Left.ru __________________________________________________________________________

 

Алла Никонова 

НЕСУЩИЕ «БРЕМЯ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА» В РОССИЙСКУЮ ГЛУБИНКУ

В статьях о возможном привлечении работников умственного труда на сторону революции авторы, включая Александра Тарасова и Алексея Цветкова, исходили из предположения, что даже высокооплачиваемый специалист может быть недоволен своим положением под властью капитала и возжелать перемен. Эти перемены могло бы предложить ему революционное движение. А их оппоненты, от Троцкого до Антона Баумгартена, возражали, что буржуазия покупает возможных союзников пролетариата на корню и они уже ни на какие изменения не согласны. Все это очень интересно, но слишком отвлеченно. Спорить можно долго, но если практика – критерий истины, то лучше посмотреть, как обстоят дела на практике. И представьте себе, такая возможность есть. Стоит только зайти на сайт http://aha.ru/~paulv/homestead.htm - и вот он, живой, настоящий кандидат в попутчики. Сам о себе рассказывает, причем весьма откровенно, не стесняется. 
 
 ПРОЕКТ "ДОМ, ХУТОР, УСАДЬБА" 
Настоящая страничка является чем-то типа смеси пресс-релиза и бизнес-плана. 
Она преследует следующие задачи: 
1. Помочь нам самим сформулировать, чего же мы хотим и что делаем. 
2. Найти "белых людей", желающих и имеющих возможность составить нам компанию в освоении российской глубинки, т.е. стать нашими соседями. 
3. Сообщить другим заинтересованным лицам о нашей попытке переселения в тверскую глубинку. 
Мы попробуем описать, что привело нас сюда, с какими проблемами мы сталкиваемся и как их решаем, как мы представляем развитие нашего проекта, и какого типа людей мы хотели бы видеть в пределах своего визуального поля.

 Как видим, идеологическая ясность с самого начала. Требуются «белые люди». Такое сочетание дешевого стеба и глубоко вкоренненого презрения к «быдлу», как мы увидим – характерный признак людей этого сорта. 
 
ПРИНЦИПА, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ, ЛОЗУНГИ, ИДЕОЛОГЕМЫ, МИФОЛОГЕМЫ 
Постараемся сформулировать наши ценностные установки в форме, не обременительной ни для нас, ни для читателей. 
Следующие слова и фразы выражают, что нам приятно и что мы считаем важным. 
· Тишина, элементарная физическая тишина, без постоянного шума колес и людских голосов. 
· Чтоб воздух был прозрачен и ночью было видно очень много звезд, чтоб вселенная не представлялась офигенной пустой кубатурой. 
· Оптимальное расстояние до соседей - когда из окна твоего второго этажа за лесочком видна крыша соседнего дома. Ближе - скученность. Дальше - пустынность. 
· В деревне не скучно -  добровольная и в разумных пределах сенсорная депривация (кто не понял - не для того сей сайт) делает восприятие разнообразнее и красивее, а мысли живее и свежее. А воплощение этих мыслей - качественнее и ценнее. 
· Уклад жизни - из прошлого, способ производства - из будущего 
· Ежедневная жизнь не должна требовать ношения ручных часов. 
· Коммуникационные технологии позволяют совместить тихую, здоровую и естественную для человека сельскую жизнь с профессиональной городской работой и соответствующим заработком. 
· Луддитства здесь нет. Совсем наоборот: техника и технология позволяют, в том числе, удалиться от этой самой вышеупомянутой техники и технологии. 
· Движение активных, образованных людей из города соответствует потребностям общества и духу времени. 
· "Островок нормальности" 
· "За чистоту быта и бытия" 
· "Излишнее количество людей сильно мешает быть человеком" 
· Усадьба - модель мироздания. Каждый, от скотины и дебила до очень умного дядечки, найдет приятную и полезную нишу. Причем на всех стадиях своего жезненного пути. 
· Усадьба, как sine qua non для выращавания детей 
· Кстати о детях: 
"И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для обитания." (Ис.58, 12) 
Итак, вот несколько произвольно выбранных фраз, в своей совокупности обозначающих нашу "идеологическую" ориентацию. 
Можно добавить также присутствие некоторого колонизаторского начала, смягченного пацифистским сентиментом. 
От соседей ждем совместимых взглядов и наличия ресурса, в несколько раз превышающего прожиточный минимум. Без этого усадьбу не построить. 
Выращиватели картошки и идеалистически настроенная интеллигенция, а также незнающие куда бежать desperados нашим задачам не соответствуют. 

