Left.ru __________________________________________________________________________

 

Фионна Шихан (Irish Examiner, 1.10.02)

НАТО превращает Ирландию в военную базу: хотим ли мы стать колонией?

- Свыше 500 иностранных военных самолетов приземлились на территории Ирландии за прошлый год.

- Самолеты стран-членов НАТО совершили подавляющее большинство перелетов и посадок на территории Ирландии; общественность имеет право быть в курсе того, кто использует воздушное пространство государства. 

- "Неизвестно, что за вооружение находится у них на борту, и не осуществляется ли таким образом транспортировка ядерного оружия."

- PANA (Peace and Neutrality Alliance, Альянс за Сохранение мира и Нейтралитета – прим. перев.) критикует правительство за недостаточность мер внешнеполитической безопасности. Поводом к этому послужило отсутствие у Ирландии протокола, ограничивающего возможные военные приготовления (в то время как он имеется, например, у Дании); противники соглашения, подписанного в Ницце, призывают Тишоха (премьер-министра Ирландии – прим. перев.) выступить с разъяснениями.

За прошлый год свыше 500 иностранных военных самолетов совершили посадку в ирландских аэропортах, и еще 2.000 воспользовались воздушным пространством нашей страны. Разрешение приземлиться на территории Ирландии было предоставлено 523-м единицам военно-воздушных сил из 33 стран, включая США, Китай, Россию, Великобританию, Францию, Германию, Украину и Палестинскую Автономию в период с августа 2001 по июль 2002. 
1. 980 военных самолетов из 29 государств, таких как Индия, Иран, Израиль, США, Великобритания и Франция  получили разрешение пересечь границы воздушного пространства.

Эти данные были предоставлены PANA министерством Иностранных дел, что допустимо в рамках закона о свободе информации; однако, сколько посадок и перелетов приходятся на каждую из перечисленных стран в отдельности, не сообщается.
По утверждениям PANA, эти цифры вызывают серьезные сомнения относительно нейтралитета Ирландии в преддверии референдума по соглашению в Ницце. Председатель данной организации, Роджер Коул, отметил, что регистрация ядерного оружия на бортах самолетов не осуществляется. Ирландия даже не была объявлена зоной, свободной от ядерного вооружения, как, например, Новая Зеландия, где, по конституции, воздушный транспорт, перевозящий атомное оружие, не имеет права пересечь границу воздушного пространства.

По словам Коула, для ирландского правительства на протяжении долго времени "камнем преткновения является соглашение, подписанное в Селлафильде, однако, по крайней мере сделать Ирландию зоной, свободной от ядерного вооружения, было бы вполне возможно."
Он также подчеркивает, что именно самолеты стран-членов НАТО совершили подавляющее большинство перелетов и посадок на территории Ирландии, и что общественность имеет право быть в курсе того, кто использует воздушное пространство государства. 
"Неизвестно, что за вооружение находится у них на борту, и не осуществляется ли таким образом транспортировка ядерного оружия," – говорит Коул.

Однако министерство Иностранных дел имеет свой взгляд на вещи; по его заявлению, военные самолеты использовались иностранными дипломатами и политиками, и что те же правила распространяются и на вылеты из Ирландии. 
"Ирландский самолет с президентом на борту также считается военным, " – отметил представитель министерства.

PANA также обвиняет правительство в отсутствии необходимого протокола, ограничивающего возможные военные приготовления. Соглашение в Ницце не освобождает Ирландию от участия в общеевропейской оборонной политике, а Севилльскую Декларацию невозможно принимать всерьез, отмечает Роджер Коул. Правительство Дании располагает подобным документом, и противники соглашения в Ницце призывают Тишоха выступить с разъяснениями.

Однако министр по делам связи Дермот Ахерн убежден, что гарантии, представленные Ирландии Евросоюзом уже после первого референдума по ратификации соглашения в Ницце, сохраняют за государством нейтралитет, даже в случае, если население на этот раз проголосует за принятие соглашения.

"Альянс за Сохранение Мира и Нейтралитета, утверждающий, что соглашение в Ницце каким-то образом ослабит нейтралитет Ирландии, заблуждается. В Ирландии, исходя из положений соглашения, должен быть проведен референдум, прежде, чем страна примет какое-либо участие в общеевропейской оборонной политике , " – говорит Дермот Ахерн. 

