Left.ru __________________________________________________________________________

 

Республиканизм и социализм

Джерри Адамс
из книги "Политика ирландской свободы"

Дело рабочего класса - это дело Ирландии.
Дело Ирландии - это дело рабочего класса.
(Джеймс Коннолли)

Если вы хотите говорить о социализме в ирландском контексте, то нельзя отделять социалистические устремления от стремлений к национальной независимости. Таков великий урок опыта Коннолли. 

Для того, чтобы построить социалистическое общество, необходимо завоевать подлинную национальную независимость. Говоря словами Коннолли, это требует реконкисты (отвоевания) Ирландии ирландским народом, что означает изгнание империализма во всех его формах - политической, экономической, военной, социальной и культурной. Это означает создание подлинной Ирландской республики и организацию экономики таким образом, чтобы все ресурсы находились под контролем ирландского народа и были организованы так, чтобы принести максимум пользы нашему народу в государстве из всех тридцати двух графств, в котором ирландская культура и национальное самосознание будут сильными и уверенными в себе.

Подлинная национальная независимость - это предварительное условие социализма. Моё понимание социализма - это определенная форма общественного устройства, при которой главные средства производства, распределения и обмена находятся в общественной собственности и под контролем общества и при которой производство основано на нуждах людей, а не на погоне за личной выгодой. Социализм основан на всепроникающей демократизации экономической системы, совместно со всепроникающей демократией в политических и общественных делах. Социализм включается в республиканизм и является стадией в его развитии.

Нельзя построить социализм в британской колонии, такой, какая существует в 6 графствах, или в неоколонии, такой, какую представляет из себя образование из двадцати шести графств. Необходимо иметь свое собственное национальное правительство, обладающее властью для проведения политических и экономических изменений, которые составляют суть социализма. Более того, не может быть подлинного движения за социализм в Ирландии в то время, как связь с Британией разделяет рабочих в шести графствах и в то время, когда раздел страны мешает единству интересов рабочего класса. Нельзя стать социалистом, только называя себя таковым. Ведь национал-социалистами называли себя, к примеру, И гитлеровские фашисты. Сегодня себя называют социалистами такие разные политики, как Найл Киннок, Рой Мэйсон, Гарольд Вилсон, Фидель Кастро, Ясер Арафат и Михаил Горбачев. Из наших местных политиков себя также зовут социалистами Джон Хьюм, Томас Мак Гилла, Дик Спринг и Майкл О'Риордан. Очевидно, что социализм - это то, что социализм осуществляет на практике. Он означает разные вещи для разных людей и ничего не говорит большинству - и уступает в ирландской политике только республиканизму в качестве подвергающегося здесь наибольшим нападкам политического термина.

Лакмусовая бумажка преданности делу социализма в Ирландии (и в Британии тоже) - в отношении в вопросу об ирландском национальном самоопределении. Правильное социалистическое отношение к Ирландии должно быть интернационалистским. Нельзя быть социалистом без того, чтобы не быть сепаратистом (имеется в виду - сторонником отделения от остатков Британской империи - И.М.). Нельзя быть социалистом, если ты поддерживаешь или игнорируешь колониальную крепость, которую британское правительство удерживает в части нашей страны. Не может быть такой вещи, как "ольстерский социализм". Те, кто заявляют о том, что они являются "североирландскими социалистами", всего-навсего заняты церковноприходским подходом к муниципальному варианту газо-и водопроводов. Нельзя стать социалистом, предав дело национализма и республиканизма И заменив их псевдолевыми лозунгами, как это делает Рабочая Партия , или став антинационалистом, как Ирландская Лейбористская Партия. Те, кто ищет организационных связей с британскими социалистическими партиями, склоняются перед колониальной природой отношений между Британией и Ирландией или закрывают глаза на нее. Они игнорируют географические, национальные и культурные различия между нами. Связь социалистов Ирландии и Британии должна быть отношениями равных.

Есть и другие "интернациональные" социалисты, которые поддерживают законные права народов стран Центральной Америки, Африки и Ближнего Востока и других частей света в их борьбе за национальное освобождение. Они являются лицемерами, если они не считают, что ирландский народ имеет такие же права на борьбу за освобождение.

Ирландское национальное движение играло ведущую роль в развитии всемирной борьбы против колониализма и через всю историю ирландского республиканизма проходит красной нитью его связь с прогрессивными движениями в других странах. Идеи американской войны за независимость и Великой Французской революции вдохновили Объединенных Ирландцев в 1798 году. Ирландские иммигранты играли ведущую роль в американской войне за независимость и в борьбе с португальским и испанским колониализмом в Центральной и Южной Америке. В Индии и в Африке ирландские революционные традиции имели сильнейшее влияние на антиколониальное движение. Даже в Британии движение чартистов и все развитие британского профсоюзного движения многим обязаны руководству ирландских радикальных лидеров.

