Джерри Адамс
"Дорога к миру"
Справедливый мир Мир - это не просто отсутствие войны или конфликта. Это наличие условий
справедливости и равноправия, которые уничтожают причины войны или
Ирландский народ никогда не знал мира. Несмотря на продолжительные периоды
Те, кто уверяют, что они стремятся к постоянному миру, справедливости,
Отказ британских правительств, одного за другим, ирландскому народу в праве на самоопределение был и остаётся политикой британского правительства. Эта политика является основной причиной конфликта. Эта политика, в сочетании с мерами для её поддержания, - подлинная причина разногласий в отношениях между самими ирландцами и между Ирландией и Британией. Принцип "Разделяй и властвуй" всегда был и остается основой этой политики.
Ирландские трудящиеся - как городские, так и сельские, - пострадали
больше,
Самоопределением во всем мире принято означать право нации на политическую свободу для определения собственного социального, экономического и культурного развития без вмешательства извне, и без частичного или полного нарушения национального единства или территориальной целостности. Этих критериев в Ирландии не наблюдается. Вмешательство британского правительства во внутренние дела Ирландии нарушает все давно установленные международные нормы, соблюдение которых необходимо для установления внутреннего мира, демократии, справедливости, стабильности и национальной свободы, а в конечном итоге – и для развития добрососедских отношений между Ирландией и Британией. Наша национальная территория физически разделена, и британское правительство
Ответственность за разделение страны, за зарождение этой идеи, за принуждение
Несмотря на это, интересы британского правительства диктуют совершенно
Это заявление игнорирует все исторические свидетельства британского
(прим: первая статья вышеуказанного Соглашения гласит:
Руководство СДЛП игнорирует все это. Они игнорирует реальность британского
Точнее говоря, ирландский народ рискует не более чем. продолжением выделения
Более того, эта так называеммая "концепция малого риска" спровоцировала, хотя и беспочвенно, но намеренно, все больше и больше знакомого лоялистского экстремизма - погромов и убийств. Новое прагматичное юнионистское руководство, которое, как нам обещали,
Такое развитие событий, если оно произойдет, не создаст условий для
постоянного прочного мира, справедливости, демократии и равноправия. Напротив,
оно будет служить укреплению британского суверенитета над 6 графствами
и объединит
Роль Дублина. Ирландия - колония Британии. С разделом страны это проявлялось в различных
Государство 26 графств (Ирландская Республика), несмотря на обладание всеми внешними символами политической независимости, в действительности является неоколониальным государством. Благодаря своему прямому контролю над частью Ирландии британское правительство сохраняет политическое влияние над всей Ирландией, через её разделение, обеспечивая нейтрализацию и вмешательство в ирландскую политику, с сохранением британского политического влияния. Стратегические интересы британской политики в отношении Ирландии, само собой, претерпели значительные изменения за эти долгие столетия. В последние десятилетия её стратегический интерес здесь совпадал с интересом правительств западноевропейских стран и США, выступающих за сохранение стабильности и социального порядка капиталистической Европы. Британия в постколониальную эпоху не действует в одиночку в своем имперском
Экономически Ирландия подчинена нуждам империализма. Эта связь стала
более
Нам говорят, что все это изменится в 1992 году. Станет хуже. Даже весьма консервативный Верховный Суд Дублина указал на то, как ограниченная
политическая "независимость" государства 26 графств будет ещё более подорвана
Единым Европейским Актом.
Отмена контроля на границах в 1992 году не отменит раздела Ирландии.
