Left.ru __________________________________________________________________________

 

РАЗРУШЕНИЕ И РАЗЛОЖЕНИЕ

Амира Хасс, 6 мая 2002 г, Хаарец.

Никто не тешил себя иллюзией, что палестинское министерство культуры , которое находится на пяти этажах нового восьмиэтажного здания в центре Эль Бирех, избежит участи других учреждений ПА (Палестинской администрации)  в Рамалле и других городах, то есть - почти полного уничтожения содержимого, особенно высокотехнологического оборудования.

В конце концов, солдаты израильской армии размещались в здании почти месяц.

Военные машины всегда стояли у входа, вокруг - знакомая картина разрушения : раздавленные машины, груды земли, глубокие канавы посреди дорог, сломанная мостовая, вывернутые электрические столбы, разбитые каменные ограды, оборванные провода и тучи пыли и грязи, оседающие на каждой машине, дереве и крыше.

Министерство культуры находится в жилом районе, которое армия держала в условиях комендантского часа, даже после частичного выхода из Рамаллы 21 апреля и сосредоточения на осаде офиса Ясира Арафата.

Каждую ночь соседи, укрывшиеся в домах, слышали, как что-то разбивалось, выброшенное из окон министерства культуры.

В течении 10 дней до снятия осады с офиса Арафата военные в здании каждую ночь стреляли по Асре - большому торговому зданию напротив министерства на склоне холма.

Жители сначала пытались понять, где скрываются вооруженные палестинцы, которые, возможно, стреляли по военной базе. Но там не было никаких вооруженных палестинцев.  Так что соседи решили, что так солдаты развлекаются по ночам. Все, что им оставалось делать - не спать четыре-пять часов каждую ночь и слушать небрежную стрельбу по стенам и окнам Асры, кусочки камня с которого падали прямо на крышу маленького дома по соседству и отдавались эхом по долине к востоку от здания. После того, как одна пуля попала в стену дома Х. и двух ее дочерей, они решили уйти.

Однажды ночью квартал проснулся от собачьего лая. Кто-то присоединил громкоговоритель к магнитофону, который проигрывал ленту с записью собачьего лая. Через минуту все псы в округе проснулись и начали лаять. Очень скоро лай достиг соседних кварталов. Всю ночь нельзя было уснуть.

Это весьма солидный квартал одноэтажных и двухэтажных каменных домов, окруженных садами и богатый кипарисами и фруктовыми деревьями. Л. вспоминает, как ее муж посадил некоторые из этих деревьев десятки лет назад. Почти сельский образ  жизни сохранился в квартале, несмотря на близость оживленных улиц и высоких торговых зданий, растущих как грибы за последние 10 лет.

Через несколько дней после частичного вывода войск жители были поражены, увидев, как бульдозеры выкорчевывают кипарисовую алллею.  Один кипарис лежал поперек дороги - естественный барьер против машин, и абрикосовое дерево, отягощенное плодами, было выкорчевано в саду местной жительницы, вся жизнь которой сосредоточена на ее тридцатипятилетнем умственно отсталом сыне.

Вечером в среду 1 мая, когда осада с офиса Арафата была снята и танки с грохотом ушли, сотрудники министерства , примчавшиеся к зданию, не надеялись найти его в том состоянии, в котором они его оставили. Работники местной телерадиостаниции Амвадж, также поспешили прийти, как и те, кто работает на местном телеканале Истиклал, который занимает 3 этажа.

Но то, что они увидели, оказалось хуже самых ужасных их ожиданий и потрясло представителей и культурных атташе из иностранных консульств, которые прибыли в город на следующий день.

В офисах все высокотехнологическое и электронное оборудование было разбито или исчезло - компьютеры, ксероксы, камеры, сканнеры, харддиски, оборудование стоимостью тысячи долларов, телевизоры. Передающая антенна на крыше была разрушена.Телефоны пропали. Собрание произведений палестинского искусства  (в основном ручные вышивки) - исчезли. Может быть, они похоронены под грудами документов и мебели, может быть, украдены. Мебель была перетащена с места на место, сломана, свалена в кучи. Газовые обогреватели  опрокинуты и брошены на кучи разбросанных бумаг, книг, сломанных дискет и дисков, разбитых оконных стекол.

В отделе поощрения детского творчества солдаты испачкали все стены гуашью, которую нашли там, и уничтожили висевшие на стенах детские рисунки.В каждой комнате разных отделов : литературы, кино, культуры для детей и молодежи, книги, диски, брошюры, документы были свалены в кучи, пропитанные мочой и экскрементами.

На каждом этаже есть два туалета, но солдаты мочились и испражнялись повсюду в здании, в нескольких комнатах которого они жили этот месяц. Они делали это на полу, в пустых цветочных горшках, даже в ящиках столов. Они испражнялись в пластиковые пакеты, разбросанные в нескольких местах, некоторые из них лопнули. Кто-то даже сумел нагадить в ксерокс.

Солдаты мочились в пустые бутылки из-под минеральной воды, которые  десятками разбросаны по всем комнатам, в картонных коробках, среди груд мусора и обломков, на столах, под столами, рядом с разбитой мебелью и брошенными на пол детскими книжками.Некоторые из бутылок были открыты и желтая жидкость разлилась, оставляя пятна.Особенно трудно было войти на два этажа из-за сильнейшей вони мочи и кала. Использованная туалетная бумага была также разбросана повсюду.В некоторых комнатах, недалеко от груд испражнений и туалетной бумаги, по полу были разбросаны гниющие объедки. В одном углу, в комнате, где кто-то испражнялся в ящик стола,остались полные коробки фруктов и овощей. Туалеты были переполнены калом , туалетной бумагой и бутылками с мочой.

Сравнительно с другими местами, солдаты не оставили много надписей на стенах.  Тут и там - менора (семисвечник) - герб Израиля, звезды Давида, восхваления иерусалимской футбольной команды Бетар.

Кто-то забыл свой личный знак. Его имя записано в офисе редактора газеты (Хаарец - израильской газеты, чьи корреспондентом является Амира Хасс-пер.)

Сейчас палестинское министерство культуры обдумывает , не оставит ли все, как есть - как памятник. Израильская армия не ответила на просьбу о комментарии. 

Первод Аллы Никоновой.
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Обсудить статью на форуме

TopListRambler's Top100 Service