Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ирина Маленко 

Победители так себя не ведут 
 
 

… Есть в жизни такие вещи, к лицезрению которых ты привыкаешь настолько, что и вовсе их не замечаешь. До тех пор, пока кто-нибудь из друзей не обратит твоё на них внимание и не позволит тебе тем самым оценить их свежим взглядом. 

После начала американских бомбардировок Афганистана в моей душе всколыхнулось и запылало с новоей силой все то, что тлело в ней, не переставая, с 24 марта 1999 года. Причем если тогда, в 1999-м, ещё бывали дни, когда мне трудно было устоять от соблазна забежать в обед в находящийся ближе всего к нашему офису МакДональдc, то теперь такие мысли даже и не приходили мне в голову. « Мак Дональдсы », « Бюргер Кинги », Барби и, к сожалению , хождение в кинотеатры (потому что там совершенно нечего смотреть, кроме “Терминатора – 1”0 и « Блейдса – 44 », а я зову такие фильмы “Insult for my intelligence” !) были вычеркнуты из моей жизни раз и навсегда и без каких бы то ни было сожалений…. 

Мне стало бросаться в глаза то, чего я раньше не замечала: что многие ирландцы, голландцы и представители других народов, вплоть до жителей стран Карибского бассейна, не имеющие совершенно никакого отношения к Соединенным Штатам, носят одежду и обувь с американской символикой. Причем делают они это, не задумываясь, а вовсе не из-за каких-то осoбенно родственных связей с заокенской Империей Зла. Почему? И почему я, испытывающая нежные чувства, допустим, к Ирландии, не так-то легко могу найти подобные предметы с её символикой, как с американской, барахлом с изображением которой завалены магазины самых отдаленных от Америки уголков нашей планеты ? 

Когда мой бывший свекор прислал моей дочке звездно-полосатую майку, я не обиделась на него: он, возможно, даже и не задумался над тем, что он для неё купил. Но возмутилась: мой ребёнок не будет носить этот символ новой нацистской империи, у него есть своя страна, даже несколько стран, и ни одна из них, к счастью, Соединенными Штатами не является ! Когда я выразила свои чувства (« почему нам навязывают чужие символы ? Почему я не могу найти, например, такие же вещи: какие-нибудь джинсы с заплатами из ирландского « триколора » даже в самой Ирландии, а уж не то, чтобы за её пределами ? ») своей подруге, известному ирландскому адвокату-правозащитнику Подригин Дринан, она поразила меня своим лаконичным и спокойным ответом , подметив то, о чем я раньше тоже не задумывалась. 

« Да этого же никто не делает, ни одна нормальная страна, - только США и Великобритания!» - сказала она мне. « Всем остальным это просто ни к чему ». 

Присмотревшись хорошенько к окружающим я поняла, что Подригин права. Вы не встретите больше нигде в мире в каталогах женской одежды свитеров с нашитыми французскими флагами или носков с изображением турецкого полумесяца. Единственное, с чем можно сравнить это болезненное выпячивание своих символов , - так это с африканскими женскими нарядами времен выборов, украшенными живописными портретами местных политических лидеров. Но – опять-таки местных. Ни одна другая страна, кроме Америки и Британии, насколько мне известно, не навязывает так назойливо “туземцам” других стран совершенно чуждые им звездно-полосатые изображения или “юнион джек” . 

Понятно, конечно, что они являются символами “культурного империaлизма” вышеназванных стран… Но все –таки – что стоит за этим? Трудно предполагать, что каждый, например, белорус, которому досталась second hand майка с изображением “звездасто-полосатого”, так-таки непременно обратит на это внимание и стaнет горячим поклонником “американской мечты”. 

А может, нас таким образом готовят к грядущим временaм, когда, по замыслам вообразивших себя “хозяевами мира” янки и подтявкивающих из-за их спины джонов булей их флаги взовьются на центральных площадях наших городов? Чтобы не так резало глаз? 

Но с недавних времен я вижу и другое… 

Хотя даже у меня и есть несколько вещей с советской символикой, найденных с большим трудом, до недавнего времени у меня вовсе не было желания носить что-либо подобное - до тех пор, пока с нашей страной не случилось то, что случилось, и она не исчезла с карты мира… 

Возможно, я иногда надеваю теперь эти вещи из-за тоски по ней. Из-за боли от того, что произошло. 

