и, наконец, до теории образования вселенной из ничего и представления о существовании наряду с наблюдаемой вселенной множества других вселенных (иначе говоря, множества потусторонних миров, которых никто никогда не видел и не увидит, поскольку с нашей вселенной они не взаимодействуют). Второй закон термодинамики используется для опровержения представлений о вечно существующей вселенной и мировом кругообороте развития.

Разумеется, наука может двигаться к истине только на пути действительного развития, а не разрушения материалистической картины мира, и господствующие сегодня ложные представления не могут удержаться в науке слишком долго. Сегодня все больше физиков выступают с критикой господствующих теорий с позиций диалектического материализма. Огромная работа по восстановлению материалистического мировоззрения в физике проделана доктором технических наук В.А.Ацюковским. В его книгах не только критикуются господствующие теории, но и закладываются основы новых теорий – путем развития материалистической картины мира прошлого века.

Победа материализма в физике может быть достигнута в борьбе с господствующими концепциями. Обеспечить эту победу могут только воинствующие диалектические материалисты.

Известно, что “точное представление о вселенной ... может быть получено только диалектическим путем” (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20, с.22). Известно, что основы большинства естественных наук были заложены в то время, когда можно было “по пальцам пересчитать естествоиспытателей, научившихся мыслить диалектически” (там же). Поэтому не исключено, что некоторые положения так называемых точных наук, сформулированные их основателями, являются ложными.

Известно, что в естественных науках, особенно в физических, длительное время господствовали позитивистские представления. Известно также, что “позитивизм как теория познания и логика... играл и играет в процессе развития науки, по существу, ретроградную роль.., так как разрабатываемый им формальный аппарат годится для чего угодно, но только не для критического анализа современного (т.е. на сегодняшний день достигнутого) уровня знаний, не для выявления заключающихся в нем противоречий (не решенных еще теоретических проблем)”. (Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма, М., Политиздат, 1980, С.158-159). Поэтому не исключено, что некоторые ложные положения, высказанные классиками физики, сохранились до нашего времени в качестве вечных истин.

В физических науках действует несколько “механизмов торможения” развития теории, основывающиеся на позитивистской методологии. Во-первых, неразрешимому противоречию в общепринятой теории могут присвоить название парадокса (пример – парадокс близнецов в специальной теории относительности), и приостановить развитие науки в направлении, ведущем к новой теории. Во-вторых, новую теорию могут отвергнуть лишь на том основании, что она противоречит старой, будто новая теория может не противоречить старой.

Кроме того, отвергая философские категории как “метафизические”, позитивизм лишает науку средств содержательного анализа ее собственных категорий. По этой причине, например, в термодинамике до сих пор крайне редко встречаются правильные определения основных категорий этой науки: энергии, теплоты, работы.

И, наконец, до сих пор в учебниках по физическим наукам преобладает идеалистическая манера изложения, когда вначале сообщаются законы, а затем, как их следствия, факты, что гарантирует воспитание догматиков.

Ошибочные положения и подходы в бесспорных для позитивистов и идеалистов в физических теориях можно обнаружить в ходе критического анализа этих теорий с позиций материалистической диалектики, примерами которого являются статьи Фридриха Энгельса, вошедшие в “Диалектику природы”, – “Основные формы движения”, “Мера движения. – Работа”, “Приливное трение. Кант и Томсон-Тейт”, “Электричество”.

К сожалению, после Энгельса такого рода исследованиями, по-видимому, никто не занимался. В 60-е годы, к тому времени, когда система категорий диалектического материализма получила известную завершенность и могла служить основой для критического переосмысления естественнонаучных теорий, среди советских философов и физиков широкое распространение получили воззрения, согласно которым философии надлежит заниматься философскими проблемами естествознания, оставляя теоретические проблемы физикам. Эти воззрения сложились под впечатлением неудач с философской оценкой генетики и кибернетики в 50-е годы, неудач во многом преувеличенных (если целью кибернетики провозглашалось создание мыслящих машин, то она справедливо именовалась буржуазной лженаукой). В результате многолетней работы по материалистическому истолкованию естественнонаучных теорий было доказано только то, что при известной ловкости в манипулировании понятиями можно дать материалистическое толкование любой ложной физической теории, даже такой, как теория Большого взрыва, согласно которой вселенная возникла из ничего 15 миллиардов лет назад, и что такой подход не может помочь физическим наукам в достижении истины.

Способствовать движению физических теорий к истине может их критика. Причем не только критика тех положений, которые противоречат диалектическому материализму, но и критика, устраняющая препятствия на пути превращения теоретической физики в единую логическую систему, в прикладную Логику. Следует учесть, что в наше время приведение в единую систему категорий различных естественных наук возможно только на основе диалектического материализма. Ведь даже по мнению постороннего наблюдателя, американского профессора, “по универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическое объяснение природы не имеет равных среди современных систем мысли” (Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе, М., Политиздат, 1991, с.415)

Такого рода исследования перспективны в наше время перманентных экономических реформ также и в том отношении, что не требуют привлечения иностранного капитала, поскольку могут выполняться мыслящими теоретиками самостоятельно.

Ваше мнение