Она
Независимая Ирландия, в которой ирландский народ будет обладать
Энергия лидеров конституционного национализма сконцентрирована на поиске
Точно так же, подписав Соглашение в Хиллсборо, дублинское правительство
тем
Создав видимость того, что это тяжелое положение будет облегчено (в течение три лет со дня подписания Договора им так и не удалось это сделать ни разу!), они надеялись создать "условия равенства", которые позволят восстановить местную администрацию в Стормонте. В 26 графствах переписывание истории, цензура и манипуляции в культурной
сфере
Тем не менее, существуют многие противоречия, которые требуют от политического истеблишмента постоянно останавливаться при проявлениях желания ирландского единства. Причина том, в основном, заключается в том, что невозможно стереть полностью
Большинство ирландских националистов поддерживают и сохраняют стремление
к
В "их" части Ирландии все же, даже при отсутствии радикального политического
Многие из этих граждан, которые являются партийными активистами или
базой
В силу этого политическая ситуация не является статической. Эти политические
Противоречия между политической позицией масс и политическим курсом
их
Раздел нашей страны и британское господство в нашей экономике не только подрывает экономический потенциал страны, но и мешает развитию политики классовой борьбы. Это хорошо видно на примере профсоюзного движения. Любое движение, руководство которого находится в Дублине, сразу вызывает враждебную реакцию лоялистских рабочих в 6 графствах, а любое профсоюзное движение, базирующееся в Лондоне, имеет тенденцию, по меньшей мере, склонность к империализму. Профсоюзное движение не смогло развить антидискриминационную политику и практически совершенно потеряло наследие идей социалистической республики Джеймса Коннолли. ….Простые люди по всей Ирландии впитали в себя реальность собственной
Ресурсы страны не находятся в их пользовании, а все решающие элементы
Правительство поставляет транснациональным корпорациям народные деньги
я
Все последующие дублинские правительства заявляли о том, что они
Декларация говорит о равной заботе обо всех детях нации, а действительность,
Разделение страны искажает цели экономики, которой вполне по силам
У нас - аграрная страна, отданная на откуп хозяевам больших "ранчо",
Предварительное условие для создания экономики, которая сможет
Единственный путь вперед - создание экономики, основанной на нуждах
самого
Юнионизм. Юнионистское вето, вгравленное британским правительством в его намеренный
Политическое разделение между ирландскими католиками и ирландскими
Сегодняшние юнионисты составляют около 20% ирландской нации. Они являются
Эта политика сохраняет политическую преданность юнионистов как национального
Когда люди разделены по принципу политической преданности, демократическим
принципом является приоритет прав большинства, тем более, когда речь идет
о таких
Юнионисты имеют демократические права не только некая сумма личностей, но и как значительное национальное меньшинство. Эти права не только могут, но и должны защищаться в независимой Ирландии. Это - демократическая норма. Это - необходимая (составная часть) мира и стабильности. Но эти демократические права не должны превращаться в вето на национальные
Юнионисты всего лишь берут вето напрокат. Права собственности на него
Историческое и современное предназначение этого предлога - в создании препятствий для ирландского воссоединения на дальнейшую перспективу. Оно нарушает все концепции демократии. Как таковое, оно, фактически, незаконно. Неравенство прав в пределах 6 графств является неизбежным следствием самого существования этого территориального образования. Неравенство - это цена, которую пришлось заплатить за государство,
Те, кто отказываются публично признать эти факты, мотивируют свою позицию
Не существует и достаточных причин верить в гипотезу о том, что достаточно большое количество юнионистского населения можно убедить поддержать идею объединения Ирландии, - это нереально до тех пор, пока не прекратит существовать гарантия британских привилегий, данных юнионистам. Что значит "согласие юнионистов? 50% юнионистских выборщиков плюс один
Проблема - в согласии с юнионистским вето, отговорке, послужившей
Построение массового движения Необходимо срочно создать общеирландское движение, которое будет открыто
для всех тех, кто предан принципам и целям ирландского национального самоопределения.
Такое движение должно быть открытым и демократическим массовым движением,
которое мобилизует все прогрессивные силы в этой стране, и чьи требования
будут отражать последствия отказа в праве на национальное самоопределение
так, как они проявляют себя в различных условиях в обеих частях Ирландии.
