Left.ru __________________________________________________________________________

 

Джерри Адамс

"Дорога к миру"
( 1988, отрывки)

Справедливый мир 

Мир - это не просто отсутствие войны или конфликта. Это наличие условий справедливости и равноправия, которые уничтожают причины войны или
конфликта. Это - существование таких условий, при которых отсутствие войны или
конфликта происходит само собой.

Ирландский народ никогда не знал мира. Несмотря на продолжительные периоды
отсутствия войны, условия, созданные и навязанные нам извне, порождали непрерывный конфликт. Ирландский народ имеет право на мир. Он имеет право на такие политические структуры, которые способны поддерживать существование мира, сделать мир постоянным. Он имеет право самому решать, какими эти структуры должны быть. Он обязан обеспечить то, чтобы этика и практика этих структур  гаpантировала равенство всех ирландцев и  служила на благо всему ирландскому народу.

Те, кто уверяют, что они стремятся к постоянному миру, справедливости,
демократии, равенству возможностей и стабильности, не могут отрицать, что
универсально принятый принцип национального самоопределения, в котором
заложен принцип демократии, - наилучший инструмент для достижения этих
политических и социальных целей, а по их достижении - и для их поддержания.

Отказ британских правительств, одного за другим, ирландскому народу в праве на самоопределение был и остаётся политикой британского правительства. Эта политика является основной причиной конфликта. Эта политика, в сочетании с мерами для её поддержания, - подлинная причина разногласий в отношениях между самими ирландцами и между Ирландией и Британией.

Принцип "Разделяй и властвуй" всегда был и остается основой этой политики.
Разделение выражается не только в физическом разделении страны путем
отделения её части, но и в осуществляемом британскими властями разделении, которое стало детонатором гражданской войны 1922 года, и которое определяло расстановку политических сил в 26 графствах ( Ирландской Республике - прим. перев.) с тех пор и по наши дни; в разделении между националистами и юнионистами, который было взращено системой неравенства и привилегий и поддерживается дарованным британским правительством юнионистским вето, которое устроено таким образом, чтобы гарантировать территориальное разделение Ирландии; наконец, и это тоже очень важно, - весьма реальным разделением внутри самой общины националистов.

Ирландские трудящиеся - как городские, так и сельские, - пострадали больше,
чем любой другой класс ирландского общества от экономических последствий
империализма. Они были разделены географически благодаря отделению части
страны, а внутри 6 графств (Северной Ирландии - прим. перев.) - вновь
разделены ещё и на политические союзы.

Самоопределением  во всем мире принято означать право нации на политическую свободу для определения собственного социального, экономического и культурного развития без вмешательства извне, и без частичного или полного нарушения национального единства или территориальной целостности. Этих критериев в Ирландии не наблюдается. Вмешательство британского правительства во внутренние дела Ирландии нарушает все давно установленные международные нормы, соблюдение которых необходимо для установления внутреннего мира, демократии, справедливости, стабильности и национальной свободы, а в конечном итоге – и для развития добрососедских отношений между Ирландией и Британией.

Наша национальная территория физически разделена, и британское правительство
узурпировало власть над 6 графствами. Ирландская нация разделена внутри
6 графств и между 6 и 26 графствами. Национальное единство, вместо
того, чтобы свободно развиваться, сознательно и преднамеренно разрушается в интересах британского правительства. Социальное, экономическое и культурное развитие Ирландии различными способами нарушается, ломается или размывается.

Ответственность за разделение страны, за зарождение этой идеи, за принуждение
к нему и поддержание этого разделения - лежит на британском правительстве. Предлог для раздела страны - желание национального меньшинства сохранить британское правление - не имеет никакой силы против ясно выраженного
желания очевидного большинства нации.

Несмотря на это, интересы британского правительства диктуют совершенно
обратное положение вещей. И, тем не менее, руководство Социал-Демократической
Лейбористской партии (СДЛП) информирует нас о том, что британское правительство занимает нейтральную позицию по вопросу воссоединения Ирландии; что мотивы британского правительства для его продолжающегося пребывания на ирландской
земле - чисто альтруистические, и что у него нет своего иного интереса в продолжении оккупации, кроме как увидеть достижение соглашения между людьми, которые населяют) остров Ирландия.

Это заявление игнорирует все исторические свидетельства британского
господства в Ирландии и  полностью противоречит тому, что происходило на наших глазах в течение последних 20 лет, всем тем событиям которые указывают на решимость британского правительства продолжать навязывать свою волю ирландскому народу силой, через сохранение разделения страны и продолжающееся лоялистское господство в "государстве" из 6 графств. Перед лицом угнетения и несправедливости британских властей, СДЛП для поддержки своего тезиса о нейтральности британцев ссылается на всего лишь статью 1 Англо-Ирландского Соглашения в Хиллсборо, несмотря на тот факт, что лоялистское вето намеренно включено в эту же статью, несмотря на заявления британского правительства о том, что это соглашение - "баррикада на пути к объединению Ирландии; несмотря на тот факт, что даже Чарльз Хохи признал, что это соглашение будет "приковыванием цепями к разделению".

(прим: первая статья вышеуказанного Соглашения гласит: 
Два правительства а) подтверждают, что любое изменение статуса Северной Ирландии произойдет только с согласия большинства населения Северной Ирландии; б) признают, что в настоящее время воля большинства населения Северной Ирландии - не изменять её статус; с) заявляют, что если в будущем большинство населения Северной Ирландии ясно
заявит о своем желании установления единой Ирландии, то они разработают, и поставят на обсуждение соответствующих парламентов законодательство соответствующие законы для претворения в жизнь этой воли.)