В более недавние времена интернационализм также являлся важным элементом республиканизма, как в плане тактики партизанской борьбы, так и в плане развития политических идей. Республиканцы многому научились на примерах борьбы других народов, и наоборот, политические движения во многих странах мира выражают свою признательность ирландскому республиканизму. Большинство партизанских движений изучают опыт борьбы ИРА, рассматривают его в качестве важного примера того, как надо развивать народную войну. В постколониальную эпоху появление на маждународной арене успешно действующих освободительных движений также имело большое влияние на республиканцев. Между ними существует естественная близость, и в силу этого - открытость в обмене идеями, связанными с этой борьбой.

Пропагандистские "утки" по поводу "сети террора", запускаемые такими организациями, как Мандей Клаб в Британии или газетами, книгами и журналами из США, в особенности - карманными журналистами ЦРУ, - это намеренная попытка ложного истолкования нашей интернационалистской позиции. Один из способов, с помощью которого это осуществляется, - это ассоциирование республиканского движения с действиями таких групп, как Красные Бригады и Прямое Действие, несмотря на то, что все недавние съезды Шинн Фейн осудили действия таких групп. 

Некоторые либералы и самопровозглашенные социалисты, которые находятся в неумолимой оппозиции к борьбе за независимость в своей собственной стране, тем не менее провозглашают такой тип интернационализма, который заключается в поддержке революционных движений в других частях света, на большом расстоянии, при условии, конечно, что эта борьба идет в других странах. Например, Джон Хьюм является спонсором движения против апартеида, каким до недавнего времени был и Гарретт Фитцджеральд. Движение против апартеида поддерживает право АНК добиваться своих целей посредством вооруженной борьбы. Взгляды Джона Хьюма и Гарретта Фитцджеральда на подобную борьбу в самой Ирландии хорошо известны, так же, как и взгляды Найла Киннока, который аплодировал и обнимался с Оливером Тамбо, президентом АНК на партийной конференции британских лейбористов, когда Тамбо высказался за усиление вооруженной борьбы и признал возможность гражданских жертв при этом.

Со своей стороны, ирландские республиканцы обладают естественной, инстинктивной и глубокой близостью с АНК и черным большинством, угнетаемым в Южной Африке. Появление лозунгов солидарности и живописных настенных картин на домах во всех националистских гетто в шести графствах - всего лишь один из примеров такого отождествления с национально-освободительной борьбой во всем мире. Негодование рядовых ирландцев в шести графствах по поводу попыток Рейгана запугать и подорвать позиции правительства Никарагуа и их очевидная скорбь по поводу насильственного изгнания ООП из Бейрута представляют собой яркое свидетельство силы их антиимпериалистических и интернационалистских инстинктов.

Все социалисты должны быть интернационалистами и антиимпериалистами в полном значении этих слов. Революционеры "на расстоянии" не помогут освобождению угнетенных народов мира, если они не могут помочь освободить свой собственный народ и класс в Ирландии.

Свободная федерация свободных народов - единственная концепция интернационализма, за которую стоит бороться. Так что социалисты должны бороться за свободу и политическую власть в той стране, в которой они живут, и координировать борьбу народов в других местах.

Именно по этим причинам и потому, что я социалист, я остаюсь республиканцем. Республиканизм - это философия, в которой национальное и радикально-социальное измерения являются двумя сторонами одной медали. В то время, как национальное измерение, в силу исторических причин, являлось преобладающей тенденцией внутри республиканского движения, ирландский республиканизм постоянно был и остается радикальной политической философией. Республиканцы последовательно боролись против империализма, плывя против течения, зачастую - в одиночку. В республиканском движении есть много недостатков, но оно остается главной, а по мнению многих - и единственной антиимпериалистической силой в сегодняшней Ирландии. Переход от сегодняшней ситуации к национальной независимости, как её определяет ирландский республиканизм, поставит на повестку дня социализм, но ирландский республиканизм - это не термин, который определяет тип общества так, как определяет его термин "социализм". В нашем случае он обозначает в качестве цели обеспечение национальной независимости в её самом широком смысле. Несмотря на все усилия руководства Фианны Фойл, СДЛП и Фина Гэйл, направленные на искажение смысла республиканизма, он остается концепцией, легко понимаемой большинством ирландского народа - означающей национальную независимость, единство, суверенитет и конец иностранного вмешательства в наши дела.

Нельзя быть социалистом и не быть республиканцем. Социалисты будут стремиться к независимой республике потому, что это прогрессивно само по себе, так как является продвижением вперед по сравнению с сегодняшней ситуацией и так как это является первым шагом на пути к социализму. Это будеt достигнуто только при том условии, что борьбой будут руководить наиболее радикальные социальные группы, в особенности - рабочий класс- без которого не может быть успеха в создании условий для установления демократического и социалистического государства.