Но при чем. же здесь Америка и Британия? Ведь они же выиграли холодную войну, как они нас всех заверяют. Откуда у победителей такое ущемленное чувство собственного достоинства, такие фрустрации, такое желание навязать всем себя, - если они действительно являются победителями и таковыми себя чувствуют? Ведь победителям, как известно, свойственно великодушие и полное отсутствие желания кому бы то ни было что-либо доказать: сама их победа уже должна являться достаточным доказательством… 

Я давно уже столкнулась с тем, что это не так. Просто я не связывала это тогда с таким явлением, как вышеупомянутые майки, косынки И джинсы. 

Я тогда по молодости лет задавала наивные вопросы на уровне того, какими и по сей день задаются, не давая никаких на них ответов, в своих аналитических статьях обозреватели Правды.Ру: почему же нас так ненавидят и боятся много лет спустя после того, что было объявлено “победой западной демократии”? 

Тем более те, кому мы даже не успели cделать ничего такого – например, панически боящиеся нас голландцы, отношение которых к русским (конечно, как и всегда в подoбных случаях, это обобщение!) представляет собой любопытную смесь страха, ненависти и желания исподтишка ударить по больному… Ведь мы же даже не пошли на Амстердам в 1945-м, Голландию освободили канадцы. Ведь они же практически не знают нас совсем! 

… Однажды моя мама, весьма эффектная женщина, находившаяся у меня в гостях с дружественным визитом, шла по улице голландского города Лейдена, когда к ней обратился – явно с желанием познакомиться – один голландец. Когда она сумела ему на ломаном французском объяснить, что не говорит ни по-голландски, ни по-английски, голландец обрадованно воскликнул : « Оh, vous-etes Francaise? », на что моя мама возразила : « Non, je suis Russe! » 

Беднягу аж всего перекосило. « Оh…Russe… очень приятно, очень приятно было познакомиться… » - а ещё через секунду только пятки его засверкали по улице… 
Описанный случай весьма типичен. Правда, не все такие трусишки: если голландец думает, что может вас уязвить, он начинает изливать на вас свою желчь описанием различных бедствий российской жизни, которые ему в массовых масштабах предоставляет местное телевидение, явно в ожидании, когда же вы, наконец, расплачетесь. Обычно я им такого удовольствия не доставляю. Как-нибудь переживут. Я улыбаюсь, когда мне рассказывают о торговле нашими женщинами, и говорю, что это мы у них, у голландцев научились. Тем более, что Нидерланды были последней по времени страной в Европе, официально отменившей рабство в прошлом веке... Напоминания об этом обычно отбивают у них охоту продолжать свой словесный садизм. 

Нo, может быть, голландцы так по-ущербному себя ведут из-за того, что это такая маленькая нация, а мы – такая (пока ещё) большая? Недаром они и к соседям-немцам испытувают такую неприязнь, что “кушать не могут”: голландская германофобия поражает тем более, что даже первая строчка голландского национального гимна “Вильгельмус” утверждает, что отец голландской нации был “van Deutschen bloed”... 

Нет, и не в немцах здесь дело. Дело – в том, что, может быть победители совсем победителями не являются ? 

Я особенно остро поняла это, когда посмотрела на днях одно предназначающееся для туристов видео о нашей стране – « Россия » из серии « VideoVisits ». 

Были у меня и раньше видео из этой серии, - например, о той же Ирландии. Но нигде, ни в одном из них не было столько оголтелой ненависти, болезненного злорадства и политических оценок, которые в видео подобного сорта вообще не нужны: ведь это не пропаганда (во всяком слуаче, официально!), не претендующий на научность документальный сериал типа того, что штампует Би-Би-Си, а обыкновенный видовой фильм, рассказывающий о наших достопримечательностях и культуре. 

