Left.ru __________________________________________________________________________

 

Джек Смит 

ВАШИНГТОН ШАГАЕТ В ГОРДОМ ОДИНОЧЕСТВЕ

В течении последних десятилетий американское правительство неоднократно игнорировало мнение подавляющего большинства стран мира в вопросах международных отношений. В ООН США часто голосуют в числе одной-двух стран против прогрессивных решений, в Совете Безопасности использовали вето больше, чем все другие страны вместе взятые. Однако, за последний год Соединенные Штаты умудрились переплюнуть самих себя в выражении презрения к международному сообществу и сделали все возможное, чтобы мир не  изменился в лучшую сторону, даже в тех случаях, когда отличить добро от зла было не сложнее, чем белое от черного. Ниже приведены  некоторые из ключевых договоров, соглашений и намерений, поддержанных большинством стран мира, но отклоненных Вашингтоном в 2001 году. Эти примеры приведены в обратном хронологическом порядке, начиная с декабря 2001.

1. 13 декабря американское правительство в одностороннем порядке вышло из договора по ПРО 1972 года. Правые всегда недолюбливали этот договор, но у них никогда не было достаточно власти, чтобы разорвать его до тех пор, пока в прошлом году в должность президента не вступил Джордж Буш. Как фактически и в случае с любой своей инициативой, объявленной после 11 сентября, администрация Буша теперь утверждает, что выход из этого договора потребовался для "войны с терроризмом." В своей речи за два дня до разрыва этого исторического соглашения, Президент Буш объявил, что "после нападения на нашу нацию, стало очевидным, что мы должны строить ограниченную и эффективную систему защиты от ракетного нападения ...., мы должны защитить американцев и наших друзей от всех форм террора, включая ракетное нападение." При этом единственными ракетами в руках Аль Каиды, действия которой подтолкнули Америку на создание НПРО, были "Стингеры" (предназначенные для поражения низколетящих воздушных целей на небольшом расстоянии). Ими ЦРУ снабдило афганских боевиков в 1980-ых.

2. Сенат укрепил свою позицию против Соглашения о Международном Уголовном Суде от 1998 года 78 голосами против 21 в ходе голосования 7 декабря. В результате голосования в военные финансовые законопроекты были внесены поправки, предотвращающие передачу американских солдат под юрисдикцию Международного Уголовного Суда (Международный Уголовный Суд не следует путать с существующим Международным судом). Двумя неделями позже, однако, поправка была смягчена в результате переговоров Сената с Белым Домом, при подготовке окончательной версии финансовых законопроектов, но американское правительство по-прежнему выступает против соглашения. 

Соглашение о Международном Уголовном Суде, поддержанное 120 странами, установило бы механизм преследования по суду людей, обвиняемых в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Ожидается, что оно войдет в силу в этом году, после того, как будет ратифицировано 60-ой страной-участницей. Поправка была разработана сенатором правого крыла Джесси Хелмсом. Ни администрация Буша, ни голосование Сената не продемонстрировали никакого желания ратифицировать соглашение, которое в конечном счете могло бы привести к обвинениям американского правительства и военных в совершении военных преступлений. Последние несколько лет США давали понять, что они согласились бы на создание Международного Уголовного Суда в принципе, если в полномочия Суда будет входить рассмотрение дел, вносимых исключительно Советом Безопасности ООН. Как постоянный член Совета, Вашингтон, конечно, смог бы тогда накладывать вето на любое заявление в суд.

3. 7 ноября заместитель госсекретаря США Джон Болтон объявил в Женеве на конференции, созванной для развития Соглашения о химическом и биологическом оружии, что "это соглашение является мертвым". 25 июля специальный комитет соглашения в составе 54 членов рекомендовал утвердить процедуры, обеспечивающие последовательное и неукоснительное приведение в исполнение соглашения, которое было подписано 140 государствами в 1972 году. США сорвали подписание протокола на том основании, что это будет препятствовать "законным действиям" Вашингтона (то есть, исследованиям и созданию более мощного вооружения) и "облегчает промышленный шпионаж" (то есть, если американцы предоставят информацию относительно мощности находящегося в их распоряжении химического и биологического оружия, это  может привести к тому, что некоторые из их тайн будут украдены). 