Операция "Возмездие"

Когда же, наконец, правосудие ступит на землю ирландского севера?
Обыск в стормонтских офисах Шинн Фейн и практически одновременный арест
четверых – словно какая-то злая шутка, лишнее подтверждение тому, что
обновленная полиция ничем не отличается от своего более раннего варианта, и
что само понятие справедливости и равенства до сих пор подвергается
осмеянию.

Полиция неспособна обнаружить убийц – даже если владеет всеми их приметами –
зато очень успешно преследует мнимых шпионов.

Год назад журналист Мартин О'Хэйган был застрелен лоялистами – это осталось
безнаказанным.

В 1999 году адвокат Розмари Нельсон погибла от взрыва заложенной в ее машину
бомбы -и полиция снова бездействует.

Прошли годы прежде, чем были произведены первые аресты виновных по делу
совершенного в 1989 году убийства адвоката Пэта Финункана – и снова, стоило
полиции предъявить хотя бы одно обвинение, как лоялисты поспешили избавиться
от обвиняемого.

Опять-таки, ни одного ареста.

Все вышеприведенные случаи – это лишь малая толика происходящего, известная
широкой британской общественности.

В прессе практически не уделяется внимания числу нападений и убийств,
совершенных лоялистами за годы их так называемого прекращения огня.
Но, несмотря на то, что творимое лоялистами насилие – особенно в Белфасте –
явно имеет целью спровоцировать ИРА, никаких отступлений от принятых этой
организацией обязательств не последовало.

Известны случаи нарушения дисциплины отдельными членами ИРА, что, однако, ни
в какое сравнение не идет с бесчинствами Ассоциации по Защите Ольстера (UDA)
и подобными ей Red Hand Defenders.

И все это происходит на глазах полиции.

Впрочем, ничего удивительного – ИРА всегда была излюбленной целью сил
безопасности: особого подразделения (Special Branch) и МИ 5 (MI5- британская
разведка – прим. перев.), известных в общереспубликанской терминологии как
"секурократы".

Секурократы не верят, что ИРА не станет более применять оружие, поэтому все
свое время посвящают сбору информации о ее членах-сторонниках мирного
процесса, игнорируя воинствующих лоялистов.

Таким образом, подобные антиреспубликанские настроения выливаются в
проведение этого бессмысленного обыска в Стормонте и удивительно скорый суд
на арестованными, которые были признаны виновными по умолчанию, еще до
предъявления им официальных обвинений.

Однако, даже если предположить, что вся та информация, которую полиции еще
предстоит проверить, окажется верной, претензии правительства все же
нуждаются в объективном рассмотрении.

Допустим, ИРА известно о том, что премьер-министр сказал Джону Рейду,
секретарю по делам Северной Ирландии – ну и что из того?
Даже если ИРА и владеет документами, в которых указаны все фамилии и адреса
полицейских, персонала тюрем, решения всех встреч по вопросам безопасности –
что дальше?

ИРА не только никак не воспользовалась данной информацией, но и не
"собирается" этого делать, что признает даже тот мрачный юнионистский
"раскольник" по имени Джеффри Дональдсон.
Ему известно, насколько ИРА не приемлет самой возможности возвращения к
войне, так как в этом случае Шинн Фейн лишится всякой поддержки, уже будучи
неразрывно связана с мирным процессом.

Предположим, что Шинн Фейн, или ИРА действительно вели наблюдения за
деятельностью правительства – но был ли у них выбор в этой обстановке
круглосуточного дозора со стороны спецслужб? Кроме того, на это могли быть
серьезные политические причины.

И все равно, два сапога – пара?
Возможно, кое-что из материалов и представляет интерес для террористов, но
ИРА уже много лет никак не связана с подобной деятельностью.

Посмотрим на проблему с другой стороны: как вышло, что юнионисты уже через
несколько минут не только знали об обыске, но еще и были в курсе содержания
конфискованных документов? Ответ прост: информация поступала к ним по
каналам Управления по делам Северной Ирландии и полиции.
То, что юнионисты открыто используют такого рода информацию уже вошло в
обычай; в то же время нам известно, что лоялисты применяют подобные
материалы в целях совершения нападений.

