Left.ru __________________________________________________________________________

 

«Мы им не банановая республика»

Интервью Дейзи Фрэнсис Мексидор с новым президентом Бразилии
Луисом Инасио да Сильва (Лула), специально для Гранма Интернешионал

28 ноября 2002 года.

«Главная причина, почему я стал президентом Бразилии – открыть перед страной новое направление» - утверждает Луис Инасио Лула да Сильва, недавно избранный главой этой страны после трех предыдущих попыток, в эксклюзивном интервью. Лула, представляющий Партию Трудящихся (ПТ) в коалиции с консервативной Либеральной партией и левыми группами и движениями, получил более 60% голосов, кандидат правительства Жос Серра оказался на втором месте.

Хорошо знакомый с жизнью рабочих, из рядов которых  вышел, он родился в октябре 1945 года в Валле Гранде, в семье крестьян. Точная дата его рождения неясна, поскольку отец зарегистрировал его рождение 6 октября, но мать настаивает, что это было 27. В любом случае, в результате странного совпадения первый и второй туры президентских выборов прошли в те же числа.

Пристально следя за событиями тех дней, мы пытались установить контакт с Лулой. Мы понимали, что это – нелегкая задача, не только в водовороте выборов, но и в период перехода власти к новому правительству в январе.

Однако в конце концов мы с помощью Родриго Савазони, советника по связям с прессой в избирательной компании Лулы, получили по электронной почте ответы на наши вопросы.

АЗСТ: неприемлемое предложение.

Первый вопрос был о Американской Зоне Свободной Торговли (АЗСТ) и последствиях ее воплощения в жизнь для народов южнее Рио Браво (граница США и Мексики –пер. )

«Я – сторонник объединения Латинской Америки, не только в сфере торговли и экономики, но также в политике и культуре», подчеркнул он.

Предложение АЗСТ в нынешней ситуации неприемлемо. Это не Соглашение о Свободе Торговли с США, это план присоединить экономику Южной Америки и Кариб к экономике США. Без Бразилии АЗСТ неосуществима, и истинная интеграция должна включать Кубу.

Предложение объединения подразумевает определнное равенство среди участников. США имеют технологическую, военную, культурную и экономическую гегемонию и не предлагают проводить политику выравнивания и компенсаций, которую, например, Евросоюз проводит в Испании, Португалии и Греции.

Бразильцы заплатили очень дорого за подчинение Бразилии неолиберальной глобализации под командой США. Наша страна согласилась на требования МВФ и ВБ и вела себя робко по отношению к ВТО, все эти организации – под контролем богатейших стран. Все указывает на то, что эта цена вырастет еще больше, если Бразилия согасится на насильственное объединение в рамках АЗСТ.

Исследование, проведенное бразильским посольством в США, потвердило, что бразильский экспорт в США облагается пошлиной  в среднем около 45%, а американский в Бразилии – около 15%. Буш желает обсуждать АЗСТ, не упоминая эти ограничения, наложенные на самые конкурентоспособные бразильские товары.

Так что же мы будем обсуждать? Все то же снижение пошлин МЕРКОСУР (соглашение об общем рынке Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, позднее также Чили и Боливии – пер.) или Закон об Информатике, которые уже одобрены? Или просто аннексию Бразилии Соединенными Штатами?

Торговля должна быть улицей с двусторонним движением, где все выигрывают и никого не подавляют. Буш принимает протекционистские меры к ущербу других стран и это нельзя включить в общее соглашение о свободе торговли.

Что касается товаров из США, за редким исключением они не облагаются пошлинами в Бразилии. Но 60% бразильских товаров встречают на пути к США те или иные препятствия. От стали до апельсинового сока, под предлогом анти-демпинга или фитоконтроля – все это снижает возможности экспорта для Бразилии.

Мы терпим поражение в международной торговле за последнее десятилетие, только из-за невыгодных торговых соглашений и неспособности правительства воспользоваться расширением торговли. Так что мы не можем пуститься в новое коммерческое предприятие, где Бразилии ничего не предлагают, а только требуют от нее», подчеркнул Луис Инасио.

«Наше праительство не собирается подчиняться и будет решительно отстаивать национальные интересы, учитывая нашу силу в международном плане. Наше нынешнее участие невелико, но может увеличиться. Бразилия – десятая по величине экономика в мире. Мы не какая-то банановая республика. Мы должны занять свое место по праву и пользоваться должным уважением.

Мы собираемся бороться с протекционизмом, пробуя открыть рынки для бразильской продукции и прежде всего защищая наш суверенитет.»

Далее, ссылаясь на МЕРКОСУР, президент заметил : «Бразилия больше  заинтересована в его защите, поскольку он переживает кризис, и это очень важно с точки зрения более энергичных торговых отношений между его членами. Усилить его - значит привлечь страны Анд в это соглашение, укрепить связи с Евросоюзом и развивать торговлю с Китаем, Индией, Азией в целом, с Южной Африкой и со всеми странами, где есть возможности для роста».

