Left.ru __________________________________________________________________________

 

Адам Хание

Классы, экономика и вторая Интифада
(Monthly Review, Volume 54, Number 5, October 2002)

Нынешняя палестинская интифада и зверский ответ Израиля описаны в бесчисленных статьях за последние два года. Однако явно ощущается отсутствие левого подхода, когда в большинстве своем эти сочинения пытаются объяснить израильскую политику крайне правыми взглядами Ариэля Шарона. Таким образом, израильская стратегия изображается как расизм, направленный на дальнейшую колонизацию оккупированных территорий, иногда с добавлением этнических чисток палестинцев на Западном Берегу и в Секторе Газа (ЗБ/СГ).

Однако поражает полное отсутствие любого обсуждения классовых отношений и политической экономии как в Израиле, так и на оккупированных территориях. Хотя это может звучать странно по отношению к левым сочинениям, я считаю, что отсутствие классового подхода само по себе свидетельствует о путанице в представлении многих левых об израильском  государстве. Для большинства левых, израильская политика - просто сумма правого Ликуда и более склонной к миру Партии Труда (Аводы). Я хочу показать, что такие взгляды проистекают из ошибочного подхода к классовому составу Израиля, и что без классовго подхода крайне трудно правильно понять реальное положение вещей.

Стоит начать с того, что израильский капитализм был создан лейбористским сионистским движением (сейчас представленным партией Авода) и что соглашения Осло были важным этапом  развития этого капитализма.(1) Война Израиля против палестинского народа - логическое следствие этого процесса, направленное на создание палестинских бантустанов. Из-за ведущей роли лейбористского сионизма в построении израильского капитализма, сами термины " левый" и "правый" часто только сбивают с толку, когда речь идет об  Израиле.

Более того, за последние десять лет Израиль постепенно освобождается от необходимости в  дешевой рабочей силе палестинцев, в то же время усиливая зависимость оккупированных территорий от израильской экономики. В результате классовая структура  палестинского общества сильно искажена - капиталисты как класс зависят от отношений с израильским капиталом, а рабочий класс не имеет значительного влияния на ход освободительной борьбы.

Классы и государство в израильском обществе.

Во многих научные и популярных описаниях Израиля  преобладание государства в первые сорок лет после образования Израиля в 1948 году рассматриватся как  доказательство  социалистической природы его экономики. Это утверждение поддерживали сочинения самих  сионистов- лейбористов , коллективные поселения (в основном - кибуцах), сила профсоюзного движения - Гистадрута - крупнейшего нанимателя в течении большей части истории Израиля. (2)

С середины 80-х годов, а особенно в 90-е, израильская политическая экономия изменилась коренным образом. За последние пятнадцать лет экономическая структура преобразилась и Израиль стал частью глобального капитализма. На основании рецептов МВФ и ВБ израильсие власти приватизировали госпредприятия, ослабили контроль правительства над рынками капитала и снизили реальную заработную плату.

Традиционный подход пытается объяснить эти изменения  сдвигом вправо израильской элиты. Получается, что раньше власти поддерживали социалистическую идеологию, а потом в середине 80-х срочно приняли неолиберальную доктрину как средство от всех проблем.

В то же время новое поколение израильских исследователей в последнее десятилетие признает, что для понимания израильских правящих кругов необходим новый подход. (3) Они утверждают, что процесс создания сионизма лучше всего проясняется в контексте движения колонистов за контроль над землей и рынком рабочей силы. Класс частных капиталистов в первоначальном движении колонистов был слаб и разделен, и коллективный подход к колонизации во главе с лейбористским сионистским движением оказался самым эффективным путем захвата земли и изгнания местных жителей. Сила Гистадрута и ведущая роль лейбористского сионизма лучше всего объясняются слабостью еврейского капитализма как класса до 1948 года, необходимостью предоставить работу евреям-иммигрантам, и одновременно вытеснить палестинский рабочий класс с рынка рабочей силы как подготовительный шаг к этническим чисткам.

