Left.ru __________________________________________________________________________

 

ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ – КАК ВСЕГДА

 «Инициативный дурак – хуже вредителя» 
 народная мудрость

В середине 90-х годов, когда от конференции к конференции ухудшалось положение работников ВАЗа, профком АСМ вместе с администрацией предложили нам «подтянуть пояса», объяснив, что необходимо запустить в производство автомобили «десятого семейства». Нас уверяли, что эти трудности носят временный характер. Ну что ж, пояса подтянули, серию «ВАЗ 2110» запустили. И что? Практически сразу же администрация и профком АСМ «затянули ту же песню» про серию «Калина». И опять – «временные трудности». И опять необходимо «подтянуть пояса». А кроме того, нам рассказывают о «прелестях» 9-го часа работы. Давайте вспомним, как это было.

18 июля 2002 г., газета «Волжский автостроитель», статья «Третью очередь главного конвейера ожидает новый режим работы». Вице – президент М. Добындо, ссылаясь на мировой опыт, говорит о том, что необходимо воспользоваться благоприятным моментом на автомобильном рынке. В статье нет ни слова о том, что получат работники. Зато в ней сказано: «Руководство завода рассчитывает, что эта инициатива будет принята с пониманием и поддержана в трудовых коллективах». 

Первым откликнулся профком АСМ. 26 июля 2002 г. в газете «Волжский автостроитель», в статье «Профком согласовал приказ» сказано, что «выгода» от 9-го часа работы для работников состоит в том, что заработанные ими деньги пойдут на оплату каких-то контрактов на поставку запчастей. 

29 июля 2002 г. на заседании профкома «Единство» принято решение: «Организовать выражение мнения трудовых коллективов АО «АВТОВАЗ» о введении графика, предусматривающего 9-часовую рабочую смену, путем проведения собраний бригад с оформлением протоколов». Было проведено около 100 собраний, в которых приняло участие более 2500 человек. Мнение однозначное – девятый час работы противоречит интересам работников. 

Видимо, поняв, что трудовой коллектив не забыл «временные трудности», связанные с запуском проекта «десятки», и не намерен дважды «наступать на одни и те же грабли», администрация стала придумывать больше аргументов в пользу девятого часа работы. 1 августа 2002 г. в «Волжском автостроителе» вышла статья «Улица с двухсторонним движением, или больше выпускаемых автомобилей – лучше условия труда», в которой и.о. директора СКП Э. Бреккель говорит о том, что деньги нужны для улучшения условий труда работников и представителей работников, которые вынуждены работать в конференц-залах, где пока еще не сделан евроремонт. Последние аргументы вызвали возмущение у работников.

20 августа 2002 г. председатель профкома «Единство» направляет письмо на имя генерального директора В.А. Вильчик, где указывает, что административные работники принуждают рабочих к согласию работать по девять часов, применяя угрозы и психологическое давление. И предлагает сбалансировать интересы администрации и работников. П. Золотарев надеялся на здравый смысл руководства, которое должно было увидеть, что сложившаяся обстановка не способствует выпуску качественных автомобилей. Увы! 

24 августа 2002 г., газета «Волжский автостроитель», статья «С сентября – на час дольше». Видимо, Н. Карагин неожиданно вспомнил, что он – представитель трудового коллектива и необходимо выразить свое мнение. Поэтому, в статье он говорит не только о «Калине», но и о необходимости финансировать социальные программы для работников. А кроме того, он, как особо грамотный специалист, опираясь на мировой опыт, проводит анализ ситуации на автомобильном рынке. Цитирую: «… есть продажи – фирмы работают на всю катушку…». 

2 сентября 2002 г. профком «Единство» в полном составе вышел на главный конвейер для проверки правомерности привлечения работников к сверхурочным работам. Цель профкома – не допустить насильственного привлечения к девятому часу работы. В этот день во вторую смену на главном конвейере зарегистрирован массовый брак по причине отказа работников от «благ» девятого часа. Желание вазовского менеджмента любыми способами заставить работников выполнять приказы, даже в ущерб качеству выпускаемой продукции, приводит к мысли о некомпетентности и недальновидности руководства завода.

5 сентября.2002 г., газета «Волжский автостроитель», статья «Дополнительный час – не только обеспечивает развитие завода». Представитель трудового коллектива АО «АВТОВАЗ» и депутат городской думы А. Таратынов критикует позицию профкома «Единство» и одновременно поет «оду благодарности» профкому АСМ за его поддержу девятичасового режима работы. Цитирую: «... в нынешней ситуации только отраслевой профсоюз четко изложил свою позицию. Среди основных задач предприятия в итоге названо не только его развитие, но и поддержание социальной сферы, в которую по предложению нашего профсоюза будут отчисляться средства из дополнительной заработанной прибыли». Господин Таратынов, что ж Вы промолчали о евроремонте в конференц-залах?

11 сентября 2002 г., газета «Площадь свободы», статья «Увеличение рабочего дня – явление временное». Еще один представитель трудового коллектива А. Мельников высказал еще одну аргументацию введения 9-го часа работы. Это – затраты на санатории-профилактории «Прилесье», «Алые паруса», «Электроник». Обещал, что ситуация с девятым часом продлится 2-3 года, до внедрения проекта «Калины». Обещал проконтролировать ситуацию. Отлично! А кто контролирует ситуацию в цехе окраски, где девятичасовой рабочий день «временно, на год» ввели еще в 1998 году, а отменить забыли?

12 сентября 2002 г., газета «Будни», статья «На ВАЗе все спокойно?». Представители профсоюзных организаций «Единство» и АСМ комментируют ситуацию на заводе, сложившуюся в связи с введением 9-го часа работы. Председатель профкома «Единство» П. Золотарев: «Представьте себя на месте человека, который, вернувшись домой после смены и, не отдохнув как следует, должен утром накормить и отвести детей в детсад или в школу». У представителя профсоюза АСМ Б. Полянина иной взгляд на интересы работника: «Для нас важно, чтобы завод работал без сбоев, и наши люди имели рабочие места и приличный заработок». Одно непонятно: что он имел в виду под «приличным заработком»? Ту мелочь, которую получат работники за девятый час работы? Интересно, представители профсоюза АСМ действительно не видят другого пути повышения заработной платы или не хотят его видеть? 

Подведем итоги. Судя по высказываниям представителей профсоюза АСМ и Производственного Совета, введение девятого часа – это панацея от всех наших бед: и конференц-залы и профилактории отремонтируют, и «Калину» запустят, и склады построят, и инструмент заменят и т.д., и т.п. Но меня по-прежнему интересует вопрос: «А я, работник, что получу? Когда же увеличится моя зарплата?» Но на этот вопрос они, похоже, нам не ответят. 

На этом можно было бы поставить точку. Но 15 октября 2002 г. подписан приказ об остановке конвейера в связи с перенасыщением рынка автомобилями. Все! Приехали! У меня нет слов. Думаю, нелепость сложившейся ситуации поражает всех. 

В следующей листовке я опишу правовую сторону вышеуказанного приказа. 

С.Ю. Круглов,
председатель юридической комиссии профсоюза "Единство" АвтоВАЗа
 


При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service