Сложившаяся на данный момент ситуация – еще одно подтверждение тому, что
силы безопасности руководили операцией в большей степени, чем правительство,
связанное, с одной стороны, "благоразумием", а с другой – полным осознанием
возможности фабриковать "события" в зависимости от нужд своего политического
курса (т.е. сохранения контроля над Северной Ирландией).
Если все это кажется вам слишком надуманным, обратите внимание на время
проведения обыска.

Джон Рейд утверждает, что был в курсе событий уже в июле. Один из
обвиняемых, так называемый "шпион", покинул Управление по делам Северной
Ирландии (т.е. свое место работы – прим. перев.) в сентябре 2001 года.
Если бы опасность действительно существовала, полиции давно следовало бы
принять меры, а не ждать столько времени.

Возможно, проведение обыска за день до начала суда над троими членами ИРА в
Колумбии и было совпадением. Однако, зачем тогда такая поспешность, если
учитывать наличие более насущной внутриполитической необходимости – т.е.
разрешение ситуации с юнионистским ультиматумом и угрозами о роспуске
Ассамблеи в январе будущего года?

Слишком тяжелая перспектива для правительства? А может быть, все дело в том,
что республиканцев было осудить проще?

Печально, но факт: со времен разделения Ирландии Британия делает все, чтобы
опрокинуть республиканцев и поддержать юнионистов. Теперь же – страшно
подумать! – действия правительства на руку лишь диссидентам ИРА,
отказавшимся следовать за Шинн Фейн по пути политического мирного процесса.
 

ИРА прекращает контакты с комиссией по разоружению

Ниже приводится заявление ИРА (которое также будет опубликовано в печатном варианте газеты An Phoblacht), явившееся реакцией на речь Тони Блэра и роспуск органов самоуправления британским правительством

Недавние события доказали, что лидеры юнионистов на сей раз полностью отвернулись от происходящих политических перемен.
Мирный процесс в опасности; угроза исходит как от британского правительства, так и от лоялистских военных группировок.
ИРА, со своей стороны, сохраняет за собой все принятые ранее обязательства, предполагающие поиск путей к прочному миру на справедливых условиях. 
Объявленное в июле 1997 года полное прекращение военных действий остается в силе.

За этот период ИРА в одностороннем порядке были приложены все усилия к сохранению и поддержанию мирного процесса.
Наша позиция, как уже неоднократно отмечалось, такова: выполнения правительствами всех своих обязательств могло бы способствовать созданию особого политического контекста с дальнейшей перспективой устранения причин конфликта.
Тем не менее, британское правительство возлагает всю ответственность как за текущий кризис, так и за его разрешение на нашу организацию, а также пытается, в виде ультиматума, навязать ИРА полностью неприемлемые и невыполнимые условия. 
При этом оно не выполняет обязательств, о которых заявляло ранее.

В качестве ответной меры ИРА прекращает контакты с НМКР (независимой международной комиссией по разоружению).
Создание благоприятной политической обстановки в мирном процессе теперь полностью зависит от британского правительства.
Ключом к выходу из сложившейся ситуации может стать лишь стремление британского правительства к выполнению принятых им обязательств.

P. O'Neill
Irish Republican Publicity Bureau,
Dublin
 
 
 

Джим Гибни
ИРА продолжает активно поддерживать мирный процесс

Немного хроники.
31-е августа 1994 года – ИРА объявляет о прекращении военных действий;
20-е июля 1997 года – ИРА возобновляет прекращение военных действий;
12-е июля 1999 года – ИРА выступает с заявлением о поддержке мирного процесса и признает, что мирное соглашение (GFA) есть политический путь к урегулированию конфликта;
6-е мая 2000 года – ИРА выступает с инициативой о возможности проведения инспектирования своих складов с оружием;
26-е июня 2000 года – международные инспекторы допущены к некоторым оружейным складам ИРА;
25-е октября 2002 года – ИРА сообщает о начале "полного" и "окончательного" разоружения;
8-е апреля 2002 года – ИРА сдает следующую (вторую по счету) крупную партию оружия;
17-е июля 2002 года – ИРА приносит свои извинения семьям мирных жителей, погибших в результате ее действий и соболезнует всем тем, кто потерял близких в ходе конфликта.

