Left.ru __________________________________________________________________________

 

Белые души под черной кожей?

Стив Бико. Из книги "Я пишу, что хочу".

В основном белые в ЮАР не слишком отличаются друг от друга. Это группа людей, которые наслаждаются незаслуженными привилегиями. Они об этом хорошо знают и поэтому всячески пытаются оправдать свое поведение. Если они и не согласны в чем-то, так только в том, как лучше оправдать свои привилегии и незаконную власть.

Со своей теорией "раздельной свободы для разных народов в многонациональном государстве ЮАР" партия Националистов дает большинству южноафриканских белых моральное оправдание. Все совершенно согласны, что эти люди - имеются в виду черные - будут свободны, когда окажутся готовы управлять своими делами на их собственных территориях. На что еще они могут надеяться?

Но об этих людях нам нечего беспокоиться. О ком стоит подумать - так это о странной группе несогласных, которые объясняют свои действия через орицания, эти люди доброй воли под разными именами - либералы, левые и т.д. Они утверждают, что не отвечают за белый расизм и "негуманное отношение к черным" в ЮАР. Они говорят, что чувствуют угнетение не меньше черных и поэтому могут присоединиться к борьбе черных за место под солнцем. Короче, они говорят, что под их белой кожей скрываются черные души.

Эти белые либералы играют любопытную роль в истории черных в Южной Африке. Немногие черные организации не направляются белыми. Как им и полагается, белые либералы всегда знают, что хорошо для черных и говорят им это. Что удивительно, так это то, как долго черные им верили. Только в конце 50-х годов черные стали требовать самостоятельности.

Нигде самоуверенность либеральной идеологии не видна так ясно, как в их настояниях, что проблемы страны могут быть решены только на двусторонней основе, включая и черных, и белых. Это принимается в целом как программа действий в ЮАР теми, кто говорит, что хочет перемен. Отсюда многорасовые политические организации и партии  и "нерасовые" студенческие организации, для всех  интеграция не только цель, но и средство.

Интерграция, о которой они говорят, прежде всего - нечто искусственное,  сознательное манипулирование, а не глубокая потребность. Другими словами, те, кто должны интегрироваться - выходцы из сегрегированных общин, с наследственными комплексами своего превосходства или униженности, и это проявляется в "нерасовых" организациях. В результате, интеграция оказывается дорогой с односторонним движением : белые говорят, черные слушают. Я должен подчеркнуть, что отнюдь не утверждаю, что сегрегация - естественное явление. Однако когда одна группа имеет привилегии за счет другой, такая интеграция наспех не может ничего поправить. Это похоже на ожидание, что  раб будет работать вместе с сыном своего хозяина над уничтожением условий, которые его сделали рабом.

Во-вторых, этот вид интерграции почти всегда ни к чему не ведет. Участники тратят уйму времени на перебранку, доказывая, что А - больший либерал, чем Б. Другими словами, отсутствие общих оснований для серьезного объединения проявляется во внутренней борьбе.

Думаю, любой, кто действительно желает реальной интерграции, не сочтет древней историей то, что черные считают себе частью общества, которое относится к ним, как к несмышленным детишкам. Не нужен никакой специальны план или поощрение для реальной интерграции. Когда разные группы общества поймут, что должны уважать друг друга - тогда путь открыт для подлинной и осмысленной интерграции. Основа подлинной интерграции - возможность для каждого человека, для каждой группы подняться и достичь самореализации. Каждая группа должна жить своей жизнью, не мешая другой и не страдая от вмешательства. Из такого взаимного уважения и полной свободы самоопределения очевидно возникнет подлинное слияние стилей жизни разных групп. Такова настоящая интерграция.

Отсюда ясно, что пока черные страдают от комплекса неполноценности - результата 300 лет намеренного подавления, унижения и презрения - они не смогут участвовать в строительстве нормального общества, в котором человека оценивают не иначе, как за личные качества. Отсюда необходимое предварительное условие - создание низового движения черного самосознания, в котором черные научаться ценить себя и выдвигать свои законные требования.

