Left.ru __________________________________________________________________________

 

Петр  Золотарев

АвтоВАЗ. Будни рабочего профсоюза

Все работники АвтоВАЗа уже ощутили на себе негативные последствия введения в действие нового Трудового Кодекса РФ. Размер отпускного пособия стал меньше, чем раньше.

В ответ на запрос депутата Госдумы Иванова А.С. получено разъяснение Министерства Труда РФ о порядке предоставления дополнительных отпусков в соответствии с новым Трудовым Кодексом. Направлено требование от профкома «Единство» на имя президента - генерального директора АО «АВТОВАЗ» Вильчика В.А. об изменении  приказа о порядке предоставления дополнительных отпусков за работу во вредных и опасных условиях труда в соответствии со ст. 117 и ст. 120 ТК РФ.  До введения ТК РФ в действие действовало Постановление Верховного Совета РФ о праве работодателя предоставлять дополнительный отпуск частично (часть от положенного по «Спискам профессий, должностей…»). А новый Трудовой Кодекс предусматривает присоединение дополнительного отпуска  к основному полностью. 

Часто к нам, в профком «Единство» обращаются работники, которым представители профсоюза АСМ отказались помочь в разрешении того или иного трудового вопроса. Необходимо отметить, что все социальные льготы и гарантии, действующие в АО «АВТОВАЗ», предназначены для всех работников завода, независимо от членства в профсоюзе. Защиту интересов всех работников ВАЗа взял на себя профсоюз АСМ при заключении колдоговора, он несет ответственность перед работниками за исполнение. Или неисполнение. Только в чём она, эта ответственность?

В профком «Единство» обратились работники цеха 45-2 СКП с просьбой помочь разобраться с их условиями труда. По технологии используется жидкость «Обзор - 2», которая оказывает вредное воздействие на здоровье человека. До этого работники обратились в цехком отраслевого профсоюза, там им не помогли. Мы направили письмо в профком АО «АВТОВАЗ» АСМ с предложением вмешаться в решение проблем работников лично председателю профкома, но никаких изменений не последовало. Тогда профком «Единство» обратился в городской СанЭпидемНадзор с изложением фактов. После проведенных замеров, СанЭпидемНадзор  подтвердил  превышение предельно допустимой концентрации  вредных веществ в 2,4 раза. Профком «Единство» потребовал от администрации изменить техпроцесс на безопасный для работников и компенсировать вред, нанесенный здоровью работников.

Продолжаются встречи - отчеты депутата Государственной Думы Иванова А.С. с избирателями - работниками ВАЗа. К сожалению, начальники не признают депутата, избранного рабочими, политика служб по персоналу в производствах не изменилась, они упорно препятствуют таким встречам. 

Источником этих препятствий является бывший представитель работников (профсоюзник), а ныне представитель работодателя Чеботарев С.А. Надо отметить, что в структуре профсоюза Автосельхозмашиностроения (АСМ) ВАЗа сохраняется традиция занимать, как правило, должности в службе управления персоналом предприятия, в ведении которой находится условия труда, размеры заработной платы. Следовательно, за нынешнее положение работников АО «АВТОВАЗ» ответственность в полной мере несут представители профсоюза АСМ.

Из Прокуратуры г. Тольятти поступило письмо о признании нарушения прав профсоюза «Единство»  и направлении Прокурорского Представления в адрес президента - генерального директора АО «АВТОВАЗ» об устранении указанных нарушений и наказании виновных руководителей. 

На протяжении многолетнего периода профсоюз «Единство» пытается включиться в процесс переговоров по заключению единого колдоговора для трудового коллектива ВАЗа, чтобы в переговорах с работодателем достойно представить наболевшие проблемы работников завода. Но каждый раз на наши предложения о совместной работе над проектом колдоговора профком АСМ отвечает отказом. 

С февраля 2002г. начал действовать новый ТК РФ, в котором закреплено право заключать коллективный договор профсоюзу, в котором состоит не менее 50% работников предприятия. При этом, в случае недоговоренности между профсоюзами, малочисленному профсоюзу дано право направлять своих представителей в согласительную комиссию, а в случае нарушения этого права, ответственность несут представители многочисленного профсоюза. 

Таким правом воспользовался профсоюз «Единство», направил предложение включить нашего представителя в состав согласительной комиссии, но профком АСМ проигнорировал это предложение. Наша борьба за участие в переговорах для более полного представления интересов трудового коллектива продолжается.

В производственных подразделениях прошли конференции трудовых коллективов, на которых обсуждался  проект коллективного договора АО «АВТОВАЗ», по нашим сведениям делегаты этих конференций ярко выражают несогласие с разделом тарифного соглашения  и считают, что зарплату необходимо увеличивать в два раза и установить ежемесячную 100% -ную индексацию по уровню потребительских цен.  Такая возможность у завода есть, одним из источников является наведение порядка в хозяйственной деятельности. Уменьшив внутрипроизводственные и внешние потери, можно увеличить зарплату работников в несколько раз. 