Руководство СДЛП игнорирует все это. Они игнорирует реальность британского
присутствия и его последствий, которые сами по себе уже являются достаточным
свидетельством британских намерений и политики. Вместо этого, почти через 70
лет с начала удушения на камне в фундаменте раздела страны, теперь нас
просят проглотить эту пилюлю предполагаемого "постепенного развития" в форме Договора в Хиллсборо. Некоторые намекают на то, что Хиллсборо. постепенно
приведет тем или иным образом к какой-то связи между Вестминстером и
Лейнстер Хаусом (британским и ирландским парламентами), а возможно, и к
Стормонту (североирландскому парламенту), если он будет существовать. Это, говорят нам, сметет все барьеры, которые выросли между различными частями
ирландской нации с момента раздела страны и таким образом приведет, хотя нигде в тексте об этом открыто не говорится, к воссоединению Ирландии. Это так называемый подход "малого риска" СДЛП.

Точнее говоря, ирландский народ рискует не более чем. продолжением выделения
им ещё большей доли того, что  и так обрушилось на них  с момента
раздела страны. Хиллсборо не только не бросает вызов разделу, он закрепляет его  навечно при поддержке институтов дублинского правительства и на деньги, доверенные этому правительству налогоплательщиками. В международном аспекте он подрывает право ирландской нации на самоопределение. За три года его действия не произошло никакого фундаментального улучшения ни в социальном и экономическом статусе националистов Севера, ни в соблюдении их демократических прав.

Более того, эта так называеммая "концепция малого риска" спровоцировала, хотя и беспочвенно, но намеренно, все больше и больше  знакомого лоялистского экстремизма - погромов и убийств.

Новое прагматичное юнионистское руководство, которое, как нам обещали,
появится, до сих пор не материализовалось. Это правда, что лидерам юнионизма
приходится нелегко, когда они пытаются развить стратегию борьбы в изменившейся ситуации. Юнионисты перестали быть единственным столпом, на который опиралось британское правление в Ирландии. Квинтэссенция Соглашения в Хиллсборо заключается в том, что Британия формально позволила дублинскому правительству и его суррогату – СДЛП - поучаствовать в правлении 6 графствами как частью Соединенного Королевства. Хиллсборо используется британцами как средство заставить юнионистов привыкнуть к необходимости нового внутреннего соглашения на Севере, которое будет представлено как примирение между юнионизмом и национализмом. Их цель - изолировать республиканцев и форсировать новое сотрудничество с юнионизмом,
которое будет более в тон с британскими интересами во всей Ирландии, в целом.

Такое развитие событий, если оно произойдет, не создаст условий для постоянного прочного мира, справедливости, демократии и равноправия. Напротив, оно будет служить укреплению британского суверенитета над 6 графствами и объединит
неоюнионистские силы на всем острове. Цели британской политики, которая
весьма далека от нейтральной, таким образом будут достигнуты.

Роль Дублина.

Ирландия - колония Британии. С разделом страны это проявлялось в различных
формах. До того, как парламент в Стормонте был распущен, местная администрация на Севере производила впечатление некоторой автономии и позволяла британскому правительству осуществлять свои интересы, в то же самое время сняв с себя ответственность за методы реализации этих интересов. С момента роспуска Стормонта британцам пришлось взять на себя ответственность за свои действия в 6 графствах, и, несмотря на многочисленные попытки вдохнуть новую жизнь в Стормонт в какой-нибудь более модернизованной форме, режим здесь остается бесстыдно-колониальным, постоянно в форме постоянного чрезвычайного положения, с самого момента его установления.

Государство 26 графств (Ирландская Республика), несмотря на обладание всеми внешними символами политической независимости, в действительности  является неоколониальным государством. Благодаря своему прямому контролю над частью Ирландии британское правительство сохраняет политическое влияние над всей Ирландией, через её разделение, обеспечивая нейтрализацию и вмешательство в ирландскую политику, с сохранением британского политического влияния.

Стратегические интересы британской политики в отношении Ирландии, само собой, претерпели значительные изменения за эти долгие столетия. В последние десятилетия её стратегический интерес здесь  совпадал с интересом правительств западноевропейских стран и США, выступающих за сохранение стабильности и социального порядка капиталистической Европы.

Британия в постколониальную эпоху не действует в одиночку в своем имперском
стиле времен расцвета, но британские претензии на ирландскую территорию
поддерживаются американским и западноевропейским стремлением поддержания
статус-кво, особенно из-за важного стратегического положения Ирландии на
пути снабжения и коммуникаций между Британией и США.

Экономически Ирландия подчинена нуждам империализма. Эта связь стала более
сложной со времен, когда Ирландия предоставляла дешевые продукты, рабочую силу
и рынки для британского экспорта. Тем не менее, обслуживание интересов финансового капитала  для транснациональных корпораций Евросоюза, США и Британии,
а также необходимость урезать ирландские экономические интересы и предотвратить их превращение в угрозу британским экономическим интересам  в Ирландии остается одной из важнейших задач британского правительства.

Нам говорят, что все это изменится в 1992 году. Станет хуже.

Даже весьма консервативный Верховный Суд Дублина указал на то, как ограниченная политическая "независимость" государства 26 графств будет ещё более подорвана Единым Европейским Актом.
"Договор (Единый Европейский Акт) означает трансформацию Европейского
Сообщества из организации, которая до сих пор была преимущественно
экономической, в организацию также и политическую. Сущность суверенитета - в
праве сказать "да" или "нет". В настоящем Соглашении это право определяется материально. - Верховный Суд определил неконституционность
Единого Европейского Акта , 9 апреля 1988 года."

Отмена контроля на границах в 1992 году не отменит раздела Ирландии. Она
только поместит всю Ирландию под более строгий империалистический контроль.

Независимая Ирландия, в которой ирландский народ будет обладать
экономической и политической независимостью как единая нация, - не в
политических, стратегических, культурных или экономических интересах
британского государства. В этом отношении некоторые элементы ирландского государства имеют общие интересы с британцами. Правящий класс в 26 графствах
отбросил принцип ирландского национального самоопределения. В действительности, они никогда и не принимали этот лозунг на вооружение
по-настоящему, но с членством в ЕЭС, с подписанием Договора в Хиллсборо и с
ратификацией Единого Европейского Акта они формально согласились с
британской оккупацией 6 графств.