В силу этого такие требования должны
Эти требования должны отражать то, какую Ирландию мы хотим видеть. Такое движение должно иметь потенциал объединить трудящихся, включая мелких фермеров и мелких бизнесменов. От такого движения нельзя ожидать ограничения его поддержки любому конкретному методу борьбы. В силу этого, хотя такое движение и будет по определнию невооруженным политическим движением, но от него нельзя ожидать ни поддержки вооруженной борьбы, ни её осуждения. Его отдельные члены имеют право, на индивидуальной основе, на собственную позицию в отношении использования метода вооруженной борьбы. Участием в таком движении его члены будут сознательно стремиться к созданию таких условий, при которых внутри национальной демократии в Ирландии вся необходимость в вооруженной борьбе и все формы государственного насилия исчезнут. Целью такого движения будет национальное и экономическое самоопределение
Именно эта неспособность создать альтернативу до сих пор оставляла под контролем ирландских правящих кругов всю ирландскую политику со времён раздела страны. Уроки этого поражения необходимо учесть и использовать для того, чтобы на этот раз достичь цели. Построение такого движения должно начаться уже сегодня. Широкое обсуждение этой темы должно поощряться каждой прогрессивной организацией в Ирландии - как в её собственных рядах, так и за её пределами. Республиканцы и социалисты должны взять на себя ведущую роль в таких дискуссиях. Некоторые, называющие себя социалистами, будут осуждать такой курс. Они не видят или не хотят видеть принципиальности вопроса о национальном самоопределении в деле построения социализма в Ирландии. Самоопределение означает конец империализма в Ирландии. Оно означает национальную независимость, суверенитет и единство. Без них мы не можем построить социализм. Серьезные социалисты понимают это. Они понимают, что социализм не может быть навязан народу сверху. Его можно завоевать только путем перехода политической власти в руки рабочего класса, что необходимо для развития экономической демократии, которая вернет Ирландию в руки тем, кому она по праву принадлежит, - ирландскому народу. Контроль над материальными богатствами со стороны тех, кто их производит, может быть достигнут только тогда, когда большинство - рабочий класс – будет находиться у власти. Политическая демократия, способная создать такое справедливое общество, не способна возникнуть вне контекста национального самоопределения. Подлинный социалист будет активным сторонником права ирландского народа на национальное самоопределение. Именно поэтому они, вместе с республиканцами, должны быть ведущими элементами в пропаганде движения за национальное самоопределение, которое будет включать в свои ряды и не республиканцев, и не социалистов. Успех такого движения поставит их в наиболее удобную позицию для достижения экономических и социальных изменений, в которых заключается социализм. Они докажут, на что они способны, в ходе борьбы за национальное самоопределение. Национальное самоопределение – это термин, наиболее легко понимаемый основной массой ирландского народа. Люди понимают, что это означает национальную независимость, единство и конец иностранному вмешательству в ирландские дела. Движение за самоопределение потенциально может стать самым массовым движением за ирландскую демократию, вовлекая в свои ряды всех тех, кто имеет общие интересы в избавлении от иностранного империализма, или кто разовьет в себе такой интерес через свою вовлечённость в собственные более узкие политические кампании. Националисты, которые на данной стадии борьбы не доросли до радикальной социальной и экономической политики, преданы принципу национального самоопределения по патриотическим или демократическим причинам. Они хотят увидеть собственное ирландское правительство для ирландского народа и конец иностранному вмешательству в Ирландии. Они хотят увидеть справедливое и демократическое окончание долгой войны в тех 6 графствах Ирландии, которые до сих пор оккупированы Британией. Конституционный национализм обманул их в ожиданиях. Им нужна серьезная альтернатива, которой они смогут оказать свою политическую поддержку. Национальное самоопределение – принцип, который могут поддерживать как националисты, так и республиканцы, и социалисты, и демократы. Это демократическая альтернатива, которую лидеры конституционного национализма боятся принять из-за своей классовой принадлежности. В то же самое время из-за боязни потерять народную поддержку, они не могут и открыто отвернуться от неё. Национальное