Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ирина Маленко

Ещё раз о культурном колониaлизме:
Учиться на родном языке? А зачем это вам нужно?
 

Уничтожение местных языков является одним из самых действенных оружий колониaлистов всех времен и народов. Мы уже достаточно много писали о том, какое значение для самосознания ирландского народа имело уничтожение ирландского языка британцами. Упоминали мы и о том, как голландские колонизаторы истребляют язык папиаменто на Антилах.

Однако антильцы не сдаются! О том, с какими трудностями приходится им сталкиваться и о том, какое позитивное значение имеет их опыт, читайте в материале, переведенном нами из антильской газеты “Амигу”, 16/09/02.

Стоит ли напомнить нашим читателям, что в CCСР, при всех недостатках его национальной политики, власти не задавались вопросом, а сколько это будет стоить, создавая письменность для многих народов, её не имевших, проводя стандартизацию малых языков, создавая национальные школы?…

“Папиаменто: результаты – хорошо, но статуса вы н получите”.

Колегио Эразмо, образовательная программа Фундашон па Скол Гуманиста на языке папиаменто, сегодня отмечает своё 15-летие. Оно отмечается только в образовательных кругах, в то время, как за их пределами о юбилее известно предельно мало. “Папиаменто добился выдающихся результатов, но до сих пор не получает той оценки, которую он заслуживает”, - говорит директор Франк Мартинус Арион.

В 1987 году, когда планы создать образование на папиаменто привели к созданию Колегио Эразмо, инициатор Мартинус Арион надеялся на успех, которым школа пользуется сегодня, но не ожидал его.”Благодаря образованию на родном языке ученики лучше понимают материал, лучше могут выражать свои мысли и благодаря этому более уверены в себе. При разработке программы мы на это раcчитывали, но не ожидали, что процент успешно сдавших экзамены будет так высок. В первом классе среднего специального образования он был 82%, а во втором – целых 95,2%!”

Хотя процент успешно сдавших экзамены заметно выше, чем. в голланскоязычных школах, программа Фундашон па Скол Гуманиста на Папиаментo не получила того признания, которое она заслуживает, считает Мартинус Арион. “Возьмите, например, второе издание официального справочника о нашем острове. Под рубрикой “Папиаменто” там нигде не упоминается тот факт, что на Кюрасао уже 15 лет существует школа, в которой ученики успешно могут получать образование на родном языке”. Это его, впрочем, не удивляет. “Нам мешают уже многие годы. Главное препятствие – финасовая поддержка государства – вернее, отсутствие таковой. Подумайте, каких усилий и денег стоит перевести существующие учебные материаллы с голландского, - и вы придете к выводу, что нам нужно больше финансовых средств, чем. голландскоязычной школе. И тем не менее, наши постоянные просьбы игнорируют. Своим существованием мы обязаны в значительной степени донациям от различных инстанций и частных лиц.”

Сегодня директор обошёл школу, чтобы поздравить 450 учеников и около 30 учителей. “Что мне каждый раз бросается в глаза в нашей школе, так это непринужденная обстановка, царящая здесь. Кажется, что учителям никогда не приходится быть строгими, как это, к сожалению, в порядке вещей в других школах.”

Нихалия Тромп, мать 7-летних близнецов, тоже так считает. “Образование здесь намного более интересное для детей, что способствует их мотивации”.  Она сама тоже преподает, но в голландскоязычной школе. “Словарный запас моих учеников, которые на год моложе моих детей, на голландском языке хотя и больше, но дети по-настоящему не понимают язык, на котором их заставляют говорить. Я лично считают, что детей просто нельзя учить на голландском; мне очень трудно сохранять их внимание и при этом ещё и пичкать их чужим языком.” Её собственые дети учат голландский играючи. “В первом классе они только слушают рассказы, во втором учатся читать по-голландский и только в третьeм – писать на нем. И это очень хорошо действует, как я заметила. Кроме того, их вскоре начнут обучать и другим языкам: испанскому и английскому. В конце концов, мы – граждане мира и не обязаны по окончании школы учиться непременно в Нидерландах.”

Оглядываясь на 15 лет существования Колегио Эразмо, Франк Мартинус Арион говорит:” Честно говоря, мы пришли к выводу, что нашу работу надо построить по-другому. В то время, как мы думали, что основное внимание надо уделить самым младшим, оказалось, что в учёбе особые трудности испытывают старшие ученики – из-за того, что они плохо понимают язык, на котором им давалось образование в других школах (голландский). Вместо того, чтобы поступать на экономоческий факультет англоязычного университета, для многих из них было бы лучше учиться на родном языке. Наверно, надо было начинать развитие наших учебных программ с университетов, но сейчас, через 15 лет, мы почти подошли к этому и с другого конца. В недалеком будущем мы начнем среднее техническое образование на папиаментo, а там не за горами – и университет..”
 


При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service