Прошу обратить особое внимание на фразу, где «дебил» перечислен через запятую со скотиной, а кто такие эти предпологаемые «дебилы», будет видно из дальнейшего. Если кто думает, что колонизаторское начало просто шутка, советую вспомнить про «белых людей». Итак, кто же подходит для жизни в этой новой Касталии, обители высоких духом (по мнению ее основателей)? 
 
 КТО НАМ ИНТЕРЕСЕН 
Попробую обрисовать профиль "идеального" соседа. 
1. Семья 30-45 лет, желательно с детьми 
2. Портативная профессия: программист, писатель, переводчик..... 
3. Не боящиеся неудобств сельской жизни с одной стороны, и недовольные ими настолько, чтобы благоустраиваться,  с другой 

То есть, все без обману, действительно, нужны интеллигентные люди, и недовольные своей жизнью – довольные в глушь не поедут, что не обещай. А обещают следующее. 
 
 ЧЕМ И КАК МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ВАМ 
Если мысль колонизировать здешние края покажется вам привлекательной, постарайтесь ее прогнать. Можем порассказывать ужастиков. 
Если не получится, приезжайте посмотреть, походить, подумать, примериться. куда приложить свою голову и руки. 

Нет,  колонизация – просто навязчивая идея у этих граждан. А вот кто им нужен, кроме «белых людей». 
 
 Почти всегда нужны помошники, способные и готовые хорошо работать за хороший стол и небольшие деньги. 

Вообще-то, раньше, до революции, это называлось «батрак за харчи» - самая бесправная группа сельского пролетариата. Обычно это были сироты, иногда – умственно отсталые («дебилы»), за кого некому было вступиться. 
Но , разумеется, поскольку наши колонизаторы российской глубинки – люди культурные, они не могут обойтись только презренной прозой жизни. Они даже сами пишут стихи. Стишки с претензиями, но слабые. Однако, кое-что интересное узнать можно и из этого источника. 
 
На перевод “World Bank Anti-Poverty Program Evaluation" 
30 апреля 
Дубровки 

Учрежденье высокого ранга – 
Таков статус Всемирного Банка. 
Его любят народы и страны, 
Демократы, вожди и тираны. 
Потому, что большие задачи 
Выполняет он так иль иначе... 

Вот чем зарабатывает себе на жизнь  доморощенный колонизатор – переводом на русский язык программы Всемирного банка «О борьбе с бедностью». Надо полагать, переводит для туземных чиновников инструкции заморского начальства, чтобы боролись, как следует. 
А вот как этот же колонизатор реализует свою голубую мечту, несмотря ни на какие препятствия: 
 
Уж обретает контуры санблок. 
Там скоро будут пол и потолок. 
И теплая вода, и ванна с унитазом. 
Хотелось бы решить проблемы быта разом. 
А то второй уже еб*мся год. 
Где б мне найти ответственный народ, 
Чтоб соблюдали сроки, договоры, 
Не пьянцы чтоб были и не воры 

Прошу прощения за цитату с матом, но такова уж природа возвышенных натур – когда мало желающих батрачить за харчи, их деликатность дает о себе знать. 
Но кроме этой жидкой поэзии, присутствует на сайте и настоящая, энергичная, полная классовой ненависти сирвента Бертрана де Борна, написанная в конце 12 века во Франции.
 
Небольшая цитата 
Нрав свиньи мужик имеет, 
Жить пристойно не умеет, 
Если же разбогатеет, 
То безумствовать начнёт. 
Чтоб вилланы не жирели, 
Чтоб лишения терпели, 
Надобно из года в год 
Век держать их в чёрном теле 

О том, насколько мелок духовный наследник поэта-рыцаря, можно судить по тому, что он именует сирвенту (обличительную песнь)- "стишком". Прислал Вовчик в качестве наставления мне, как начинающему сельскому жителю. Хочу этот стишок в оригинале! 
Но есть и более близкий идеал у  начинающего сельского жителя. Это – Афанасий Фет, нежный лирический поэт, который решил зажить помещиком и наполнил страницы правых журналов жалобами на нерадивых работников и дерзких крестьян. Результатом стала целай серия издевательских пародий революционных демократов. Например, пародия на «Шепот, робкое дыханье...» 
 