На ноябрьской встрече, созванной для повторного рассмотрения вопроса, Болтон представил предложение администрации Буша, которое не предусматривает обязательного выполнения предусмотренных мер и контроля за их выполнением. При этом и сами меры, естественно, становятся бессмысленными. Несколько неправительственных организаций были разъярены позицией США. "Саботаж" - такова была характеристика Федерации американских ученых. Выходит, США хотят избавить мир от биологического и химического оружия, но не за счет снижения собственного огромного производства.

4. Каждый год, начиная с 1992-ого, подавляющее большинство членов Генеральной Ассамблеи ООН голосует за резолюцию, требующую от правительства США прекратить эмбарго против Кубы. Так было и в октябре 2001, "за" проголосовали 167 членов, против - 3. Постоянные американские и израильские голоса "против" необъяснимым образом соединились в этом году и в вопросе о Маршалловых Островах. Эмбарго было введено администрацией Эйзенхауэра в 1960-ом. США усилили санкции в 1992-ом, в разгар экономического кризиса на Кубе, надеясь дожать маленького соседа. Белый дом снова усилил эмбарго в 1996-ом, в попытке не дать этому острову с всего 12-миллионным населением восстановиться. 

Почему дядя Сэм продолжает нападки на Кубу, несмотря на протесты фактически всего мира? Посмотрим на эту проблему глубже: население Латинской Америки и стран Карибского бассейна приближается  к 500 миллионам - и более чем 40 % этих людей живет в отчаянной бедности. США боится примера преуспевающей Кубы с социалистической системой и ее революционным прошлым, да еще расположенной в опасной близости от такого океана нищеты. Руководствуясь аналогичными побуждениями, США разрушили прогрессивные или социалистические движения и правительства в Никарагуа, Сальвадоре (Центральная Америка), Чили, Гватемале и Гренаде, а теперь пытаются задушить подобные движения в Колумбии и Венесуэле.

В сентябре, Соединенные Штаты и Израиль бойкотировали Международную Конференцию по расизму с участием 163 стран в Дурбане (ЮАР), на которой, к их большой тревоге, были  представлены фактически полным составом страны "Третьего мира". Основная  причина этой тревоги состояла в том, что на конференции якобы должна была быть устроена показательная порка Израилю за его репрессивную политику по отношению к палестинцам. 

Но еще более настоятельно американское правительство стремилось избежать международной конференции, где многие африканские и азиатские страны, а также представители африканской диаспоры, были готовы потребовать формальных извинений за столетия колониализма и рабства. Многие страны также подняли вопрос о материальном возмещении экономических убытков и человеческих жертв в результате завоевания их стран и сдерживания развития их обществ империалистическими странами. 

Несколько стран, во главе с страной- устроителем конференции - ЮАР и Финляндией пытались предотвратить ее бойкот со стороны США и Израиля, значительно смягчив для этого критику их политики по отношению к палестинскому народу.  Но США и Израиль отклонили даже этот компромиссный вариант, инсинуируя, что большинство участников конференции составляют расисты и антисемиты. 

Лидеры черной части Конгресса осудили их бойкот, настаивая, чтобы "рабство и репарации за него были обсуждены," но их как всегда проигнорировали. Тем не менее, положительным результатом встречи в Дурбане стала демонстрация  единства африканских и азиатских делегаций в в этом вопросе (вспоминается Бандунг 1955-го, когда возникло движение неприсоединения) и разоблачение высокомерия и расизма администрации Буша, пытавшейся саботировать конференцию.

5. В августе Президент Буш отказался от обещания Президента Клинтона "окончательно" выполнить Соглашение о противопехотных минах. Соглашение было одобрено в декабре 1997-го голосованием 122 против 9. США выступили против соглашения частично, потому что Главнокомандующий Клинтон хотел избежать конфликта с военным руководством, которое держится за мины, как собака за кость. С тех пор около 20 новых стран подписали соглашение, и администрация Клинтона сказала, что  США предпримут шаги, чтобы объявить вне закона противопехотные мины в 2006 году, при новой администрации. Соглашение запрещает использование, накопление, торговлю и производство противопехотных мин, которые калечат и убивают приблизительно 20,000 людей каждый год.  Почти все эти люди - мирные рабочие, крестьяне, дети. Мины также не позволяют культивировать большие площади сельхозугодий, которые легко заминировать, но трудно очистить от мин. 