Другие, не менее важные события происходят или немного предшествуют перечисленным, или происходят одновременно с ними. 
Лоялисты объявляют перемирие, и члены всех партий садятся за стол переговоров, в результате чего появляется принципиально новый политический план, известный как мирное соглашение (или соглашение Страстной Пятницы – Good Friday Agreement – прим. перев.), и одобренный по всей Ирландии.
Шинн Фейн вносит в свой устав поправки, позволяющие избранным представителям партии занимать места в региональном парламенте.
Марти МакГиннесс и Барбре де Брун получают посты министров в Ассамблее. 
Ирландское правительство изменяет статьи 2 и 3 конституции, а британское – Акт об Управлении Ирландией, закон, имеющий непосредственное отношение к разделению;  таким образом, права на шесть северных графств переходят от Уэстминстера к населению.
Создаются общеирландские политические органы, в обязанности которых входит рассмотрение целого круга вопросов.
Удается – теоретически – преодолеть разделение Ирландии 1920-го года.

Все эти события имели огромное историческое значение, т.к. свидетельствовали о глобальной политической перемене – как в отношениях между Севером и Югом, так и между Великобританией и Ирландией.
Еще несколько лет назад в реальность подобного трудно было поверить.

Центральная роль во всем происходившем принадлежала республиканской стороне, предложившей принципиально новый подход к решению проблемы. ИРА, самостоятельно определив свою дальнейшую судьбу и идя на огромный риск, устранилась ровно настолько, насколько того требовал процесс перемен.

Британское правительство, в течение восьми лет пытавшееся найти верный путь к разрешению конфликта, стремившееся разрушить те политические цепи, которыми люди так или иначе были прикованы к оружию, теперь, кажется, склонно отложить на неопределенное "потом" важнейший исторический момент.

Иначе как нам расценивать речь Тони Блэра?
Вот его слова: "Мирный процесс застопорится, если ИРА остановится на полумерах..." и "сам факт существование ИРА как активной военной группировки стал теперь главным козырем в руках тех, кого республиканцы называют "юнионистскими радикалами"."

Следует ли это воспринимать как отказ британского правительства признавать ИРА и далее как одну из движущих сил процесса общей конструктивной перемены?
Или, возможно, британское правительство полагает, что внутри республиканского движения есть нечто иное, равноценное ИРА по вкладу в дело установления мира и способное, в то же время, оказать давление на ИРА, пришпорить ее?
Означает ли это, что британское правительство не способно оценить глобальную роль ИРА в мирном процессе как гарантов стабильности и тот факт, что без лидеров и членов данной организации сам процесс был бы невозможен?

Все мы, впрочем, отдаем себе полный отчет в происходящем, и никаким высокопоставленным лицам не удастся нас разубедить.
Мы, хотя это и неприятно, видим, что на территории нашей страны находятся 30 тысяч британских солдат. 
Мы считаем невозможным, как бы нам того ни хотелось, закрыть глаза на то, что в каждом протестантском районе действует лоялистская группировка.
Мы, наконец, не пытаемся сделать вид, будто не замечаем непрекращающиеся попытки  правительства Великобритании остановить процесс воссоединения Ирландии.
Все это мы с удовольствием бы обменяли на одно-единственное условие: независимость.
Однако прежде, чем события примут такой поворот, должны произойти и другие перемены.

Британские войска, например, можно было бы удалить с городских улиц и ограничить их передвижение исключительно районами казарм; военные базы следовало бы перенести – словом, сделать британское военное присутствие, по меньшей мере, малозаметным.
Войска тогда перестали бы использоваться в качестве орудия британской политики и как предмет торга с республиканцами.
Лоялисты вполне могли бы последовать примеру ИРА и начать полное разоружение, покончив с привычной ролью вечных заложников британской разведки и Особого подразделения. Пора бы, наконец, прекратить заниматься наркобизнесом и разрушать жизни подростков.
Ассоциации в защиту Ольстера, в частности, необходимо возобновить прекращение огня и остановить убийства католиков и собственных бывших членов.