Tакая борьба за национальную независимость нуждается в том, чтобы охватить все социальные элементы нации, которые угнетаются или сдерживаются империализмом. Борьба за независимость, которой руководят консервативные силы или средний класс, как это было в Ирландии в 1921 годu, имеет тенденцию к компромиссу с империализмом, ибо их верхушка получает выгоды от такого компромисса. Именно поэтому те левые силы в Ирландии, которые считают себя социалистами и представителями рабочего класса , должны быть наиболее бескомпромиссными республиканцами.

Во всем этом вопрос о социалистическом республиканизме или о республиканском социализме - важный вопрос для радикальных сил в Ирландии сегодня. Tермин "республиканский социализм" использовался некоторыми, например, почти утратившей свое значение Ирландской Республиканской Социалистической Партией, но строго говоря, он является неудачным термином. Если Вы заявляете о том, что Вы - "республиканский социалист", то Вы, таким образом, подразумеваете, что есть и такая вещь, как "нереспубликанский социалист"; но, конечно же, такого нет и быть не может, по крайней мере, если термин "социализм" используется в классическом смысле этого слова, как мы его здесь определили. Нельзя быть социалистом и не быть республиканцем. Коннолли, как известно, указал, что было корректной формой, когда он назвал основанную им в 1896 году партию Ирландской Социалистической Республиканской Партией . Это означает, что если респuбликанец хочет использовать термин "социалистический" в определении своей политической позиции сегодня, правильным термином является "социалист-республиканец" и "социалистический республиканизм", для того, чтобы отличить себя от республиканцев-несоциалистов. Это вполне применимо и сегодня. И все же, на этой стадии своего развития республиканская борьба не должна обозначать себя как "соcцалистическая республиканская", ибо это привело бы к ложному пониманию, - что в ней якобы нет места для несоциалистов.

В ирландском республиканизме содержится целое число других "измов"; все вместе в своей совокупности они составляюt одно-единое великое целое ирландского республиканизма. Достаточно отбросить один из них - и перед нами предстанет совершенно другая философия. Пять связанных в нем элементов - это сепаратизм, секуляризм, антисектарианизм, национализм и радикальное социалистическое измерение. Но ирландский республиканизм не является и никогда не был неподвижной концепцией; это - живая и развивающаяся идеология. Самое замечательное провозглашение его основных элементов содержится в Декларации 1916 года, которая гордо украшает стены многих ирландских домов. К сожалению, её редко изучают, а её содержание намеренно принижается дублинскими властями, главные политические партии которых, тем не менее, заявляют о том, что их политика основана на этой уникальной декларации социальных и демократических устремлений.

Принципы ирландского республиканизма, на которые большое влияние оказала Французская революция, был впервые сформулированы Объединенными Ирландцами, в частности, Tеобальдом Вольфом Tоном, чьи произведения описывают в деталях основные идеи республиканизма того периода. Этими основными моментами были: сепаратизм - для разрыва колониальной связи с Англией; антисектанство - для того, чтобы считать ирландскими гражданами всех, взамен традиционного деления "протестант", "католик" и "инакомыслящий"; и секуляризм. Позднее, когда появилось движение Молодая Ирландия, Финтан Лалор заложил новую основу для ирландского республиканизма. Он писал:
" Полная собственность над Ирландией, моральная и материальная, от солнца и до центра земли, основана на праве народа Ирландии. Он, и только он является собственником земли и законодателем этого острова; все законы, не созданные и не принятые им, недействительны, а все земельные титулы недействительны, если не подтверждены им".
Молодые Ирландцы также разбудили чувство национального самосознания и национальной самоидентичности.

Следующим этапом было Ирландское Республиканское Братство или Общество Фениев, чей подъем сопровождался сильным национальным возрождением и созданием федераций национальных видов спорта и культурных организаций, - таких, как Ассоциация Кельтских Игр и Лига Ирландского Языка. Этот национализм не был шовинистическим - это был прогрессивный национализм, выражающий веру в культуру и национальное самосознание так же, как и в политическую независимость.

Хотя в работах всех поколений, повлиявших на ирландский республиканизм, присутствовал прогрессивный социальный элемент, и хотя в cвое время каждое из этих движений было революционным и радикальным, наиболее значительный эффект не только в литературе, но на идеи других лидеров, оказали работы Джеймса Коннолли о социальных и экономических аспектах ирландской борьбы за независимость. Подрик Пирс в своем "Суверенном народе" приводит пример этого:
"Tак что суверенитет нации распространяется не только на всех мужчин и женщин этой нации, но и на все материальное богатство нации, её землю, её ресурсы, все благосостояние и все процессы, создающие благосостояние внутри нации. Другими словами, никакое право частной собственности не должно противостоять праву народа обеспечить строго равные права и свободы для каждого мужчины и каждой женщины нации".