Подсчитано, что до 100 миллионов противопехотных мин заложены приблизительно в 60 странах, в основном развивающихся, и каждая из них ожидает своего неудачного прохожего. В прошлом месяце, отражая позицию администрации Буша, и повторно заявляя о давнишнем нежелании расстаться с этим оружием изувечивания людей, Пентагон рекомендовал Белому дому отказаться от всех усилий, направленных на то, чтобы когда-либо присоединиться к соглашению; отклонить предложения по избавлению мира от "глухих" мин в 2003 году; отказаться проводить исследования, направленные на развитие альтернативы минам, и продолжать установку мин повсюду, где это "необходимо".

6. В июле администрация Буша позаботилась о том, чтобы Соединенные Штаты стали единственной страной, выступившей против Соглашения Организации Объединенных Наций по борьбе с незаконным оборотом стрелкового оружия. Белый дом пошел на это по той же самой причине, по которой министр юстиции и генеральный прокурор Джон Ашкрофт позже объявил о поиске квитанций за резаки для открывания коробок якобы купленных в США якобы террористами с Ближнего Востока, но не торопится навести порядок в продаже продаже пистолетов из нежелания оскорбить "стрелковое лобби".

7. В мае, в ответ на лицемерие Белого дома в вопросах, имеющих отношение к правам человека и Организации Объединенных Наций, Комиссия по правам человека ООН впервые проголосовала против избрания американского представителя в эту важную группу. Результат голосования определила позиция неофициальной коалиции во главе с некоторыми близкими американскими союзниками в Европе и присоединившимися к ним странами Третьего мира на Экономическом и Социальном Совете 54 стран, в который эта группа входит. В ответ на это Конгресс США проголосовал за отказ от уплаты 244 млн. долларов взносов, чтобы "наказать" Организацию Объединенных Наций до тех пор, пока членство США в группе не будет восстановлено.

8. В апреле Европейский Союз внес на рассмотрение Комиссии по правам человека ООН, собравшейся в Женеве, призыв к всемирному мораторию на смертную казнь. Мера прошла 27 голосами против 18, причем среди голосовавших "против" ключевую роль играли США.

9. В марте Президент Буш фактически растоптал Киотский протокол 1997 года, подписанный с целью снижения выброса газов, приводящих к возникновению парникового эффекта, и как следствие к глобальному потеплению. Он сделал это наперекор абсолютному большинству стран мира, подписавших это соглашение, и мнению 75 % американцев, считающих глобальное потепление серьезной проблемой. США подписали умеренную, первую часть соглашения четыре года назад, когда было научно доказано, что без принятия мер глобальное потепление закончится всемирной катастрофой через несколько десятилетий. Киотский Протокол обязал подписавшие его страны первоначально к сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу в течение следующего десятилетия до уровня 1990 года. 

Так как Соединенные Штаты выбрасывают 25 %  всех газов, решение Буша о выходе из соглашения означает, что  эта цель не может быть достигнута. Позицию американских властей критиковал весь мир, включая все развитые промышленные страны. Буш обвинил соглашение в том, что оно "обречено на неудачу", т.к. стандарты выбросов для более бедных, развивающихся стран (которые производят гораздо меньшее количество парниковых газов) не такие жесткие, как для развитого мира. Девятью месяцами позже, когда страны протокола встретились, желая смягчить условия соглашения в надежде, что  США пересмотрят свою позицию - администрация Буша ответила полным молчанием.

За исключением коалиции "Товарищество Наций", сколоченной Вашингтоном с целью обеспечить международную поддержку для "войны с терроризмом," американское правительство полагается сегодня больше на собственные действия, и меньше на сотрудничество с другими странами, даже своими союзниками, чем в когда бы то ни было со времен Второй мировой войны. Вашингтон ведет свою экономическую, военную, внешнюю, экологическую и социальную политику, не принимая во внимание мнения других государств или те опасности, которыми эта политика грозит остальному миру. Единственным критерием для США стало соображение - продвигает или нет их политика американские экономические и военные интересы и идет ли она на пользу зажравшимся корпорациям. 

Зараженные бациллой наглости и высокомерия, США ведут себя как единственная супердержава и бесспорный военный правитель земли, поставленный над другими нациями и народами. Если Вашингтон не откажется от своего имперского курса, его власть над миром приведет к большим бедам.

Перевод Олега Рязанова

Обсудить статью на форуме

TopListRambler's Top100 Service