Left.ru __________________________________________________________________________

 

Джим МакКанн

Британия: правда о газе CR

Трагедии в Москве посвящается...

В одном только 2000-м году доход от экспорта оружия британских производителей составил 3 биллиона фунтов: Израиль – 12.5 млн., Иран – 12 млн., Индия – 64.5 млн., Пакистан – 6 млн., Оман – 96 млн., Турция – 188 млн., Китай –51 млн., Малайзия – 13.8 млн. И это еще далеко не полный список стран-покупателей – в большинстве своем, государств с наиболее жестоким режимом правления.

Оружие продается по лицензии, одобренной британским Департаментом торговли и по проведении консультации с Министерствами иностранных дел, мирового развития и обороны, причем последнее само по себе является одним из крупнейших производителей. 
Тылы этих высокопоставленных торговцев оружием прикрыты Законом о государственной секретности, функции многочисленных статей которого, с одной стороны, предотвращать возникновение очевидных вопросов, а с другой – скрывать возможные ответы.

Факт: Великобритания занимает второе место в мире – после США – по объемам торговли оружием. В список ее покупателей не входят лишь несколько стран, таких как Ирак, Ангола и Сьерра Леоне. Это, тем не менее, не означает для них отсутствие контроля – известно, что государства-покупатели британского оружия перепродают его "не по назначению".
На международный рынок из Британии поступает оружие самого широкого спектра: снаряжение для ведения воздушного боя, вертолеты, танки, ракеты различных видов, огнеметы, пулеметы, винтовки, пистолеты, а также средства для подавления уличных беспорядков – вплоть до газа CS.

Газ CR был разработан в конце 50- начале 60-х годов Министерством обороны Великобритании. Его статус определялся тогда как "средство для подавления уличных беспорядков".

По особому запросу США, в 1962 году британское правительство представило подробный отчет о создании этого газа. Тем не менее, после всестороннего рассмотрения Соединенные Штаты отказались от его применения, поскольку "полностью неизвестно, обладает ли данный состав канцерогенными свойствами, и какое воздействие он оказывает на генофонд человека."

Семнадцатого декабря 1998 года вопрос о применении газа CR вступает в Палату Общин. Член правительства Кен Ливингстон обращается к Джону Спеллару, министру обороны, со следующим вопросом: "По какой причине газ CR был исключен из разряда доступных средств борьбы с уличными беспорядками?"

Спеллар отвечает буквально следующее: "Газ CR действительно был исключен из разряда средств борьбы с уличными беспорядками несколько десятилетий назад, поскольку принято решение применять его в качестве контрмеры против атак террористов."
И далее: "В этом качестве, как показали испытания, газ CR оказался эффективным. У нас имеется постоянный запас."

Возникает вопрос: почему в августе 1977-го все эти запасы вдруг снялись с мест и осели, по словам Спеллара, "в химической лаборатории, принадлежащей Министерству обороны в Портон Дауне, Уилстшир", что, безусловно, указывает на повышенную готовность правительства отражать террористические атаки?

По своим качествам газ CR в десять раз превосходит CS. По своему составу CR идентичен веществу, называемому Dibenz [b.f-1, 4 - oxazepine].
Внешние признаки поражения таковы: сильная боль в кожных покровах (особенно в увлажненных участках), временная слепота (глаза непроизвольно и мгновенно закрываются), что ведет к панике или безудержному кашлю и одышке, потеря ориентации, жжение на коже. Все это вкупе ведет к полному обезвреживанию объекта воздействия. (По материалам "The Technology of Political Control".)
Вместе с тем "использование большого количества воды, помогающее "реабилитировать" пострадавшего от газа CS, в случае с CR лишь усугубляет положение." (Hansard 1999)

К сожалению, несмотря на то, что британское правительство отрицает применение газа CR, заключенные республиканцы и лоялисты, содержавшиеся в тюрьме Long Kesh, 6-го октября 1974 года испытали на себе его действия, что и дало Джону Спеллару основания характеризовать это средство как "эффективное". Мы также можем подтвердить признаки поражения, описанные в "The Technology of Political Control".
Правительство США, во всяком случае, имеет некоторые основания для беспокойства по поводу канцерогенных свойств, учитывая теперешнее состояние здоровья бывших заключенных. Относительно воздействия на генофонд можно сказать лишь, "поживем – увидим".

Таким образом, если испытания газа CR "доказали его эффективность в качестве средства отражения террористических атак" (Hansard 1999), то почему тогда Британия не выходит с ним на мировой рынок? Ведь все другие производимые виды оружия - с крайне незначительными ограничениями этического плана - подлежат продаже. 
Уверен: Израиль с превеликим удовольствием воспользовался бы подобным средством против Палестины, да и Саддам Хусейн не упустил бы случая его опробовать. 
К тому же, и в Латинской Америке некоторые хунты нашли бы должное применение этому газу. Турция закупила оружия на 188 млн., и, конечно же, кое-что было использовано против населения – так почему бы ей не обзавестись CR? Для местного употребления, разумеется...

Итак, Соединенные Штаты, как мы уже убедились, не заинтересованы. 
Профессор химии, с которым я консультировался по данному вопросу, сказал, что, "возможно, американцы уже несколько разочарованы в подобных средствах после Вьетнама, где применялся газ Оранж... некоторые воспоминания их удерживают." 
Британское Министерство внутренних дел также не проявляет особого энтузиазма: запрос "на применение газа CR" (Hansard), поступивший от Metropolitan Police (организации, известной нам более как Скотланд Ярд) был недавно отклонен. 
Формулировка отказа такова: "Полностью неизвестно, обладает ли данный состав канцерогенными свойствами, и какое воздействие он оказывает на генофонд человека."

К вопросу о факте применения CR в 1974 году в Палате Общин обращаются уже три года; впервые он был поднят Кеном Ливингстоном и относительно недавно – Кевином МакНамарой. 

Британское правительство решительно опровергает все подобные предположения.
По словам Джима Спеллара, британская армия "никогда не применяла газ CR в своих операциях (курсив автора)". (Hansard, 11 января 1999 года)

Шестнадцатого октября 1974 года британской армией над Long Kesh был израсходован значительный объем CR. Газ транспортировался в небольших емкостях, а на свое непосредственное место назначения попадал в особых патронах-контейнерах с вертолетов. Один такой контейнер - в отличие от используемых для CS, размером 4Х4 дюйма – выглядит как пальчиковая батарейка.

Особенности размещения связаны со свойствами газов: CS наиболее эффективен на относительно небольшом пространстве, и с ним сравнительно легко справиться при помощи мокрой одежды. CR же, напротив, поражает мгновенно, причем на территорию значительных размеров достаточно сбросить всего 20-25 контейнеров.

Coiste na nIarchimi (гуманитарная организация, в задачи которой входит оказание помощи бывшим заключенным – прим. перев.) подчеркивает факт применения газа CR в 1974 году британской армией (в испытательных целях, или же в рамках операции) против заключенных.

Занавес секретности, за которым Британия стремится скрыть правду, на самом деле не такой уж и плотный. Рано или поздно Британии придется признать свою ответственность за содеянное и предоставить врачам данные, необходимые для лечения пострадавших.
Впрочем, уже для очень и очень многих из них – и это число постоянно растет – уже слишком поздно.

Перевод Е.Дорошенко

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service