Left.ru __________________________________________________________________________

 

=================================================================
"СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА"

<19 июня 2002>
                                
             CТАРТ НОВОЙ ФАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ КАМПАНИИ
             ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
                   ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА КТК
                                
"Зеленые" не намерены мириться с наступлением 
Каспийского Трубопроводного Консорциума

14   июня   в   Новороссийск  прибыл   "Каспийский   Караван".
"Каспийский Караван" - это кампания по вопросам окружающей среды
и  информированию  общественности, организованная  американскими
организациями  ISAR  и Sustainable Energy  and  Economy  Network
(SEEN).  Караван  прошел  по  местам  добычи  нефти  и  газа   в
Казахстане  и  вдоль  маршрута КТК: Актау (Казахстан)  -  Атырау
(Казахстан)   -  Астрахань  (Россия)  -  Элиста   (Калмыкия)   -
Новороссийск  (Россия).  В  этих городах  состоялись  встречи  с
активистами  местных НПО и представителями властей  по  вопросам
окружающей среды и гражданского общества, связанными с развитием
нефтегазовой отрасли.

В  Новороссийске  в  библиотеке им. Горького  прошел  “круглый
стол”,    который    изначально   планировался    как    встреча
общественности,   представителей   КТК   и   властных   структур
г.Новороссийска.  Необходимость такой встречи,  в  ходе  которой
были  бы  рассмотрены  основные  проблемы  и  намечены  пути  их
решения, назрела давно.

Однако  представители, как консорциума,  так  и  администрации
города,  которая, как известно, поддерживает осуществляемый  КТК
проект, приглашение на “круглый стол” проигнорировали. Тем самым
Администрация  и КТК еще раз показали, что мнение общественности
о КТК для них не значимо.

В  ходе  “круглого  стола”  представители  SEEN  и  Каспийской
Программы  ISAR  познакомили активистов  различных,  в  основном
новороссийских  общественных организаций с практикой  вовлечения
международных  финансовых  институтов  в  региональные  нефтяные
проекты  и  теми  способами, которые могут помочь общественности
оказывать  влияние на осуществление этих проектов.  Кроме  того,
участники “круглого стола” рассказали о сложившейся в результате
реализации проекта КТК ситуации.

Общий  итог  действий  общественности против  проекта  КТК,  к
сожалению, неутешителен. Несмотря на проведение широкомасштабной
и  долговременной общественной кампании протеста, первая очередь
КТК   была   построена  и  сейчас  работает  в  режиме   пробной
эксплуатации.   Это  вызвало  пессимизм,  определенное   неверие
“зеленых” в свои силы. И в течение последнего времени активность
экологического  движения в отношении КТК  практически  сошла  на
нет.

"Каспийский  Караван" показал, что общественное  экологическое
движение намерено изменить эту тупиковую ситуацию.
  
15 июля в пос. Южная Озереевка (именно здесь труба КТК выходит
к   морю)   прошла   конференция   по   вопросам   экологической
безопасности в связи с реализацией проекта КТК. В ней  наряду  с
организаторами  Каравана  приняли  участие  представители   ряда
общественных     и     общественно-политических      организаций
Новороссийска (“Зеленые”, “Аква”, КПРФ, “Лига граждан  с  чистой
совестью”),   Анапы  (“Экурс”,  “Утриш”),  Майкопа  (Независимая
Экологическая  Служба по Северному Кавказу),  Атырау,  Казахстан
(“Глобус”), местные жители.
  
Среди  проблем,  которые обсуждались участниками  конференции,
наиболее значимыми являются следующие:
  - нарушения закона при реализации проекта КТК;
  - строительство второй очереди КТК;
  - полное  отсутствие “прозрачности” со стороны КТК в  доступе
общественности   к  информации  о  КТК  и  его  воздействии   на
окружающую среду;
  - негативное  воздействие  КТК, (разливы  нефти,  уничтожение
уникальных биоценозов, нарушения прав человека и др.);
  - отсутствие  механизмов компенсации за экологический  ущерб,
нанесенный проектом;
  - внутренние  проблемы деятельности общественных организаций,
мешающие реально противостоять КТК.
  
По   мнению   участников  конференции,  необходимо  установить
реальный  общественный экологический контроль над проектом  КТК.
Если не удалось остановить строительство первой очереди КТК,  то
необходимо  сделать  все  возможное, чтобы  уменьшить  опасность
экологической катастрофы и негативное воздействие.
  
На   конференции  впервые  была  озвучена  и  всеми   одобрена
стержневая  идея новой фазы общественной кампании против  КТК  -
борьба  против строительства второй очереди нефтепровода. Вторая
очередь  предполагает увеличение более чем в два раза пропускной
мощности   КТК   и,  соответственно,  увеличение   экологической
опасности этого проекта.
  
Стратегия  этой  новой фазы кампании включает в  себя,  прежде
всего,  выведение  борьбы на международный  уровень.  По  словам
Стивена  Крейцмана (SEEN), еще нигде в мире не  было  прецедента
успешного  противостояния  нефтегазовым  корпорациям,  если  оно
осуществлялось только на локальном уровне.
  
На  конференции были намечены конкретные действия по некоторым
направлениям кампании:
  - давления на КТК в сфере повышения “прозрачности”;
  - формирование системы общественного мониторинга;
  -   создание   общего   информационного   пространства   между
активистами и организациями из разных стран по проблеме КТК.
  
Для    планирования   кампании   из   представителей   местных
общественных  организаций  России  и  Казахстана  была   создана
рабочая  группа.  Тем самым заложена основа для  создания  новой
сетевой  общественной  структуры  под  условным  названием  "СРС
Watch" (Контроль над КТК).

"Каспийский Караван" двинулся дальше – в Будапешт  на  встречу
Всемирного   Банка,  а  местные  активисты  снова  почувствовали
надежду,  что огромную угрозу Черному морю, которую  несет  КТК,
возможно если не отвести, то хотя бы уменьшить.
  
  Татьяна Львова
  (СоЭС Западного Кавказа)
 
 
 

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service