Энергия лидеров конституционного национализма сконцентрирована на поиске
путей достижения примирения с юнионизмом на его условиях. Юнионизм и
подлинный национализм несовместимы. Юнионизм недемократичен. Это политическая система, представляющая иностранное вмешательство в ирландские дела. Он оказался
неспособным к заключению какого бы то ни было продолжительного по времени
соглашения даже с наиболее соглашательскими тенденциями конституционного
национализма. В свою очередь, эти тенденции полностью игнорировали демократический потенциал протестантской традиции, свободной от юнионизма. Таким образом, так называемый Форум Новой Ирландии был лишен стратегии, протестантизм и юнионизм.

Точно так же, подписав Соглашение в Хиллсборо, дублинское правительство тем
самым признало юнионистское вето. Оно также формально согласилось с его
де-юре претензией на представительство всего ирландского народа, приняв
взамен собственно признания британского присутствия на Севере механизм,
обеспечивающий "спуск пара", путём высказывания собственных взглядов на
тяжелое положение националистов в 6 графствах.

Создав видимость того, что это тяжелое положение будет облегчено (в течение три лет со дня подписания Договора им так и не удалось это сделать ни разу!), они надеялись создать "условия равенства", которые позволят восстановить местную администрацию в Стормонте.

В 26 графствах переписывание истории, цензура и манипуляции в культурной сфере
являются одними из методов контроля над массами. Это - примеры заговора с целью убеждения граждан этого государства в том, что нация заканчивается на границе, и что они являются резидентами филиала Европейского рынка. Для
этих заговорщиков тэтчеризм - прогрессивный экономический этос, 1916 год был
ошибкой, а любое проявление ирландскости или национализма - преступно. Стоит
ли удивляться тому, что они наказывают ирландских налогоплательщиков, собирая с
них больше денег на поддержание границы, чем собирается на это с
налогоплательщиков в самой Британии? 

Тем не менее, существуют многие противоречия, которые требуют от политического истеблишмента постоянно останавливаться при проявлениях желания ирландского единства.

Причина том, в основном, заключается в том, что невозможно стереть полностью
национальное самосознание или заменить его изображением 26 графств в качестве
национального государства, в то время как национальный вопрос остается
нерешенным, а продолжающийся конфликт на Севере предоставляет трагические и
регулярные подтверждения тому, что он не решен.

Большинство ирландских националистов поддерживают и сохраняют стремление к
единой и независимой Ирландии. Те, кто живет в 26 графствах, сталкиваются с
невероятными трудностями в выражении этого своего стремления. Большинство
людей слишком занято тем, как выжить в жестокой экономической и социальной
системе. Кроме того, им отказано в праве на информацию государственной цензурой в форме Секции 31 Закона о Радио и Телевидении и  цензурой прессы, которые обеспечивают то, что люди получают по большей части лишь новости с британской и ирландско-правительственной точки зрения и другую антиреспубликанскую пропаганду. К этому добавляются последствия разделения страны и природа североирландского конфликта, которая вызывает у людей чувство собственной беспомощности .Ещё более важно - они не видят конца оккупации как совершенной основной необходимости для развития экономической демократии, которая создаст, будет защищать и расширять процветание для всей нации. Люди слишком заняты разрешением своих повседневных проблем экономического выживания, чаще всего - личного, проблемой финансируемой дублинским правительством эмиграции, безработицы и урезывания расходов на здравоохранение, образование и социальные нужды.

В "их" части Ирландии все же, даже при отсутствии радикального политического
руководства, и, несмотря на то, что антиимпериалистам там не удалось связать
в сознании людей раздел страны с социальными, экономическими и культурными
болезнями в 26 графствах, многие жители симпатизируют идее независимой
Ирландии, соединенной со страстным желанием увидеть конец конфликта на
Севере в контексте ирландского единства. Такое чувство нуждается лишь в
небольшой поддержке для того, чтобы оно выросло до уровня национального интереса.

Многие из этих граждан, которые являются партийными активистами или базой
большинства политических партий 26 графств на местах, совершенно отчетливо
поддерживают идею ирландского единства. Члены Фианны Фойл - очевидные
сторонники этой идеи; даже внутри Фина Гэйл остается тенденция Майкла
Коллинза, а у отдельных частей Лейбористской партии сильны
антиимпериалистические инстинкты. Это у руководства всех этих партий -
другие взгляды. Их успех зависит от подыгрывания народным настроениям и
использовании их в своих интересах. Их оппортунизм аккуратно суммируется в
следующем клише: "Я должен видеть, куда идет мой народ, чтобы успеть забежать вперед и вести его туда  за собой", или же развернуть его в другую сторону. Из-за общественного мнения ни один из лидеров правящих партий не может позволить себе выбросить из программы своих партий национальную идею.

В силу этого политическая ситуация не является статической. Эти политические
партии необходимо убедить либо развивать свои национальные цели, либо
отбросить их. Их массовая база должна, наконец, получить таких лидеров, которых
она заслуживает.

Противоречия между политической позицией масс и политическим курсом их
лидеров должны терпеливо и умно разоблачаться. Необходимо покончить с
политикой "поворотов на 180 градусов." Так же, как и внутри профсоюзного
движения, где необходимо поднимать вопросы демократических и экономических
причин необходимости независимости и преследовать цели необходимости
организации рабочего класса эти вопросы задавать.

Раздел нашей страны и британское господство в нашей экономике не только подрывает экономический потенциал страны, но и мешает развитию политики классовой борьбы. Это хорошо видно на примере профсоюзного движения. Любое движение, руководство которого находится в Дублине, сразу вызывает враждебную реакцию лоялистских рабочих в 6 графствах, а любое профсоюзное движение, базирующееся в Лондоне, имеет тенденцию, по меньшей мере, склонность к империализму. Профсоюзное движение не смогло развить антидискриминационную политику и практически совершенно потеряло наследие идей социалистической республики Джеймса Коннолли. 