При таком развитии ситуации британское правительство рано или поздно будет вынуждено признать тот факт, что ИРА в той или иной форме, действует уже около ста лет. 
ИРА сыграла свою роль в формировании общего политического и исторического положения Ирландии на протяжении всего прошлого столетия.
Без ИРА, например, не существовало бы такого государства как Ирландская Республика.
Невозможно не признать, что, если бы ИРА не сражалась с британцами в период между 1916 и 1921 годами, ни о какой свободе, независимости и тем более территории на Юге не могло быть и речи.
И сейчас, когда пишется эта статья, ИРА продолжает вносить свой позитивный вклад в определение политической стороны жизни всего народа.
ИРА, безусловно, является секретной организацией. Тем не менее все ее решения за прошлые годы принимались в открытую и, самое главное, оказывали позитивное влияние на жизнь населения как Ирландии, так и Британии.
Казалось, Тони Блэр должен был это понять.

Блэр высказался...

Недоверие, недоумение, негодование – вот основная реакция населения на тщательно подготовленную речь Тони Блэра, британского премьер-министра, в Северной Ирландии. 
В своем обращении – очевидно, в ответ на обвинения в недостаточной политической жесткости – Блэр напрямую атаковал ИРА и призвал ее к роспуску.

Другими словами, британский премьер дал обещание, в конце концов, выполнить беспрецедентные обязательства, предусмотренные мирным соглашением (GFA) в 1998 году, при условии, что ИРА расформируется и прекратит всякое сопротивление – и вооруженное, и невооруженное – присутствию Британии в Ирландии.

Блэр подчеркнул, что мирное соглашение не будет вынесено на повторное голосование, сказав при этом: "Я действительно не вижу другого выхода из создавшейся ситуации."

Обращение Тони Блэра представляет собой столь своеобразную интерпретацию мирного процесса, что республиканцы не сразу распознали основное направление этой речи; сам по себе визит британского премьера в Белфаст (по крайней мере, отчасти) видимо, был попыткой сгладить последствия недавнего кризиса, худшего за всю историю переговоров.
Блэр выступил в офисах компании Harbour Commissioners' перед группой приглашенных лидеров общин и известных бизнесменов. Однако, несмотря на всю торжественность обстановки и серьезность речи, по мнению националистов, достаточно весомые аргументы так и не были приведены.

Дэвид Тримбл, лидер партии Ольстерских юнионистов, напротив, приветствовал выступление британского премьера. "Теперь основной вопрос в том, какие шаги будут предприняты правительством [Великобритании] в последующие месяцы для выполнения данных обещаний."

Вместе с тем речь Блэра еще больше подогрела гнев республиканцев и националистов. Вот уже почти пять лет республиканская сторона ожидает от британского премьера решительных действий сразу по нескольким направлениям - таким, как охрана правопорядка, разоружение, равноправие и права человека.

Поэтому, в свете последних событий (обыск в офисах Шинн Фейн и поспешный роспуск Ассамблеи) новые требования со стороны Британии, сформулированные Блэром, не вызвали среди республиканцев особого воодушевления.

Принятое Блэром решение в такой момент поучать республиканцев, ставить им условия, явно адресовано будущим историкам.

Однако, несмотря ни на что, реакция Шинн Фейн была сдержанной: Джерри Адамс лишь призвал Блэра на этот раз все же "пойти дальше обычных обещаний".
"Речь Тони Блэра была тщательно подготовлена и продумана, и безусловно, заслуживает столь же основательного ответа, " - сказал Джерри Адамс.

Он отметил также, что теперь позиция Блэра полностью прояснилась, и Шинн Фейн также готова внести предложения в ходе предстоящих переговоров.
Адамс подчеркнул, что его партия принимает за основу "утверждение, что оба правительства (т.е. Ирландии и Великобритании – прим. перев.) намерены применить мирное соглашение.

"Сегодня Блэру представилась реальная возможность продемонстрировать нам свои планы по ратификации соглашения, но он ей не воспользовался. Это вызвало разочарование, " – говорит Джерри Адамс.

Комментаторы оценивают выступление премьер-министра как попытку Британии выдвинуть новые требования - в качестве компенсации за принятые ранее отдельные элементы мирного соглашения. Блэр одобрил их претворение в жизнь еще четыре с половиной года назад и до сих пор уверен в правильности принятого им решения.
Старательно избегая слова "роспуск", Блэр сказал: " Мирный процесс застопорится, если ИРА остановится на полумерах - и не потому, что это принципиально неверно, а потому, что больше так продолжаться не может."