Из-за неразвитости как капитала, так и рабочего класса во время колонизации, созданное в 1948 году государство должно было не только заселять захваченные земли, но и создавать эти классы как таковые. Это классобразование прошло два  основных этапа с 1948 до 1985 гг.: 

1. 1948-1973 - период высокого уровня роста на основе германских репараций и денег евреев диаспоры. Это было начало строительство государство и классов, поэтому государство управляло практически всеми потоками капитала в пользу близких ему групп капиталистов, которые считались союзниками в "проекте построения государства". В конце концов эти группы превратились в ключевые многопрофильные компании, которые контролировали израильскую экономику в последующие годы. Израильский рабочий класс создавался из эмигрантов - арабских,  африканских и  азиатских евреев которых назвали "мизрахим" ("восточные"  на иврите - пер.)

После израильской оккупации ЗБ/СГ в 1967 году израильская экономика пережила так назывемый палестинский подъем. Оккупация значительно расширила внутренний рынок Израиля и открыла дополнительный источник дешевой рабочей силы. Дешевой, и безжалостно эксплуатируемой -  к середине 1980-х годов палестинцы с ЗБ/СГ составляли 7% израильской рабочей силы (4).Около трети всех рабочих-палестинцев с ЗБ/СГ работали в Израиле в 1985 году (47% из них - в строительстве).Дешевая рабочяя сила обеспечила расширение израильской экономики, заполнив нижние ступени пирамиды рынка труда и покрывая недостаток рабочих, призванных на военную службу.  Это также позволило некоторым мизрахим подняться до уровня мастеров и  начальников, несколько ослабив межнациональную напряженность, выросшую в 1970-х годах между восточными и европейскими евреями.

2.1974-1985 : в конце 60-х основные бизнес-группы слились в пять главных монополий Коор, Хапоалим, Леуми, Клаль и Исраэль Дискоунт Бэнк Холдингс (ИДБ). Первые четыре контролировало государство, Гистадрут и лейбористско-сионистское движение, а ИДБ находился в частной собственности. С начала  израильской оккупации ЗБ/СГ в 1967 году, и особенно после войны 1967 года, военное производство стало основой израильской экономики. Военные расходы направлялись государством в карманы главным монополиям, что принесло тем огромные прибыли, в то время, как экономика в целом переживала стагфляцию (застой+инфляция - пер.) (5)

В середине 1980-х годов эта система стала разушаться под действием ряда причин. В мировом масштабе произошел спад, и снижение спроса на вооружение на мировых рынках в результате коренной перестройки международных отношений нанесло удар по прибылям. В самом Израиле гиперинфляция начала препятствовать экономике в целом и затруднила экономическое планирование.

В ответ на это, государство - под руководством лейборитской фракции сионизма - произвело решительный поворот, котоый начался с Плана Экономической Стабилизации (ПЭС) в 1985 году. Этот поворот состоял из четырех связанных между собой действий:

1. Изменение отношений между государством и основными конгломератами. ПЭС ввел в действие новый этап отношения государства и капиталистов как класса. Монополии отделили от госаппарата и передали в руки новым капиталистам. Государство больше не покровительствовало этим фирмам, которые стали основой накопления капиталла для настоящего капиталстического класса частных собственников. Для этого потребовалось разрушить империю Гистадрута и предать остатки в частные руки, а также приватизировать государственную собственность.

2. Зарождение нового капиталистического класса. Он вырос из слияния трех разных источников : всемирный капитал (часто со связями в сионистском движении) - как американский бизнесмен Тэд Арисон и канадский миллиардер Чарльз Бронфман; местный часный капитал, ранее поддерживавшийся государством - как семьи Реканати и Офер; и в третьих - часть госбюрократов, руководивших ПЭС и приватизацией.

