Left.ru __________________________________________________________________________

Ольга Казарян
«Я хочу снова жить в СССР…»

В Москве вышел альбом Алексея Абакшина «Собачья свадьба». Альбом представляет собой интересное культурное явление. Несмотря на простоту музыкальных средств использованных при записи, альбом получился сильным и выразительным. Запись вышла вынужденно акустической, необходимую технику не удалось достать.

Открывает альбом жизнеутверждающая песня «Мертвые новые русские», где автор на свой манер развенчивает мечту об обогащении за счет других.

Подъезжая к собственному особняку,
не забудь, что ты живая мишень,
Просыпаясь утром рядом с порнозвездой,
не забудь, что ты живая мишень…
Мало денег – убогая жизнь,
Слишком много – это пуля в лоб,
Так что, если хочешь жить навроде Мавроди,
Не забудь заказать себе гроб.

Многие песни Абакшина – злая пародия на действительность. Тут достается и Путинскому агитпропу (песня «Давайте дадим»), и слепому российскому обывателю, склонному во всем винить судьбу («Человек обреченный»). Не был забыт и ушедший ныне в тень «отец нации», он же «гарант демократии». Ему, по мнению автора, давно пора 

В то место, где каждое утро обход,
В обед – макароны и просо,
Туда, где время так вяло течет,
Вращая свои колеса.
(Песня «Возвращение»).

Несмотря на молодость, Абакшин успел подиссидентствовать, ошибочно принимая бюрократический рассадник горбачевых-яковлевых за ленинскую партию, а раздолбанную рыночными реформами экономику за «развитой социализм». Однако единство с простым народом – сам автор в промежутках между концертами работает грузчиком – привело его в лагерь левой оппозиции.

Я хочу снова жить в СССР.
Я голосую за КНДР.
Пусть меня опять отправят в «желтый дом»,
Там дают колеса, и бесплатно притом, -  заявляет он.

В другом варианте припев звучит так:

Пусть меня опять отправят в Белый дом,
Там дают винтовки, и бесплатно притом.

Эта готовность самому встать «под ружье» наполняет альбом внутренней силой и близка к решимости человека, которому кроме своих цепей терять нечего. И это, пожалуй, единственное, что позволяет преодолеть черную безысходность, не быть раздавленным обстоятельствами, но воспринимать их с холодной иронией.

Жизнь – по большей части проза -
Кружит белкой в колесе.
Если ты не мафиозо -
Значит, будешь, как и все,
Надрываясь, лезть из кожи,
Стынуть в холод, преть в жару,
Чтоб хозяин краснорожий
Кушал черную икру. (Из песни «Пьем водку»).

Именно такова сейчас судьба большинства трудящихся России. Однако в отличие от них, А. Абакшин имеет еще одну возможность устроиться: достаточно не забивать голову социальными вопросами и писать увеселительные песни для скучающих в ресторанах буржуев или их резвящихся в модных клубах отпрысков. Но он предпочитает таскать мешки, нежели выбиваться в киркоровы.

Россия почти не упоминается в его песнях, и тем не менее она наполняет все его творчество. «Дурдом под открытым небом» – так характеризует ее Абакшин в песне «Возвращение». Любовь к Родине принимает у него форму горьких, порой язвительных упреков.

Нас перекормили трескучей госпатриотической фразой, мы забыли, что эта любовь может выражаться не только в дифирамбах. Действительно, рабское положение нашей страны и народа достойно возмущения, а не воспевания. Лозунг «Слава России!» – либо лицемерие, либо равнодушие.

О чем бы ни шла речь, автор сохраняет трезвый взгляд и жесткие формулировки.

Знай свое место – и будешь цел.
Будет покорность – и будет пища
Зоркий охотник глядит в прицел,
Ищет.
(«Каждый охотник желает знать…»)

Как говорится, демократия демократией, а реальность реальностью. А. Абакшин не идет у нее на поводу: вместо того чтобы жить как все и не высовываться, он отстаивает свое мнение в песнях, пишет рассказы. Приручить таких как он для власти будет очень непросто.

К своим перспективам на будущее А.Абакшин относится с далеко идущим юмором:

Если б был сынком, то уж, конечно, Кобзона,
Если б был станком, то шлифовал бы металл.
А кто-то говорит, что по мне плачет зона,
Срок давно отмерян, только день не настал.
 
 
 

Ваше мнение