Еще один повод для недовольства республиканцев – оправдание юнионистской непримиримости и перекладывание вины за срыв мирного процесса на ИРА, т.е. ссылки на якобы непрекращающиеся военные действия при полном игнорировании кампании насилия со стороны лоялистов.
Блэр, все еще претендующий на роль "третейского судьи" в конфликте, почему-то никак не прокомментировал факт расширения британского военного присутствия в Северной Ирландии и всячески пытался оправдать бездействие правительства в отношении запланированного реформирования полиции.

Джерри Адамс подчеркивает, что особое значение при составлении первичного комментария уделялось "очевидному".
"Шинн Фейн своими действиями завоевала себе прочную позицию в мирном процессе, и Тони Блэр признает это. Наше участие в работе всех политических органов совершенно законно.

Этот мирный процесс, как никогда, должен служить подтверждением того, что политические меры действительно эффективны. Уважение ко всем сторонам, принимающим в нем участие – вот основной принцип. Именно по инициативе британского правительства политические органы были расформированы, и это ошибка."

"Необходимая лепта"

Главная мысль выступления Блэра сводится к тому, что обоим правительствам, националистам, юнионистам и республиканцам следует "внести необходимую лепту".
Британский премьер предсказывает скорую ратификацию мирного соглашения в случае если каждая из сторон сделает шаг вперед: 

"Как только наметятся реальные сдвиги, куда относится и стабилизация положения, мы сможем претворить в жизнь оставшуюся часть мирного соглашения, и не частично, а полностью."

"Стабилизация положения" означает "разоружение", подает надежду на скорый вывод британских войск из Северной Ирландии - этакий политический пряник под носом у республиканцев. 

В то же время результаты наблюдения за ростом активности Британских войск в южном Арма, где осуществляется программа расширения военных баз, свидетельствуют как раз об обратном.

Еще одно важное заявление Блэра: британское правительство берет на себя обязательства способствовать предотвращению "случайного вмешательства" в деятельность политических органов. Он не уточнил, какова будет его собственная роль, однако подчеркнул, что на другие стороны (предположительно, на юнионистов) это накладывает дополнительную ответственность.

"Второй сорт"

В своей речи Блэр впервые назвал дискриминацию и порабощение националистов, которые им пришлось пережить во время британского правления, историческим фактом.
"Многие годы националисты Ирландии рассматривались как люди второго сорта. Нет, даже не "рассматривались", они были людьми второго сорта. Не станем сейчас винить в этом кого-либо, однако этот исторический факт следует признать," – сказал Блэр.

Это положение речи националисты одобрили, а Джерри Адамс выразил общее мнение, охарактеризовав его как "честное признание".

"То, что он признает этот факт, столь же важно, сколь осознание того, что полумеры в деле отвоевания прав и свобод неприемлемы.
Тем самым он признает изначально недемократический характер британского правления. Поэтому мирное соглашение теперь выступает в роли исторического компромисса, призванного выделить последствия этого правления и покончить с ними, " – отмечает Адамс.

В своем заявлении Тишох Берти Ахерн, поддержал "здравое выступление премьер-министра, в котором говорится о том, что британское правительство не намерено отходить от избранного курса и обязуется всемерно способствовать ратификации соглашения."
Ахерн пообещал и в дальнейшем тесно сотрудничать с Блэром, "и добиваться так необходимого сейчас кардинального шага вперед". Теперь, по его словам, самое время "вносить лепту".

Джерри Адамс, однако, подчеркивает, что одних ораторских способностей Блэра явно недостаточно.
"Он признает, что правительству еще только предстоит выполнить принятые обязательства. Мы много раз говорили об этом и снова повторяем: мирное соглашение должно быть полностью реализовано. Альтернативы быть не может.
Оба правительства приняли на себя ответственность за осуществление этих мер. 
Теперь им следует поставить нас в известность относительно самих планов, а также сроков их выполнения. Правительствам нужно ознакомить нас с предполагаемым проектом ратификации соглашения."
 


При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service