3. Включение Израиля в мировую экономику. С начала 1980-х израильская экономика была открыта путем смягчения законов об иностранцах-собственниках и инвестициях и регистрации ценных бумаг местных компаний на мировых фондовых биржах. Новый капиталистический класс был неоднороден. Бывшие бюрократы обычно становились управляющими приватизированных компаний. После начала переговоров с палестинцами в начала 1990-х  крупные местные фирмы включились в новый глобализированный мировой порядок через инвестиции и отношения собственности - особенно в США и  Азии, наконец, международный капитал, особенно американский, начал серьезно вкладывать деньги в глобализированную  израильскую экономику.

4. Изменение отношений рабочих и капиталистов. Разрушение империи Гистадрута серьезно повлияло на отношения между рабочими и хозяевами-капиталистами. Старая система, когда  существовавал привилегированный слой рабочих (наряду с безжалостно экплуатируемыми массами) была уничтожена с потерей контроля Гистадрута над экономикой. В результате уровень эксплуатации вырос , что видно из того, что  темпы роста продуктивности выше уровня роста реальной заработной платы. Это произошло, в частности, из-за таких государственных мер, как девальвации шекеля и уменьшения компенсаций за рост стоимости жизни в связи с инфляцией. Вдобавок, изменение налоговой политики, прекращение или снижение субсидий на некоторые товары способствовали перекачке средств от бедных к новым капиталистам.

Эти изменения, представляющие "новую" израильскую экономику, нашли отражение в политике и культуре. Сюда можно включить: 1- рост общественных организаций и внепарламентских движений, в соответствии со снижением роли государства в общественной жизни; 2 - растущая "макдональдсизация" израильской культуры с увеличением американских капиталовложений в Израиле и 3 - такие явления, как переговоры в Осло - путь, по которому израильский капитал вышел на региональную и мировую арену.

Необходимо подчеркнуть, что партия Авода была движущей силой в этом переходе к неолиберальному капитализму. Социальной базой партии всегда были относительно более зажиточные евреи из Европы и Америки, в то время как ее основной соперник Ликуд начал завовевывать влияние среди более бедных слоев - восточных евреев - в 1970-х. Ликуд впервые победил на выборах в 1977 году, в основном за счет поддержки бедных и непривилегированных мизрахим, в глазах которых Авода представляла европейскую элиту. Сейчас между экономической политикой Ликуд и Аводы практически нет разницы - они обе полностью приняли неолиберализм в стиле США. На политическом уровне обе партии также согласны в своем отношении к израильско-палестинскому конфликту.  Сейчас глава Аводы Беньямин Бен Элиезер в должности министра обороны заведует зверским подавлением палестинского населения оккупированных территорий. Именно это слияние Аводы с Ликудом объясняет упадок лейбористов как политической силы в Израиле (6).

Осло и израильский капитализм.

В начале процесса Осло нарождающийся класс капиталистов активно поддерживал переговоры. Типичный пример - Бенни Гаон. Гаон стал главой Коор - ведущей компании Гистадрута - в 1987 году и превратил ее в частную фирму. Для Гаона и новой израильской буржуазии процесс Осло был необходим для того, чтобы открыть Израиль для глобального рынка. Согласно этой точке зрения, невозможно привлечь серьезные иностранные инвестиции в Израиль, пока конфликт продолжается. Было бы крайне трудно также вкладывать деньги израильских компаний в США, Европе и так называемых  зарождающихся рынках без политического решения изральско-палестинского конфликта. Коор начал свой Мирный Проект вскоре после подписания в 1993 году "Декларации о намерениях", израильские, палестинские, арабские и европейские капиталисты совместно инвестировали в различные проекты в регионе.  Компания также стала главным партнером властей Палестинской Автономии (ПА) в строительстве инфраструктуры и в экспорте товаров в ЗП/СГ.