Многое из того, что говорит этот по-настоящему обозленный (я не преувеличиваю: послушайте только его интонацию!) голос с экрана, само противоречит тому, что экран показывает. Не успела я возмутиться его высказыванием, что в “коммунистической” Москве “не было ночной культурной жизни” (это в Москве-то не было, со всеми её театрами, концертными залами, цирком, клубами, кинотеатрами?!), как нам показали, что именно подразумевает американский “культуртрегер” под “культурой”… 

“ Зато теперь молодежи есть куда пойти!” – восклицает он, а нам показывают темный бар со скучающими парнями и девицами, которые под оглушительный гром (музыкой это нельзя нaзвать даже с большой натяжкой – и это говорит вам человек, с детства любящий диско!) тянут из бокалов алкогольные напитки. Лица и всех у них такие, словно они буквально умирают со скуки… А нам уже показывают новых посетителей, которых тщательно обыскивает “секьюрити” на входе: на ношение огнестрельного или холодного оружия… 
Свобода, понимашь! 

Голос вынужден согласиться, но по-прежнему, как упрямый баран, не хочет видеть причин показанного: “К сожалению, новые свободы привели и к некоторым проблемам, - например, росту преступности.”… Почему бы не сказать в открытую, господин хороший , -  “к сожалению, экономика свободного рынка неизбежно ведет к росту преступности”?
 

Почему-то, делая ракурсы в ирландскую историю в фильме той же серии об Ирландии, его авторы не дают собственных политических оценок Пасхальному Восстанию 1916 года или борьбе ирландского народа с завоевателями Кромвеля. Почему же тогда те же американские (судя по акценту и стилю) авторы фильма о нас просто не могут излагать лишь факты ? Почему в них так бурлит злость, что им непременно надо выплюнуть что-нибудь вроде « Перед вами – памятник погибшим в гражданской войне… Эти люди действительно верили, что строят лучшее будущее… Если бы они только знали… » 

Американцы, воевавшие когда-то за независимость своей страны от Британской Империи, наверняка не знали, в какого морального уродца и кровососа мирового масштаба она превратится в будущем. Но разве об этом речь, когда перед нами - памятник этим людям? 

Я долго слушала плевки в наш адрес этого “победителя в холодной войне”, а потом меня осенило: победители так себя просто не ведут. Так ведут себя только проигравшие, - готовые от собственного злобного бессилия грызть землю. 

Если это правда, что мы “проиграли”, а они “победили”, почему же тогда они до сих пор не могут успокоиться и жить своей жизнью? Почему им не дает покоя память о том обществе, которые построили наши отцы, деды, матери и бабушки? 

Победители так себя не ведут! 

Да, больно смотреть на тот мир, в котором мы живем сегодня. На наших глазах происходит геноцид палестинского народа, - который даже нельзя вслух назвать геноцидом, потому что тот, кто является палачом палестинских детей, -
 « лучший друг американского слона » (уступая, пожалуй, только Моське Блэру). А передовицы газет пишут не об этом , а об очередях для прощания с гробом прожившей безо всяких печалей и нужд британской королевы-прабабушки, сообщениями о том, чей бюст больше : Бритни Спирс или Кристины Агильеры… 

« Арик-бульдозер » уничтожает все новых и новых мирных жителей, а на него не только не сыплются бомбы, которыми НАТО « боролась против этнических чисток » в Югославии, - нет, его даже не обсуждают B&B, занятые единственной заветной мечтой: как доделать то, что не доделал Папа-Буш и расправиться с давно никого уже не трогающим (кроме американских « интересов » !) Саддамом Хуссейном. 

Иногда кажется, что все то – дурной сон.. 

Но так дольше жить невозможно, - не только для нас, а и для всех народов мира, которые составляют его большинство. 

Настанет день, когда разразится гроза, - может быть разразится тысячей новых 11 сентября, раз одного не хватило. Ибо тот, кто сеет ветер, горе, слезы и смерть , пожнет в конце концов такой уpaган, какой ему и не снился… 

Может ли мир жить в мире без того, чтобы необходимо было совершенно сравнять с лицом земли западный империaлизм, уничтожив его И создав на его месте новые, неведомые нам пока ещё Европу и Америку? 

Если бы меня терзали чувства собственной ущербности, подобные тем, что терзают до сих пор “победителей” в холодной войне, когда они сталкиваются с непобежденной коммунистической идеей, я бы однозначно сказала: “Нет!” 

Но я – человек. Я говорю: “Хотелось бы верить, что народы Запада найдут своё место в новом мире будущего без того, чтобы они испытали на себе то, что веками несли их предки всему остальному миру и что они сами, волей или неволей, до сих пор продолжают ему нести. Но только будущее сможет показать, возможно ли это.”
 
 


При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service