….Простые люди по всей Ирландии впитали в себя реальность собственной
беспомощности под британским господством, будь то в колониальной или неоколониальной форме.

Ресурсы страны не находятся в их пользовании, а все решающие элементы
экономики, да и общества в целом, - вне их контроля. Когда речь заходит о
правах рабочих, рабочие часто не имеют возможности даже встретиться лицом к
лицу со своими оппонентами, иностранными собственниками и теми, кто
принимает решения в транснациональных корпорациях. Правительство и другие
политические и религиозные элементы включаются в конфликт и предупреждают о
потере рабочих мест; они жалуются на то, что если рабочие будут
продолжать свои акции, то иностранная компания, на службе у которой они
находятся, покинет страну, и имидж Ирландии как страны, где можно
инвестировать капиталы, будет подорван, в результате чего не будут созданы
новые рабочие места.

Правительство поставляет транснациональным корпорациям народные деньги я
народную рабочую силу, а после этого они забирают себе прибыль, созданную
трудом народа. Дублинское правительство зависит от иностранного и
транснационального капитала и от ЕЭС, несмотря на все свидетельства того,
что его действия не смогли обеспечить необходимый экономический рост, И
несмотря на аморальную абсурдность того, что триллионы фунтов покидают
государство в качестве вывезенного капитала, Дублин взял на вооружение
экономическую стратегию, которая означает больше безработицы, больше нищеты
и эмиграции, больше займов и насильственное понижение уровня жизни народа.
Даже внутри терминов "домашнего капитализма" это - абсурдная ситуация.

Все последующие дублинские правительства заявляли о том, что они
основываются на Декларации 1916 года, хотя очевидно, что вместо того,
чтобы Ирландия находилась в собственности ирландского народа, развитие экономики спланировано так, чтобы служить интересам очень маленькой клики.

Декларация говорит о равной заботе обо всех детях нации, а действительность,
выраженная в постоянной эмиграции, указывает на то, что дети нации не
только не могут быть окруженными заботой в равной степени, - они вынуждены
покидать страну и продолжают быть вынуждаемыми покидать ее . 

Разделение страны искажает цели экономики, которой вполне по силам
обеспечить собственные нужды ирландского народа. В 26 графствах - самый высокий процент молодёжи в Западной Европе и и самый высокий процент
стариков. Эти люди нуждаются в целой инфраструктуре школ, жилья, заводов и
дорог; - и во всех этих отношениях экономика и государство показывают себя
неспособными удовлетворить эти нужды.

У нас - аграрная страна, отданная на откуп хозяевам больших "ранчо",
производящих говядину на экспорт; наш импорт растительных продуктов подрывает попытки построения местной промышленности.

Предварительное условие для создания экономики, которая сможет
выполнить обещания Декларации; которая сможет, по крайней мере, обеспечить
минимально прожиточный уровень для граждан в их собственной стране, - независимость. В настоящее время шесть графств управляются Британией напрямую, а 26 графств- дублинским правительством, чье экономическое планирование  определяется
интересами Британии и других внешних сил.

Единственный путь вперед - создание экономики, основанной на нуждах самого
ирландского народа. Ключ к этому находится в прекращении раздела страны и
завоевании политической и экономической независимости. Это означает -
национальное самоопределение.

Юнионизм.

Юнионистское вето, вгравленное британским правительством в его намеренный
раскол ирландского национального единства, стало главным предлогом для продолжения их оккупации шести графств.

Политическое разделение между ирландскими католиками и ирландскими
протестантами, взлелеянное британским режимом через систему политических,
социальных и экономических привилегий, произвело на свет сегодняшних
юнионистов Севера. Юнионисты жаждут сохранения британского правления на их
условиях по различным причинам, включая сложившееся мнение о том, что это правление защищает их интересы, дарованные им как привилегия. Юнионисты используются британским правительством в качестве фигового листка для оправдания своего продолжающегося присутствия на ирландской земле.

Сегодняшние юнионисты составляют около 20% ирландской нации. Они являются
национальным меньшинством - значительным, но, тем не менее, меньшинством.
Предоставлять право вето на национальную независимость и суверенитет 
 национальному меньшинству - это прямое противоречие принципу самоопределения. Прописать самоопределение для национального меньшинства в качестве отдельной группы от всей остальной нации - это извращение принципа самоопределения.
Политика британского правительства создала и сохраняет раздельную
политическую преданность в Ирландии - преданность национальным интересам
подавляющего большинства нации и пробританскую преданность национального
меньшинства.

Эта политика сохраняет политическую преданность юнионистов как национального
меньшинства в противовес национальным и демократическим правам национального большинства

Когда люди разделены по принципу политической преданности, демократическим принципом является приоритет прав большинства, тем более, когда речь идет о таких
фундаментальных правах, как права нации.

Юнионисты имеют демократические права не только некая сумма личностей, но и как значительное национальное меньшинство. Эти права не только могут, но и должны защищаться в независимой Ирландии. Это - демократическая норма. Это - необходимая (составная часть) мира и стабильности.

Но эти демократические права не должны превращаться в вето на национальные
интересы ирландского народа в целом.

Юнионисты всего лишь берут вето напрокат. Права собственности на него
покоятся в Вестминстере и на Даунинг Стрит. Юнионистское вето явилось де-факто основой, на основе которого были продиктованы размеры и состав населения как в 6 графствах, так и в 26. 

Историческое и современное предназначение этого предлога - в создании препятствий для ирландского воссоединения на дальнейшую перспективу. Оно нарушает все концепции демократии. Как таковое, оно, фактически, незаконно. Неравенство прав в пределах 6 графств является неизбежным следствием самого существования этого территориального образования.