самоопределение – это та демократическая альтернатива, которую в настоящее время британское правительство отказывается принять. Они согласятся на неё только тогда, когда их пространство для манёвра будет настолько сужено, что у них просто не останется иного выбора. Национальное самоопределение также – это единственный выбор, которая позволит юнионистам, уже без их права вето, через признание их неотъемлемых прав, привлечь их к созданию собственного будущего на равных правах со всеми остальными ирландскими гражданами. Оно даст им реальное будущее, вместо позиции квартиросьемщика, основанной на репрессиях и политике триумфализма. Оно создаст благоприятную ситуацию для того, чтобы неисправимые сектанты были устранены с политической арены, ,а плотина, сдерживающая демократический потенциал протестантской традиции, уже будучи свободной от юнионизма, рухнула, сделав возможным, наконец, слияние интересов католических и протестантских рабочих. В силу этого понятно, что требование национального самоопределения должно быть центральным в политической программе, кампаниях, инициативах и требованиях массового движения, о котором я здесь говорю. Создание Хартии для такого движения, для описания его природы, будет важным. Хартия Свободы Африканского Национального Конгресса – пример такого типа хартии, которую можно создать для нужд борьбы ирландского народа. Главные пункты этой Хартии Свободы следующие: - Вся полнота власти принадлежит народу;
Вокруг такой Хартии, если на то будет общее согласие относительно того, что она станет широкой основой для того типа движения, о котором мы здесь говорим, могут быть позднее выдвинуты дополнительные требования. Эти требования, конечно, должны применяться как к 6, так и к 26 графствам. Как уже говорилось, эти требования должны быть социальными, экономическими, культурными и политическими и обрамлять центральное требование – национального самоопределения. Например, они должны быть направлены на защиту уровня жизни, - против сокращений расходов на образование, социальные нужды и здравоохранение в обоих государствах. Они должны быть направлены против ядерной энергетики, против загрязнения ирландских вод – как моря, так и рек. Они должны быть за права женщин. Они должны быть против бедности. Они должны быть за ирландский нейтралитет и против негативных аспектов европейского объединения. Они должны быть направлены против репрессивного законодательства и за демократические права. Они должны быть против распродажи наших национальных ресурсов. Они должны быть против сектанства и дискриминации. Они должны быть против экстрадиции и других связанных с этим проблем. Они должны быть за достойно оплачиваемую работу и против насильственной (экономически вынужденной) эмиграции. Они должны быть за то, чтобы положить конец британской оккупации 6 графств и против сотрудничества 26 графств с этим режимом. Некоторые из вышеозначенных проблем – общие для обеих частей Ирландии. Требования должны быть сформулированы вокруг этих проблем и вокруг проблем, которые характерны для каждого из этих территориальных образований: например, дискриминация при приеме на работу в 6 графствах или защита принципа нейтральности в 26 графствах. Однако недостаточно будет только создать список проблем или сформулировать список требований к ним. Это будет только частью подготовительной работы. Программы и кампании действий должны быть выстроены вокруг них, и они должны быть построены самими теми людьми, которые страдают от этих проблем. Таким образом, в массовом движении сольются интересы всех тех, чьи интересы угнетаются империализмом, и это движение)покажет народу связь между их местными и узкими проблемами и империалистическим господством над ирландским обществом. Программа, основанная на такой Хартии, конечно, должна быть создана открытым и демократическим путем. Структуры и организации последуют логически, когда будет достигнуто соглашение о целях и политике. Мы не собираемся останавливаться здесь на организационных вопросах, но со временем надо будет провести съезд или серию конференций на эту тему. Подобным же образом, со временем могут сложиться группы по интересам – под централизованным и демократическим руководством, - и создать свои собственные секции, например, женскую, молодежную, культурную. Самое главное сегодня, в 20 годовщину начала Движения за Гражданские Права в 6 графствах, в 20 годовщину не достигшей своих целей британской оккупации, и в то время, как положение трудящихся в 26 графствах продолжает ухудшаться, - глядеть в будущее. Мы должны начать создание программы для движения, которое будет привлекательным для всех, кто способен постоять за права нации, и которая потребует многосторонней кампании национального возрождения. Строительство такого движения является срочной задачей всех социалистов, националистов и республиканцев. Ирландское национальное самоопределение – это демократическая альтернатива. Её надо поставить на повестку дня уже сегодня. Приложение