Причины такой поддержки в основном заключались в необходимости прекратить арабский бойкот  израильской экономики и обеспечить благоприятные для бизнеса условия в Израиле. Израиль собирался перевести низкотехнологичное производство,такое, как текстильные фабрики, в Египет и Иорданию, где стоимость рабочей силы гораздо ниже. Так и произошло и израильские компании теперь производят свою продукцию в промышленных зонах в Иордании, Египте и на оккупированных территориях.

С 1993 года Израиль сознательно начал замещать иностранными рабочими из Азии и Восточной Европы палестинцев, приезжавших на работу в Израиль с 1967 года. Хотя иностранные рабочие обходились немного дороже, поскольку их приходилось ввозить в страну и предоставлять им жилье, их проще было подвергать эксплуатации (часто их ввозили "незаконно", хотя и с ведома правительства). Их вербовали израильские фирмы в Таиланде, на Филиппинах и в Румынии, по приезде хозяева отбирали у них документы , заставляли работать в очень тяжелых условиях и часто просто не платили. Они составили идеальную резервную армию труда, так как их легко было выслать по обвинению в незаконном прибывании в Израиле.

Прибытие  в страну сотен тысяч иностранных рабочих после 1993 года означало, что израильская экономика больше не зависит от палестинской рабочей силы. Вместо этого, палестинские рабочие стали своего рода клапаном, который можно было открывать и закрывать в зависимости от экономического и политического положения. В 1992-1996 году число палестинских рабочих в Израиле снизилось с 116 000 (33% всех работающих палестинцев) до 28 100 (6%). Израильские заработки сократились с 25 % палестинского валового национального продукта в 1992 году до 6% в 1996 (7). В 1997-1999 годах подъем израильской экономики довел  число палестинских рабочих до уровня ранее 1993 года. Однако, после начала ныненшней интифады их количество снова резко сократилось из-за закрытия границ и отказа выдать разрешения на въезд в Израиль. С сентября 2000 года около 75-80 000 палестинцев потеряли работу в Израиле или в израильских поселениях на оккупированных территориях. Это доказывает, что палестинская рабочая сила стала второстепенной резервной армией труда по сравнению с иностранными рабочими.

Отношения между властями ПА и Израилем.

Суть израильской стратегии на ЗП/СГ - контроль над палестинцами без прямой оккупации городов и деревень. Соглашения Осло должны удерживать передвижения палестинцев, товаров, их экономику и границы под контролем Израиля, в то время как населением управляет ПА, чья власть опирается на согласие Израиля и США. Основная обязанность ПА - обеспечить "безопасность" Израиля - т.е. служить полицаем для окупантов. В стиле классического колониализма коренным жителям дается "самоуправление", тщательно выкроенное по лекалам продолжения израильского контроля и власти.

Палестинская экономика тесно связана с израильской и зависит от нее. Около 75% всего импорта ЗБ/СГ поступает из Израиля, и 95% экспорта предназначено для Израиля. Полный контроль Израиля над всеми границами означает, что для палестинцев невозможно завязать значимые торговые отношения с третьей страной. ЗБ/СГ завистит в крайней степени от импорта, который равняется около 80% валового национального продукта.  В такой ситуации, когда местное производство неразвито и высока зависимость от импорта, экономическая сила палестинской буржуазии не вытекает из производства, а является компрадорской по своей природе. Ее прибыли основаны на разрешениях импорта израильских товаров и на монополиях, розданных сторонникам Арафата. Привилегированные отношения с израильским капиталом - отличительная черта палестинского капиталистического класса. С 1993 года эта буржуазия сблизилась с бюрократией ПА и сформировала базу для власти Арафата.

С самого начала процесса Осло само существование ПА полностью зависит от Израиля, США и Европы. Между 1996 и 2000 гг. 60% государственных доходов ПА получалось от косвенных налогов, собранных Израилем с импортных товаров, предназначенных для оккупированных территорий. Эти деньги получало израильское правительство а потом передавало ПА каждый месяц, согласно процедуре, установленной в Парижском Протоколе 1995 - экономическом договоре между ПА и Израилем (8). Это значит, что если Израиль решит не платить эти деньги - что он и сделал в декабре 2000 года - финансы ПА оказываются в глубочайшем кризисе.