Неравенство - это цена, которую пришлось заплатить за государство,
основанное на системе политических, социальных и экономических привилегий.
Эту цену будут требовать и дальше, и её придется платить столько времени, сколько это государство будет существовать.

Те, кто отказываются публично признать эти факты, мотивируют свою позицию
одним из двух следующих слабых аргументов. Воссоединение Ирландии может
произойти только на основе согласия юнионистов. Это - так называемая
стратегия низкого риска. Обратиться к проблеме воссоединения страны с любой
другой позиции представляет собой означает слишком высокий риск, по мнению её
авторов. Но весьма примечательно то, что они не хотят подробно пояснить, что
именно они имеют в виду. Что такое "воссоединение при условии согласия" ? Означает ли это 50% выборщиков, проголосовавших в 6 графствах плюс один голос? Или  это означает ожидание того, когда сложится большинство из националистов на Севере? Но даже те, кто проповедует такой подход, должны осознавать, что не существует реальной возможности складывания такого большинства внутри образования из 6 графств. Не для того оно создавалось.

Не существует и достаточных причин верить в гипотезу о том, что достаточно большое количество юнионистского населения можно убедить поддержать идею объединения Ирландии, - это нереально до тех пор, пока не прекратит существовать гарантия британских привилегий, данных юнионистам.

Что значит "согласие юнионистов? 50% юнионистских выборщиков плюс один
голос? Если так, то как поступят экстремистские 49,99%, которые на
объединение Ирландии не согласятся? Будет ли риск от этого меньше? Означает
ли юнионистское согласие 70, 90, 100% юнионистов? Отсутствие точного
определения не случайно, а закономерно, ибо оно является предлогом для
политического паралича в борьбе с причиной проблемы.

Проблема - в согласии с юнионистским вето, отговорке, послужившей
причиной разделения страны, в правлении британского правительства. В
конечном итоге, эта проблема заключается в отказе ирландскому народу в его праве на
самоопределение. ….
 

Построение массового движения

Необходимо срочно создать общеирландское движение, которое будет открыто для всех тех, кто предан принципам и целям ирландского национального самоопределения. Такое движение должно быть открытым и демократическим массовым движением, которое мобилизует все прогрессивные силы в этой стране, и чьи требования будут отражать последствия отказа в праве на национальное самоопределение так, как они проявляют себя в различных условиях в обеих частях Ирландии. В силу этого такие  требования должны
быть социальными, экономическими и культурными в такой же степени, как и
политическими, - точно так же, как последствия раздела страны являются и политическими, и социальными, и экономическими, и культурными.

Эти требования должны отражать то, какую Ирландию мы хотим видеть. Такое движение должно иметь потенциал объединить трудящихся, включая мелких фермеров и мелких бизнесменов. От такого движения нельзя ожидать ограничения его поддержки любому конкретному методу борьбы. В силу этого, хотя такое движение и будет по определнию невооруженным политическим движением, но от него нельзя ожидать ни поддержки вооруженной борьбы, ни её осуждения. Его отдельные члены имеют право, на индивидуальной основе, на собственную позицию в отношении использования метода вооруженной борьбы. Участием в таком движении его члены будут сознательно стремиться к созданию таких условий, при которых внутри национальной демократии в Ирландии вся необходимость в вооруженной борьбе и все формы государственного насилия исчезнут. 

Целью такого движения будет национальное и экономическое самоопределение
ирландского народа. Политическая программа, кампании, инициативы и требования
будут сформулированы и воплощены в жизнь вокруг этого центрального вопроса.
В прошлом уже были попытки создания такого движения, но все они завершились крахом,

Именно эта неспособность создать альтернативу до сих пор оставляла под контролем ирландских правящих кругов всю ирландскую политику со времён раздела страны. 

Уроки этого поражения необходимо учесть и использовать для того, чтобы на этот раз достичь цели. Построение такого движения должно начаться уже сегодня. Широкое обсуждение этой темы должно поощряться каждой прогрессивной организацией в Ирландии - как в её собственных рядах, так и за её пределами. Республиканцы и социалисты должны взять на себя ведущую роль в таких дискуссиях.

Некоторые, называющие себя социалистами, будут осуждать такой курс. Они не видят или не хотят видеть принципиальности вопроса о национальном самоопределении в деле построения социализма в Ирландии. Самоопределение означает конец империализма в Ирландии. Оно означает национальную независимость, суверенитет и единство. Без них мы не можем построить социализм. Серьезные социалисты понимают это. Они понимают, что социализм не может быть навязан народу сверху. Его можно завоевать только путем перехода политической власти в руки рабочего класса, что необходимо для развития экономической демократии, которая вернет Ирландию в  руки тем, кому она по праву принадлежит, - ирландскому народу. 

Контроль над материальными богатствами со стороны тех, кто их производит, может быть достигнут только тогда, когда большинство - рабочий класс – будет находиться у власти. Политическая демократия, способная создать такое справедливое общество, не способна возникнуть вне контекста национального самоопределения. 

Подлинный социалист будет активным сторонником права ирландского народа на национальное самоопределение. Именно поэтому они, вместе с республиканцами, должны быть ведущими элементами в пропаганде движения за национальное самоопределение, которое будет включать в свои ряды и не республиканцев, и не социалистов. Успех такого движения поставит их в наиболее удобную позицию для достижения экономических и социальных изменений, в которых заключается социализм. Они докажут, на что они способны, в ходе борьбы за национальное самоопределение. 

Национальное самоопределение – это термин, наиболее легко понимаемый основной массой ирландского народа. Люди понимают, что это означает национальную независимость, единство и конец иностранному вмешательству в ирландские дела. Движение за самоопределение потенциально может стать самым массовым движением за ирландскую демократию, вовлекая в свои ряды всех тех, кто имеет общие интересы в избавлении от иностранного империализма, или кто разовьет в себе такой интерес через свою вовлечённость в собственные более узкие политические кампании. 

