Left.ru __________________________________________________________________________

 

Т. Красный

ШАБАШНИКИ С ЮГА

Безработица и отсутствие средств к существованию заставляют многих искать работу за пределами Узбекистана, в Москве. По рассказу одного из этих людей написана статья.

В семье рассказчика (в дальнейшем буду называть его N) трое детей. Старшая дочь недавно была уволена.

На заводе, где работает N, до недавнего времени он числился в административном отпуске без содержания. Чтобы прокормить семью, N поочередно с женой ездит на заработки в Москву. Работает на стройках, дачах, приусадебных участках. Вернувшись из очередной поездки, N встретился со мной и рассказал следующее.

«В Москве, – говорит N, – на стройках узбекскую и таджикскую речь я слышал чаще, чем можно услышать даже здесь, в Ташкенте». Состав работающих – многонациональный. Работать едут из Украины, Узбекистана и Таджикистана, Молдовы и российской глубинки. Работают молодые, работают люди среднего возраста, работают старики. На стройке, продолжает N, работали два старика из Узбекистана. Одному из них перевалило за 80. Старик сам еле передвигал ноги, а еще тащил за собой совковую лопату грузить цемент. Не от хорошей жизни этот старик уехал на заработки из Узбекистана … Через недели три этот старик исчез. Как оказалось, у него открылась и начала кровоточить язва, и он вернулся в Узбекистан.

Второму старику было за 70 – бывший директор сельской школы. Будучи вдовцом, он женился на 35-летней. Чтобы удовлетворить запросы молодой жены, он променял жизнь нищего узбекского пенсионера на кочевую жизнь шабашника.

«На мои вопросы, – продолжает рассказ N, – как рабочие-шабашники из Узбекистана попали в Москву, отвечали по-разному: кто на самолете, кто на поезде. Был даже такой, который, чтобы приехать в Москву, пересек две границы в кузове самосвала. Водитель самосвала, чтобы не возвращаться порожняком, за небольшую плату погрузил человек 15–20 в кузов самосвала и, накрыв их брезентом перевез их через две границы».

Значительная часть едущих на заработки на московские стройки, рассказывал N, устраиваясь в фирмы, попадают в рабство. Якобы для устройства на работу фирмачи выманивают у нанимающихся паспорта, затем якобы теряют их. В результате пострадавшие получают для опознания личности справки, с которыми уже никуда не могут уехать и не могут нигде устроиться, кроме как в организациях, потерявших их паспорта. В результате, работая в тяжелых условиях, они получают от этих фирм гроши, еле хватающие на жалкое существование.

«Встретившись с таким явлением, – говорит N, – я запретил своей старшей дочери, мечтавшей поехать на заработки в Москву, и думать об этом. Мужиков хоть на «панели» не продают, – заявил я, – а ты неизвестно куда попадешь…»

Проработав несколько месяцев в Москве, N, заработав 500 долларов для семьи, вернулся в Ташкент.

27 октября 2002

Немного статистики (Д. Левый):

Население Узбекистана составляет около 25 млн человек.

Из них (http://mazlum.ferghana.ru/svoj.html) в марте 2002 г. в Москве и Московской области находилось 1 млн 825 тыс. человек. В остальных регионах России находилось 5 млн 375 тыс. граждан Узбекистана. 70% этих людей занимались поденной работой (разнорабочие), 88% были нелегалами, 92% были лишены социальной защиты (страхование, регистрация стажа и т.д.). Видимо, очень «хорошо» живется узбекистанцам на родине, раз они стремятся стать нелегалами на чужбине.

И еще обратите внимание, читатель, на упоминаемое в заметке рабство. Оно существует не в Чечне и не в цыганском таборе, а в МОСКВЕ и охраняется не уголовными элементами а доблестной российской милицией, законами демократического государства. Последнее, наверно, делает его более «привлекательным».

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service