«От дворовых нет поклона, шапки набекрень 
И работника Семена плутовство и лень. 
На полях чужие гуси, дерзость гусенят...» 

И Семен, и гуси, и даже гусенята – все взято из статей Фета. А для наших героев Фет – образцовый хозяин! Воистину, "уклад жизни - из прошлого" , от себя добавим – из дореволюционного прошлого. 

Наконец, стоит поговорить о деле, то есть, о бизнесе. Кроме всего прочего, туристам предлагаются : 
Походы конные с инструктором, 2-5 дней $20 в день?? 
Подземные прогулки Баков 10-20 с человека? 

Баки, если кто не знает, это «баксы»- так более грамотно и интеллигентно. То есть, зовут к себе людей, способных за неделю активного отдыха потратить более 100 долларов – более 3000 рублей. Да, тут не прожиточным минимумом пахнет. Но с другой стороны, есть и условия. 
 
Одновременно, ввиду некоторого количества запросов другого рода - типа конкретных -  должен принести извинения и просить понимания со стороны желающих попьянствовать, пострелять и попариться в шумной компании. Мы люди тихие, семейные, пацифистски настроенные. И посему  с приблатненной шушерой, шо со своим лавандосом насосным хочит на джипере позорном прикатить лахудру немазовую мутить да мульку беспонтовую ширять с дурбецелом вольтанутым мы несовметимы по ценностным установкам, ни культурологически, ни стилистически, ни даже в плане бытовом.  Концепцию туризма формируем в расчете на людей среднего достатка и мещанского образа жизни. 

Особенно хорошо это насчет «среднего достатка» . Поражает также свободное владение языком соотвествующих слоев общества (может быть, для некоторых это еще большая профессиональная необходимость, чем владение английским?) Но, несмотря на браваду, чувствуется некоторый страх – и здесь, в колонизованном краю нет спасу от новых хозяев жизни (и не от них ли и сбежали в глушь наши знакомые?). Но что они смогут реально сделать, если эти ребятки действительно к ним заявятся? Попросят помощи у деревенских, т.е. у туземцев? 

Такая вот получается картинка. Может, не слишком приглядная, так что еще ждать от душевного стриптиза?  Мы познакомились с нашими колонизаторами настолько, насколько это возможно на русском языке. Однако у каждого уважающего себя сайта есть английский вариант http://www.unclepasha.com/travel_russia_misery/suffering.htm 

И тут нас ждут новые открытия. Здесь предлагают услуги иностранным туристам, однако услуги особые . Здесь довольных своей сытой жизнью обывателей предлагают ознакомить с несчастной, страдающей станой, Россия рекламируется как самое жалкое местечко на свете. Как гордо поясняет автор, нищета и уныние России лишены всякой живописности, даже живописности умирающих от голода в великолепной пустыне эфиопских детей, к которым, к тому же , направляется помощь. Честное слово, рекламный проспект с описанием прелестей российского ада, которыми заманивает своих потенциальных клиентов автор, следовало бы перевести полностью – это был бы неоценимый в своей подлинности научный  материал и одновременно – замечательная агитка против российского (и мирового) капитализма. Но мне это не под силу – уж слишком все это отвратительно. По сравнению с этим и Бертран де Борн, и Фет кажутся просто благодетелями человечества. 

Но  на Западе живут не только те, кто, вместо комфортабельного ознакомления с миром, каким он предстает на глянцевых открытках, желают сунуть нос в чужое несчастье для повышения притупившегося апетита. Есть там и недовольные, бунтари, одним словом, беспокойные люди. И поэтому западным правительствам предлагается (в шутку, конечно), отправлять их в Россию, откуда они вернутся с горячим желанием погрузиться в мещанское болото.

Нет, что ни говори, а лучше один раз увидеть живой пример, чем прочесть гору научных исследований на тему новейшего российского компрадорства. Вопрос только один : насколько типичны эти экземпляры, обнаруженные случайно, а не в результате специального исследования, для нынешней российской действительности? И нет ли примеров противоположной тенденции? Как ни странно, сам автор этих потрясающих откровений признается, что первоначально он сочинил свой проект «туристического маршрута в несчастье», не рассчитывая на прибыль, а просто для того, чтобы подразнить своих гуманных друзей. В результате они перестали быть его друзьями. Возможно, это – основание для умеренного оптимизма.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service