Так что, придерживаясь нерасового подхода, либералы играют в старые игры. Они утверждают, что им одним принадлежит " разум и моральное суждение" и устанавливают правила и скорость достижения черными их целей. Они пытаются уклониться от всех форм "экстремизма", клеймя  идею"белого превосходства" наравне с лозунгом "Власть черным!" (движение в США в эпоху борьбы за гражданские права - пер.) Они колеблются между двумя мирами, выражая все жалобы черных лучшим образом, одновременно ловко выбирая то, что им нравится из белых привилегий.  Но спросите их - какова конкретная программа их действий, и вы увидите, на чьей они стороне. Их протесты обращены к белой совести, все, что они делают, нацелено на убеждение белых избирателей, что черные - тоже люди и когда-нибудь в будущем их можно пустить за один стол с белыми.

Миф интеграции, который преподносится под вывеской либеральной идеологии, следует разрушить . Он заставляет людей верить, что что-то можно сделать, когда на самом деле искусственно интегрированные кружки отупляют черных и приносят моральное удовлетворение белым с комплексом вины. Это миф основан на ложном предположении, что, поскольку трудно собрать вместе представителей разных рас в этой стране, сделать это - уже достижение на пути полного освообождения черных. Ничего более нелепого и сбивающего с толку  нельзя себе представить. Те, кто в это верят - просто маниловы.

Черно-белые кружки почти всегда основаны белыми либералами. Как доказательство своего полного единодушия с черными, они приглашают нескольких "разумных и красноречивых" черных "прийти в гости на чашку чая" и все присутствующие задают друг другу тот же старый молью траченый вопрос : "как мы можем изменить положение в ЮАР"? Чем больше таких чаепитий он организовал - тем он либеральнее и тем свободнее может чувствовать себя от вины, которая отягощает его совесть. Поэтому он шествует по своему белому пути - отелям, пляжам, ресторанам, кино только для белых - с легким сердцем, веря, что он не то, что все остальные. Однако в глубине души он знает, что ему и так неплохо, зачем что-то менять? Хотя он не голосует за Националистов (тем более что они все равно в большинстве), он в полной безопасности под их защитой и подсознательно боится перемен. Вот что отличает  либерала от мира черных. Для либералов угнетение черных - проблема, требующая решения, частный недостаток, который мешает наслаждаться достоинствоами целого. Время от времени он забывает об этих проблемах и отводит глаза от этого недостатка. С другой стороны, для черных  угнетение - реальность, из которой они никогда не могут выбраться. Они борются за то, чтобы уничтожить эту реальность, а не просто исправить отдельные неполадки. Именно поэтому черные не могут сидеть и ждать, как белые.

В чем либералы преуспели - так это в намеренных увертках. Они часто спрашивают : Что я могу сделать?  Если предложить им перестать пользоваться местами "только для белых" или бросить университет и заняться черной работой как все черные, или публично отказаться от всех своих привилегий, они всегда отвечают : Но это нереально! Возможно, так оно и есть, но это только показывает, что чтобы белый не делал , цвет его кожи - его пропуск в мир привилегий - всегда дает ему преимущества перед черными. Так что ни один белый не может не быть частью лагеря угнетателей.

"Среди людей, поскольку они люди, существует солидарность, когда каждый разделяет ответственность за каждую несправедливость и зло в мире, и особенно за преступления, совершенные у них на глазах, о которых они не могут не знать".

Это определение "метафизической вины" точно объясняет, почему белый расизм "возможен только потому, что белые безразличны к страданиям и терпимы к жестокостям" по отношению к черным. Вместо того, чтобы начать уничтожать расизм в белом обществе, либералы тратят уйму времени, чтобы доказать как можно большему числу черных свой либерализм. Они исходят из ложной идеи, что существует проблема черных. Тут совершенно не идет речь о черных. Это - проблема БЕЛОГО РАСИЗМА и отвечает за него белое общество. Чем скорее либералы это поймут, тем лучше для черных. Когда они среди нас, они нас раздражают. Это отвлекает внимание от главного и переводит его на туманную философию, которая не имеют никакого значения для черных и только морочит голову. Белые либералы должны оставить черных заниматься их собственными делами и переключиться на борьбу с реальным злом - белым расизмом.

Кроме того, эти черно-белые кружки не имеют ни направления, ни плана действия. Все те же вопросы задаются и та же незрелость проявляется в ответах. Такая группа больше беспокоится о самосохранении, чем о полезности. В них мы видим пример, как угнетение действует на черных. Им так долго внушали, что они - низшие существа, что для них утешение пить чай, вино или пиво с белыми, которые обращаются с ними как с равными. В результате они чувствуют себя немного выше тех черных, кого белые так не потчуют. Такие черные - угроза для черной общины.

Вместо того, чтобы прийти к своим черным братьям и вместе с ними видеть общие проблемы  общей точки зрения, они предпочитают жаловаться внешне сочуствующим слушателям, которые в нужных местах безукоризненно исполняет роль хора и кричит "позор!". Эти отупевшие, эгоистичные черные так же мешают продвижению вперед, как и их белые приятели. Ведь именно из этих кружков исходит постепеновщина, которая сбивает с толку черных и заставляет их верить, что когда-нибудь бог спуститься с неба и все уладит. Именно эти люди изучают газеты в поисках малейшего признака перемен, которых они тепеливо ждут со сложенными руками. Когда число голосов , поданных за Хелен Сузман - единственного депутата от Прогрессивной патрии - вырастает на пару тысяч, они видят в этом основу для "неизбежной перемены". Они не смотрят на другую сторону медали - массовое выселение черных из городов и надвигающиеся чистки мест вроде Грэй стрит в Дурбане, и массу других признаков изменений к худшему.

Значит ли это, что я против интеграции? Если под интеграцией вы понимаете прием черных в белое общество, ассимиляцию и включение черных в уже существующие нормы поведения, созданные и поддерживаемые белыми - тогла ДА, я против этого. Я против высших-низших черно-белых делений, которые превращают белых в вечных учителей, а черных в вечных учеников (и к тому же тупых). Я против интеллектуальной наглости, которая заставляет их верить, что руководство белых - вечно и неизменно в данной старне, и что белые - одобренные свыше двигатели прогресса. Я против того, чтобы колонизаторы диктовали коренному населению, как ему жить.

Если же под интерграцией понимать, что все члены общества могут свободно выражать себя в свободно изменяющемся обществе по воле народа, тогда я за. Потому, что никуда не денешься - культура большинства в любом обществе в конце концов определяет общее напраление движения. При этом те, кто думают иначе, не подавляются, но африканская страна, где большинство - африканцы, неизбежно будет демонстрировать африканские ценности и стиль жизни.

Чего стоят утверждения, что черные становятся расистами? Это - излюбленное времяпровождение разочарованных либералов, которые чувствуют, как почва уходит у них из-под ног. Эти самозванные блюстители черных интересов хвалятся годами своей борьбы "за права черных". Они  столько сделали  для черных, ради черных, из-за черных. Когда черные заявляют, что пришло время им самим позаботиться о себе, все белые либералы кричат - караул!

"Как ты только можешь. Ты становишься расистом . Ты попадаешь в их ловушку."

Очевидно, все в порядке, пока ты в либеральной ловушке.

Точное определение расизма : дискриминация одной группы другой с целью угнетения или укрепления угнетения. Другими словами, нельзя быть расистом, если у тебя нет власти угнетать.  Черные просто реагируют на ситуацию, в которой они - жертвы белого расизма. Мы жертвы потому, что у нас черная кожа. Нас всех отделяют по этому признаку - почему мы не можем отвечать все вместе? Когда рабочие собираются в профсоюз для борьбы за уличшение своей жизни, на Западе никто не удивляется.  Никто не обвиняет их в сепаратизме. Учителя борются за свои интересы, мусорщики делают то же самое, никто не выступет как чье-то доверенное лицо. Однако, когда черные сами хотят делать что-то для себя, либеральные круги видят в этом что-то ненормальное. На деле это как раз нормально. Ненормально все было, когда либералы были настолько самонадеяны, что считали себя вправе бороться ВМЕСТО черных.

Либералы должны понять, что прошли времена Благородных Дикарей, что черным не нужны посредники в борьбе за их собственное освобождение. Ни один подлинный либерал не может обижаться на растущее самосознание  черных. Истинные либералы должны понять, что их фронт в войне за справедливость - в их белом обществе.  Они должны понять, что если они и в самом деле либералы - они тоже угнетены, и воевать за свою свободу, а не за тумааных "их", с которыми они могут себя отождествлять. Либералу стоит посвятить себя целиком просвещению своих белых братьев, объяснить им, что историю придется переписать на определенном этапе и что мы можем жить в стране "где людей не ценят по цвету кожи". Черным это уже достаточно хорошо известно. Другими словами, либералы могут стать смазчиками, чтобы, когда мы попытаемя повернуть паровоз ЮАР на более верный путь, ничто не скрежетало бы в колесах, но свободное и легкое движение показало бы, что о машине хорошо заботятся.

1970.

Перевод Лидии Волгиной. 
 
 
 
 
 

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service