Националисты, которые на данной стадии борьбы не доросли до радикальной социальной и экономической политики, преданы принципу национального самоопределения по патриотическим или демократическим причинам. Они хотят увидеть собственное ирландское правительство для ирландского народа и конец иностранному вмешательству в Ирландии. Они хотят увидеть справедливое и демократическое окончание долгой войны в тех 6 графствах Ирландии, которые до сих пор оккупированы Британией. Конституционный национализм обманул их в ожиданиях. Им нужна серьезная альтернатива, которой они смогут оказать свою политическую поддержку. 

Национальное самоопределение – принцип, который могут поддерживать как националисты, так и республиканцы, и социалисты, и демократы. Это демократическая альтернатива, которую лидеры конституционного национализма боятся принять из-за своей классовой принадлежности. В то же самое время из-за боязни потерять народную поддержку, они не могут и открыто отвернуться от неё. Национальное самоопределение – это та демократическая альтернатива, которую в настоящее время британское правительство отказывается принять. Они согласятся на неё только тогда, когда их пространство для манёвра будет настолько сужено, что у них просто не останется иного выбора. 

Национальное самоопределение также – это единственный выбор, которая позволит юнионистам, уже без их права вето, через  признание их неотъемлемых прав, привлечь их к созданию собственного будущего на равных правах со всеми остальными ирландскими гражданами. Оно даст им реальное будущее, вместо позиции квартиросьемщика, основанной на репрессиях и политике триумфализма. Оно создаст благоприятную ситуацию для того, чтобы неисправимые сектанты были устранены с политической арены, ,а плотина, сдерживающая демократический потенциал протестантской традиции, уже будучи свободной от юнионизма, рухнула, сделав возможным, наконец, слияние интересов католических и протестантских рабочих.

В силу этого понятно, что требование национального самоопределения должно быть центральным в политической программе, кампаниях, инициативах и требованиях массового движения, о котором я здесь говорю. Создание Хартии для такого движения, для описания его природы, будет важным. Хартия Свободы Африканского Национального Конгресса – пример такого типа хартии, которую можно создать для нужд борьбы ирландского народа. Главные пункты этой Хартии Свободы следующие:

-     Вся полнота власти принадлежит народу;
- Все национальные группы должны иметь равные права;
- Все богатства страны должны быть доступны всем;
- Все должны быть равны перед законом;
- Права человека – для всех;
- Работа и безопасность – для всех;
- Образование и культура – для всех;
- Жильё, порядок и поддержка – всем;
- Мир и дружба – между всеми

Вокруг такой Хартии, если на то будет общее согласие относительно того, что она станет широкой основой для того типа движения, о котором мы здесь говорим, могут быть позднее выдвинуты дополнительные требования. Эти требования, конечно, должны применяться как к 6, так и к 26 графствам. Как уже говорилось, эти требования должны быть социальными, экономическими, культурными и политическими и обрамлять центральное требование – национального самоопределения. Например, они должны быть направлены на защиту уровня жизни, - против сокращений расходов на образование, социальные нужды и здравоохранение в обоих государствах.

Они должны быть направлены против ядерной энергетики, против загрязнения ирландских вод – как моря, так и рек. Они должны быть за права женщин. Они должны быть против бедности. Они должны быть за ирландский нейтралитет и против негативных аспектов европейского объединения. Они должны быть направлены против репрессивного законодательства и за демократические права. Они должны быть против распродажи наших национальных ресурсов. Они должны быть против сектанства и дискриминации. Они должны быть против экстрадиции и других связанных с этим проблем. Они должны быть за достойно оплачиваемую работу и против насильственной (экономически вынужденной) эмиграции. Они должны быть за то, чтобы положить конец британской оккупации 6 графств и против сотрудничества 26 графств с этим режимом. 

Некоторые из вышеозначенных проблем – общие для обеих частей Ирландии. Требования должны быть сформулированы вокруг этих проблем и вокруг проблем, которые характерны для каждого из этих территориальных образований: например, дискриминация при приеме на работу в 6 графствах или защита принципа нейтральности в 26 графствах. Однако недостаточно будет только создать список проблем или сформулировать список требований к ним. Это будет только частью подготовительной работы. Программы и кампании действий должны быть выстроены вокруг них, и они должны быть построены самими теми людьми, которые страдают от этих проблем.

Таким образом, в массовом движении сольются интересы всех тех, чьи интересы угнетаются империализмом, и это движение)покажет народу связь между их местными и узкими проблемами и империалистическим господством над ирландским обществом. 

Программа, основанная на такой Хартии, конечно, должна быть создана открытым и демократическим путем. Структуры и организации последуют логически, когда будет достигнуто соглашение о целях и политике. Мы не собираемся останавливаться здесь на организационных вопросах, но со временем надо будет провести съезд или серию конференций на эту тему.

Подобным же образом, со временем могут сложиться группы по интересам – под централизованным и демократическим руководством, - и создать свои собственные секции, например, женскую, молодежную, культурную. Самое главное сегодня, в 20 годовщину начала Движения за Гражданские Права в 6 графствах, в 20 годовщину не достигшей своих целей британской оккупации, и в то время, как положение трудящихся в 26 графствах продолжает ухудшаться, - глядеть в будущее. Мы должны начать создание программы для движения, которое будет привлекательным для всех, кто способен постоять за права нации, и которая потребует многосторонней кампании национального возрождения. Строительство такого движения является срочной задачей всех социалистов, националистов и республиканцев. Ирландское национальное самоопределение – это демократическая альтернатива. Её надо поставить на повестку дня уже сегодня. 

Приложение 
Сценарий для достижения мира.

Этот документ представлен Шинн Фейн для обсуждения и в качестве ответа тем, кто
заявляет, что не существует альтернативы продолжению британского правления. Он
не представляет собой окончательную республиканскую позицию и не исключает собой
другие предложения с альтернативными сценариями ухода Британии) с ирландской территории.