Другая основа доходов ПА - иностранное финансирование - из США, Европы и арабских стран. В 2001 году эти деньги обеспечили 75% бюджета ПА предназначенного на выплату зарплаты. Без этих денег 122 000 государственных служащих и рабочих не получили бы зарплаты. Кроме того, иностранцы финансируют программы помощи в чрезвычайных ситуациях - продовольственную помощь, создание рабочих мест и восстановление разрушенной инфраструктуры. Дефицит торгового баланса ЗП/СГ - около 45-50% от валового национального продукта и разницу покрывает иностранная помощь.

Отношения между палестинскими территориями и израильской экономикой, а также компрадорский характер палестиской буржуазии придал особенные черты палестинскому рабочему классу. Рабочая сила делится на три группы по месту работы - рабочие в Израиле и поселенениях, чья жизнь серьезно затронута нынешним политическим положением, занятые в государственном секторе в ПА и работники частного сектора - в основном в мелком бизнесе. На ЗБ/СГ практически нет промышленного рабочего класса.

Хотя  палестинские рабочие в Израиле утратили часть своего значения для израильской экономики, они все еще составляют значительную часть палестинской рабочей силы. Незадолго до начала интифады в 2000 году свыше 20% палестиских рабочих из ЗБ/СГ(за исключением Иерусалима)  работали в Израиле и поселениях.

В 1988 году во время первого восстания на оккупированных территориях свыше 50% палестинских рабочих работали в Израиле. То есть за 12 лет их число сократилось на 60% ? Куда же девались эти рабочие?

Растущим сектором занятости в ПА с начала Осло стал государственный, где работают около 25% занятых в местной экономике. Относительное число их почти удвоилось с середины 1996 года. Более половины расходов ПА - зарплата  этих работников. 

Третий главный источник занятости - частный сектор, особенно в сфере услуг. Его отличительная особенность - он почти полностью состоит из мелких семейных фирм. На территориях практически нет значительной крупной промышленности в результате тридцатилетней израильской политики, направленной на исусственую деградацию экономики. Свыше 90% предприятий палестинского частного сектора нанимают менее 10 человек.

Политические выводы.

С точки зрения экономики Осло привело к созданию паразитической палестинской буржуазии, зависящей от связей с израильским капиталом в том, что касается прибыли. В то же время Израиль перестал зависить от дешевой палестинской рабочей силы в результате применеия массы крайне эксплуатируемых иностранных рабочих. Палестинцы превратились в резервную армию труда, которую можно призывать и распускать по мере надобности. Десятилетия сознательного разрушения палестинской экономики Израилем и его полный контроль над оккупированными территориями означает, что палестинские рабочие, занятые в ПА, или зависят от госсектора, оплачиваемого иностранной помощью, или сосредоточены в мелком бизнесе.

Такая структура палестинского рабочего класса крайне значима с точки зрения политической стратегии. Несмотря на его многочисленность, отсутствие  экономически значительного организованного сектора  исключает выдвижение классовой стратегии в центр палестинского национально-освободительного движения. Этим ситуация отличается, например, от ЮАР, где организованный рабочий класс - особенно шахтеры - смог играть центральную роль.

Реальность этой классовой структуры хорошо видна сейчас. С апреля этого года около 700 000 палестинцев на ЗБ живут при круглосуточном комендантском часе большую часть времени.  Комендантский час - по сути домашний арест - означает, что ни один житель основных палестинских городов не может выйти из дома, не рискуя быть убитым израильским солдатом. В дни, когда это прерывается на несколько часов, палестинцы едва успевают запастись продуктами и повидаться с друзьми, но о производстве и говорить не приходится. Элементарные планы невозможно составить, поскольку неизвестно, можно ли будет завтра пойти на работу, в школу, университет - или ты будешь заперт в доме. В результате жизнь всего населения остановлена.

