Алла Никонова БЛАГОРОДНЫЕ ГОСПОДА И
Мужики, что злы и грубы
Толкин создал мир, населенный хоббитами, а также более привычными для нас рыцарями, королями и волшебниками. Что общего у них у всех – рядом с господами здесь неизбежно присутствуют слуги, с благородными рыцарями – холопы, с королями – верные (или неверные изменники) поданные. Главный герой-хоббит совершает свои подвиги в компании преданного слуги, к услугам которого он, очевидно, слишком привык, чтобы от них отказываться. И поверьте, это вовсе не отношения Дон Кихота и Санчо Пансы. Сервантес, человек 17 века, оказывается в своем отношении к миру гораздо прогрессивнее, чем влюбленный в «добрые старые порядки» университетский профессор – наш современник. Конечно, Толкин против капитализма, скажем так. Но всякая ли критика капитализма прогрессивна? Вспомним блестящие слова из «Коммунистического манифеста» о «феодальном социализме». И разве благородные джентльмены-рабовладельцы на Юге США не выражали благородного негодования тем, как плохо живется рабочим в капиталистической Англии? Что еще интереснее, именно английским фабрикантам поставлялся хлопок, собранный рабами с плантаций благородных джентльменов, в ответ на что английские капиталисты поддерживали рабовладение в США, как необходимое для процветания Англии (об этом тоже можно прочесть у Маркса). Мне могут возразить: разве не написал Толкин о разлагающей силе власти и ее опасности? Да, написал. Но, во-первых, речь шла только о власти самозванцев, а не благородных королей, для власти рожденных. Как только власть возвращается в руки законного короля, все счастливы. А во-вторых, в книге, явно написанной под влиянием грандиозных событий первой половины XX века, от Октябрьской революции до Второй мировой войны, автор отделывается от причин всех потрясений с легкостью необыкновенной – виноваты злые силы, неизвестно откуда взявшиеся в благополучном мире, а вернее – существовавшие извечно. То есть, существовавший ранее порядок хорош, надо его восстановить и поддерживать. Как глубоко и как революционно! Почему эта сказка, не лишенная некоторых литературно-филологических достоинств, но в целом довольно нудная, так популярна в современном мире высоких технологий и Интернета? Еще Гегель заметил, что современная ему (то есть капиталистическая) реальность плохо подходит для поэзии. Жизнь при капитализме не просто тяжела и опасна, она попросту скучна. Другое дело – фантазии (именно фантазии) о средневековье. Дело доходит до того, что поклонники телевизионных сериалов, например, известных в России «Секретных материалов», сочиняют свои варианты, помещая Малдера, Скалли и их начальство в средневековье – рыцари и короли куда занятнее каких-то агентов и директоров ФБР, в которых, несмотря на все усилия соответствующей пропаганды, американцам трудно увидеть героев. Не случайно и фантастика переполнена историями об императорах звездных систем и их вассалах. Это почти единственная альтернатива описанию будущего, даже самого отдаленного, как переряженного подобия нынешнего капитализма. Очень мало мы можем найти историй, где земляне встречаются если не с коммунистическим будущим, то хотя бы с родовым строем, то есть с обществами «без буржуев, без пролетариев, без рабов и господ». Такое бутафорское, приукрашенное, но от этого не менее реакционное средневековье, конечно, может стать убежищем от неприятной реальности. И тогда все опасные мысли об изменении этой самой реальности и превращения ее во что-то более подходящее – пропадают сами собой. Наркоманы ведь тоже уходят от этого нехорошего мира. Что приносит неплохие прибыли наркоторговцам и облегчение тем, кто стоит на страже этого мира – реальным, а не средневековым агентам ФБР, например. При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |