Left.ru __________________________________________________________________________

 

“Обращение Соединенных Штатов с военнопленными Талибана и Аль Каеды оскорбительно для любого правосудия”. 

Питер Бомонт,  “Гардиан”, 12/01/02 

Представьте себе: Группа подозреваемых ирландских террористов захвачена в плен и передана британскому правительству третьeй стороной. К ним не допускают никаких адвокатов. Некоторым из них на допросах угрожают офицеры разведки, которые говорят им, что если они не скажут то, что от них требуется, они могут просто “исчезнуть “. Некоторых из них подвергают пыткам на допрсах и требуют подписать признание в том, что они являются членами террористической организации. 

Затем этих мужчин накачивают наркотиками, связывают и вывозят из страны в концлагерь на острове, где для них не будет никаких нормальных гарантий прав обвиняемых. Их адвокаты здесь не будут иметь права на аппеляцию – нет такого механизма. Не смогут они бросить вызов в суде и тому, как и на основании чего они были выданы – высланы в другую страну. 

В этом концлагере на острове их ждет чрезвычайный военный трибунал, имеющий право их казнить. Столкнувшиеся с таким морем грубейших нарушений прав человека, международные СМИ и правозащитные органуизации, конечно, подняли бы – и совершенно справедливо – громкие крики протеста. 

Вчера группа неназванных по имени людей, включая одного британца, совершила именно такое путешествие, до самых деталей совпадающее с тем, что описано выше. Связанные, многие – накачанные наркотиками помимо их воли, они были прикованы к креслам в самолете, который их доставил. Разница – в том, что эта группа из 20 человек подозревается в терроризме в рядах Талибана и Аль Каеды, а конечная точка их путешествия – американская база Гуантанамо на Кубе. Разница также в том, что любым жалобам на обращение с ними был – весьма любопытно – заткнут рот. 

Действительность того, что происходит с военнопленнымки из Афганистана – это скандал международного масштаба. Избиваемые, подвергаемые пыткам, эти люди лишены каких бы то ни было человеческих прав гарантируемых международными и американскими законами, которые соблюдаются даже в Гаагском Трибунале. 

Короче говоря, администрация Буша сбросила гигантскую бомбу не только на Женевскую Конвенцию, созданную для защиты прав военнопленных, но и на и американские собственные конституционные гарантии для обвинямых. 

Возможно, даже весьма вероятно, что многие из этих людей совершили тяжкие преступления – может быть, некоторые даже знали заранее о терактах 11 сентября, - но “особое обращение  с ними далеко заранее предполагает их “особую вину”. 

Это такого рода люди, как нас заверяет генерал Ричард Майорс, американский начальник генштаба, которые “опасны настолько, что они могут просочиться через гидравлические кабели” на самолете для того, чтобы уничтожить его. 

Так можно описывать только животное, но не человека. 

Несколько недель назад я был в Афганистане – в поисках этих почти мифических саморазрушающих существ. Человек, которого мы хотели встретить, был пожилой чиновник Талибана, которого наш контакт встретил на анти-талибской базе в пригороде Кандагара. 

Когда наш контакт его увидел, его медленно и методично забивал насмерть местный феодал. Мы добрались до лагеря слишком поздно. Когда мы прибыли, человек., который занимался избиением, сказал нам, что в его ведении не осталось никаких военнопленных из талибов. Они похоронили несколько солдат Аль Каеды, которых они убили в день освобождения города.. Мы снова спросили о том заключенном, которого мы искали. Он пояснил ещё раз: “Этих заключенных больше нет.” 

Это не было изолированным инцидентом. Через 10 дней я находился в группе западных журналистов в офисе губернатора Третьей Кабульской тюрьмы. 

Абдул Каюм, гибкий человек лет 50-и с суробым лицом, уже неделю обещал журналистам показать нам своих заключенных и условия, в которых они содержатся. Он рассказал нам, что он был одновременно и тюремщиком, и тем, кто вел допросы. Он также не делал никакого различия между Талибаном и Аль Каедой. 

Так как же, спросили мы его, он убеждает своих заключенных признаться? “Мы спрашиваем их в дружелюбной исламской манере признаться в своих преступлениях," – объяснил он. “Если они не признаются, мы используем силу.” 

Если и нельзя одобрить такое поведение, то его хотя бы можно понять , учитывая то атомизированное состояние, в котором находится Афганистан после 20-летних войн. Но роль Америки и её союзников в жестком обращении с военнопленными не поддается никакому пониманию. 

Что тревожит больше всего, - так потенциальные последствия этих "выбитых" и насильно вырванных признаний в контексте судебного процесса, который сейчас конструируется для заключенных Талибана. Ибо пытки, угрозы и унижения военнопленных Талибана и Аль Каеды в тюрьмах Афганистана бледнеют перед тем, через что пришлось пройти циничным акробатам администрации Буша для того, чтобы лишить этих заключенных самых элементарных прав на законный судебный процесс. 

Давайте начнем с Женевской конвенции. Не с таких очевидных вещей, как запрет массовых расстрелов (которые происходили по всей стране, когда Талибан пал) или пытки (см. выше) или унижение и издевательства (парадирование заключенных перед иностранной прессой), а с самих деталей судебного процесса. 

Такие детали, как настоятельный совет о передаче военнопленных третьей стороне, которая в войне не участвует. Америка неуклонно настаивает перед Международным Комитетом Красного Креста, что она в войне не участвует; другими словами, по её утверждению, она только помогает антиталибским силам, а не воюет сама. 

Или такая маленькая деталь которая настаивает на том, чтобы военнопленные были переданы в руки нормального конституционного суда, а не военного трибунала, наделенного чрезвычайными полномочиями. 

Если они солдаты – и военнопленные -, которые действовали по приказу, тогда, как провозгласил Верховный Суд США в 1942 году, в деле германских саботажников, пойманных в Америке во время Второй Мировой Войны, то они- "субьекты только для пленения и ареста как военнопленные вооруженных сил противника ". 

Но тогда, говорят советники президента Буша, включая генерального прокурора Джона Эшкрофта и министра обороны Дональда Рамсфилда, эти люди – не военнопленные. Это люди, которые не воевали в военной форме. Они прятали своё оружие и принадлежат к преступной оргтанизации без формального законного руководства. Они преступники, заявляют американцы, “незаконные борцы” и в силу этого не подпадают под защиту Женевской конвенции. 

И именно в этом источник самого большого “ляпа” администрации Буша. Ибо если заключенные в Гунатанамо не подпадают под “законы войны”, тогда они – обыкновенные преступники. А права обыкновенных преступников – даже самых необыкновенных среди них! – гарантированы американской конституцией. 

Шестая поправка , на тот случай, если Буш о ней забыл, настаивает на том, что “во всех криминальных процедурах” в США эти права должны быть обеспечены. Эти права включают в себя право на суд присяжных, право, подчеркнутое американским законодательством. Суд, который настаивает на том, что если гражданские суды являются открытыми и функционирующими, то в этом случае вооруженные силы не могут применить военный трибунал для суда за поступки, которые подпадают под юрисдикцию гражданских судов. 

Так если заключенные в Гуантанамо – не преступники и не военнопленные, то кто же они тогда? 

Они – пример, на котором Америка хочет проучить весь мир, приговоренные уже до суда предполагаемой принадлежностью к преступной организации. Они трижды прокляты: своей национальностью, своей религией и цветом своей кожи
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service