Эта ситуация хорошо показывает изменения в палестинской и израильской классовой структуре после Осло. В нормально действующем капиталистическом обществе такой вид комендантского часа был бы невозможен, поскольку он полностью прекращает работу и производство на месяцы. Во время первой интифады, которая началась в 1988 году, Израиль вводил комендантский час в некоторых деревнях, но никогда на такой срок и в таком масштабе, как сейчас. Результаты, а также отстутствие рабочих , вызванное всеобщими забастовками, были названы главой израильской службы занятости "травмирующими " израильскую экономику. Сейчас все израильские политики поддерживают комендантские часы и запрет выхода из населенных пунктов и призывают к экономическому разделению.

Структура палестинского рабочего класса глубоко влияет на политическую стратегию нынешней интифады. Никто даже не поминает о стачках или других мерах,  присущих борьбе рабочих,  поскольку они не окажут практически никакого влияния на экономику Израиля и только вредят палестинским рабочим и их семьям. Другое предложение часто обсуждалось - бойкот израильских товаров. Однако, несмотря на некоторые символические попытки, экономические отношения между израильской и палестинской экономикой делает эту меру практически невозможной - большая часть товаров импортируется из Израиля. Не существует местного производства молочных продуктов, мяса, цемента, многих фруктов и овощей, электоротоваров. Электричество, телефонные линии, вода и даже интернет - все  контролируются израильским правительством.

Смерть Осло?

Обычный припев СМИ и мнение некотоых политических кругов в израильском и палестинском правительстве :  нынешняя интифада означает конец Осло. Некоторые палестинцы обвиняют Израиль в желании разрушить ПА и вернуться к так называемой израильской  Гражданской администрации, которая правила ЗБ/СГ до 1993 года. 

Проблема в том, что эти заявления не имееют ничего общего с реальностью. Важно только различать заявления о смысле процесса Осло и его реальные цели.

Если процесс Осло понимать как стратегию создания бантустанов - несмотря на все рукопожатия на лужайке у Белого Дома - тогда ясно, что слухи о его смерти  сильно преувеличены. В последнее время израильское правительство выполняет план захвата земель на ЗБ и выселения палестинцев в такие бантустаны.

Этот план напоминает резервации, организованные властями ЮАР для черного населения во время апартеида. Стена девятиметровой высоты и длиной в сотни километров почти закончена вокруг северных городов на ЗБ - Наблуса, Дженина, Калкии и Тулкарема. Такую же стену строят вокруг Иерусалима. Одновременно вводится новая система пропусков - каждый палестинец, желающий передвигаться от одного палестиского города до другого должен получить разрешение от израильского армейского командования на ЗБ. Все товары, направляющиеся в палестинские резервации должны пройти через один из трех пропускных пунктов под контролем израильской армии. Короче, ЗБ разделен на три резервации - север, центр и юг - и все движения людей и товаров между ними контролитруются израильской армией.

Эти три резервации разделены крупными массивами израильских поселений и шоссе (по которым палестинцам запрещено передвигаться). Специальные номерные таблички отличают израильские машины от палестинских и составляют еще одну опору растущей системы апартида на ЗБ.

Палестинское население СГ полностью отрезано от ЗБ в течении последнего десятилетия  и живет в четвертой резервации, запланированной Израилем. СГ много лет окужен стеной и представляет одно из самых густонаселенных мест на планете - миллион людей буквально запертых на площади в несколько квадрвтных километров. Даже рыбаки для выхода в море должны получать разрешения от израильской армии.

Основа всего этого - экономические изменения, описанные выше: попытка израильского капитализма провести такое политическое решение конфликта, которое помогло бы включению Израиля в мировой рынок, позволило бы либерализовать израильскую экономику и снизить военные расходы, и открыть рынки труда и товаров на Ближнем Востоке.