Первая часть посвящена праву ирландского народа на самоопределение; вторая -
освещает вопрос о лоялистах, а последняя предлагает путь, которым британское
правительство могло бы покинуть ирландскую землю и передать власть Всеирландскому
Конституционному Собранию и национальному правительству.

Национальное самоопределение.

В течение всей своей истории остров Ирландия представлял собой единое национальное образование. Историческое и современное существование ирландской нации никогда не подвергалось сомнениям. Ирландский народ никогда не отказывался от требования национального самоопределения.

… В течение столетий отношения между британским правительством и ирландским
народом были отношениями между завоевателем и завоеванным, между угнетателем и
угнетенным. Постоянный цикл – угнетение / господство / сопротивление/ угнетение - был постоянным атрибутом вмешательства британского правительства в дела Ирландии и отказа ирландского народа признать узурпацию этим правительством права контроля над его политической, экономической, социальной и культурной жизнью.

С конца XVII века эта узурпация вызвала как революционное сопротивление, так и – в крайне узких рамках британского конституционного законодательства- конституционную оппозицию. В течение XIX века британский гнет и голод уничтожили половину ирландского населения.

Последний раз все ирландское население имело возможность выразить свою волю на всеобщих выборах 1918 года. Шинн Фейн, с политической программой, требующей полной независимости для единого ирландского государства, победила на выборах , получив 69.5% голосов. Демократически избранные народные представители сформировали Дойл Эйрин и 21 января 1919 года обнародовали Декларацию Независимости. Англо-Ирландский Договор 1922 года, раздел Ирландии и Конституция Ирландского Свободного Государства были навязаны ирландскому народу под угрозой немедленной и ужасной войны. Они не были переданы ирландскому народу на ратификацию, и их навязывание представляет собой отказ ирландскому народу в его праве на свободное волеизъявление относительно собственного национального самоопределения.

Предлог для раздела острова - желание национального меньшинства сохранить
британское правление – недействителен перед лицом волеизъявления подавляющего
большинства ирландского народа. Аннексия – вовсе не то же самое, что
национальное самоопределение.

Раздел представляет собой отказ британского правительства ирландскому народу в
его праве на национальное самоопределение. Он продолжает цикл угнетение/господство /сопротивление/угнетение.

Говоря словами Лауреата Нобелевской и Ленинской премии Шона МакБрайда, “Право
Ирландии на суверенитет, независимость и единство нельзя уничтожить или отрицать. Только ирландский народ как единое целое имеет право определять будущий статус своей страны. Ни Британия, ни небольшое меньшинство, созданное Британией не имеют никакого права раскалывать на части древний остров Ирландия или определять наше будущее как суверенной нации”.

Закон

Право Ирландии на суверенитет, независимость и единство – право ирландского
народа как единого целого на самоопределение – поддерживается универсально
признанными принципами международного законодательства.

Право на самоопределение обозначено в 2 Договорах ООН от 1966 года – в Международном Договоре о Гражданских и Политических Правах и в Международном Договоре об Экономических, Социальных и Культурных Правах. Первая статья обоих этих документов гласит: “Все народы имеют право на самоопределение. С помощью этого права они определяют своё экономическое, социальное и культурное развитие”.

Важная Декларация Принципов Международного Законодательства, относительно Дружественных Отношений и Сотрудничества Между Государствами в Согласии с Хартией ООН гласит: “.. . все народы имеют право свободно, без влияния извне, определять свой политический статус и определять цели своего экономического, социального и культурного развития, и каждое государство обязано уважать это право, в соответствии с Хартией.”

Раздел Ирландии противоречит Декларации ООН о Предоставлении Независимости
Колониальным Странам и Народам. Её статья 6 гласит: “Любая попытка, направленная
на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной
целостности страны несовместима с целями и принципами Хартии ООН.”

Лоялисты.

Самое крупное препятствие на пути к независимости – британское колониальное
вмешательство. Создание “государства” из 6 графств вокруг искусственного
“большинства”, лоялистов, было призвано придать видимость демократии осколку британской империи, удерживаемому британцами на ирландской земле. Лоялистское требование “продолжения союза” не только предоставляет Британии предлог для того, чтобы оставаться на Севере, но и позволяет ей притворяться, что она не является препятствием к ирландской независимости, и позволяет Вестминстеру
снять с себя ответственность за свои действия, притворяясь “честным брокером”.

Хотя мы никоим образом не собираемся игнорировать те экономические трудности,
которые будут сопряжены с воссоединением страны или преуменьшать размеры этой
проблемы, или той эмоциональной травмы, которую этот процесс повлечет за собой
для юнионистского населения, мы считаем, что лоялизм получает искусственную
психологическую подпитку от британского присутствия, от Союза. В действительности, связь между юнионистским упорством и безусловной британской поддержкой в прошлом признана (хотя и не эксплицитно) правительством Тэтчер, частью сегодняшней стратегии которого является, через соглашение в Хиллсборо, расшатать мораль лоялистов, расколоть юнионизм и создать более прагматичное руководство, которое пойдёт на внутреннюю закулисную сделку с СДЛП.

Лоялисты являются национальным меньшинством в Ирландии. Согласно большинству
опросов общественного мнения в самой Британии, большинство населения там хочет
избавиться от Северной Ирландии. Лоялисты все более и более чувствуют, что их
позиция становится невыносимой. Их кампания протеста против договора в Хиллсборо
дорого им обошлась в  общественном мнении, а для британской публики явилась только ещё одним подтверждением различий между Британией и 6 графствами. Их отказ вступить в диалог (с кем бы то ни было) и их разочарование в британском правительстве ведет в конечном итоге к катастрофе, где лоялистскими вооружёнными формированиями и политиками всерьёз выдвигаются и обсуждаются такие нерациональные предложения, как гражданская война или одностороннее объявление независимости, или новый раздел острова.