Долг, который требует платежа

Когда Лула займет президентский пост в январе 2003 года, его ожидает неподъемный груз – его и миллионы мужчин и женщин, поверивших ему как представителю альтернативы и перемен. Он признает это. «Бразилия должна выплатить социальный долг своему народу. СМИ говрят о внешнем долге, внутреннем долге, но мало о социальном долге, который огромен.

Наша страна в долгу перед индейцами, чернокожими, женщинами, детьми, инвалидами и безработными. Мы обязаны выплатить этот долг.

Партия Трудящихся выступает за политику масс, которую она создала для снижения социального неравенства. Такие программы, как минимальная квартплата, оплата обучения, первые рабочие места – принесли положительные результаты.Это, в сочетании с предложенными нами реформами – налоговой, земельной, политической, трудовой, юридической – даст толчок изменениям, которые, как мы надеемся, улучшат жизнь бразильцев.

Я всегда говорил, что буду бороться за то, чтобы каждый бразилец мог есть хотя бы три раза в день. Проект «Ни одного голодного», который мы составили в Народном Институте и который включен в нашу государственную программу, показывает, как покончить с голоданием 50 миллионов бразильцев за четыре года. Мы -  за социальную справедливость и нормальную жизнь и мы собираемся это сделать.

Стратегия и новое направление.

Согласно опросам, победа Лулы была предрешена с самого начала. Во время его четвертой попытки аналитики и социологи не ошиблись. Сейчас у него есть 90 дней перед занятием поста президента, во время которых, как заметил сам Лула, он попытается использовать эту отсрочку для создания правительства и подготовки передачи власти наилучшим возможным образом. «Это включает расширение и усиление участия и обсуждения среди самых разных слоев населения» - заявил он.

С другой стороны, говоря о кризисе и нестабильности в стране, неизлеченных по неолиберальным рецептам, Луис Инасио Лула да Сильва заметил : «Бразилии нужен президент – политический лидер, способный вести переговоры, чтобы установить новый общественный договор.

Всем известно, что я формировал свои политические взгляды и развивал умение вести переговоры, защищая демократию в тяжелых условиях военной диктатуры. Моя величайшая мечта – послужить своей жизнью и политическим опытом улучшению жизни бразильцев.

Это значит бороться с бедностью, покончить с голодом, который до сих пор держит в тисках почти 50 миллионов человек. Это значит сделать так, чтобы молодежь не сталкивалась с теми же невероятными трудностями, которые выпали на долю мне и многим другим.

Улучшить Бразилию значит ценить нашу страну так, как она того заслуживает, превратить ее в великую страну и исполнить мечты поколений. Это значит изменить ее курс, двинуться прочь от опасности, к которой ее привела нынешняя экономическая политика. Это значит сочетатать развитие с перераспределением прибылей и социальной справедливостью.

Это не просто. Но самое важное –  верность президента, душой и телом, этим задачам. Я готовлюсь к этому и я верен им.

В своем недавнем письме к бразильцам я ясно сказал, что нам необходим открытый и осторожный переход от того, что есть сейчас, к тому, что требует общество. Что было сделано за восемь лет, нельзя исправить за восемь дней. Новая модель не может появиться в результате односторонних решений правительства, не может быть введена приказом, по чьему-то хотенью.

Это будет результат широких общенациональных переговоров, которые должны привести к подлинному союзу во имя страны, способному обеспечить рост и стабильность. Чтобы сделать это, мы собираемся снизить налоги, увеличить экспорт и предложить поощрение для замещения импорта, решив проблему крайней уязвимости бразильской экономики извне.

Так мы создадим лучшие условия для выполнения контрактов, подписанных нынешним правительством, не принося в жертву социальные цели нашего правительства».

По поводу коалиций во время избирательной кампании – основы его победы, Луис Инасио Лула да Сильва высказался недвусмыслено : «Растущая поддержка нашей кндидатуры постепенно стала движением в защиту Бразилии, наших прав и самых сокровенных желаний – быть независимым государством.

Лидеры масс, ученые, люди искусства и религиозные деятели поддержали проект изменений в Бразилии.

Местные власти и парламентарии от партий, не входящих в коалицию с ПТ, заявили о своей поддержке. Это – широкая коалиция, надпартийная во многих отношениях, в поисках новых горизонтов для нашей страны.»

Факт, что жребий брошен. Луис Инасио Лула да Сильва достиг своей цели – он стал президентом. Трудная задача ожидает первого в истории бразильского президента, вышедшего из народа.

Перевод с португальского – Себастьяна Гарридо и Вилсона Браво.

Перевод с английского – Аллы Никоновой.
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service