Главное препятствие на этом пути - палестинские массы, не власти ПА. Цель ныненшних действий Израиля вовсе не разрушить ПА, а наоборот, усилить ее возможность подавлять население. Некоторым придется уйти, но важны не конкретные люди, а система и ее роль.

Трудно говорить сейчас об интифаде как о массовом, народном движении. По перечисленным причинам в самом восстании массы практически не участвуют. Однако ощущается  мощный дух сопротивления, передаваемый арабским словом "самидеен" - неколебимый. Именно поэтому  израильское праительство проводит политику коллективного наказания всего населения , с целью деморализовать и заморить людей голодом, чтобы заставить их подчиниться.
 

Примечания

1) Декларация Принципов (ДП), обычно именуемая  соглашениями Осло, подписана правительством Израиля и ООП 13 сентября 1993 года. Это - результат тайных переговоров израильского правительства с палестинскими уполномоченными.Несмотря на широко распространенное заблуждение, что договор был подписан с целью заключения мира и установления палестинского государства на Западном Берегу  и в Секторе Газа, это - полоный изьянов документ, который создает видимость палестинской независимости, но обеспечивает продолжение израильского господства во всех сферах, о чем пойдет речь в статье.

2) Гистадрут (Всеобщая Федерация Рабочих Эрец Исраэль) был административным хребтом догосударственной колонизации, контролировал ее и  экономику, производство, рынок, занятость и оборону. Гистадрут не был профсоюзом в классическом смысле, его приоритеты определялись "национальными" целями, а не интересами рабочих. В 1960 году генсек Гистадрута Пинхас Лавон описывал его так :

Всеобщая Федерация Рабочих была основана сорок лет назад несколькими тысячами молодых людей, желающих трудиться в неразвитой стране, где рабочая сила была дешева, стране, которая отвергала своих жителей и негостеприимно встречала пришельцев. В таких условиях основание Гистадрута оказалось ключевым событием в возрождении еврейского народа в его отчизне. Наш Гистадрут по своей сути - всеобщая организация (т.е., всеобщая организация евреев, конечно -пер.) Это не рабочий профсоюз." (цитируется в  Haim Hanegbi, Moshe Machover, and Akiva Orr, “The Class Nature of Israel,” in New Left Review 65)

3) Примеры такого исследования можно найти в Gershon Shafir, Land, Labor and the Origins of the Israeli-Palestinian Conflict, 1882–1914 (Cambridge: Cambridge University Press, 1989); Zeev Sternhell, The Founding Myths of Israel: Nationalism, Socialism and the Making of the Jewish State (Princeton University Press, 1998) and Ilan Pappe ed., The Israel/Palestine Question: Rewriting Histories (London: Routledge, 1999).

4) Lewin-Epstein, Noah and Moshe Semyonov, “Occupational Change in Israel: Bringing the Labor Market Back,” Israel Social Science Research 2, no. 2, (1984): 3–18.

5) Подробнее этот вопрос обсуждается в  Jonathan Nitzan and Shimson Bichler, particularly, “From War Profits to Peace Dividends: The New Political Economy of Israel,” Capital and Class, vol. 60 (Autumn1996).

6) В последнее время появились признаки того, что израильский крупный капитал намеревается восстановить Аводу как политическую силу. Значительную поддержку получил мэр города Хайфа Амрам Мицна как кандидат на пост главы партии вместо Бен Элиезера.

7) World Bank, Trade Options for the Palestinian Economy—Working Paper No. 21 (English), March 2001.

8) Парижский протокол - экономическое соглашение, подписанное в 1995 году как часть процесса Осло. В нем дается подробный список того, какие именно товары палестинцам разрешается импортировать и экспортировать, определяются налоги и другие экономические вопросы.

Перевод Лидии Волгиной.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service