Left.ru __________________________________________________________________________

 

Одиннадцатое сентября - год спустя
Хоакин Орамас, Гранма, 9 сентября 2002.

Кто бы  мог представить утром 11 сентября 2001 года, что удар двух самолетов, врезавшихся в Башни-Близнецы, третьего, влетевшего в Пентагон - и возможно, четвертого, нацеленного на Белый Дом и упавшего возле Пеннсильвании  - станет завязкой драмы, которая не только потрясла мир, но и изменила судьбу рода человеческого. 

С времен  нападения на эти символы могущества США, американский народ переживает национальную трагедию, которая навеки оставила на нем свой отпечаток.

Он очнулся от дремы "американской мечты"  для того, чтобы на собственной шкуре  почувстсвовать неприятный факт : что "однополярная, наглая и непобедимая мощь " - уязвима.

Эта реальность заявлет себя в обстановке терроризма, который по  происхождению может быть как чужеземным, так и доморощенным. Внутри страны правит бал охота на иммигрантов, ограничения гражданских свобод и страх перед новыми терактами.

С международной точки зрения США стали мировым жандармом в войне с терроризмом. Спустя несколько месяцев после 11 сентября президент Буш бахвалился, что арестовал около 2400 террористов. И число заключенных в афганских концлагерях и на базе в Гуантаномо продолжает расти.

Однако формальные обвинения предъявлены до сих пор только одному человеку, схваченному за пределами США - американскому гражданину Джону Волкеру Линду. Для других правосудие означает бессрочное заключение или  состряпанный на скорую руку военный трибунал.

И пока это происходит, американские эксперты провозглашают конец спада, не обращая внимания на осторожные предположения, что кризис может повторится, что его угроза продолжает существовать. Ведь причины кризиса никуда не делись.

Приходится поэтому спросить, не связан ли экономический кризис с войной против терроризма.

Стоит припомнить, что без оружия не воюют: особенно в нынешний электронный век. И такое оружие не раздают даром , его продают за огромные деньги. Ответ на вопрос должен учитывать роль производства вооружений в экономике США. Поэтому, когда нью-йоркская биржа снова открылась через несколько дней после катастрофы, акции оружейных компаний взлетели до небес, что позволило Уолл-стрит и экономике США и других развитых стран надеяться на лучшее.

Как часть военных приготовлений были мобилизованы десятки тысяч резервистов, а боевые корабли посланы в стратегические пункты по всему миру. Конгресс одобрил  военный бюджет, который предполагал создание 16000 новых рабочих мест. Эти меры пришлись как нельзя кстати в период спада, когда многие крупные компании увольняли рабочих тысячами.

Даже ранее 11 сентября люди вспоминали так называемую Черную Пятницу на Уолл-стрит в 1929 году. Все было похоже : рост безработицы сопровождался спадом производства. Тогда тоже появилась возможность занять тех кому нечего было делать - дать им в руки ружье и послать на войну.

 Перед 11 сентября США страдали от всеобщей подавленности, обычной в период  экономического кризиса. Не только компании лопались - вера в систему тоже.  С другой стороны, отъявленные враги , похоже, могли делать все, что хотели. Внутри страны и за ее пределами они готовились к теракту под носом опытных агентов ФБР и ЦРУ, которые никак не могли понять, что происходит. Слышались предостерегающие голоса : атомную бомбу могут провезти в чемодане, биолгическое оружие - в детской игрушке. Арабский журналист из Лондона предупреждал о возможном нападении фундаменталистов. Но власти США не слушали.

И вот наступило 11 сентября : четыре угнанных пассажирских самолета превратились в разрушительные снаряды в руках религиозных фанатиков, готовых на самоубийство.

В ответ американская пресса начала твердить: "Война против США", "Еще один Пирл Харбор!" Историки припомнили взрыв на борту военного корабля Мэйн, который послужил предлогом для американского захвата Кубы в 1989 году, или инцидент в Тонкинском Заливе, который проложил путь интервенции США во Вьетнаме.

Однополярная мощь оправилась от потрясения, и президнт Буш сумел найти союзников, лишить врага поддержки, и возглавить коалицию. Что остается неясным - сколько это продлится, и до какого предела будет продолжаться война.

Потрясающие события способствовали изменению его образа. Буш стал президентом без поддержки большинства проголосовавших и с международной репутацией, подмоченной не слишком законными выборами. Однако американцы  - простые люди и политики - сплотились вокруг него, считая США жертвой после этих терактов.

Но и этот образ может долго не продержаться, и теперь он должен противостоять неприятным фактам : бомбежки Афганистана и расистские преследования привели к тому, что уже эта страна и ислам в целом оказались жертвами. Убитые и раненные оказались на другой стороне, и вместо изображений Башен-Близнецов мы видим Красный Крест, спасющий тысячи жертв американских бомб. Теперь мания Буша нападать на другие страны, с союзниками или без, беспокоит тех, кто помогал ему разгромить в отместку Афганистан, да и самих американцев.

А тут еще объявленный подъем американской экономики запятнан скандальными разоблачениями руководителей крупнейших компаний, не исключая техасского миллионера, который в настоящий момент правит США.

Если большинство стран и организаций выразили солидарность и предложили помощь США после кровавых терактов,  год спустя многие из этих лучших намерений превращаются в недоверие и беспокойство.

Спустя год после крупнейшего в истории теракта, опасность только возрасла.

И на этот раз речь идет не о фанатичных самоубийцах, действующих под носом ФБР и ЦРУ, которые не видели или не желали видеть (история разберется), что это значит.

Нынешняя угроза в том, что события 11 сентября создали государственных террористов, готовых напасть на 60 стран, имеющих большие запасы нефти, в том числе - на Ирак.

Так выглядит мир спустя год после теракта против символов военной, политической и экономической мощи США.

Перевод Аллы Никоновой
 
 



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service