Все эти элементы обрели кристально чистое воплощение в Декларации о Провозглашении Республики в 1916 году и были в дальнейшем развиты в Демократической Программе Первого Дойла. Эти документы не были ни воплощены в жизнь, ни творчески дополнены с учетом современных условий, и, тем не менее, они остаются имеющими значение и сегодня, так же, как и в то время, когда были заложены их основные принципы. 

Все движения и лидеры, которые сформировали республиканскую философию, также являлись интернационалистами в своем видении мира и рассматривали применение физической силы, и применяли её в качестве средства для достижения целей нашей борьбы. Если мы сравним политические позиции тех политиков и политических партий, которые притворяются республиканскими, со всеми элементами подлинно ирландского республиканизма, мы откроем для себя, каким дрянным и поверхностным является на самом деле это притворство.

Нельзя стать республиканцем без того, чтобы обнять все "измы" республиканизма. Это не означает того, что те, кто может не быть согласен с каждым из "измов", не может сыграть своей роли на данном этапе борьбы. Напротив, согласие даже по одному элементу, ведущее к вовлечению в борьбу за достижение краткосрочных целей, о которых было достигнуто согласие, желательно, но республиканцы - те, кто обнял все "измы"- всегда должны быть в авангарде и должны иметь способность придавать формu нашей борьбе так, чтобы привлечь к ней максимальную поддержку всех прогрессивных и угнетаемых элементов современного ирландского общества.

В Ирландии до того, как будет покончено с её разделом, и будет создано единое государство, быть по-настоящему левым означает быть до мозга костей республиканцем. Tаким был главный урок Джеймса Коннолли для сцcиалистов в Ирландии. Именно поэтому он пришёл как социалист к тому, чтобы поддержать Пирса и других радикальных республиканцев и демократов в их борьбе за создание Ирландской Республики.

Если бы та борьба увенчалась успехом, Коннолли и социалисты тогда были бы в более благоприятной позиции для достижения экономических и социальных перемен, которые заключают в себе социализм. Они заслужили бы себе авторитет благодаря своему руководству борьбой за независимость. Вот почему политической ошибкой является противопоставлять республиканизм и социализм в Ирландии, как если бы они были противоположностями или антагонизмами.

Истинный социалист будет активным сторонником республиканского характера национального освободительного движения. Он или она поймет, что без сохранения этого характера и без сохранения наиболее радикальных сил в руководстве борьбой за независимость это движение обречено на провал или на компромисс. Этот классический взгляд на вещи контрастирует с ультралевым взглядом, который противопоставляет республиканизм и социализм и который порывает единство движения за национальную независимость тем, что ставит во главу угла "социалистические" требования, которые не могут быть достигнуты до завоевания подлинной независимости; результатом этого станет то, что мы не добьемся ни независимости, ни социализма.

Игнорировать эти уроки истории означает повторить ошибки прошлого. Что нужно в Ирландии, особенно в 26 графствах, - так это развитие широкого антиимпериалистического движения. Такое движение не может быть построено вокруг социалистических лозунгов - до тех пор, пока социализм не окажется на повестке исторического дня, до тех пор, пока не будет развита отличительно ирландская форма социализма, отвечающая нашим условиям и нуждам, и до тех пор, пока большинство трудящихся в Ирландии, наконец-то не поймут, что это - в их интересах, и что это - именно то, чего они хотят.

Если такое массовое антиимпериалистическое движение, привлекательное для всех основных слоёв ирландского общества, сможет быть создано, - а это является срочной задачей всех социалистов, националистов и республиканцев, - оно сплавит вместе всех тех, чьи интересы угнетаются империализмом, и покажет народу связь между их местными и специфическими проблемами с империалистическим гнетом над Ирландией. 
Программа такого движения будет привлекать к себе всех тех, кто способен отстаивать национальные интересы, и потребует многосторонней кампании за национальное возрождение - за новую ирландскую Ирландию, особенно в 26 графствах, где до сих пор существуют и доминируют неоколониальный этос и антинациональный менталитет. И такая программа будет, по самой своей природе, более левой, чем. то, что считается "социализмом" в Ирландии сегодня.

Коннолли говорил о том, что национальная революция является предварительным условием для революции социальной. Все мы, те, кто называет себя республиканцем или социалистом, должны изучать его работы. Как писал Десмонд Гривс, Коннолли говорил о том, что политический и социальный аспект являются двумя стадиями одной демократической реорганизации общества, каждая из которых включает в себя экономические изменения, функцией которых является пропаганда политических изменений. Мы, те, кто следует его традициям, должны признать, что это правда.

Перевод Ирины МАЛЕНКО. 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service