Но вопрос: кто будет наводить порядок? Может, те, кто находится у руля и наживается на беспорядке? «Потери» - понятие относительное. Как известно, по законам физики, если в одном месте убавилось, то в другом прибавилось. Что-то незаметно, чтобы от потерь на производстве начальники стали хуже жить, наоборот, они улучшают свои условия труда: делают евроремонт в своих кабинетах, оснащают их новейшими кондиционерами и сверхмягкими президентскими креслами, в то время как рабочие трудятся во вредных условиях труда.
 
Тяжелые и вредные условия труда работников завода не способствуют эффективности, качеству и производительности труда. Кроме того, рабочие под грубым психологическим давлением начальников - «надсмотрщиков» вынуждены выполнять работы с нарушением норм охраны труда и техники безопасности, а если работник пытается возражать, ему угрожают увольнением. 

Таким образом, получается, труд на ВАЗе организован на страхе людей потерять источник и без того небольшого дохода (на декабрь 2001г. средняя зарплата на ВАЗе - 6100 руб., а по промышленным предприятиям Тольятти - 6300 руб.) Вот так и продолжается, начальники обсуждают проблему качества продукции в своих комфортабельных кабинетах, а рабочие работать в невыносимых условиях. Забота о человеке труда, как правило, закрепляется в коллективном договоре предприятия, что обязывает администрацию исполнять все записанные в нем  мероприятия. 

Создано совместное предприятие АО «АВТОВАЗ» - GM (Дженерал Моторс), сборочный корпус которого будет располагаться на территории ВАЗа и начнет работать уже с осени 2002 г. Расчетное количество работников - 1200 чел. Объем выпускаемой продукции - от 75000 до 90000 автомобилей «Нива» 2123 в год. Предполагаемая цена - не ниже 7500$. Сейчас ведется набор работников для этого совместного предприятия. Его руководители рассказали в средствах массовой информации  Тольятти об условиях труда работников этого СП: 
1.Зарплата работников будет на 15-20% выше, чем на ВАЗе.
2.Социальных льгот и гарантий, как на ВАЗе, не будет.
3.Интенсивность и напряженность труда работников СП будет выше, чем на ВАЗе.

Считаем, было бы справедливым, кроме трудового договора с работником заключить коллективный договор с представителями  работников СП АО «АВТОВАЗ» - GM на условиях более выгодных для работников. Для справки: на предприятиях GM в США и Канаде рабочие, работающие с использованием аналогичной технологии и условиями труда, получают зарплату 3000$ в месяц.

___________
От редактора.

Петр Золотарёв в своей заметке выскзался мягко, что возможность поднять рабочим зарплату у завода есть, одним из источников является наведение порядка в хозяйственной деятельности.  И сам же показал, что это не будут делать те, кто за счет отсутствия оного отгрохали себе шикарные особняки.  Их "поделиться" с рабочими могут заставить только либо бандиты, либо... сами рабочие, которые для этого должны сделать своим хозяевам предложение не менее серьезное, чем то, "от которого нельзя отказаться", как выражался Аль Капоне.

Есть и другие источники повышения зарплаты, которые, однако, тоже требуют адекватных, скажем так действий со стороны организованных рабочих. Но время таких действий пока не пришло. На этой неделе в передаче "Жигулевская битва", рассказывавшей о войне криминальных авторитетов  за контроль над АвтоВАЗом прозвучали цифры: 1 триллион рублей уходит ежегодно с завода "черным налом". Которым, банды, понятно, делятся с руководителями завода. А тех странных директоров, которые не горели желанием "делиться", а хотели получать полностью всё своё, "честно заработанное"(трудом рабочих АвтоВАЗа!) - вразумляли, как и полагается, арматурой, как, например, замдиректора производства запчастей. А то он однажды вообразил, что живет в "цивилизованном" капитализме никому ничего не должен. Но его быстро вернули к реальности, выйдя через полгода из больницы, он уже хорошо знал, кто в Тольятти настоящий хозяин.

Теперь о новом, совместном с "Дженерал Моторз" производстве. Примечательно, что рабочий профсоюз "Единство" беспокоит положение работников и совместного производства, где, как уже заявлено его руководителями, не будет никаких социальных льгот и гарантий. И, скорее всего, никакого профсоюза.  Работники просто сами там не станут создавать его. В обмен на те 15-20% разницы в зарплате по сравнению с рабочими "старого" "АвтоВАЗа". А если кто-то захочет создать, то его быстренько вычистят с предприятия, ведь по новому Трудовому Кодексу тяжело сохранить свои позиции и прежним боевым рабочим профсоюзам. А создавать их с нуля в условиях жесточайшей конкуренции на рынке труда, очень тяжело. Но напоминать рабочим этого совместного предприятия о зарплате их канадских собратьев на аналогичном производстве, надо, а также о том, что разница в прибыли, которую будут класть себе в карман владельцы совместного предприятия, - сотни процентов, по сравнению с тем, как если бы такое производство было открыто в Европе или той же Канаде... Это участь рабочей силы стран Третьего мира, если наши рабочие не захотят бороться за то, чтобы жить в мире, не разделенном на рабов и господ.
 
 
  При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна
 

Обсудить статью на форуме

TopListRambler's Top100 Service