Этот документ представлен Шинн Фейн для обсуждения и в качестве ответа
тем, кто
Первая часть посвящена праву ирландского народа на самоопределение;
вторая -
Национальное самоопределение. В течение всей своей истории остров Ирландия представлял собой единое национальное образование. Историческое и современное существование ирландской нации никогда не подвергалось сомнениям. Ирландский народ никогда не отказывался от требования национального самоопределения. … В течение столетий отношения между британским правительством и ирландским
С конца XVII века эта узурпация вызвала как революционное сопротивление, так и – в крайне узких рамках британского конституционного законодательства- конституционную оппозицию. В течение XIX века британский гнет и голод уничтожили половину ирландского населения. Последний раз все ирландское население имело возможность выразить свою волю на всеобщих выборах 1918 года. Шинн Фейн, с политической программой, требующей полной независимости для единого ирландского государства, победила на выборах , получив 69.5% голосов. Демократически избранные народные представители сформировали Дойл Эйрин и 21 января 1919 года обнародовали Декларацию Независимости. Англо-Ирландский Договор 1922 года, раздел Ирландии и Конституция Ирландского Свободного Государства были навязаны ирландскому народу под угрозой немедленной и ужасной войны. Они не были переданы ирландскому народу на ратификацию, и их навязывание представляет собой отказ ирландскому народу в его праве на свободное волеизъявление относительно собственного национального самоопределения. Предлог для раздела острова - желание национального меньшинства сохранить
Раздел представляет собой отказ британского правительства ирландскому
народу в
Говоря словами Лауреата Нобелевской и Ленинской премии Шона МакБрайда,
“Право
Закон Право Ирландии на суверенитет, независимость и единство – право ирландского
Право на самоопределение обозначено в 2 Договорах ООН от 1966 года – в Международном Договоре о Гражданских и Политических Правах и в Международном Договоре об Экономических, Социальных и Культурных Правах. Первая статья обоих этих документов гласит: “Все народы имеют право на самоопределение. С помощью этого права они определяют своё экономическое, социальное и культурное развитие”. Важная Декларация Принципов Международного Законодательства, относительно Дружественных Отношений и Сотрудничества Между Государствами в Согласии с Хартией ООН гласит: “.. . все народы имеют право свободно, без влияния извне, определять свой политический статус и определять цели своего экономического, социального и культурного развития, и каждое государство обязано уважать это право, в соответствии с Хартией.” Раздел Ирландии противоречит Декларации ООН о Предоставлении Независимости
Лоялисты. Самое крупное препятствие на пути к независимости – британское колониальное
Хотя мы никоим образом не собираемся игнорировать те экономические трудности,
Лоялисты являются национальным меньшинством в Ирландии. Согласно большинству
Шинн Фейн хочет новой Конституции для Ирландии, в которую будут включены
Разрешение конфликта освободит юнионистов от их исторического менталитета
и
Только лишь через процесс деколонизации и диалога можно прийти к мирной,
Британия должна взять на себя инициативу и объявить о своем намерении
покинуть
Окончание разделения страны, британский уход из Ирландии и восстановление права ирландского народа на собственный суверенитет, независимость и национальное самоопределение остается единственным решением британского колониального конфликта в Ирландии Договор в Хиллсборо и начатые им процессы всего лишь стремятся закамуфлировать тот факт, что образование из 6 графств – в социальном, экономическом и политическом плане дело полностью провалившееся. Договор не бросает вызова конституционному статусу, а только усиливает его. Шинн Фейн стремится создать условия, которые приведут к окончательному прекращению военных действий, к окончанию долгой войны и к развитию мирного, объединенного и независимого ирландского общества. Эти цели могут быть достигнуты только тогда, когда британское