Шинн Фейн хочет новой Конституции для Ирландии, в которую будут включены
письменные гарантии для тех, кого сегодня называют “лоялистами”. Это будет
признанием социальной реальности сегодняшнего дня и будет включать, например,
меры для планирования семьи и право на гражданский развод для всех жителей
Ирландии.

Разрешение конфликта освободит юнионистов от их исторического менталитета и
даст им подлинную безопасность, взамен позиции квартиранта, основанной на
репрессиях и триумфализме. Мы не намерены переписывать историю или лишить лоялистов земли , или глупо намереваться повернуть вспять колонизацию. Мы предлагаем им договор, основанный на их согласии жить в мире с остальными ирландцами и покончить с сектанством. Мы предлагаем им мир. Мы предлагаем им равноправие.

Только лишь через процесс деколонизации и диалога можно прийти к мирной,
стабильной Ирландии. Только тогда, когда будет восстановлена независимость,
Ирландия сможет надеяться стать процветающим государством и занять свое место
среди других наций мира.

Британия должна взять на себя инициативу и объявить о своем намерении покинуть
Ирландию. Это будет первым шагом по пути к миру. Республиканцы ответят быстро и
позитивно.
 

Окончание разделения страны, британский уход из Ирландии и восстановление права ирландского народа на собственный суверенитет, независимость и национальное самоопределение остается единственным решением британского колониального конфликта в Ирландии 

Договор в Хиллсборо и начатые им процессы всего лишь стремятся закамуфлировать тот факт, что образование из 6 графств – в социальном, экономическом и политическом плане дело полностью провалившееся. Договор не бросает вызова конституционному статусу, а только усиливает его. 

Шинн Фейн стремится создать условия, которые приведут к окончательному прекращению военных действий, к окончанию долгой войны и к развитию мирного, объединенного и независимого ирландского общества. Эти цели могут быть достигнуты только тогда, когда британское правительство примет стратегию деколонизации.

Оно должно начать с публичного заявления о том, что “Северная Ирландия” больше не является частью Соединенного Королевства.

Далее, оно должно заявить о том, что его вооружённые силы и его система политической администрации останется на ирландской земле лишь столько, сколько времени займет подготовка к их окончательному и безоговорочному выводу. Это необходимо будет сделать как можно скорее. Необходимо обозначить конкретную дату, причём ещё в пределах срока полномочий этого британского правительства.

Такая необратимая декларация намерений сведет до минимума любые лоялистские бунты И приблизит большинство лоялистов к реальности, так же, как и тех их политических представителей, которые действительно заинтересованы в мире и переговорах. Делом Предметом таких переговоров будет выработка конституционных, экономических, социальных и политических путей к новому Ирландскому государству, через Конституционное Совещание.

Конституционное Совещание.

Должны быть проведены свободные выборы во всеирландское Конституционное Совещание. Совещание будет состоять из представителей ирландского народа, победивших на выборах, и будет открыта для представительства всем значительным организациям в Ирландии (профсоюзному движению, женскому движению, церквям). Она выработает новую конституцию и организует национальную систему правительства. 

Хотя это совещание не будет иметь влияния на британское решение покинуть Ирландию, оно будет играть важную роль в организации переходного периода к новой правительственной системе. Если оно не придет к согласию по поводу новой конституции или по любому другому вопросу, британский уход из Ирландии все равно должен будет завершиться в объявленные сроки. 

Республиканцы последовательно заявляют о том, что лоялисты, так же, как и все другие граждане, должны получить строгие гарантии своих религиозных и гражданских свобод. Мы повторяем, что, по нашему мнению, перед лицом ухода британцев из страны и ликвидации её раздела значительная часть лоялистского населения придет к мудрому решению о необходимости переговоров о типе общества, которое будет отражать и их нужды и интересы. Принятие стратегического решения об уходе британцев из Ирландии) сумело бы окончательно убедить лоялистов: мы входим в новую ситуацию, которую нельзя будет изменить традиционными методами лоялистских погромов.

Уход Британии из Ирландии.

В качестве составной части вывода вооружённых сил Британии, RUC и UDR будут разоружены и распущены. Ввод войск ООН или европейских войск для наблюдения за уходом Британии из Ирландии или для того, чтобы заполнить так называемый вакуум, будет только мешать соглашению, и его надо избежать. Опыт других конфликтов показывает, что такое “временное" присутствие станет “постоянным”, а ввод этих сил будет иметь политическую подоплеку. Их последующий вывод станет точкой напряженности, и возникнет повторение сценария с угрозой кровопролития.  Таким же образом необходимо избежать ввода войск из 26 графств.

Конституционное Совещание будет ответственным за определение природы и состава создающихся национальной полиции и судебной системы. У нас нет никаких сомнений в том, что если бы Британия была честной в вопросе ухода из Ирландии и была бы действительно предана идее организованной передачи власти, то этого можно бы было достигнуть с минимальным риском возникновения массовых беспорядков.

Все политические заключенные должны быть освобождены, безо всяких условий. 

Прекращение всех наступательных военных действий создаст климат, необходимый для мирного перехода к выработанному в результате переговоров соглашению.

В качестве части такого соглашения британское правительство должно принять на себя ответственность за оказание финансовой поддержки национальному правительству на определенный период. Учитывая катастрофические последствия британского правления в Ирландии, выплата репараций на определенный период - самая минимальная из контрибуций, которые может внести Британия для обеспечения перехода к национальной демократии и гармонизации экономик Севера и Юга.

Дело за британским правительством - обеспечить мирный переход к объединенной и независимой Ирландии. Каким будет наше общество, - это дело самого ирландского народа. Только тогда, когда Британия признает это право и начнет выработку стратегии деколонизации в соответствии с этим, тогда будет, наконец, установлен мир и согласие внутри ирландской нации и между Британией и Ирландией. 
 

Перевод Ирины Маленко
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service