правительство примет стратегию деколонизации. Оно должно начать с публичного заявления о том, что “Северная Ирландия” больше не является частью Соединенного Королевства. Далее, оно должно заявить о том, что его вооружённые силы и его система политической администрации останется на ирландской земле лишь столько, сколько времени займет подготовка к их окончательному и безоговорочному выводу. Это необходимо будет сделать как можно скорее. Необходимо обозначить конкретную дату, причём ещё в пределах срока полномочий этого британского правительства. Такая необратимая декларация намерений сведет до минимума любые лоялистские бунты И приблизит большинство лоялистов к реальности, так же, как и тех их политических представителей, которые действительно заинтересованы в мире и переговорах. Делом Предметом таких переговоров будет выработка конституционных, экономических, социальных и политических путей к новому Ирландскому государству, через Конституционное Совещание. Конституционное Совещание. Должны быть проведены свободные выборы во всеирландское Конституционное Совещание. Совещание будет состоять из представителей ирландского народа, победивших на выборах, и будет открыта для представительства всем значительным организациям в Ирландии (профсоюзному движению, женскому движению, церквям). Она выработает новую конституцию и организует национальную систему правительства. Хотя это совещание не будет иметь влияния на британское решение покинуть Ирландию, оно будет играть важную роль в организации переходного периода к новой правительственной системе. Если оно не придет к согласию по поводу новой конституции или по любому другому вопросу, британский уход из Ирландии все равно должен будет завершиться в объявленные сроки. Республиканцы последовательно заявляют о том, что лоялисты, так же, как и все другие граждане, должны получить строгие гарантии своих религиозных и гражданских свобод. Мы повторяем, что, по нашему мнению, перед лицом ухода британцев из страны и ликвидации её раздела значительная часть лоялистского населения придет к мудрому решению о необходимости переговоров о типе общества, которое будет отражать и их нужды и интересы. Принятие стратегического решения об уходе британцев из Ирландии) сумело бы окончательно убедить лоялистов: мы входим в новую ситуацию, которую нельзя будет изменить традиционными методами лоялистских погромов. Уход Британии из Ирландии. В качестве составной части вывода вооружённых сил Британии, RUC и UDR будут разоружены и распущены. Ввод войск ООН или европейских войск для наблюдения за уходом Британии из Ирландии или для того, чтобы заполнить так называемый вакуум, будет только мешать соглашению, и его надо избежать. Опыт других конфликтов показывает, что такое “временное" присутствие станет “постоянным”, а ввод этих сил будет иметь политическую подоплеку. Их последующий вывод станет точкой напряженности, и возникнет повторение сценария с угрозой кровопролития. Таким же образом необходимо избежать ввода войск из 26 графств. Конституционное Совещание будет ответственным за определение природы и состава создающихся национальной полиции и судебной системы. У нас нет никаких сомнений в том, что если бы Британия была честной в вопросе ухода из Ирландии и была бы действительно предана идее организованной передачи власти, то этого можно бы было достигнуть с минимальным риском возникновения массовых беспорядков. Все политические заключенные должны быть освобождены, безо всяких условий. Прекращение всех наступательных военных действий создаст климат, необходимый для мирного перехода к выработанному в результате переговоров соглашению. В качестве части такого соглашения британское правительство должно принять на себя ответственность за оказание финансовой поддержки национальному правительству на определенный период. Учитывая катастрофические последствия британского правления в Ирландии, выплата репараций на определенный период - самая минимальная из контрибуций, которые может внести Британия для обеспечения перехода к национальной демократии и гармонизации экономик Севера и Юга. Дело за британским правительством - обеспечить мирный переход к объединенной
и независимой Ирландии. Каким будет наше общество, - это дело самого ирландского
народа. Только тогда, когда Британия признает это право и начнет выработку
стратегии деколонизации в соответствии с этим, тогда будет, наконец, установлен
мир и согласие внутри ирландской нации и между Британией и Ирландией.
Перевод Ирины Маленко
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |